Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тест для итогового контроля



Задание 1Какими звуками может реализоваться в безударной позиции фонема ,<О>: а) [/\], б) [ие], в) [ыэ], г) [ъ], д) [ь]?

1. Чернила

2. Быстрого

3. Шептать

4. Большой

5. Темнота

6. Водовоз

7. Облака

8. Верхнего

9. Редкого

10. Жена

Задание 2.К какой группе относятся следующие смычные согласные: а) дрожащие, б) слитные (или аффрикаты), в) носовые, г) щелчковые, д) взрывно-боковые, е) взрывные?

1. [б]

2. [м]

3. [тл] (утлый)

4. [ч’]

5. [бм] (обман)

6. [н]

7. [к]

8. [ц]

9. [р]

10. [тл’] (тлеть)

Задание 3.Познакомьтесь с текстом. Определите согласные по наличию шума и голоса в словах после номеров: а) глухие, б) звонкие, в) сонорные.

Как (1) известно, 2) все русские (3) парные по звонкости-глухости согласные на (4) конце (5) слова оглушаются; точнее: звонкость и (6) глухость п и (7) б, т и д, к и г и т. д. – (8) нейтрализуется (9) впользу глухого партнера. Та же судьба и у групп звонких (10) согласных в позиции финали: визг, лязг, вдрызг, дрязг – звучат как: [в′иск], [л'аск] и т. д. (А.А.Реформатский).

 

Задание 4.Определите позиции для корреляции по глухости-звонкости в словах после номеров: а) сильная, б) слабая.

Не (1) рассуждай, не хлопочи!..

(2) Безумство (3) ищет, (4) глупость судит;

(5) Дневные раны (6) сном лечи,

А (7) завтра быть чему, то будет.

(8) Живя, умей (9) все пережить:

Печаль, и радость, и тревогу –

Чего жалеть? О чем тужить?

День пережит – и (10) слава богу!

Задание 5.Как следует произносить гласные первого предударного слога после твердых шипящих в данных словах: а) [ыэ], б) [/\]?

1. Эшелон

2. Шотландка

3. К лошадям

4. Шофер

5. Жалеешь

6. Шершавый

7. Шарнир

8. Шасси

9. Шатание

10/ Жара

Задание 6.Определите характер ассимилятивного смягчения губных и зубных перед мягкими губными и зубными: а) обязательно, б) вариативно, в) противоречит норме.

1. Свет

2. Степь

3. Подвенечный

4. Движение

5. Энтузиазм

6. Подпись

7. С ним

8. Снег

9. Пенсия

10. Подвид

Задание 7. Как следует произносить буквенное сочетание чн в следующих словах: а) [шн], б) [ч’н], в) [шн] и [ч’н]?

1. Цветочный

2. Пустячный

3. Копеечный

4. Яичный

5. Подсолнечное масло

6. Пряничный

7. Поточный метод

8. Посадочная площадка

9. Скучно

10. Стрелочник

Задание 8.Как произносятся сочетания согласных стн, здн, здк, нтк, стл в следующих словах: а) с [т], [д], б) без [т], [д]?

1. Поездка

2. Участник

3. Студентка

4. Гимнастка

5. Праздник

6. Совестно

7. Завистливый

8. Повестка

9. Прелестный

10/ Хлесткий

Задание 9.Какие звуки рекомендуется произносить на месте буквенных сочетаний зж, жж, жд в следующих словах: а) два звука [жд’], б) один долгий мягкий звук [ж’]?

1. Снисхождение

2. Подожди

3. Вожжи

4. Вождение

5. Дождь

6. Рождение

7. Вожди

8. Позже

9. Езжу

10. Дождик

Задание 10.Как произносится согласный перед е в следующих словах иностранного происхождения: а) твердо, б) мягко?

1. Шатен

2. Кофе

3. Регент

4. Термос

5. Беж

6. Стресс

7. Темп

8. Берет

9.Брюнет

10. Тезис

Задание 11.Определите ударный слог в данных глагольных формах: а) первый, б) второй, в) третий, г) четвертый.

1. Переданный

2. Солгала

3. Взяла

4. Подозвала

5. Прочить

6. Подождала

7. Порвалась

8. Звонит

9. Нанял

10. Балуется

Задание 12.Указывает ли на твердость или мягкость предшествующего согласного последующий пробел или выделенная графема – буква? а) указывает, б) не указывает

1. Парашют

2. Тест

3. Житель

4. Щедрый

5. Люди

6. Отель

7. Мышь

8. Тесто

9. Лёд

10. Стажёр

Задание 13.Где в выделенных написаниях соблюдается основной принцип обозначения фонемы <j> перед гласным звуком, а где имеется отступление от этого принципа? а) соблюдается основной принцип, б) отступление от основного принципа.

1. Изъян

2. Судья

3. Ёлка

4. Почтальон

5. Йошкар-Ола

6. Мою

7. Гойя

8. Яма

9. Ёж

10.Йог

Задание 14.Какие выделенные написания соответствуют, а какие не соответствуют основному (морфемному, или морфологическому) принципу русской орфографии? а) соответствует, б) не соответствует

1. Расположен

2. Вода

3. Подрубить

4. Подчеркнуть

5. Воспламенить

6. Делает

7. Роскошь

8. Самому

9. Контригра

10. Предыстория

Задание 15.Определите тип приведенных написаний. Какие отступления от основного (морфемного, или морфологического) принципа русской орфографии допущены в выделенных буквосочетаниях: а) фонетические, б) исторические (традиционные), в) дифференцирующие (грамматические)?

1. Розвальни

2. Тушь

3. Развал

4. Загорать

5. Зигзаг

6. Расписка

7. Туш прозвучал

8. Поджёг

9. Роспись

10. Экзема

Задание 16.Определите слитное, раздельное или дефисное написание слов: а) слитное, б) раздельное, в) дефисное.

1. Бок(о) бок

2. Ниже(подписавшийся)

3. Контр(адмирал)

4. Контр(атака)

5. Перекати(поле)

6. Точь(в) точь

7. Точка(в) точку

8. С(ходу)

9. Виц(мундир)

10. Вице(адмирал)

Задание 17.Определите написание одинарной или двойной согласной в следующих словах а) одинарная, б) двойная.

1. Криста(л – лл) ьный

2. Га(л-лл) ерея

3. Апе(л-лл) яция

4. Трехто(н-нн) ка

5. А(т-тт) ракцион

6. И(м-мм) итация

7. Ка(р-рр) икатура

8. Дисти(л-лл) ированная

9. Пара(л-лл) ель

10. Су(р-рр) огат

 

Задание 18.Определите употребление прописной или строчной буквы в составных названиях (находящихся не в начале предложения) а) строчная, б) прописная.

1) 2) 3) (П,п) редседатель (С,с) овета (М,м) инистров

4) 5) 6) 7) (М,м) осковский(Г,г) сударственный (Л,л) ингвистиче ский (У,у) ниверситет

8) 9) (Э, э) поха (П, п) росвещения

10) (М, м) езозойская эра

 

Задание 19. Правильные (в соответствии с рекомендациями) или неправильные переносы показаны в словах? Знаком «-» обозначен перенос, «|» - конец строки. а ) неправильные, б) правильные (рекомендуемые).

1. Раз-ыскать или ра-зыскать.

2. Пред-убеждение или пре-дубеждение.

3. Подож-жен-ный или подо-жжен-ный.

4. Шефс-тво или шеф-ство.

5. Ма-сса или мас-са.

6. Спе-цодежда или спец-одежда

7. Узнаю или уз-наю

8. Фо-йе или фойе

9.. 1991 г. или 1991 Ι‌‌‌‌‌ı г.

10. 16 ‌Ι кг или 16 кг

Задание 20. В каких из приведенных инициально-буквенных аббревиатур нормативно, т.е. принято, неалфавитное название согласных букв, а в каких нормативно алфавитное чтение названий согласных: а) неалфавитное, б) алфавитное?

1. ВВЦ

2. СНГ

3. РФ

4. СБ

5. ФРГ

6. ЦБ РФ

7. РУДН

8. ФСБ

9. США

10. ВТО

 

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Реформатский А. А. Введение в языковедение. / А.А. Реформатский. - М., 2011. - 536 с.

2. Русский язык / Под ред. Л. Л. Касаткина - М., 2012. - 766 с.

3. Розенталь Д. Е., Теленкова М. А Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д.Е. Розенталь, М.А. Теленкова. - М., 2010. - 623 с.

4. Русский язык: Учебное пособие для углубленного изучения в старших классах. В 2-х ч. / Под ред. В. А. Багрянцевой, Е. И. Литневской - М., 2009. - 208 с.

5. Современный русский язык / Под ред. П. А. Леканта - М., 2011. - 560с.

6. Современный русский язык / Под ред. Н. М. Шанского - С-Пб., 2010 - 583с.

7. Современный русский язык / Под ред. В. Г. Костомарова, В. И. Максимова - М., 2011. - 780 с.

8. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 3-х ч. / Под ред. Е. И. Дибровой. - М., 2010. – 544 с.

9. Современный русский язык / Под. ред. Л. А. Новикова – С-Пб., 2009. – 854 с.

Дополнительная литература

10. Аванесов Р. И. Русская литературная и диалектная фонетика / Р.И. Аванесов. – М., 1974.

11. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов. – М., 1984.

12. Алдарова Н. Б., Олзоева Я. В. Контрольные работы по русскому языку (фонетика, фонология, графика, орфография) / Н.Б. Алдарова, Я.В. Олзоева. – Улан – Удэ: Издательство БГУ, 1996. - 27 с.

13. Богданова Н.В. Активные процессы современной русской фонетики // Современные языковые процессы. СПб.: СПбГУ, 2003. – С. 22-25.

14. Богомазов Г.М. Современный русский литературный язык: Фонетика / Г.М. Богомазов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 352 с.

15. Бондарко Л. В. Фонетика современного русского языка. / Л.В. Бондарко.– С-Пб., 1998.

16. Бондарко Л.В. Звуковая система языка и произносительная норма. // Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А., Гордина М.В. Основы общей фонетики. – М.. 2004.

17. Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. / Е.А. Брызгунова. – М., 1983.

18. Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. / К.С. Горбачевич.– Л., 1971.

19. Куликова И.С., Салмина Д.В. Теория языка: учебно-методический комплекс. В 2 ч. Ч I: Устройство языка. / И.С. Куликова, Д.В. Салмина. – СПб,; М.: Наука: САГА: ФОРУМ, 2009. – 448 с.; Ч II: Язык – человек – народ. 480 с.

20. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика / М.И. Матусевич. – М., 1976.

21. Моисеев А. И. Звуки и буквы, буквы и цифры / А.И. Моисеев. – М., 1987.

22. Моисеев А. И. Русский язык. Фонетика. Морфология. Орфография. / А.И. Моисеев. – М., 1980. - 255 с.

23. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р. И. Аванесова. – М., 1989 и послед. издания.

24. Панов В. М. Занимательная орфография / В.М. Панов.– М., 1984.

25. Панов В. М. И все-таки она хорошая!: Рассказы о русской орфографии. / В.М. Панов. – М., 1964.

26. Панов М. В. Современный русский язык: Фонетика / В.М. Панов. – М., 1979.

27. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии / А.А. Реформатский. – М., 1970.

28. Сборник упражнений / М. С. Бунина, И. А. Василенко, И. А. Кудрявцева, М. В. Панов. – М., 1982. – 255 с.

29. Сборник упражнений по русскому языку / Под ред. П. А. Леканта. - М., 2001. - с. 301.

30. Современный русский язык / Под. ред. В. Г. Костомарова, В. И. Максимова - М, 2003. - 80с.

31. Федянина Н. А. Ударение в современном языке / Н.А. Федянина. – М., 1982.

32. Шапиро А. Б. Теория русского письма / А.Б. Шапиро.– М., 1961.

33. Энциклопедия «Русский язык» / Гл. ред. Ф.П.Филин. – М., 1979.

34. Энциклопедический словарь юного филолога. / Сост. М. В Панова. – М., 1984.

 

СОДЕРЖАНИЕ

  Введение  
Обязательный минимум содержания учебного материала по курсу  
Тематический план
Содержание дисциплины
Изложение лекционного курса
Семинарские (практические) занятия
Программа самостоятельной работы студентов
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Литература

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.