Лидеры поклонения очень часто больше сосредоточены на том, как вести в поклонении церковь, чем на собственном сердечном его выражении. Получается, что они пытаются угождать людям, а не Богу. Существует стереотип, что лидер поклонения, выходя на сцену должен всем своим видом показывать уверенность в том, что он точно знает, куда нужно двигаться. При этом открытость, искренность, внешняя уязвимость и зависимость от Господа, крайняя нужда в Божьем присутствии, отражающиеся на всем, что делает лидер на сцене, и делающие его весьма уязвимым в глазах людей, могут быть восприняты как проявление слабости – следствие плохой подготовки к служению.
Я вовсе не призываю к отказу от планирования, когда при подготовке к служению в молитвенном поиске команда поклонников получает направление. Я призываю к тому, чтобы этот поиск не прекращался и на сцене, чтобы церковь могла присоединиться не просто к домашней заготовке, а к поклонению Богу, который «здесь и сейчас». И не от лидера, а от Самого Бога каждый должен услышать: «Вот путь, иди по нему». Перед служением я молюсь:
Господи, у меня есть план служения. Но я не доверяю собственной духовной зрелости и способности слышать Тебя. Прежде всего, я хочу быть ведомым, а не ведущим, поклонником, а не лидером. Поэтому я вверяю себя Твоей благодати и прошу, независимо от человеческих способностей и планов, через мое служение или независимо от него, яви Свое драгоценное присутствие каждому, кто придет на собрание, чтобы все вместе мы могли искренне поклоняться Тебе.
Люди должны увидеть, что поклонение и хвала – это не только радостные эмоции и переживания. Это также борьба, поиск, движение наощупь. Они должны видеть, как лидер с готовностью меняет ход служения, отказываясь от намеченного плана, если не чувствует Божьего присутствия. Подход «если не чувствуешь водительства - продолжай согласно намеченному плану» не всегда срабатывает. Водительства нужно искать.
Самые яркие переживания Божьего присутствия посещали меня не на служении, а в моей молитвенной комнате. Почему? Может быть, потому что большинство служений были построены по принципу: «Прославляй, несмотря ни на что! Бог здесь, хотя ты Его и не ощущаешь!». Я зажмуривался и прославлял, внутренне повторяя: «Ты здесь! Ты здесь! Ты здесь!».
В своей молитвенной комнате, если я не слышал Его, не ощущал Его руководства, я начинал искать. И если то, что я делал, не несло жизни и Божьего присутствия, я менял подход и пробовал что-то другое: петь, танцевать, исповедоваться, ожидать и так далее. И так до тех пор, пока не находил русло благодати. Часто ничего не находил. Но зато когда находил, это неизменно становилось тем, о чем я всегда с благодарностью вспоминал и вспоминаю в тяжелые периоды моей жизни.
В своем личном поклонении многие христиане разочаровываются, как мне кажется из-за того, что не получают того эмоционального удовлетворения, которое получают на служении. Другие начинают принимать атмосферу радости и эйфории за Божье присутствие, хотя это всего лишь психологический закон – получение мысленного удовлетворения от эмоционального возбуждения путем искусственной стимуляции. И лидерам поклонения нужно быть очень внимательными и чувствительными к Духу, чтобы не подменять Божье помазание дешевым психологическим манипулированием. Люди не научены, как открывать сердца в личном поклонении для поиска Божьего руководства, так как на служениях видят иной образ поклонения, которому легко следовать в собрании, но который очень часто не приносит удовлетворения в молитвенной комнате. То, как команда поклонников ищет русла благодати остается для них за кулисами служения.
Посвящение поклонника
Что происходит в наших церквях во время поклонения? Мы видим, как на сцену выходит лидер поклонения, мы верим, что до этого он хорошо помолился, получил направление от Господа, в соответствии с этим подготовил и отрепетировал с музыкантами и хором репертуар, поэтому за ним можно с уверенностью двигаться в хвале и поклонении. Группа прославления становится посредником между Богом и церковью. Такое положение вещей вырабатывает у паствы потребительское отношение, которое никак не побуждает людей искать Господа, чтобы получить Его руководство и быть использованными Им. Я голосую за другой образ поклонения, когда на сцену выходят не просто всезнающие, а ищущие поклонники. Своим служением они предлагают не безоговорочно следовать разработанной ими схеме служения, а присоединиться к ним в поиске Божьего присутствия и Его воли для себя и для церкви в это конкретное время служения.
Традиционная форма проведения поклонения вырабатывает у людей стереотип, привычку поклоняться определенным образом. Они привыкают к лидеру поклонения, к его стилю и любая новизна приводит их в смущение и замешательство. Кроме того, люди, долгое время лишенные инициативы и возможности выбирать, как им поклоняться, получив, наконец, такую возможность, просто не будут знать, как распоряжаться предоставленной свободой. В нашей церкви было время, многие переставали поклоняться вообще, когда начиналось свободное, спонтанное поклонение и молитва, они садились и со скукой наблюдали за происходящим. Это проблема людей внешнего двора.
Но отсутствие должного посвящения можно увидеть не только в зале. Меня всегда огорчает, когда поклонники, исполнив свою часть служения, покинув сцену, начинают болтать на посторонние темы, считая, очевидно, что на этом их служение закончилось. Они не ищут Бога и не молятся, чтобы Он продолжал Свою работу в сердцах людей. Конечно сомнительно, что они побывали во Святом Святых, тогда бы они еще долго оставались под впечатлением пережитого там.
Ответственность посвященного поклонника заключается в том, что когда он выходит на сцену, его служение не начинается, а продолжается, и когда он покидает ее - оно не заканчивается. Инициатива посвященного поклонника заключается в том, что он всегда ожидает и ищет того, чтобы Бог его использовал в любой момент времени. Схема построения пророческого поклонения должна предполагать, что Святой Дух может начать двигаться через любого члена команды поклонников. Естественно, что поклонники должны к этому готовиться заранее в своих молитвенных комнатах. Когда мы выходим служить народу Божьему, мы уже должны быть во Святом Святых. Конечно, это невозможно, если команда собирается за пять минут до служения.
Наше посвящение и личный опыт поклонения во Святом Святых уменьшат нашу зависимость от лидера и команды поклонников. По-моему, идеальное поклонение – это поклонение без лидера, который бы постоянно возбуждал нас, рассказывая и показывая, как нужно поклоняться.
…Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте.
(1Иоан.2:27)
…И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
(Иер.31:34)
…и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне.
(Иоан.6:45)
…и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "вот путь, идите по нему", если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево.
(Ис.30:21)
Но не будем впадать в крайности. Сказать, что в поклонении не нужен лидер, это все равно, что сказать – церкви не нужен пастор. Ведь он специально и поставлен Богом на это место, и наделен способностью вести церковь в поклонении. Не нужно забывать, что в церкви есть люди разного духовного возраста, есть раненые, согрешившие, находящиеся в тяжелом духовном состоянии. Да и каждый из нас, время от времени по различным причинам оказывается в состоянии невосприимчивости к Духу Святому, и тогда Бог побуждает лидера поклонения взять нас за руку. Просто это не должно становиться для нас правилом «ибо все, водимые Духом Божиим (а не лидером поклонения), суть сыны Божии» (Рим.8:14). Команда музыкантов во главе с лидером поклонения создают атмосферу для личного поклонения каждого из нас. А уж как мы будем двигаться в этом облаке дыма, зависит от нашего освящения и посвящения, от нашего личного познания путей Господа.
Но нужно также понимать – несмотря на то, что поклонение является личным переживанием, тем не менее, мы не просто яркие индивидуальности, двигающиеся каждая в своем направлении, мы единый организм, с единым видением, собранные вместе для определенной цели.
Русло поклонения
Русло - углубление в грунте, по которому течёт водный поток; направление, путь развития чего–нибудь.
В Иез.47:1 написано, что водный поток, символизирующий Божье присутствие, тек в определенном направлении – на восток, и по определенному руслу - из-под правого бока храма, по южную сторону жертвенника. Это место Писания часто приводят в качестве иллюстрации поклонения.
Существуют церкви разного духовного уровня, который определяется духовным уровнем пастора и разного призвания и видения, которое определяется тем, что Бог открывает пастору о предназначении данной поместной церкви. Кроме того, есть времена, в которые Бог акцентирует внимание пастора и паствы на конкретных аспектах духовной жизни общины, на определенном учении или на какой-то проблеме. Или когда Бог открывает нечто новое, побуждая церковь двигаться в глубокие воды. Это и есть русло, в которое Бог направляет конкретную церковь в конкретное время. И это отражается на всех сферах деятельности церкви и в первую очередь на поклонении. Наилучшая ситуация – это когда лидер поклонения поет о том, что горит в сердце пастора. Речь не идет о бездумном соглашательстве и безоговорочном принятии мнений и откровений пастора. Мне нравится позиция лидера поклонения Андрея Кочкина – когда его пастор Алексей Ледяев горячо молится и плачет о чем-либо, и Андрей не переживает того же, он молится до тех пор, пока это не приходит и в его сердце.
Манна в Писании также символизирует откровение Божьего присутствия (Исх.16:15,16). Собирать ее - это личная ответственность каждого. У Израиля не было централизованных пунктов раздачи манны. Но все же, делать это они могли только в определенном месте, так как в то время манна выпадала не по всему лицу земли, а только там, где находился стан Израиля, символизирующий церковь. Сегодня, когда здесь стоит стан - здесь выпадает и манна. Завтра, когда стана здесь не будет – здесь не будет и манны. Для того, чтобы своевременно получать истинную духовную пищу, быть на острие воли Божьей, мне необходимо знать, где, на каком этапе находится моя поместная церковь. Когда я стал членом поместной церкви, я не просто присоединился к человеку или к служению поклонения, я присоединился к видению. Я согласился с тем, что Бог призвал меня именно сюда и наделил меня способностями для исполнения моей части в этом видении. Как же узнать где сейчас находится церковь? В каком русле движется? Я слушаю проповеди пастора, читаю то, что он предлагает. Я постоянно интересуюсь у своего лидера (в моем случае, это директор музыкального служения) как движется команда поклонения, какие новые откровения к нему приходят. Живое участие в жизни церкви и своей домашней группы позволяет быть в курсе того, какую работу Бог производит среди Своего народа.
Когда ты знаешь общее направление движения церкви, думаешь об этом, живешь этим, молишься об этом, тогда не составляет большого труда войти в русло пророческого поклонения церкви. Достаточно услышать, о чем поет, молится или говорит лидер и это рождает отклик в твоем сердце. Если же такого отклика нет, тогда я поклоняюсь и молюсь так, как чувствую или же слушаю лидера и свое сердце и ожидаю как священник перед завесой, когда Дух Святой возьмет меня во Святое Святых. В любом случае, всеми силами души я направляю свои мысли к Господу.
Пророческое поклонение, побуждает нас искать личных отношений с Тем, Кому мы поклоняемся. Если этого в моей жизни нет, то тогда естественно, что мне не будет понятен тот образ поклонения, который не предлагает готовой формулы, и я всегда буду недоволен этим непонятным дымом, который мешает воспринимать Божью славу моими эмоциями и физическими чувствами.