Говоря о поклонении как о жертве, я хотел бы уточнить, что необходимо вкладывать в понятие жертвы согласно Писанию. Какое-то время назад я стал замечать, что некоторые вещи в церкви выполняю автоматически, по привычке. Опускаю ли я пожертвование в корзину, отдаю ли десятину, исполняю ли псалом, я абсолютно перестал задумываться над истинным смыслом всех этих действий.
Возможно, некоторые христиане думают, что действия, которые они выполняют или вернее, их побуждают выполнять в церкви, сами по себе уже являются жертвой, угодной Богу. Но так ли это?
Пс.50:18-19; Ос.6:6 – эти местописания раскрывают нам, чего действительно ожидает от нас Господь, что Он называет жертвой. Я всегда думал, что местописание Ос.6:6 побуждает нас проявлять милость по отношению друг к другу. Но это не так. Просто я неправильно понимал слово милость. Проявлять милость – это не только отменять наказание, это так же означает проявлять сердечную теплоту чувств, проявлять любовь и нежность. И в этом местописании Бог говорит о том, что Он хочет видеть не наши жертвы, а наше отношение к Нему. Жертва, лишенная нашего отношения является не больше, чем религиозным обрядом, не имеющим в глазах Бога никакой ценности – «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Матф.15:8).
Однажды Бог обратил мое внимание на 2 Кор.12:14. Думаю, что, написав «я не вашего ищу, а вас», Павел выразил сокровенное желание Бога видеть отношение наших сердец, а не наши дела и жертвы. Естественно, что правильное отношение будет производить соответствующие плоды в нашей жизни. Но концентрироваться мы должны не на своем служении, не на своих делах и жертвах. Это к нам Господь обращается: «Марфы, Марфы, вы заботитесь и суетитесь о многом, а одно только нужно… Я не вашего ищу, а вас!». Богу нужно не наше служение, Ему нужны мы сами. Как и для Марии, центром нашего внимания должен быть Иисус. Важно не наше поклонение, а Тот, для Кого оно предназначено. Важен не сам процесс служения, важно, что побуждает нас в нем участвовать. Что мы чувствуем по отношению к Господу, когда приносим Ему жертву.
Меня все время учили, что я должен прославлять независимо от того, что происходит в моей душе. Но это верно лишь отчасти. Иногда, мы действительно должны независимо от своих переживаний «прорываться» в хвале. Но я не думаю, что Богу доставляет радость постоянно видеть как Его дети стиснув зубы и сжав кулаки пытаются прославлять. Да и потом, ведь конечной целью подобного «прорыва» является приобретение таких переживаний как мир, радость, искренняя благодарность и любовь к Господу.
Но есть и другая крайность, когда мы копаемся в себе, выискивая какое-нибудь положительное отношение к Господу, чтобы затем оттолкнуться от него в своем поклонении. Ведь именно зациклинность на своих эмоциях и чувствах делает невозможным для нас искреннее поклонение.
Возможно, вы сочтете полезными для себя следующие шаги к сердечному поклонению.
1. Скажите Богу откровенно о своих чувствах, или, если хотите, о своем бесчувствии. Иногда это действительно лучший выход, чем описанный выше «прорыв». С искренними Бог поступает искренно, то есть, открывает Себя тем, кто в свою очередь готов открыть сердце.
2. Попросите, чтобы Дух Святой помог вам оставить все свои негативные чувства и эмоции и сосредоточиться на Господе. Просите, чтобы Он коснулся вашего сердца. Помните, что наша любовь к Господу это лишь отклик на Его любовь к нам. Это мы отвечаем взаимностью, а не Он.
3. Сосредоточьтесь на Господе, на Нем Одном. На всем, что с Ним связано, на том, что Он сделал для вас лично, на том, Кто Он есть. Я уверен, что через некоторое время вы сможете искренно сказать Ему о своей любви. Сосредоточенность на Господе приносит свои плоды не только в поклонении. Она помогает нам всегда сохранять правильную позицию перед Ним.
Старайтесь никогда не поклоняться, не жертвовать, не делать еще что-либо для Господа, механически или по привычке, или потому что вам сказали это делать. Мы должны выражать свою любовь к Господу, а не изображать ее, потому что Он сказал: «Милости хочу, а не жертвы».
СУЩНОСТЬ ПОКЛОНЕНИЯ
По мере моего духовного возрастания, изменялось и мое понимание поклонения. Вначале я думал, что поклонение это то, что происходит на сцене во время служения, перед проповедью пастора. Потом я понял, что поклонение это также мое личное пение, благодарение и славословие в моей молитвенной комнате, когда я изливаю Ему свое сердце, ищу Его присутствия. Но поклонение больше этого.
Поклонение не ограничено временем молитвенной комнаты или служения в церкви. Все это мизерная и неосновная часть поклонения. Это, так сказать, внешние атрибуты. Мы склонны оценивать поклонение именно по этим внешним атрибутам: музыкальная искусность, продолжительность, свобода выражения, способность двигаться в дарах Духа. Но не оставляем ли мы в тени истинную сущность поклонения?
Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине.
(Ин.4:23)
Очевидно, что если есть истинные поклонники, значит, есть и лжепоклонники. Как же их можно различить?