Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Исторические чередования



Исторические чередования — чередования, которые невозмож­но объяснить действующими в современном русском языке фонетическими законами. Исторические чередования когда-то возник­ли как фонетические и объяснялись фонетическими законами, но фонетические законы, по которым они возникли, давно переста­ли действовать в языке, и объяснить исторические чередования можно, лишь обращаясь к истории языка. Например, чередование согласных звуков [г]//[ж] в словах нога — ножекнельзя объяснить фонетическими законами, действующими в настоящее время, так как в современном русском языке заднеязычный согласный [г] мо­жет находиться не только перед гласным среднего ряда [а], но и перед гласным переднего ряда [э]: но[га] — но[г'э]. Такое чередо­вание можно объяснить тем, что в древнерусском языке в слове нога звук [г] находился перед гласным непереднего ряда [а], ко­торый не смягчал предшествующий заднеязычный согласный [г], а в слове ножек (в древнерусском языке — ножькъ) согласный [г] оказался перед гласным переднего ряда [ь], перед которым соглас­ные в соответствии с действующим в то время законом слогового сингармонизма должны были быть обязательно мягкими, но так как в тот период заднеязычный [г] был только твёрдым и поэтому не мог смягчаться, а сочетание твёрдого заднеязычного согласного [г] с гласным переднего ряда [ь] противоречило закону слогового сингармонизма, то происходило приспособление согласного, при­ведшее к появлению чередования [г]//[ж']. Звук [ж'] в то время (до XIV в.) был только мягким. Этот фонетический закон, называвшийся первой палатализацией (палатализация — смягчение), давно перестал действовать, поэтому чередование [г]//[ж] с точки зре­ния современной фонетической нормы позиционно не обусловлено, В процессе развития языка исторические чередования связывались с определенными морфологическими категориями и становились средством выражения грамматических значений. Например, производное прилагательное ножной и существительное но­га отличаются не только наличием у прилагательного суффик­са -н- и его отсутствием у существительного, но и чередующи­мися конечными согласными корня. Такие чередования называют еще морфологическими, они наблюдаются и в словах, возникших значительно позже прекращения действия фонетических законов, вызвавших ранее такие чередования. Так, в 20-е годы XX в. по­явился глагол раскулачивать (от существительного кулак) с чере­дованием [к]//[ч'], хотя фонетический закон, вызвавший данное чередование, давно не действует. Другой пример. У глаголов, имеющих в основе губные со­гласные, в 1-м лице настоящего времени происходит чередование [б]//[бл'], [в]//[вл'], [п]//[пл'], [м]//[мл'], возникшее вследствие со­единения губных с последующим йотом: любить — люблю и т.д. В 1-м лице настоящего времени такое чередование встречается не только у глаголов, известных с древнейшего времени, но и у гла­голов, появившихся в русском языке тогда, когда фонетический закон давно прекратил свое действие. Например, слово графить появилось в конце XVIII в., но в языке наблюдается чередование губного [ф] с сочетанием [фл']: графить — графлю.

Лекция 6. Орфоэпия

1. Понятие об орфоэпии

2. Орфоэпические нормы в области гласных

3. Орфоэпические нормы в области согласных

4. Орфоэпические нормы заимствованных слов

5. Орфоэпические нормы в области ударения

 

Понятие об орфоэпии

Орфоэпия – совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различаются произносительные нормы (состав морфем, их реализация в различных позициях фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики ударения и интонации. При более широком понимании орфоэпии к ней относят и образование вариантных грамматических форм.

Орфоэпией называется также раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила.

Традиционно в орфоэпию включаются все произносительные нормы литературного языка.

С другой точки зрения, выдвинутой М.В. Пановым, к орфоэпии относятся лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариантность в языке; этим орфоэпия отличается от фонетики, которая изучает фонетические законы, не знающие исключений. Так, к законам фонетики (а не орфоэпии) относятся в русском языке произношения глухих согласных на месте звонких шумных в конце слова: зу[б] ы-зу [б], во[з]ы-во[з].

К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и вариантность фонемного состава и тех же морфем при отсутствии позиционных различий.

Орфоэпия рассматривает социально значимые произносительные варианты, т.е. те, которые типичны для разных групп людей, говорящих на литературном языке, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных социальных ситуациях.

Допуская несколько вариантов, орфоэпия указывает, какое занимает каждый из них в литературном произношении. В силу своей социальной значимости орфоэпические варианты могут использоваться, например, в сценической речи для социальной характеристики персонажа.

В выработке литературных норм особая роль принадлежит московскому говору. Уже в 17 в. сложились основные закономерности современного русского литературного языка. В основу этого лег говор, принадлежащий к среднерусским говорам, в которых сглажены наиболее резкие диалектные черты северного и южного наречий. Старомосковское произношение и сейчас составляет основу орфоэпических норм, несколько изменившихся в 20 в.

Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения.

2.Орфоэпические нормы в области гласных

1. В современном русском литературном языке господствует иканье, т. е. совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных фонем, кроме /у/, в звуке [и], точнее, [иэ]: [п'йлы] — [п'иэла], [р'эк] [р'ижа], [н'ос] — [н'иэсу], [п'атыи] — [п'иэтак]. В XIX в литературном языке господствовало эканье (оно и сейчас встречается в литературном произношении) — совпадение в той же позиции в звуке [эи] гласных фонем неверхнего него подъема: [р'эика], [н'эису], [п'эитак], но [п'ила].

2. Звуки [ш], [ж], [ц] в древнерусском языке были мягкими, и гласные фонемы после них вели себя так же, как и после парных мягких согласных. Затем [ш], [ж], [ц] отвердели, но реализация гласных продолжала сохраняться прежней. В соответствии с эканьем фонемы <о> , <а> после твердых согласных [ш], [ж], [ц] в первом предударном слоге реализовались в XIX — начале XX в. в звуке [эы]: /э/ ш[эы]сты, ц[эЬ1]на; /о/ — ш[эы]лка, ж[эЪ1]лтдк; /а/ — ш[я ры (шары), ж[эЬ1]ра (жара). В соответствии с иканьем в эту эпоху распространилось в данной позиции произношение [ыэ], совпавшее с реализацией фонемы /и/: ц[ыэ]на, ш[ыэ]л/м, ж[ыэ]ра и ж[ыэ]ла (жила), ж[ыв]ры (жиры).

Возникло противоречие в системе гласных: [ш], [ж|, [ц] -твердые согласные,но гласные фонемы вели себя после них, как после мягких согласных. Это противоречие разрешилось в пользу общей закономерности; гласные фонемы стали реализоваться после [ш], [ж], [ц], как после парных твердых согласных: в первом предударном слоге фонемы /и/, /э/ продолжают воплощаться в звуке [ыэ], фонемы <о>,<а> стали воплощаться в звуке [а9].

В настоящее время в первом предударном слоге после [ш], [ж], [ц] на месте /а/ в большинстве случаев по совре­менной норме произносится [а9]: шагать, шалить, шап­чонка, жаркое, вожака, царица и т. п. Но в нескольких словах перед мягким согласным (в одних чаще, в других реже) произносится в соответствии с прежней нормой [ы9]: жалеть, пожалей, к сожалению, лошадей, лошадям, ло­шадями, жакет, жасмин, двадцати, тридцатью. В этих морфемах ударный [а] (жалость, лошадка и т.п.) пред­ставляет фонему /а/ ,а предударный [ыэ] (жалеть, лоша­дей и т. п.) — гиперфонему /и|э/).

3. В XX в. сначала в разговорном языке, а примерно с середины века и в нейтральном стиле литературного языка на месте заударного [ыэ] в неконечном и конечном закрытом слоге распространилось произношение [э], ставшее в настоящее время господствующим: оп[ыа]ты, вымэ]л.

4.В разговорном языке на месте редуцированного 2-й
степени [у] встречается произношение [э] после твердого
согласного [иэ], после мягкого: губернатор, с[у]матоха.

5. Проклитики и энклитики могут не подчиняться нормам редукции гласных. В них возможны безударные [о], [э], безударный [а] после мягких согласных и звуков, воплощающих /j/, безударный прикрытый [а] не в первом предударном слоге, ср.: дьяк он [д'jак-он] — дьякон.

6. В некоторых сложных и сложносокращенных словах и словах с некоторыми приставками, как и в клитиках, воз­можно произношение гласных без качественной редукции: м['э]жинститутский,.В определенных фразовых условиях эти гласные могут получать побочное уда­рение.

3.Орфоэпические нормы в области согласных

Раньше в русском языке для большинства согласных действовала закономерность: согласный, стоящий перед мягким согласным, должен быть тоже мягким. Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного. Эта закономерность в наше время охватывает все новые группы согласных. Так, [н'] перед [ч'], [ш'] обычно произносится по старым нормам: бубё[н'ч']ики. Другие согласные, например губные перед мягкими заднеязычными, произносятся по новым нормам: ля[мк']и. У третьих, например у губных и зубных перед мягкими губными, равноправны оба варианта: [вб']ить, [дв']ерь. Новая закономерность проникает и в сочетания ; зубных согласных. Так, зубной перед мягким зубным обычно мягкий: мо[с'т']ик.

Произношение [ш':] в литературном языке может быть в соответствии с сочетанием фонем /сч'/, /с'ч'/, /зч'/, /з'ч'/ /пи'/, /жч'/,

Произношение [ш':] постепенно распространяется за счет [ш'ч']. В XIX — начале XX в. [ш'ч'] внутри морфемы господствовало в Санкт-Петербурге. В настоящее время и | Москве, и в Санкт-Петербурге почти исключительно произносится [ш':]: [ш':]ука, [ш':]астье.

Употребление [ш'ч'] или [ш':] на стыке морфем зави­сит от темпа речи, степени употребительности слова, силы сцепления морфем. Там, где при обычном темпе речи произносится [ш'ч]

Произношение [ж': ] встречается всего в нескольких словах, всегда в корне. Примерное распределение этих слов по снижению употребительности в них [ж':] таково: брызжет, визжать. 4. Согласные [т], [д] ([т'], [д']) между зубными или между зубным и [к] по традиционным нормам не должны произ­носиться. Но в части таких сочетаний в некоторых словах возникает и произношение [т], [д] ([т'], [д']):

1) между [с] — [с]: шес[т'] — шес[-]сот (шестьсот).

2) между [с] — [н] ([с'] — [н']): мес[т]о мёс[-]ный (ме­стный).

3) между [з] — [н] ([з'] — [н']): поз[-]но (поздно).

4) между [с] — [л] ([с'] — [л']) без [т] произносятся слова совестливый, счастливый, участливый и др.

5) между [н] — [с] перед следующим согласным обычно [т] не произносится: гигантский, декадентский и др.

6) между [с] — [к] по старым нормам, сохраняют, в разговорном языке [т] не произносится в таких словах как бороздка, громоздкий и др.

5.На месте двух одинаковых согласных букв между гласными могут произноситься долгие и краткие согласные. Внутри корня и суффикса и на стыке корня и суффикса долгие согласные чаще всего произносятся непосредственно после ударного гласного, в других положениях долгота обычно утрачивается.

6.На месте ч перед н в одних словах произносится \ч'\: вечность, точный.

На месте г перед глухим согласным произносится | к | дёгтя, ногти.

7. В некоторых словах перед гласным произносится [у], обязателен он только в слове бухгалтер. Допустимо произношение [у] в междометиях господи, ей-богу. Во всех остальных словах произносится [г], которое на конце слова чередуется с [к].

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.