При строительстве тоннелей горным способом одной из наиболее трудоемких операций является разработка грунта. Сравнительно некрепкие грунты с коэффициентом крепости по шкале М.М. Протодьяконова f = 1... 2 можно разрабатывать вручную или с применением механизированных инструментов: отбойных молотков и пневматических лопат. Грунты с f > 2...3 разрабатывают буровзрывным способом или рабочими органами тоннелепроход-ческих машин (ТПМ).
При буровзрывном способе по всей площади тоннельного забоя забуривают шпуры диаметром 36...42 мм и глубиной 2... 4 м, в которые помещают заряды взрывчатого вещества (ВВ). После взрыва зарядов забой продвигается на 2...4 м. Количество, глубина и расположение шпуров в забое, а также расход ВВ определяются формой и размерами выработки, крепостью и условиями залегания грунтов и устанавливаются расчетом.
При проходке тоннельных выработок на полный профиль наиболее эффективны самоходные буровые рамы, каретки и агрегаты на пневмо- или гусеничном ходу, оснащенные несколькими (от 2 до 5) высокочастотными (до 4 500 мин-1) перфораторами. Созданы и применяются буровые установки с подъемными, выдвижными и поворотными платформами для возможности установки временной крепи, а также с устройствами программного управления и автоматики, обеспечивающие полностью автоматизированное обуривание забоя.
В последние годы для разработки скальных грунтов наряду с буровзрывным способом применяют механизированные ТПМ с рабочим органом сплошного или избирательного действия.
При проходке выработок по частям в грунтах с коэффициентом крепости f = 3...5 находят применение тоннелепроходческие машины с рабочим органом избирательного действия. Такие машины перемещаются преимущественно на гусеничном ходу, разрабатывают грунт одной или двумя фрезами, закрепленными на стрелах-манипуляторах, и грузят его встроенными погрузчиками.
Для временного крепления тоннельных выработок в скальных грунтах применяют контурную (арочную, анкерную, набрызгбетонную) или опережающую (анкерную, экраны из труб, бетонные своды-оболочки) крепь.
Арочную крепь устраивают в слабоустойчивых грунтах и собирают из кружальных стальных элементов прокатного профиля, соединяемых между собой на сварке или болтах.
Анкерную крепь применяют практически в любых скальных грунтах. Стальные (клиновые или распорные), сталебетонные (забивные, нагнетаемые, перфорированные) и сталеполимерные (патронированные или инъекционные) анкеры помещают в шпуры диаметром 36...42 мм и глубиной 2...3 м, пробуренные по контуру выработки, закрепляя и армируя область нарушенных грунтов вокруг тоннеля. Стержни стальных анкеров диаметром 25 . 30 мм заделывают в шпурах замковыми устройствами, сталебетонных — цементным раствором, а сталеполимерных — синтетическими смолами. Несущая способность одного анкера изменяется от 60 до 100 кН. Для предотвращения местных вывалов грунта между анкерами подвешивают стальную сетку.
Набрызг-бетонную крепь выполняют в виде армированного или неармированного покрытия толщиной 100...120 мм, которое сглаживает неровности контура выработки, уменьшает концентрацию напряжений, заполняет трещины в грунте и создает несущий свод.
В ряде случаев применяют комбинированную крепь из арок и анкеров, арок и набрызг-бетона, анкеров и набрызг-бетона.
В нарушенных и неустойчивых скальных грунтах целесообразно использовать опережающую крепь, которую устраивают до раскрытия выработки. В практике тоннелестроения применяют опережающую анкерную крепь, а также защитные экраны из труб. Отдельные секции стальных труб диаметром до 200 мм и длиной 5... 10 м устанавливают в скважины, пробуренные на глубину до 15...20 м из забоя выработки, и соединяют между собой сваркой или на резьбе (рис. 31.4, д). Скважины забуривают по контуру выработки всплошную или с зазорами под углом 4... 6° к оси тоннеля специальными буровыми агрегатами.
Получает распространение опережающая бетонная крепь, которую возводят путем предварительной нарезки контурной щели длиной 2...3 м и высотой 0,15...0,20 м и заполнения ее монолитным бетоном или сборными элементами.
Соседние секции опережающей крепи перекрывают друг друга и образуют сплошное покрытие, под защитой которого раскрывают выработку и возводят обделку, причем элементы опережающей крепи (так же, как и контурной) могут входить в состав постоянной конструкции тоннеля.
Технология ведения работ при горном способе определяется главным образом инженерно-геологическими условиями.
В достаточно прочных и устойчивых скальных грунтах находят применение механизированные горные способы: сплошного и ступенчатого забоя, нижнего уступа и др.
Щитовой способ
При строительстве тоннелей щитовым способом основные горнопроходческие операции и возведение обделки производят под прикрытием подвижной временной крепи — щита. При этом достигается быстрое закрепление выработки постоянной обделкой, осуществляется комплексная механизация всех технологических процессов, обеспечивается безопасность ведения работ, повышаются темпы проходки.
Существуют различные виды щитов, отличающиеся формой и размерами поперечного сечения, способом разработки грунта и крепления лба забоя, несущей способностью, конструктивными особенностями и пр.
Для проходки автодорожных тоннелей применяют щиты кругового поперечного сечения диаметром 10...14 м. Различают щиты немеханизированные, в которых грунт разрабатывают вручную, и механизированные, оснащенные рабочим органом для разработки и удаления грунта. В последние годы на базе механизированных созданы автоматизированные щиты, управляемые бортовыми компьютерами.
Проходческий щит кругового очертания состоит из ножевого кольца, подрезающего грунт по контуру выработки и предохраняющего работающих в забое, опорного кольца, воспринимающего внешние нагрузки и несущего щитовые домкраты, и хвостовой оболочки, в пределах которой монтируют тоннельную обделку.
В щитах для проходки автодорожных тоннелей ножевое кольцо шириной порядка 1,5 м и опорное кольцо шириной около 2b (где b — ширина кольца обделки) состоят из ребристых стальных элементов, соединяемых на болтах или сваркой.
По периметру опорного кольца равномерно размещаются гидравлические щитовые домкраты для передвижения щита.
В настоящее время осуществляется комплексная механизация и автоматизация тоннельно-щитовых работ. На базе механизированных щитов созданы проходческие комплексы, включающие в себя оборудование для всех видов горнопроходческих, монтажных, гидроизоляционных и вспомогательных работ. Для более четкой организации проходческого цикла основное оборудование размещают на технологической платформе, которая соединяется со щитом и перемещается вместе с ним. При проходке автодорожных тоннелей целесообразно совмещение горнопроходческих операций и монтажа обделки с устройством проезжей части. При этом откатку разработанного грунта и подачу блоков обделки производят автотранспортом по готовой проезжей части, что исключает необходимость устройства откаточных путей и повышает темпы строительства тоннеля.