Учебное пособие составлено на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, в соответствии с действующими программами курса «Русский язык» и предназначено для бакалавров направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиля подготовки «Начальное образование».
В данном учебном пособии представлены такие разделы как фонетика, графика и орфография, которые по праву занимают значительное место в вузовском курсе русского языка и в подготовке учителя начальных классов. Вышеназванные разделы являются базой для развития у младших школьников языкового вкуса и правильной, точной, выразительной речи. Эти задачи могут быть успешно решены лишь в том случае, если сам учитель имеет глубокие знания, ясно представляет себе русский язык как систему, свободно владеет нормами литературного языка, культурой устной и письменной речи.
Цель учебного пособия: сформировать у студентов знания по фонетике, фонологии, орфоэпии, графике и орфографии русского языка как разделов языкознания, вооружить практическими умениями и навыками для решения учебных и исследовательских задач. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
1.Дать сведения о системной организации фонетики, фонологии, орфоэпии, графики и орфографии и тенденции их развития на современном этапе;
1. Ознакомить с понятийно-категориальным аппаратом курсов, основными разделами с точки зрения их функциональности и коммуникативности;
2. Формирование и развитие у студентов навыков фонетического, фонологического, орфоэпического, графического и орфографического анализов;
3. Совершенствовать умение студентов для их работы с научной литературой с целью интерпретации полученной информации для анализа, сопоставления, сравнения языковых явлений;
4. Развивать научный стиль речи в процессе составления устных сообщений, написания докладов, рефератов и т. п.;
5. Воспитывать умение практического использования теоретических знаний на практике в школе.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ИЗУЧАЕМЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА
Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Акустические и артикуляционные характеристики звуков. Слог, ударение, интонация. Понятие фонемы. Позиционные чередования звуков. Фонетическая и фонемная транскрипция. Орфоэпия. Принципы русской графики и орфографии.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Темы, формы учебной работы, объем в часах
№
Название тем
Лекции
Семин. пр.
СРС
Всего
Предмет фонетики. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы
Звуковой состав русского языка
Слог. Ударение. Интонация
Фонология
Чередования звуков
Орфоэпия
Графика
Орфография
Итоговое занятие
Итого
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1.Общее понятие о фонетике. Основные сегментные фонетические единицы. Суперсегментные фонетические единицы. Акустический аспект изучения звуков речи. Артикуляционный аспект изучения звуков речи. Лингвистический аспект изучения звуков речи.
Тема 2. Звуковой состав русского языка.Звуки речи и звуки языка. Фонема. Сильные и слабые позиции. Архифонема. Гиперфонема. Московская и Петербургская (Ленинградская) фонологические школы.
Тема 3. Понятие о слоге. Слогораздел. Ударение. Интонация. Слог как минимальная произносительная единица, характеризующаяся слитностью своих компонентов. Структура слога. Звуки слогообразующие (центр) и неслогообразующие (периферия). Принципы организации слога. Типы слогов. Основные теории слога. Правила слогоделения. Слогоделение и морфемная структура слова. Слогоделение и перенос слов. Ударение. Виды ударений. Интонация.
Тема 4. Чередования звуков.Понятие о чередовании. Позиционные чередования гласных звуков. Влияние согласных на гласные звуки. Позиционные чередования согласных звуков.
Тема 5. Фонологя.Учение о фонемев отечественном языкознании. Система гласных фонем русского языка. Система согласных фонем русского языка.
Тема 6. Орфоэпия. Понятие об орфоэпии и орфоэпической норме. Произношение гласных и согласных звуков. Особенности произношения сочетаний некоторых групп согласных. Особенности произношения отдельных грамматических форм слов. Особенности произношения иноязычных слов.
Тема 7. Графика.Краткие сведения по истории русской письменности. Алфавит. Соотношение между буквами и звуками. Слоговой принцип русской графики. Небуквенные графические средства.
Тема 8. Орфография.Понятие об орфографии. Принципы русской орфографии. Слитные, дефисные и раздельные написания. Орфография собственных имен и заимствованных слов. Перенос слов.
ЛЕКЦИИ: название тем, их содержание, объем в часах
№
Название тем
Содержание
Объем в час.
Фонетика. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы
1.Общее понятие о фонетике
2.Основные сегментные фонетические единицы
3.Суперсегментные фонетические единицы
4.Акустический аспект изучения звуков речи
5.Артикуляционный аспект изучения звуков речи
6.Лингвистический аспект изучения звуков речи
Звуковой состав русского языка
1.Гласные звуки и их классификация.
2.Сильные и слабые позиции гласных звуков в потоке речи.
3.Согласные звуки и их классификация.
4.Сильные и слабые позиции согласных звуков в потоке речи.
Слог. Ударение. Интонация
1.Понятие о слоге. Слогораздел
2.Ударение. Критики
3.Интонация
Фонология
1.Звуки речи и звуки языка
2.Фонема
3.Сильные и слабые позиции
4.Архифонема
5.Гиперфонема
6.Московская и Петербургская (Ленинградская) фонологические школы
Чередование звуков речи
1.Понятие о чередовании
2.Фонетические (или позиционные) чередования гласных звуков
3. Фонетические процессы
4. Исторические чередования звуков
Орфоэпия
1.Понятие об орфоэпии
2.Орфоэпические нормы в области гласных
3.Орфоэпические нормы в области согласных
4.Орфоэпические нормы заимствованных слов
5.Орфоэпические нормы в области ударения
Графика
1. Графики и алфавиты
2. Современный русский алфавит
3. Фонематический принцип графики
4. Позиционный принцип графики
5. Обозначение фонемы /j/
6.Обозначение на письме твердости и мягкости согласных
7.Значения букв
Орфография
1.Понятие орфография
2.Орфограмма
3.Передача буквами фонемного состава слова