Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Изложение лекционного курса



ВВЕДЕНИЕ

 

Учебное пособие составлено на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения, в соответствии с действующими программами курса «Русский язык» и предназначено для бакалавров направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиля подготовки «Начальное образование».

В данном учебном пособии представлены такие разделы как фонетика, графика и орфография, которые по праву занимают значительное место в вузовском курсе русского языка и в подготовке учителя начальных классов. Вышеназванные разделы являются базой для развития у младших школьников языкового вкуса и правильной, точной, выразительной речи. Эти задачи могут быть успешно решены лишь в том случае, если сам учитель имеет глубокие знания, ясно представляет себе русский язык как систему, свободно владеет нормами литературного языка, культурой устной и письменной речи.

Цель учебного пособия: сформировать у студентов знания по фонетике, фонологии, орфоэпии, графике и орфографии русского языка как разделов языкознания, вооружить практическими умениями и навыками для решения учебных и исследовательских задач. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1.Дать сведения о системной организации фонетики, фонологии, орфоэпии, графики и орфографии и тенденции их развития на современном этапе;

1. Ознакомить с понятийно-категориальным аппаратом курсов, основными разделами с точки зрения их функциональности и коммуникативности;

2. Формирование и развитие у студентов навыков фонетического, фонологического, орфоэпического, графического и орфографического анализов;

3. Совершенствовать умение студентов для их работы с научной литературой с целью интерпретации полученной информации для анализа, сопоставления, сравнения языковых явлений;

4. Развивать научный стиль речи в процессе составления устных сообщений, написания докладов, рефератов и т. п.;

5. Воспитывать умение практического использования теоретических знаний на практике в школе.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ИЗУЧАЕМЫМ РАЗДЕЛАМ КУРСА

Сегментные и суперсегментные фонетические единицы. Акустические и артикуляционные характеристики звуков. Слог, ударение, интонация. Понятие фонемы. Позиционные чередования звуков. Фонетическая и фонемная транскрипция. Орфоэпия. Принципы русской графики и орфографии.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Темы, формы учебной работы, объем в часах

Название тем Лекции Семин. пр. СРС Всего
Предмет фонетики. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы
Звуковой состав русского языка
Слог. Ударение. Интонация
Фонология
Чередования звуков
Орфоэпия
Графика
Орфография
Итоговое занятие  
  Итого

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1.Общее понятие о фонетике. Основные сегментные фонетические единицы. Суперсегментные фонетические единицы. Акустический аспект изучения звуков речи. Артикуляционный аспект изучения звуков речи. Лингвистический аспект изучения звуков речи.

Тема 2. Звуковой состав русского языка.Звуки речи и звуки языка. Фонема. Сильные и слабые позиции. Архифонема. Гиперфонема. Московская и Петербургская (Ленинградская) фонологические школы.

Тема 3. Понятие о слоге. Слогораздел. Ударение. Интонация. Слог как минимальная произносительная единица, характери­зующаяся слитностью своих компонентов. Структура слога. Звуки слогообразующие (центр) и неслогообразующие (периферия). Принципы организации слога. Типы слогов. Основные теории слога. Правила слогоделения. Слогоделение и морфемная структу­ра слова. Слогоделение и перенос слов. Ударение. Виды ударений. Интонация.

Тема 4. Чередования звуков.Понятие о чередовании. Позиционные чередования гласных звуков. Влияние согласных на гласные звуки. Позиционные чередования согласных звуков.

Тема 5. Фонологя.Учение о фонемев отечественном языкознании. Система гласных фонем русского языка. Система согласных фонем русского языка.

Тема 6. Орфоэпия. Понятие об орфоэпии и орфоэпической норме. Произношение гласных и согласных звуков. Особенности произношения сочетаний некоторых групп согласных. Особенности произношения отдельных грамматических форм слов. Особенности произношения иноязычных слов.

Тема 7. Графика.Краткие сведения по истории русской письменности. Алфавит. Соотношение между буквами и звуками. Слоговой принцип русской графики. Небуквенные графические средства.

Тема 8. Орфография.Понятие об орфографии. Принципы русской орфографии. Слитные, дефисные и раздельные написания. Орфография собственных имен и заимствованных слов. Перенос слов.

 

ЛЕКЦИИ: название тем, их содержание, объем в часах

Название тем Содержание Объем в час.
Фонетика. Сегментные и суперсегментные фонетические единицы 1.Общее понятие о фонетике 2.Основные сегментные фонетические единицы 3.Суперсегментные фонетические единицы 4.Акустический аспект изучения звуков речи 5.Артикуляционный аспект изучения звуков речи 6.Лингвистический аспект изучения звуков речи
Звуковой состав русского языка 1.Гласные звуки и их классификация. 2.Сильные и слабые позиции гласных звуков в потоке речи. 3.Согласные звуки и их классификация. 4.Сильные и слабые позиции согласных звуков в потоке речи.
Слог. Ударение. Интонация 1.Понятие о слоге. Слогораздел 2.Ударение. Критики 3.Интонация
Фонология 1.Звуки речи и звуки языка 2.Фонема 3.Сильные и слабые позиции 4.Архифонема 5.Гиперфонема 6.Московская и Петербургская (Ленинградская) фонологические школы
Чередование звуков речи 1.Понятие о чередовании 2.Фонетические (или позиционные) чередования гласных звуков 3. Фонетические процессы 4. Исторические чередования звуков
Орфоэпия 1.Понятие об орфоэпии 2.Орфоэпические нормы в области гласных 3.Орфоэпические нормы в области согласных 4.Орфоэпические нормы заимствованных слов 5.Орфоэпические нормы в области ударения
Графика 1. Графики и алфавиты 2. Современный русский алфавит 3. Фонематический принцип графики 4. Позиционный принцип графики 5. Обозначение фонемы /j/ 6.Обозначение на письме твердости и мягкости согласных 7.Значения букв  
Орфография 1.Понятие орфография 2.Орфограмма 3.Передача буквами фонемного состава слова
  Итого  

Изложение лекционного курса

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.