В McDonald's готовят еду про запас, хранят сэндвичи в больших тележках, из которых выдают их при выполнении заказов потребителей. Когда в середине 1990-х объем продаж перестал расти, а независимые рыночные тестирования показали растущее отставание McDonald's от конкурентов по качеству продуктов питания, руководство компании пришло к выводу, что процесс производства про запас не отвечает потребительским запросам. После пяти лет лабораторных и рыночных тестирований McDonald's все шире стала применять новую систему, которая называлась «Just for You» (Только для Вас) (она появилась в марте 1998 г.), планируя, в конце концов, полностью перейти на приготовление продукции на заказ. Это изменение потребовало существенных преобразований в технологии. Теперь все заказы координируют компьютеры; оборудование для приготовления еды имеет «быстрые тостеры» и зоны приготовления с температурным контролем, заменившие прежние лампы нагревания и противни; появились новые столы для приготовления пищи. Также была проведена повторная подготовка более 600 000 сотрудников компании, чтобы они поняли сущность всего нового процесса приготовления еды. Однако в этом подходе, очевидно, был какой-то сбой. Объем продаж не улучшился настолько, насколько ожидалось, а посетители стали жаловаться на медленное обслуживание. Новая система увеличила среднее время обслуживания до двух-трех минут на заказ, а пятнадцатиминутные ожидания стали обычным делом. Цена акций McDonald's упала, а конкуренты, в частности Wendy's, перехватили часть ее рыночной доли.
Вопросы для обсуждения
1. Какие уроки можно извлечь из этого опыта управления процессом?
2. Что McDonald's могла бы сделать более эффективно?
Отель «Plaza»
Сандру Уилфорд (Sandra Wilford) недавно назначили генеральным менеджером Plaza Hotel в Сан-Франциско. До этого она была помощником менеджера в гостинице этой же корпорации в Денвере, построенной по командному принципу. Сандра убедилась в преимуществах командной работы, благодаря которой ее прежняя гостиница по удовлетворению гостей в рейтинге корпорации стала занимать первые места. Фактически именно это стало одной из причин, по которой ее перевели в отель в Сан-Франциско. Политика предыдущего генерального менеджера приводила к постоянной и масштабной текучести кадров и стабильному снижению рыночной доли. Корпорации пришлось уволить этого руководителя.
Сандра просматривала свои записи, сделанные во время совещания, которое она провела со всеми руководителями и менеджерами отеля. На совещании они пытались определить, почему многие сотрудники так сильно не хотят быть «командными игроками» или вообще входить в состав команд, которые она попыталась здесь внедрить на основе своего опыта, накопленного в Денвере. Среди выявленных причин были следующие.
• Необходимость заботиться о детях, об их обучении, наличие других не связанных с работой обязательств, из-за которых некоторым со-
трудникам было трудно участвовать в общих заседаниях до начала смены или после нее.
• Многие работники низового уровня (горничные, уборщицы и т.д.) с узкой функциональной подготовкой, по-видимому, чувствовали себя некомфортно, общаясь с другими сотрудниками.
• Некоторые сотрудники чувствовали, что их рабочие обязанности слишком просты и не требуют дополнительных заседаний для их обсуждения.
• Одна помощница менеджера считала, что некоторые из ее подчиненных предпочитают работать в одиночку и обычно негативно реагируют на обсуждения, к которым их привлекают.
• Поскольку предыдущий генеральный менеджер очень цинично относился к подчиненным, многие из них теперь вообще не доверяют руководству. Они считают, что команды — это просто очередная политическая приманка для получения поддержки непопулярных решений. Предыдущий руководитель также создал несколько команд, чья деятельность, впрочем, быстро закончилась крахом. Из-за этого у многих сотрудников в их подразделениях наступили тяжелые времена. Поэтому в отеле было широко распространено мнение, которое в самом общем виде можно передать словами: «А что тут хорошего для меня?»
• Некоторые сотрудники считали, что ожидания в отношении результатов команд будут излишне высокими, и боялись, что, если их команда не справится с заданиями, их лично обвинят в этом, и тогда их карьера окажется под угрозой. Другие полагали, что при создании команд их рабочие места могут удалить из штатного расписания.
Сандра внимательно изучала этот список и размышляла, что она могла бы сделать с учетом этих выводов.
Вопрос для обсуждения
Какие рекомендации вы могли бы предложить, чтобы менеджер могла принять правильное решение по каждому из перечисленных в ее списке пунктов?