Только задумайтесь об огромной армии людей так или иначе связанных с танцами. Бальное, классическое (балет), народное, альтернативное, спортивное и многие другие направления в танцах, каждое из которых насчитывает сотни, а то и тысячи профессиональных и любительских (самодеятельных) коллективов (состав некоторых из них может включать сотни танцоров). Танцевальные школы и клубы, хореографические училища и институты. А что вы скажете о художественной гимнастике, фигурном катании, синхронном плавании и многих подобных видах деятельности? В основании всего этого лежит один и тот же дар – способность красиво двигаться под музыку.
Как можно, глядя на красоту этого дара, считать, что он – результат творчества сатаны. Как объяснить тот факт, что до сих пор этот дар на полную катушку служит миру, увеличивая славу людей, а не царству Божьему, принося славу Ему.
Посмотрите на церковь в целом. Сколько в поклонении музыкантов и сколько танцоров? Разве таково это соотношение в мире? Приняв музыку в качестве инструмента помогающего выражать поклонение Господу, церковь в то же самое время с такой легкостью отказалась от танцев. И это продолжается по сей день. Готова ли церковь сегодня принять таких людей как моя мать. Не будет ли это для них равнозначно отказу от своего призвания.
Узник внутри меня?
Всему свое время, и время всякой вещи под небом:
…время сетовать, и время плясать
(Еккл.3:1-4)
Может сложиться впечатление, что я говорю о танце, как о том, что принадлежит профессионалам, для которых он является призванием. На самом деле, я считаю, что способность двигаться под музыку – это часть природной музыкальности, вложенной в нас Богом. Разве вы никогда не притоптывали под ритмичную зажигательную музыку? Это может происходить даже помимо нашей воли – как врожденный рефлекс, не так ли?
Вы видели, как на музыку реагируют дети? Моя двухлетняя дочь приводит меня и всю родню в неописуемый восторг своими танцами, заработав от бабушки прозвище «танцорочка». Для меня нет сомнения, что эта способность врожденная. И я постараюсь, чтобы она с одной стороны не угасла, не была задавлена «взрослостью», с другой – не стала способом зарабатывания внимания и славы.
Танец всегда был частью нашего быта. Дискотеки, клубы, выпускные балы. А какая уважающая себя вечеринка обходится без танцев. Вы мало найдете людей, которые в своей жизни, хотя бы один раз не попытались танцевать. Да, эта врожденная способность реализована в жизни большинства из нас в значительно меньшей степени, чем, скажем пение. Все дело в том, что наш слух постоянно развивается, в то время как пластичность (изящество движений) никак не развивается. Поэтому, когда у нас возникает побуждение танцевать, мы не знаем, как это сделать, и принимаем решение, что лучше никак не танцевать, чем танцевать плохо. Это издержки нашей культуры – танец превратился из языка самовыражения в элитарное искусство, ставя для общества слишком высокие стандарты. На этом фоне никто не хочет выглядеть ущербно. Поэтому многие из нас способны танцевать только в темноте или изрядно выпившими. Поймите меня правильно, я это пишу не с целью как-то дискредитировать высокое искусство танца (я сам от него получаю огромное наслаждение), а с целью разобраться в тех причинах, которые не дают нам высвободить танцора, томящегося внутри каждого из нас.
Этнические танцы многих народов кажутся нам примитивными. Но зато у них танцуют все и по любому поводу. Я бы хотел увидеть, что будет, если мы вдруг лишимся этих внутренних (амбиции, комплексы) или внешних (культура, религия) ограничений. Иногда нам удается это увидеть. Способностью людей находящихся в нетрезвом состоянии не смущаясь танцевать, никого не удивишь – их ограничения разрушены алкоголем. А что происходит с человеком, ограничения которого разрушены Духом Святым, вы читали в свидетельстве вначале статьи. Как тут не вспомнить:
…не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
(Еф.5:18,19)
Отсутствию танца в церкви есть объективные причины – ограничения, которых Господь не устанавливал, ибо«где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3:17).
Танец в Библии
Вы никогда не задумывались, почему Господь не дал нам четкого описания того, как должно выражать поклонение Ему? Какой должна быть музыка, какими должны быть инструменты, какими должны быть танцы. Он дает нам ясно понять, что для Него первостепенное значение имеет состояние нашего сердца. А уж как мы будем выражать это состояние в поклонении - это оставлено на наше усмотрение. Бог не сравнивает поклонение христиан-африканцев с поклонением христиан-европейцев. Для него имеет значение не форма, а содержание.
Для народа Библии – евреев, танец являлся неотъемлемой частью их быта. Таковым он является и сейчас. Кто хотя бы раз видел еврейский праздник, тот знает, о чем я говорю. Да что там праздники, они умудряются на похоронах танцевать. Естественно, что эта особенность их национального характера отразилась на том, как они выражали и выражают свое поклонение Богу (Исх.15:20, 2Цар.6:14-21).
Потом обращусь и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие.
(Деян.15:16,17)
Поклонение (в том числе и в танце) достигло своего апогея во время царствования Давида. Своим примером и в псалмах (Пс.149:3, Пс.150:4)(№) он побуждал поклонников прославлять Бога в танцах. Очевидно, что танец был непременным атрибутом поклонения левитов в скинии Давида. Танец это то, что было разрушено и забыто в новозаветной скинии, в церкви. Согласно приведенному пророчеству Бог собирается исправить такое положение вещей в современном поклонении. Подтверждение этому мы находим также и в пророчестве Иеремии о церкви, истинной деве Израилевой:
…любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение. Я снова устрою тебя, и ты будешь устроена, дева Израилева, снова будешь украшаться тимпанами твоими и выходить в хороводе веселящихся…