2. Придумать слова, начинающиеся со звуков: р, с, ш, п, д, т.
3. Отобрать картинки на заданный звук: п-б, ш-с, з-с, д-т.
Следует отметить, что последнее задание носит комплексный характер. На его выполнение влияет не только состояние фонематических представлений, но и, в определенной степени, владение элементарными формами фонематического анализа.
При исследовании фонематического анализаиспользуются следующие приемы (задания расположены в порядке усложнения):
1.Выделение звука на фоне слова (по картинкам и на слух).
2.Выделение ударных гласных в начале (Алик, азбука, уточка, ослик), в середине (мак, сон, лук, стол, куст) и в конце слова (коза, кусты, мячи, весло).
3.Выделение согласного в начале слова: крыло, сажа, зеркало.
4.Выделение безударного гласного в начале слова: игра, утенок,огурец, арбуз.
5.Назвать звуки в словах по порядку: сок, лак, кошка, карандаш.
По нашим данным, выделение отдельных звуков в слове и полный фонематический анализ коротких, трехбуквенных слов доступен 78% детей 6 лет.
Повторение фраз.
Ребенку предлагается повторить фразу, произнесенную обследующим. В случае ошибки опыт повторяется с другой фразой той же длины и сложности. Данное задание входит в методику обследования интеллекта Бине-Симона. Еще в 1925 году оно в расширенном виде было адаптировано для русской популяции и стандартизовано А. П. Нечаевым. Задание может использоваться для оценки синтаксического компонента языковой компетенции детей и диагностики лексико-грамматического недоразвития. По данным литературы, предельная длина фразы, которую ребенок способен повторить, близка к той, которой он может пользоваться в спонтанной речи. Можно полагать, что выполнение этого задания зависит от функциональных возможностей премо-торных отделов мозга. Дети с тотальным избирательным недоразвитием речи обычно демонстрируют весьма низкие результаты в этом задании. При этом нередко способность строить развернутые высказывания и уровень речевой активности тоже низки. Для повторения предлагаются следующие фразы (длина оценивается в слогах):
Длина фразы в слогах:
Длина фразы в слогах:
1. Дети, ложитесь спать! Дети пошли гулять. 6
2. Часы висят на стене. Чашка стоит на столе. 7
3. Лошадь бежит по дороге. В лесу весной поют птицы. 8
4. Кошка побежала за мышкой. Зимой на улице холодно. 9
5. Посмотрите в окошко на детей. Бедная собачка замерзает. 10
6. Летом солнышко греет очень сильно. Книга и ка- 11 рандаш лежат на столе.
7. Курочка повела своих деток гулять. Уточка бы- 12 стро плавает по озеру.
8. Поросята любят валяться в грязной куче. Серди- 13 тый мороз нарумянил детям щеки.
9. Вечером няня рассказывает детям сказки. Дети 14 пошли в лес за грибами и ягодами.
10.Грузовая машина быстро едет по дороге. Страш- 15 ная буря разрушила избушку рыбака.
11.Лиса залезла в курятник и утащила петуха. Пер- 16 вый чистенький снежок падает на мерзлую землю.
12.Мама ходила сегодня в сад и принесла нам мно- 17 го груш. Ранней весной прилетела птичка и ста ла вить гнездышко.
13.Ваня любит сказку про серого волка и хитрую 18 лису. Бабушка и Миша уходили после обеда по гулять в лес.
14.Летом после дождя дети очень любят бегать по 19 сырой земле. Во время дождя все птички в лесу перестают петь свои песни.
15.Мама подарила Кате книгу с очень красивыми 20 рисунками. Сегодня утром дети очень хорошо убрали свою комнату.
16.Мальчики ходили гулять в лес и поймали там 21 маленького зайчика. Маша выучила стихи, положила книги в сумку и пошла гулять.
17.Маленькие котята целыми днями возятся и играют 22 друг с другом. После лета наступает осень, и с каждым днем становится холоднее.
А. П. Нечаев приводит следующие возрастные нормы для этого теста, которые, на наш взгляд, для современных детей представляются заниженными (табл. 21).
Оценкой в данном задании является длина фразы в слогах, которую смог повторить ребенок (засчитывается лучший из всех полученных результат). По нашим наблюдениям, наиболее низкие оценки в этом задании получают дети с моторной алалией.
Обследование грамматической стороны речи(использование морфологических элементов и служебных слов для построения грамматически правильных фраз).
Приводимая ниже методика включает модифицированные задания, описанные в книге Бейн Э. С., Бурлаковой М. К., Визель Т. Г. (1982).
Опыт использования приведенных ниже заданий позволяет предполагать, что первая часть каждого из разделов (оценка правильности грамматической конструкции) характеризует преимущественно состояние метаязыковых функций, а вторая — собственно языковых операций.
Перед исследованием дается инструкция: «Выслушай предложение, которое я тебе прочитаю, и ответь: правильно оно построено или нет?, так говорят или допущена ошибка? ». Во второй половине задания ребенок должен не только оценить, но и исправить неверную грамматическую конструкцию. За каждый неверный ответ испытуемый получает 1 штрафной балл.
Таким образом, суммарный результат будет соответствовать количеству ошибочных ответов. Хотя в разных разделах содержится неодинаковое количество заданий и абсолютное количество полученных штрафных баллов неравноценно, после перевода сырых оценок в шкальные данное различие нивелируется.
Девочка ест каша. Девочка ест кашу. Мальчик читает книгу. Мальчик читает книга. Он читает книгой. Мужчина пьет чая. Мужчина пьет чай. Он пьет чаем. Мама довольна сыном. Мама довольна сыну. Она довольна сына. Кошка сидит на стула. Кошка сидит на стулом. Она сидит на стуле. Женщина идет в магазин. Женщина идет в магазином. Мышка залезла в шкафом. Мышка залезла в шкаф. Собака вышла из будки. Собака вышла в будку. Учитель ставит отметку ученик. Учитель ставит отметку ученику. Дети подходят к школу. Дети подходят к школе. Мама шьет дочери нарядным платьем. Мама шьет дочери нарядное платье. Птичка клюет зерен. Отец читает книгу детям. Отец читает книгу дети. В лесу выросли грибами. В лесу выросли грибы.
2. «Исправь ошибки».
Собака сидит около будка. Лошадь скачет по дорогу. Машина стоит перед дома. Я часто вспоминаю о домом. Он пишет шариковой ручку.
II. Личные окончания глаголов. 1. «Правильно ли я сказал?»
Я ешь суп. Ты едим суп. Я ем суп. Мы ешь суп. Мы едим суп. Мы едят суп. Они есть суп. Они едят суп. Мы читаешь книгу. Мы читаем книгу. Они читают книгу- Ты читаешь книгу. Они читает книгу.
2. «Исправь ошибки».
Он летишь на самолете. Мы пишет письмо. Мама кормишь ребенка. Мальчик идут в школу. Дети смотрю кино. Люди идем по улице. Часы идет точно. Собака громко лаем. Кошка ловлю мышку. Девочка пою песню.
III. Времена глаголов.
1. «Правильно ли я сказал?»
Я вчера буду купаться. Я вчера купалась. Я завтра буду купаться. Мы завтра пойдем в лес. Мы завтра были на даче. Он завтра был в кино. Он завтра будет в кино. Он вчера пойдет в
кино.
2. «Исправь ошибки».
Мальчик вчера будет читать книгу. У нас в школе завтра была экскурсия. Иван Петрович в детстве будет маленького роста. Все старики когда-то будут молодыми. Помнишь, как завтра мы бы были и в этом доме? Раньше он будет трусливым, а теперь смелый. Ты придешь вчера? Ты был там завтра?
IV. Родовые окончания прилагательных.
1. «Правильно ли я сказал?»
Дорогой друг. Родной дочь. Дорогая друг. Родная дочь. Высокое небо. Золотой кольцо. Высокий небо. Золотое кольцо. Голубая небо. Большая город. Золотая кольцо. Большой город. Большое город.
2. «Исправь ошибки».
Красивый ручка. Высокая дом. Плохой погода. Сильная ветер. Большое лужа. Спортивная велосипед. Куриный яйцо. Злой собака. Железный дорога. Красивая кот.
V. Линейная схема фразы порядок слов. 1. «Правильно ли я сказал?»
Девочка разбила чашку и заплакала. Мы были грибы и собирали в лесу. Заплакала куклу и девочка разбила. Мы были в лесу и собирали грибы. Дети сели в класс и вошли за парты. Хозяйка, которую сварила каша, очень вкусная. Дети вошли в класс и сели за парты. Мужчина вошел в дом, на котором был синий плащ. Каша, которую сварила хозяйка, очень вкусная. Мужчина, на котором был синий плащ, вошел в дом.
VI.Логико – грамматические конструкции (инструкцияи способ оценки те же, что и в предыдущих речевых заданиях).
1. «Правильно ли я сказал?»
Телега везет лошадь. Кошка поймала мышку. Лошадь везет телегу. Мышка поймала кошку. Земля освещается солнцем. Море омывается берегами. Солнце освещается землей. Берега омываются морем. Фонарь освещается улицей. Улица освещается фонарем.
2. «Ответь на вопросы».
Учитель наказал мальчика. Кто провинился? Собаку укусила оса. Кто кусался? Мама зовет домой дочку. Кто дома? Кто на улице? Витю слушал учитель. Кто говорил? Петю ударил Ваня. Кто драчун? Володю ждет Лена. Кто задержался?
3. «Правильно ли я сказал?»
Я взял зонт, потому что шел дождь. Зима пришла, потому что река замерзла. Шел дождь, потому что я взял зонт. Река замерзла, потому что пришла зима. Светит солнце, потому что на улице тепло. Мы попали в кино, хотя у нас не было билетов. На улице тепло, потому что светит солнце. Мы попали в кино, хотя у нас были билеты. Самолет разбился, хотя мотор был сломан. Цветы не поливали, потому что они засохли. Самолет разбился, хотя мотор был цел. Цветы засохли, потому что их не поливали.
4. «Ответь на вопрос».
Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади? Лес позади дома. Что впереди? Автобус впереди грузовика. Что позади? Кошка больте собаки. Кто меньше? Мальчик ниже девочки. Кто выше? Дедушка старше бабушки. Кто моложе? Дуб выше березы. Что ниже?
5. «Ответь: что я сделал раньше?»
Я позавтракал после того, как нарубил дров. Я выпил чаю после того, как пришел с улицы. Я много тренировался, прежде чем выступил на соревнованиях. Прежде чем пойти в школу, я позавтракал. Я поздоровался прежде, чем начать разговор.
6. «Покажи на картинке».
Где собака хозяина? Где хозяин собаки? Где мамина дочка? Где мама дочки? Где дочка мамы?
Из приведенных заданий 1-1V и VI, 2, 4, 6 доступны большинству здоровых детей в возрасте 6 лет и старше, а остальные — после 7-летнего возраста. Большое количество ошибок в заданиях 1-IV у детей, не страдающих умственной отсталостью, свидетельствует о недоразвитии грамматической стороны речи (импрессивный или экспрессивный аграмматизм) или несформированности метаязыковых функций (особенно если в первой части каждого задания ребенок получает худшую оценку, чем во второй). В наиболее грубой форме это наблюдается у детей с моторной алалией. При этом задания 1-IV затрудняют их примерно в одинаковой степени. Дети с неалалическими формами первичного тотального недоразвития речи наибольшие затруднения испытывают в задании III. В логико-грамматических конструкциях низкие результаты показывают не только дети со специфическими речевыми расстройствами, но и те, у кого снижен интеллект. Иначе говоря, они диагностически менее избирательны, чем у взрослых пациентов.
Для оценки состояния связной речи можно использовать задания на составление рассказа по серии картинок. Качественный анализ полученных текстов должен включать учет таких характеристик, как осмысление сюжета, передача причинно-следственных связей и временной последовательности событий, связность и распространенность высказываний, наличие аграмматизмов (морфологических и синтаксических). При анализе недостатков необходимо дифференцировать недостаточное понимание сюжета и неспособность полноценно передать его в устном повествовании. Выполнить эту задачу можно с помощью уточняющих вопросов. В определенной степени на качество составленного рассказа влияет степень выраженности ло-гофобии у ребенка, которая заставляет его предельно упрощать изложение и используемые грамматические конструкции, избегать трудных для него оборотов. В связи с этим беседа с ребенком на свободно избранную тему, адекватную его развитию, интересам и жизненному опыту, нередко оказывается более показательной в плане выявления аграмматизмов, так как в этой ситуации у ребенка меньше выражена установка на самоконтроль грамматической правильности речи.