Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Будівництво тунелів. Гірничий та щитовий спосіб



 

Горный способ

При строительстве тоннелей горным способом одной из наи­более трудоемких операций является разработка грунта. Сравни­тельно некрепкие грунты с коэффициентом крепости по шкале М.М. Протодьяконова f = 1... 2 можно разрабатывать вручную или с применением механизированных инструментов: отбойных мо­лотков и пневматических лопат. Грунты с f > 2...3 разрабатывают буровзрывным способом или рабочими органами тоннелепроход-ческих машин (ТПМ).

При буровзрывном способе по всей площади тоннельно­го забоя забуривают шпуры диаметром 36...42 мм и глубиной 2... 4 м, в которые помещают заряды взрывчатого вещества (ВВ). После взрыва зарядов забой продвигается на 2...4 м. Количество, глубина и расположение шпуров в забое, а также расход ВВ опре­деляются формой и размерами выработки, крепостью и услови­ями залегания грунтов и устанавливаются расчетом.

При проходке тоннельных выработок на полный профиль наи­более эффективны самоходные буровые рамы, каретки и агрегаты на пневмо- или гусеничном ходу, оснащенные несколькими (от 2 до 5) высокочастотными (до 4 500 мин-1) перфораторами. Созданы и применяются буровые установки с подъемными, выдвижными и поворотными платформами для возможности установки времен­ной крепи, а также с устройствами программного управления и автоматики, обеспечивающие полностью автоматизированное обуривание забоя.

В последние годы для разработки скальных грунтов наряду с буровзрывным способом применяют механизированные ТПМ с рабочим органом сплошного или избирательного действия.

При проходке выработок по частям в грунтах с коэффициен­том крепости f = 3...5 находят применение тоннелепроходческие машины с рабочим органом избирательного действия. Такие ма­шины перемещаются преимущественно на гусеничном ходу, раз­рабатывают грунт одной или двумя фрезами, закрепленными на стрелах-манипуляторах, и грузят его встроенными погрузчиками.

Для временного крепления тоннельных выработок в скальных грунтах применяют контурную (арочную, анкерную, набрызгбетонную) или опережающую (анкерную, экраны из труб, бетон­ные своды-оболочки) крепь.

Арочную крепь устраивают в слабоустойчивых грунтах и собира­ют из кружальных стальных элементов прокатного профиля, со­единяемых между собой на сварке или болтах.

Анкерную крепь применяют практически в любых скальных грун­тах. Стальные (клиновые или распорные), сталебетонные (забив­ные, нагнетаемые, перфорированные) и сталеполимерные (пат­ронированные или инъекционные) анкеры помещают в шпуры диаметром 36...42 мм и глубиной 2...3 м, пробуренные по конту­ру выработки, закрепляя и армируя область нарушенных грунтов вокруг тоннеля. Стержни стальных анкеров диамет­ром 25 . 30 мм заделывают в шпурах замковыми устройствами, сталебетонных — цементным раствором, а сталеполимерных — синтетическими смолами. Несущая спо­собность одного анкера изменяется от 60 до 100 кН. Для предотв­ращения местных вывалов грунта между анкерами подвешивают стальную сетку.

Набрызг-бетонную крепь выполняют в виде армированного или неармированного покрытия толщиной 100...120 мм, которое сгла­живает неровности контура выработки, уменьшает концентрацию напряжений, заполняет трещины в грунте и создает несущий свод.

В ряде случаев применяют комбинированную крепь из арок и ан­керов, арок и набрызг-бетона, анкеров и набрызг-бетона.

В нарушенных и неустойчивых скальных грунтах целесообразно использовать опережающую крепь, которую устраивают до рас­крытия выработки. В практике тоннелестроения применяют опе­режающую анкерную крепь, а также защитные экраны из труб. Отдельные секции стальных труб диаметром до 200 мм и длиной 5... 10 м устанавливают в скважины, пробуренные на глубину до 15...20 м из забоя выработки, и соединяют между собой сваркой или на резьбе (рис. 31.4, д). Скважины забуривают по контуру выработки всплошную или с зазорами под углом 4... 6° к оси тон­неля специальными буровыми агрегатами.

Получает распространение опережающая бетонная крепь, ко­торую возводят путем предварительной нарезки контурной щели длиной 2...3 м и высотой 0,15...0,20 м и заполнения ее монолит­ным бетоном или сборными элементами.

Соседние секции опережающей крепи перекрывают друг друга и образуют сплошное покрытие, под защитой которого раскры­вают выработку и возводят обделку, причем элементы опережа­ющей крепи (так же, как и контурной) могут входить в состав постоянной конструкции тоннеля.

Технология ведения работ при горном способе определяется главным образом инженерно-геологическими условиями.

В достаточно прочных и устойчивых скальных грунтах находят применение механизированные горные способы: сплошного и ступенчатого забоя, нижнего уступа и др.

Щитовой способ

При строительстве тоннелей щитовым способом основные гор­нопроходческие операции и возведение обделки производят под прикрытием подвижной временной крепи — щита. При этом до­стигается быстрое закрепление выработки постоянной обделкой, осуществляется комплексная механизация всех технологических процессов, обеспечивается безопасность ведения работ, повыша­ются темпы проходки.

Существуют различные виды щитов, отличающиеся формой и размерами поперечного сечения, способом разработки грунта и крепления лба забоя, несущей способностью, конструктивными особенностями и пр.

Для проходки автодорожных тоннелей применяют щиты кру­гового поперечного сечения диаметром 10...14 м. Различают щиты немеханизированные, в которых грунт разрабатывают вру­чную, и механизированные, оснащенные рабочим органом для разработки и удаления грунта. В последние годы на базе меха­низированных созданы автоматизированные щиты, управ­ляемые бортовыми компьютерами.

Проходческий щит кругового очертания состоит из ножевого кольца, подрезающего грунт по контуру выработки и предохра­няющего работающих в забое, опорного кольца, воспринима­ющего внешние нагрузки и несущего щитовые домкраты, и хво­стовой оболочки, в пределах которой монтируют тоннельную об­делку.

В щитах для проходки автодорожных тоннелей ножевое кольцо шириной порядка 1,5 м и опорное кольцо шириной около 2b (где b — ширина кольца обделки) состоят из ребристых стальных эле­ментов, соединяемых на болтах или сваркой.

По периметру опорного кольца равномерно размещаются гид­равлические щитовые домкраты для передвижения щита.

В настоящее время осуществляется комплексная механизация и автоматизация тоннельно-щитовых работ. На базе механизиро­ванных щитов созданы проходческие комплексы, включающие в себя оборудование для всех видов горнопроходческих, монтажных, гидроизоляционных и вспомогательных работ. Для более четкой организации проходческого цикла основное оборудование разме­щают на технологической платформе, которая соединяется со щитом и перемещается вместе с ним. При проходке автодорож­ных тоннелей целесообразно совмещение горнопроходческих опе­раций и монтажа обделки с устройством проезжей части. При этом откатку разработанного грунта и подачу блоков обделки производят автотранспортом по готовой проезжей части, что ис­ключает необходимость устройства откаточных путей и повышает темпы строительства тоннеля.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.