Исторические чередования — чередования, которые невозможно объяснить действующими в современном русском языке фонетическими законами. Исторические чередования когда-то возникли как фонетические и объяснялись фонетическими законами, но фонетические законы, по которым они возникли, давно перестали действовать в языке, и объяснить исторические чередования можно, лишь обращаясь к истории языка. Например, чередование согласных звуков [г]//[ж] в словах нога — ножекнельзя объяснить фонетическими законами, действующими в настоящее время, так как в современном русском языке заднеязычный согласный [г] может находиться не только перед гласным среднего ряда [а], но и перед гласным переднего ряда [э]: но[га] — но[г'э]. Такое чередование можно объяснить тем, что в древнерусском языке в слове нога звук [г] находился перед гласным непереднего ряда [а], который не смягчал предшествующий заднеязычный согласный [г], а в слове ножек (в древнерусском языке — ножькъ) согласный [г] оказался перед гласным переднего ряда [ь], перед которым согласные в соответствии с действующим в то время законом слогового сингармонизма должны были быть обязательно мягкими, но так как в тот период заднеязычный [г] был только твёрдым и поэтому не мог смягчаться, а сочетание твёрдого заднеязычного согласного [г] с гласным переднего ряда [ь] противоречило закону слогового сингармонизма, то происходило приспособление согласного, приведшее к появлению чередования [г]//[ж']. Звук [ж'] в то время (до XIV в.) был только мягким. Этот фонетический закон, называвшийся первой палатализацией (палатализация — смягчение), давно перестал действовать, поэтому чередование [г]//[ж] с точки зрения современной фонетической нормы позиционно не обусловлено, В процессе развития языка исторические чередования связывались с определенными морфологическими категориями и становились средством выражения грамматических значений. Например, производное прилагательное ножной и существительное нога отличаются не только наличием у прилагательного суффикса -н- и его отсутствием у существительного, но и чередующимися конечными согласными корня. Такие чередования называют еще морфологическими, они наблюдаются и в словах, возникших значительно позже прекращения действия фонетических законов, вызвавших ранее такие чередования. Так, в 20-е годы XX в. появился глагол раскулачивать (от существительного кулак) с чередованием [к]//[ч'], хотя фонетический закон, вызвавший данное чередование, давно не действует. Другой пример. У глаголов, имеющих в основе губные согласные, в 1-м лице настоящего времени происходит чередование [б]//[бл'], [в]//[вл'], [п]//[пл'], [м]//[мл'], возникшее вследствие соединения губных с последующим йотом: любить — люблю и т.д. В 1-м лице настоящего времени такое чередование встречается не только у глаголов, известных с древнейшего времени, но и у глаголов, появившихся в русском языке тогда, когда фонетический закон давно прекратил свое действие. Например, слово графить появилось в конце XVIII в., но в языке наблюдается чередование губного [ф] с сочетанием [фл']: графить — графлю.
Лекция 6. Орфоэпия
1. Понятие об орфоэпии
2. Орфоэпические нормы в области гласных
3. Орфоэпические нормы в области согласных
4. Орфоэпические нормы заимствованных слов
5. Орфоэпические нормы в области ударения
Понятие об орфоэпии
Орфоэпия – совокупность норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых единиц: морфем, слов, предложений. Среди таких норм различаются произносительные нормы (состав морфем, их реализация в различных позициях фонемный состав отдельных морфем) и нормы суперсегментной фонетики ударения и интонации. При более широком понимании орфоэпии к ней относят и образование вариантных грамматических форм.
Орфоэпией называется также раздел языкознания, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила.
Традиционно в орфоэпию включаются все произносительные нормы литературного языка.
С другой точки зрения, выдвинутой М.В. Пановым, к орфоэпии относятся лишь такие произносительные нормы, которые допускают вариантность в языке; этим орфоэпия отличается от фонетики, которая изучает фонетические законы, не знающие исключений. Так, к законам фонетики (а не орфоэпии) относятся в русском языке произношения глухих согласных на месте звонких шумных в конце слова: зу[б] ы-зу [б], во[з]ы-во[з].
К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем и вариантность фонемного состава и тех же морфем при отсутствии позиционных различий.
Орфоэпия рассматривает социально значимые произносительные варианты, т.е. те, которые типичны для разных групп людей, говорящих на литературном языке, а также стилистические варианты, сознательно выбираемые в различных социальных ситуациях.
Допуская несколько вариантов, орфоэпия указывает, какое занимает каждый из них в литературном произношении. В силу своей социальной значимости орфоэпические варианты могут использоваться, например, в сценической речи для социальной характеристики персонажа.
В выработке литературных норм особая роль принадлежит московскому говору. Уже в 17 в. сложились основные закономерности современного русского литературного языка. В основу этого лег говор, принадлежащий к среднерусским говорам, в которых сглажены наиболее резкие диалектные черты северного и южного наречий. Старомосковское произношение и сейчас составляет основу орфоэпических норм, несколько изменившихся в 20 в.
Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения.
2.Орфоэпические нормы в области гласных
1. В современном русском литературном языке господствует иканье, т. е. совпадение в первом предударном слоге после мягких согласных всех гласных фонем, кроме /у/, в звуке [и], точнее, [иэ]: [п'йлы] — [п'иэла], [р'эк] [р'ижа], [н'ос] — [н'иэсу], [п'атыи] — [п'иэтак]. В XIX в литературном языке господствовало эканье (оно и сейчас встречается в литературном произношении) — совпадение в той же позиции в звуке [эи] гласных фонем неверхнего него подъема: [р'эика], [н'эису], [п'эитак], но [п'ила].
2. Звуки [ш], [ж], [ц] в древнерусском языке были мягкими, и гласные фонемы после них вели себя так же, как и после парных мягких согласных. Затем [ш], [ж], [ц] отвердели, но реализация гласных продолжала сохраняться прежней. В соответствии с эканьем фонемы <о> , <а> после твердых согласных [ш], [ж], [ц] в первом предударном слоге реализовались в XIX — начале XX в. в звуке [эы]: /э/ ш[эы]сты, ц[эЬ1]на; /о/ — ш[эы]лка, ж[эЪ1]лтдк; /а/ — ш[я ры (шары), ж[эЬ1]ра (жара). В соответствии с иканьем в эту эпоху распространилось в данной позиции произношение [ыэ], совпавшее с реализацией фонемы /и/: ц[ыэ]на, ш[ыэ]л/м, ж[ыэ]ра и ж[ыэ]ла (жила), ж[ыв]ры (жиры).
Возникло противоречие в системе гласных: [ш], [ж|, [ц] -твердые согласные,но гласные фонемы вели себя после них, как после мягких согласных. Это противоречие разрешилось в пользу общей закономерности; гласные фонемы стали реализоваться после [ш], [ж], [ц], как после парных твердых согласных: в первом предударном слоге фонемы /и/, /э/ продолжают воплощаться в звуке [ыэ], фонемы <о>,<а> стали воплощаться в звуке [а9].
В настоящее время в первом предударном слоге после [ш], [ж], [ц] на месте /а/ в большинстве случаев по современной норме произносится [а9]: шагать, шалить, шапчонка, жаркое, вожака, царица и т. п. Но в нескольких словах перед мягким согласным (в одних чаще, в других реже) произносится в соответствии с прежней нормой [ы9]: жалеть, пожалей, к сожалению, лошадей, лошадям, лошадями, жакет, жасмин, двадцати, тридцатью. В этих морфемах ударный [а] (жалость, лошадка и т.п.) представляет фонему /а/ ,а предударный [ыэ] (жалеть, лошадей и т. п.) — гиперфонему /и|э/).
3. В XX в. сначала в разговорном языке, а примерно с середины века и в нейтральном стиле литературного языка на месте заударного [ыэ] в неконечном и конечном закрытом слоге распространилось произношение [э], ставшее в настоящее время господствующим: оп[ыа]ты, вым[ыэ]л.
4.В разговорном языке на месте редуцированного 2-й степени [у] встречается произношение [э] после твердого согласного [иэ], после мягкого: губернатор, с[у]матоха.
5. Проклитики и энклитики могут не подчиняться нормам редукции гласных. В них возможны безударные [о], [э], безударный [а] после мягких согласных и звуков, воплощающих /j/, безударный прикрытый [а] не в первом предударном слоге, ср.: дьяк он [д'jак-он] — дьякон.
6. В некоторых сложных и сложносокращенных словах и словах с некоторыми приставками, как и в клитиках, возможно произношение гласных без качественной редукции: м['э]жинститутский,.В определенных фразовых условиях эти гласные могут получать побочное ударение.
3.Орфоэпические нормы в области согласных
Раньше в русском языке для большинства согласных действовала закономерность: согласный, стоящий перед мягким согласным, должен быть тоже мягким. Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного. Эта закономерность в наше время охватывает все новые группы согласных. Так, [н'] перед [ч'], [ш'] обычно произносится по старым нормам: бубё[н'ч']ики. Другие согласные, например губные перед мягкими заднеязычными, произносятся по новым нормам: ля[мк']и. У третьих, например у губных и зубных перед мягкими губными, равноправны оба варианта: [вб']ить, [дв']ерь. Новая закономерность проникает и в сочетания ; зубных согласных. Так, зубной перед мягким зубным обычно мягкий: мо[с'т']ик.
Произношение [ш':] в литературном языке может быть в соответствии с сочетанием фонем /сч'/, /с'ч'/, /зч'/, /з'ч'/ /пи'/, /жч'/,
Произношение [ш':] постепенно распространяется за счет [ш'ч']. В XIX — начале XX в. [ш'ч'] внутри морфемы господствовало в Санкт-Петербурге. В настоящее время и | Москве, и в Санкт-Петербурге почти исключительно произносится [ш':]: [ш':]ука, [ш':]астье.
Употребление [ш'ч'] или [ш':] на стыке морфем зависит от темпа речи, степени употребительности слова, силы сцепления морфем. Там, где при обычном темпе речи произносится [ш'ч]
Произношение [ж': ] встречается всего в нескольких словах, всегда в корне. Примерное распределение этих слов по снижению употребительности в них [ж':] таково: брызжет, визжать. 4. Согласные [т], [д] ([т'], [д']) между зубными или между зубным и [к] по традиционным нормам не должны произноситься. Но в части таких сочетаний в некоторых словах возникает и произношение [т], [д] ([т'], [д']):
1) между [с] — [с]: шес[т'] — шес[-]сот (шестьсот).
3) между [з] — [н] ([з'] — [н']): поз[-]но (поздно).
4) между [с] — [л] ([с'] — [л']) без [т] произносятся слова совестливый, счастливый, участливый и др.
5) между [н] — [с] перед следующим согласным обычно [т] не произносится: гигантский, декадентский и др.
6) между [с] — [к] по старым нормам, сохраняют, в разговорном языке [т] не произносится в таких словах как бороздка, громоздкий и др.
5.На месте двух одинаковых согласных букв между гласными могут произноситься долгие и краткие согласные. Внутри корня и суффикса и на стыке корня и суффикса долгие согласные чаще всего произносятся непосредственно после ударного гласного, в других положениях долгота обычно утрачивается.
6.На месте ч перед н в одних словах произносится \ч'\: вечность, точный.
На месте г перед глухим согласным произносится | к | дёгтя, ногти.
7. В некоторых словах перед гласным произносится [у], обязателен он только в слове бухгалтер. Допустимо произношение [у] в междометиях господи, ей-богу. Во всех остальных словах произносится [г], которое на конце слова чередуется с [к].