Основными интонационными средствами являются тональные средства. У каждого говорящего свой средний тон речи. Но в некоторых местах фонетической синтагмы и фразы происходит повышение или понижение тона.
В русском языке можно выделить шесть основных интонационных конструкций (сокращенно – ИК [икá]). Каждая ИК имеет центр – слог, на который падает основное ударение (синтагменное, фразовое или логическое). Выделяются также предцентровая и постцентровая части фонетической синтагмы, которые могут также в конкретных синтагмах отсутствовать. Например: Наступило лето; Дверь не заперта; Где книга? Здесь (в этих примерах выделен центр ИК). Предцентровая часть обычно произносится на среднем тоне. Основными различительными признаками ИК являются движения тона в центре и уровень тона постцентровой части. Интонационные конструкции можно схематически изобразить линиями движения тона.
ИК-1 – _
На звуках центра происходит понижение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-1 обычно встречается при выражении завершенности в повествовательном предложении: Поздняя ó\сень. Грачú\ улетели, лéс\ обнажился, поля\ опустели…(Н. Некрасов) – интонационный центр в примерах отмечен ударением, падение тона в центре показано знаком \ после ударного слога.
ИК-2 – – _
Звуки центра произносятся в пределах диапазона предцентровой части, на следующем после центра слоге понижение тона ниже среднего уровня. ИК-2 обычно встречается в вопросительных предложениях с вопросительным словом и в предложениях с обращением, волеизъявлением: Кудá ты \ идёшь? Серёжа \ , там опáсно \ ! падение тона показано знаком \ после слога, где оно происходит.
У ИК-1 и ИК-2 один и тот же мелодический контур: от среднего тона резкое понижение, а затем тон ниже среднего. Различие в этих ИК в месте падения тона: у ИК-1 оно происходит в центре, а у ИК-2 – на следующем после центра слоге. Так, фразы Грачú улетели и Кудá ты идёшь? можно произнести с Ик-1: падение тона на выделенном ударением центре ИК - Грачú\ улетели, Кудá \ ты идёшь? эти фразы можно произнести и с ИК-2: падение тона на первом после центра слоге - Грачú у \ летели, Кудá ты \ идёшь?
ИК-3 – _
На звуках центра резко восходящее движение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-3 характерна для выражения незавершенности речи. Так, ИК-3 обычно встречается в вопросительных предложениях без вопросительного слова: А/нна \ пьёт сок? Анна пьёт / сок\? – повышение тона в центрепоказано знаком / после ударного слога. Типична ИК-3 для неконечной синтагмы во фразе: Когда Каштанка опó/мни\лась, | музыка уже не играла (А. Чехов).
ИК-4 – ¯
На звуках центра нисходящее движение тона, тон постцентровой части выше среднего. ИК-4 обычно встречается в неполных предложениях с сопоставительным союзом а, в вопросах с оттенком требования: А Натá\ша/? Ваше ú\мя/? Фамú\ли/я? При отсутствии постцентровой части нисходяще-восходящее движение тона происходит на звуках центра: А мы\ /?
ИК-5 – ¯\_
Имеет два центра: на звуках первого центра восходящее движение тона, на звуках второго центра или на следующем за ним слоге – нисходящее, тон между центрами выше среднего, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-5 обычно встречается при выражении высокой степени признака, действия, состояния: Какóй / у неё гó\лос! или Какóй у неё гóлос\! Кáк / она танцý\ет! или Кáк / она танцýет\! Настоя/щая веснá\! ИК-5 часто встречается и в вопросительных предложениях с вопросительным словом: Кудá / ты идёшь\? Какóй / у неё гó\лос? ИК-5 может быть и на фразе, состоящей из одного слова с побочным ударением, обычно при выражении эмоции: Вè/ликолé\пно! Вò/схитú\тельно!
ИК-6 – ¯
На звуках центра восходящее движение тона, тон постцентровой части ниже среднего. ИК-6 обычно встречается при выражении неожиданного обнаружения высокой степени признака, действия, состояния: Какой компóт / вкусный! Как она танцý/ет! сколько воды / набралось! При отсутствии постцентровой части ИК-3 и ИК-6 обычно не различаются, нейтрализуются; ср.: Сколько воды/? и Сколько воды/!
Общий уровень тона фонетической синтагмы или фразы может в некоторых случаях сдвигаться вверх или вниз. В связи с этим выделяются: средний регистр тона, на котором произносится большинство речевых синтагм и фраз: Он такой вялый, грустный, ленивый; верхний регистр: Он такой хорошенький, пухленький, курносенький; нижний регистр: Он такой грубый, грязный, хмурый. (каждую из этих фраз невозможно с точки зрения русского языка произнести в другом регистре.)
Верхний регистр типичен для переспросов: Куда, ты сказал, тебе надо ехать? В нижнем регистре обычно произносятся вводные слова и предложения, сообщающие факультативную информацию: У Саввы, пастуха (он барских пас овец), вдруг убывать овечки стали (И. Крылов); переспросы- припоминания: Как ее зовут? – Как ее зовут? Не знаю. Слова автора, стоящие после прямой речи или внутри не, обычно отличаются от прямой речи регистром. Так, если прямая речь произнесена в среднем регистре, то слова автора – в нижнем или верхнем: Вот хороший выстрел, - сказал я, обращаясь к графу. – Да, - отвечал он, - выстрел очень замечательный (А. Пушкин).
Характер интонации определяется и интервалом повышения или понижения тона – расстоянием между нижним и верхним уровнем от начала до конца изменения тона. Так, в примерах Марú/но\чка звонила? Позвонúшь / за\втра? и Марú/но\чка, | позвонú / за\втра движение тона характерно для ИК-3, но в вопросительном предложении подъем тона происходит обычно до более высокого уровня, чем при обращении и просьбе; тональные интервалы здесь разные.