Нечистая ревность, хотя и выглядит внешне как ревность по Богу, на самом деле вдохновлена эгоизмом. Она сосредоточена не на Господе, а на делах человека. Такой человек думает, что, стремясь к успеху своего служения, или защищая собственные представления и доктрины от «инакомыслия» он тем самым угождает Богу.
Люди с нечистой ревностью на самом деле ревнуют не по Богу, а по Его благословениям и дарам. Они желают, чтобы Бог благословил их пути, не желая вставать на пути Господа. Они хотят иметь помазание и силу, чтобы ощутить собственную значимость, но не желают платить цену послушания. Они хотят, чтобы Бог был их покровителем и обеспечителем, но не оставляют идолов. Они хотят пользоваться преимуществами христианства, при этом, продолжая пользоваться тем, что предлагает мир.
Истинное поклонение вдохновлено ревностью, укорененной в Божьей любви, которая не ищет своего. Как уже было сказано, отличить чистую ревность от ревности эгоистичной по поступкам и внешнему поведению не всегда легко. Молодой человек может ухаживать за девушкой, делать ей приятные вещи, всячески помогать, показывая себя с наилучшей стороны только с целью добиться от неё сексуального удовлетворения. Хорошее поведение и поступки могут служить способом достижения эгоистичных целей. Например, чтобы приобрести над кем-нибудь контроль или чтобы замазать свое истинное плачевное духовное состояние. Истинные же ревность и любовь узнаются не по поступкам и поведению, а по мотивам, которыми они вдохновлены: потому отныне мы никого не знаем по плоти (2Кор.5:16).
Все это верно и для поклонения. Внешне поклонение может выглядеть очень благочестивым, динамичным и выразительным. Оно может создавать атмосферу радости, свободы, в нем даже могут проявляться духовные дары. Мы склонны оценивать поклонение по своим впечатлениям или по тому воздействию, которое оно оказывает на наши эмоции и чувства. Но для Господа важны не внешние атрибуты поклонения, а мотивы, которыми оно вдохновлено. Нам нравятся радость и свобода, пророческие песни, красивая музыка и голоса, нам нравятся особенные личные переживания в Божьем присутствии. Но Писание говорит, что если все это не вдохновлено любовью к Господу, то такое поклонение медь звенящая и кимвал звучащий (1Кор.13:1).
Чуждый огонь
В Писании приношения курений на жертвеннике для курений и в кадильницах являются прообразом поклонения (Ис.6:3,4; Пс.140:2; Отк.5:8; 8:3,4). При этом, кадильница – это форма выражения поклонения, это стиль, манера, эмоциональная насыщенность. Огонь же – это мотив, это наше личное отношение к Богу, это ревность и жажда. И как уже было сказано выше, этим огнем может быть или жертвенная любовь, или скрытые эгоистичные желания.
Я не нашел в Писании, чтобы Бог сказал кому-либо исправлять свое поклонение, но Он все время говорит о том, чтобы поклонники исправляли свои сердца (Мф.15:8). Надав и Авиуд внесли пред Господа чуждый огонь, а не кадильницу (Лев.10:1).
Погубив 250 взбунтовавшихся левитов, Бог повелел выбросить из их кадильниц огонь, а сами кадильницы разбить в листы и покрыть ими жертвенник. Уничтожив содержание, Бог, тем не менее, принял форму (Чис.16:37,38).
Мы не должны оценивать или судить о своем, или о чьем бы-то ни было поклонении по внешнему виду и «духовным» проявлениям. Внешне «религиозное» или непривлекательное поклонение может быть вдохновлено искренней любовью к Господу. В тоже время, свободное, «живое», и даже пророческое поклонение может нести чуждый огонь. Важно не то, что и как мы делаем, а чем мы при этом руководствуемся: любовью к Богу, или к себе, Его желаниями или своими.
Надав и Авиуд поплатились за свою беспечность. Очевидно, они настолько привыкли к Божьим чудесам, к тому, что Он восполняет любую нужду Израиля, что решили: «Ничего страшного, если мы будем поклоняться по-своему. Ну, подумаешь, мы слегка подвыпившие, главное ведь мы поклоняемся» (Лев.10:9).Бог наказал их за непочтение и беспечность. Ему отвратительно поклонение, лишенное почтения и любви. Поэтому, мы не должны думать, что сами по себе песнопения, славословия и хвала удовлетворяют Бога уже просто потому, что мы их исполняем. Так часто я ловил себя на том, что во время поклонения мой разум блуждал где-то в другом месте. И не важно, пою я при этом по песеннику или наизусть, если слова песни перестают быть моими словами, и не несут моего личного отношения к Богу, я останавливаюсь и исследую свое сердце, чтобы молиться и петь из него. Поэтому, очень часто в личном поклонении, если я не нахожу или не могу вспомнить песню, которая бы соответствовала моему внутреннему состоянию, я пою новую песню. И знаю, какой бы нескладной она не казалась, как бы я не фальшивил, Бога такое поклонение по настоящему радует. И наоборот, красивое, правильное пение, но лишенное сердечного отношения, раздражает Его (Мал.2:2; Мф.15:8).Мы никогда не должны поклоняться по привычке.
Зачем ты идешь?
Мотивом поклонения левитов в Чис.16 была гордость и честолюбие. Они пытались использовать поклонение для подтверждения своей привилегированной позиции и для оправдания бунта против Моисея. Желанием сохранить позицию духовного лидера в глазах народа было вдохновлено так же и поклонение Саула в 1Цар.15:30.
Однажды, когда я шел в церковь, чтобы проводить служение, Бог спросил меня, зачем я туда иду. Я тогда не смог ответить, а лишь спросил, почему я должен идти. Бог ответил: «Потому что Я тебя посылаю». Позже я понял, почему Господь задал мне этот вопрос. Очень часто я служил и поклонялся Ему с целью ощутить свою значимость. Иногда, когда я готовился к служению, я ловил себя на том, что представляю, какую реакцию у людей вызовет мое служение. С целью получить от людей желаемый отклик я просил у Бога помазания и силы. Я хотел, чтобы Он своим присутствием подтверждал перед церковью истинность моего служения и призвания поклонника.
Желание иметь одобрение, принятие и успех всегда будет ставить наше поклонение в зависимость от мнения людей. Тогда становится важным как мы выглядим, как мы поем, думая не о Господе, а о том, как покрасивее спеть или пограциознее станцевать. Мы пытаемся сделать свое поклонение более совершенным, более свободным, мы пытаемся двигаться в дарах Духа Святого, подражаем более духовно зрелым и опытным поклонникам. Но нам необходимо отдавать себе отчет, зачем мы это делаем и нужно ли это Богу. Мы можем при этом выдвигать мотивом желание быть более эффективными в служении людям. Но даже если это действительно так, нужно понимать, что поклонение должно быть предназначено для Господа, для Него одного.