Учение о фонеме лежит в основе раздела языкознания, изучающего функциональную значимость звуковой стороны языка, Фонология возникла в России в 70-х годах XIX в. Ее основоположник И.А Бодуэн де Куртенэ ввел понятие фонемы, противопоставив его понятию звука. На основе его идей возникло несколько фонологических школ.
В настоящее время в России существует две фонологические школы - Московская фонологичекая школа (МФШ) и Петербурская фонологическая школа (ПФШ). Основоположник (ПФШ) – Л.В. Щерба, ученик И.А Бодуэна де Куртенэ. Идеи Л.В. Щербы развивают ученики и последователи: Л.В. Зиндер, М.И. Матусевич, А.Н. Гвоздев, Л.В. Бондарко, Л.Л. Буланин и др. МФШ возникла в конце 1920-х гг. Ее основатели Р.И. Аванесов, п.С. Кузнецов, А.А. Реформацкий, В.Н. Сидоров и др. Идеи МФШ развивают ее представители второго и следующих поколений: В.В. Виноградов, К.В Горшкова, Л.Л Касаткин и др.
Обе школы рассматривают фонему в сигнификативно сильной позиции с одной и той же точки зрения – функциональной. Звуки этих позиций объединяются в одну фонему не на основании их фонетического сходства, акустической и артикуляционной близости, а на основании способности этих звуков различать слова и морфемы.
Основное различие между МФШ и ПФШ – в оценке звуков, выступающих в сигникативно слабых позициях. МФШ функциональный критерий распространяет на эти позиции. Например, в словосочетаниях гусь пришел и гусь зашел слово гусь имеет один и тот же фонемный состав.
Различия между МФШ и ПФШ в фонологических оценках звуков, выступающих в слабых позициях вытекает и разное представление о степени вариативности фонемного состава мофем. МФШ устанавливает принцип неизменности фонемного состава морфемы при фонетических чередованиях звуков, обусловленных данными позициями; фонемный состав морфем может меняться только при исторических чередованиях. ПФШ считает, что фонемный состав морфем варьируется и в зависимости от подобных фонетических позиций. Так, фонемный состав предлога без по МФШ во всех позициях остается одним и тем же - /б’эз/; по ПФШ - /б’эз/ году, /б’эс/ толку, /б’из/ воды.
МФШ считает, что множества позиционно чередующихся звуков, представляющих фонемы, в сигникативно слабых позициях совпадают, пересекаются. В этом случае наблюдается нейтрализация фонем и одни и те же звуки могут относится к разным фонемам в разных морфемах. По ПФШ фонемы представляют собой непересекающие множества звуков, каждая фонема имеет свой набор аллофонов, отличный от набора аллофонов любой другой фонемы.
Определение фонемной принадлежности некоторых звуков с точки зрения ПФШ представляет трудности. Так, звук (ə), встречающийся только в любой позиции, например в слове в (ə)довоз, в равной степени отличен и от (а) и от (ы) и так же, как они, нелабилизированный. (Одни представители ПФШ относят к фонеме /а/, другие – к выделяемой ими, в отличие от представителей МФШ /ы/). Для таких случаем вводится еше один критерий: надо посмотреть, на что похож звук при четком проговаривании слова. Так, на месте (ə) в слове в (ə)довоз в этом случае произносится (а). Отсюда вывод: (ə) относится к /а/. Однако на месте двух (ə), обычно произносящихся в слове выпытать (выпəтəт’), при четком проговаривании звучит в одном случае (ы), в другом – (а). Таким образом, оказывается, что один и тот же звук может относиться к разным фонемам, что противоречит теории ПФШ.
Лекция 5. Чередование звуков речи
1.Понятие о чередовании
2.Фонетические (или позиционные) чередования гласных звуков
3.Фонетические процессы
4.Исторические чередования звуков
Понятие о чередовании
Чередование звуков – это мена звуков в пределах одной морфемы. Различают чередования фонетические и исторические. Фонетические чередования – чередования, которые можно объяснить действующими в современном русском языке фонетическими законами. Фонетические чередования делятся на позиционные и комбинаторные.
Позиционные обусловлены позицией звука в слове (например, гласные в ударном и безударном слоге, оглушение звонких шумных согласных на конце слова): лес— [л'эс]//леса — [л'иэса], лезу — [л'эзу]//лёз — [л'эс]. Комбинаторныепорождаются взаимодействием рядом стоящих звуков (например, перед глухим согласным звонкий шумный заменяется глухим, а перед звонким глухой становится звонким и др.): лавка — [лафкъ], отбор — [Лдбор].