В некоторых словах или словоформах место ударения может колебаться. Местом ударения могут различаться литературные варианты ударения, оценивающиеся как равноправные, либо один из вариантов как более или менее предпочтительный:
1) равноправные варианты, или дублеты, когда разница в месте ударения незначима.
2) более предпочтительный и менее предпочтительный, принадлежащий старшей норме: амфора и амфора
3) более предпочтительный и менее предпочтительный, принадлежащий младшей норме: борону и борону, подростковый и подростковый, шевелит и шевелит, ткала и ткала, глубоко и глубоко.
У существительных одна из основных закономерностей, связанная с вариантами акцентных типов, п р a г м а тическая — степень освоенности слова говорящими. Тип АА связан с представлением о чуждости слова для говорящего, о стилистической приподнятости слова, другие типы — с привычностью, освоенностью слова, его стилистической нейтральностью или сниженностью. Этапы освоения слова говорящими проявляются в наличии у него вариантов места ударения. Другая причина вариативности места ударения морфологическая — тенденция формированию акцентного противопоставления единственного и множественного числа. Еще одна тенденция — в ы равнивание места ударения в формах одного числа. Этими причинами обусловлено большинство вариантов и акцентных типов существительных:
Колебания в месте ударения на основе или окончании во всех формах существительных женского, мужского и среднего рода отражают типы АА/ВВ.
1) Акцентными типами АА и ВВ могут различаться омонимы: грош1— старинная монета в России, гроша, мн. ч. гроши, грошей и грош2— мелкая монета в Польше и Австрии.
2) При постоянном месте ударения на основе в единственном числе и наличии вариантов места ударения в формах множественного числа наблюдаются типы АА/АВ.
3) Другие варианты акцентных типов отражают колебания ударения на основе или окончании в именительном падеже и/или в косвенных падежах множественного числа:
4) Некоторые варианты акцентных типов отражают колебания места ударения у слов женского рода основе или окончании в винительном падеже единственного числа, что связано с тенденцией выравнивания места ударения у существительных.
В форме мужского рода равноправные варианты с ударением на постфиксе и на основе или предпочтительный вариант с ударением на постфиксе встречаются в редких случаях.
Форма женского рода у таких глаголов почти всегда имеет ударение на окончании: бралась, взвилась.
Лекция 7. Графика
1.Графики и алфавиты
2.Современный русский алфавит
3.Фонематический принцип графики
4.Позиционный принцип графики
5.Обозначение фонемы /j/
6.Обозначение на письме твердости и мягкости согласных
7.Значения букв
Графики и алфавиты
Передавая нашу речь на письме, мы пользуемся буквами, каждая из которых имеет определенное значение. Употребляем мы и другие письменные знаки: знак ударения, дефис (чертовка), знаки препинания ( правила их употребления относятся к пунктуации), апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, абзацами, главами, а также шрифтовое выделение (курсив, полужирный шрифт, разрядка и др.), подчеркивание, использование цвета.
Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом или азбукой. Слово алфавит происходит от значения двух первых букв греческого алфавита: α – альфа и β – бета.
Алфавит – это система букв, передающих звуки или фонемы языка.