Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тональные средства интонации



Основными интонационными средствами являются тональные средства. У каждого говорящего свой средний тон речи. Но в некоторых местах фонетической синтагмы и фразы происходит повышение или понижение тона.

В русском языке можно выделить шесть основных интонационных конструкций (сокращенно – ИК [икá]). Каждая ИК имеет центр – слог, на который падает основное ударение (синтагменное, фразовое или логическое). Выделяются также предцентровая и постцентровая части фонетической синтагмы, которые могут также в конкретных синтагмах отсутствовать. Например: Наступило лето; Дверь не заперта; Где книга? Здесь (в этих примерах выделен центр ИК). Предцентровая часть обычно произносится на среднем тоне. Основными различительными признаками ИК являются движения тона в центре и уровень тона постцентровой части. Интонационные конструкции можно схематически изобразить линиями движения тона.

ИК-1 – _

На звуках центра происходит понижение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-1 обычно встречается при выражении завершенности в повествовательном предложении: Поздняя ó\сень. Грачú\ улетели, лéс\ обнажился, поля\ опустели…(Н. Некрасов) – интонационный центр в примерах отмечен ударением, падение тона в центре показано знаком \ после ударного слога.

ИК-2 – – _

Звуки центра произносятся в пределах диапазона предцентровой части, на следующем после центра слоге понижение тона ниже среднего уровня. ИК-2 обычно встречается в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением, волеизъявлением: Кудá ты \ идёшь? Серёжа \ , там опáсно \ ! падение тона показано знаком \ после слога, где оно происходит.

У ИК-1 и ИК-2 один и тот же мелодический контур: от среднего тона резкое понижение, а затем тон ниже среднего. Различие в этих ИК в месте падения тона: у ИК-1 оно происходит в центре, а у ИК-2 – на следующем после центра слоге. Так, фразы Грачú улетели и Кудá ты идёшь? можно произнести с Ик-1: падение тона на выделенном ударением центре ИК - Грачú\ улетели, Кудá \ ты идёшь? эти фразы можно произнести и с ИК-2: падение тона на первом после центра слоге - Грачú у \ летели, Кудá ты \ идёшь?

ИК-3 – _

На звуках центра резко восходящее движение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-3 характерна для выражения незавершенности речи. Так, ИК-3 обычно встречается в вопросительных предложениях без вопросительного слова: А/нна \ пьёт сок? Анна пьёт / сок\? – повышение тона в центрепоказано знаком / после ударного слога. Типична ИК-3 для неконечной синтагмы во фразе: Когда Каштанка опó/мни\лась, | музыка уже не играла (А. Чехов).

ИК-4 – ¯

На звуках центра нисходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-4 обычно встречается в неполных предложениях с сопоставительным союзом а, в вопросах с оттенком требования: А Натá\ша/? Ваше ú\мя/? Фамú\ли/я? При отсутствии постцентровой части нисходяще-восходящее движение тона происходит на звуках центра: А мы\ /?

ИК-5 – ¯\_

Имеет два центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго центра или на следующем за ним слоге – нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-5 обычно встречается при выражении высокой степени признака, действия, состояния: Какóй / у неё гó\лос! или Какóй у неё гóлос\! Кáк / она танцý\ет! или Кáк / она танцýет\! Настоя/щая веснá\! ИК-5 часто встречается и в вопросительных предложениях с вопросительным словом: Кудá / ты идёшь\? Какóй / у неё гó\лос? ИК-5 может быть и на фразе, состоящей из одного слова с побочным ударением, обычно при выражении эмоции: Вè/ликолé\пно! Вò/схитú\тельно!

ИК-6 – ¯

На звуках центра восходящее движение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-6 обычно встречается при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния: Какой компóт / вкусный! Как она танцý/ет! сколько воды / набралось! При отсутствии постцентровой части ИК-3 и ИК-6 обычно не различаются, нейтрализуются; ср.: Сколько воды/? и Сколько воды/!

Общий уровень тона фонетической синтагмы или фразы может в некоторых случаях сдвигаться вверх или вниз. В связи с этим выделяются: средний регистр тона, на котором произносится большинство речевых синтагм и фраз: Он такой вялый, грустный, ленивый; верхний регистр: Он такой хорошенький, пухленький, курносенький; нижний регистр: Он такой грубый, грязный, хмурый. (каждую из этих фраз невозможно с точки зрения русского языка произнести в другом регистре.)

Верхний регистр типичен для переспросов: Куда, ты сказал, тебе надо ехать? В нижнем регистре обычно произносятся вводные слова и предложения, сообщающие факультативную информацию: У Саввы, пастуха (он барских пас овец), вдруг убывать овечки стали (И. Крылов); переспросы- припоминания: Как ее зовут? – Как ее зовут? Не знаю. Слова автора, стоящие после прямой речи или внутри не, обычно отличаются от прямой речи регистром. Так, если прямая речь произнесена в среднем регистре, то слова автора – в нижнем или верхнем: Вот хороший выстрел, - сказал я, обращаясь к графу. – Да, - отвечал он, - выстрел очень замечательный (А. Пушкин).

Характер интонации определяется и интервалом повышения или понижения тона – расстоянием между нижним и верхним уровнем от начала до конца изменения тона. Так, в примерах Марú/но\чка звонила? Позвонúшь / за\втра? и Марú/но\чка, | позвонú / за\втра движение тона характерно для ИК-3, но в вопросительном предложении подъем тона происходит обычно до более высокого уровня, чем при обращении и просьбе; тональные интервалы здесь разные.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.