Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тембровые и количественно-динамические средства интонации



Тембровые средства интонации – это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок, напряженностью или расслабленностью стенок ротовой полости и глотки, расширением или сужением глотки, сдвигом вверх или вниз гортани.

Выделяют нейтральный голос: Он такой серебристый, овальный, гладкий; расслабленный: Он такой добрый, милый, нежный; напряженный: Он такой быстрый, ловкий, бодрый; скрипучий: Он такой паршивенький, тощенький, плюгавенький; придыхательный: Он такой прекрасный, восхитительный, божественный.

В конце движения тона может происходить резкое смыкание голосовых связок – гортанная смычка. Она может завершить движение тона вверх: Хорошо было? – Хорошó/! Какие у тебя отметки? – Да нý/, | чтó/ это за отметки! Когдá / это еще будет! Она может быть и при нисходящем движении тона: Не хорошó\! Дурá\цкая история!

Количественно-динамические средства интонации включают увеличение или уменьшение силы (громкости) и изменение темпа произнесения отдельных участков фонетической синтагмы и фразы. Например, предложения Какóй у неё гóлос? и Какóй у неё гóлос?можно произнести с ИК-5. Различие между ними будет состоять в том, что звуки центров ИК в восклицательном предложении произносятся с большей длительностью и силой (громкостью).

Степень длительности и силы центра ИК зависит от нейтрального и эмоционального произнесения фразы. Например: Он зá\втра приедет. (ИК-1, нейтр.) - Он зá\втра приедет. (ИК-1, эмоц.); Когдá он\ приедет? (ИК-2,нейтр.) - Когдá он\ приедет?(ИК-2, эмоц.); Он сегó/дня \ приедет?(ИК-3, нейтр.) - Он сегó/дня \ приедет?(ИК-3, эмоц.); Ну как экзá\ме/ны? (ИК-4, нейтр.) - Ну как экзá\ме/ны? (ИК-4, эмоц.); Какá/я погó\да? (ИК-5, нейтр.) - Какá/я погó\да? (ИК-5, эмоц.); Как здесь прохлá/дно! (ИК-6, нейтр.) - Как здесь прохлá/дно! (ИК-6, эмоц.). увеличение силы и длительности центра ИК показано жирной чертой.

Функции интонации

Интонация членит речевой поток на отдельные отрезки – фонетические синтагмы и фразы – и вместе с тем объединяет фонетические слова в фонетические синтагмы, а синтагмы во фразы. Так, во фразе За заводами кончался город (ИК-3) и начиналось поле (ИК-1) (А.П.Чехов) две фонетические синтагмы. Паузы между ними может не быть, и тогда граница между ними обозначается только переломом тона: движением тона от уровня ниже среднего к среднему.

Интонация различает предложения разных типов. Так, сочетание слов сегодня воскресенье имеет только то значение, которое содержится в этих двух словах. Но произнесенное с определенной интонацией это словосочетание становится предложение вопросительным: Сегодня воскресенье? – или утвердительным: Сегодня воскресенье. В этом случае интонация передает грамматические значения вопроса и утверждения. Интонация может передавать и другие синтаксические значения: тему и рему, основные и второстепенные части высказывания, вводные слова и предложения, выделять чужую речь и собственную речь говорящего и др.

Интонация может передавать модальность – отношение говорящего, нейтральное или субъективное, к содержанию высказывания или к собеседнику, может передавать разнообразные оттенки эмоций. Например:

1 2 3 4

Студентам идти. – Кому? - Студентам идти. – Студентам идти? – Студентам идти.

5 6

Их очередь. – Студентам идти! Ура! – Студентам идти? Не слышу.

Цифры над словами обозначают центры ИК и их типы.

Зачем (1)ты это сделал? (угроза);

Зачем (2)ты это сделал? (обычный вопрос);

Зачем (3)ты это сделал?(душевная боль);

Зачем (4)ты это сделал? (отчитывание);

Зачем (5)ты это сделал? (сильное чувство сожаления);

Зачем (6)ты это сделал? (недоумение, переспрос).

Какое у нее платье?(нейтральный голос) Черное или белое?

Какое у нее платье! (придыхательный голос) Паршивенькое!

Какое у нее платье? (напряженный голос) Отвечай!

Какое у нее платье? (расслабленный) Разве это важно?

Лекция 4. Фонология

1.Звуки речи и звуки языка

2.Фонема

3.Сильные и слабые позиции

4.Архифонема

5.Гиперфонема

6.Московская и Петербургская (Ленинградская) фонологические школы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.