Управление персоналом в системе менеджмента качества
Практикум
Екатеринбург
УрФУ
УДК №№
Составитель: Э. Г. Соколова
Научный редактор доц., канд. филос. наук О. В. Охотников
Управление качеством. Управление персоналом в системе менеджмента качества :практикум / сост. Э. Г. Соколова. Екатеринбург : УрФУ, 2012. с 56.
В практикуме представлены различные проблемные ситуации, взятые из практики зарубежных компаний. Пособие ориентировано на студентов и магистрантов, изучающих различные аспекты внедрения системы менеджмента качества для использования в ходе аудиторных практических занятий и самостоятельной работы.
Библиогр.: 3 назв. Рис. 1.
Подготовлено кафедрой Управления персоналом и психологии
30.Служащий отдела бронирования .................................................47
31.Кошмар при бронировании ....................................................... .47
32.Компания «Skilled Care Рharmacy».............................................. .49
33.Доверие через качество в компании «Gerber»............................51
ВВЕДЕНИЕ
Практикум предназначен для развития у студентов навыков анализа результативности деятельности предприятия исходя из критериев системы менеджмента качества.
Практические ситуации представляют деятельность предприятий в производственной сфере, сфере услуг и социальной сфере. Студенты, рассматривая описанные ситуаци, имеют возможность определять ключевые аспекты, где принимаются правильные или ошибочные решения, приводящие к потере репутации, убыткам или даже разрушению предприятия.
Практикум призван дополнить материалы теоретического курса и углубить знания по дисциплинам «Управление качеством», «Управление персоналом в системе менеджмента качества». Каждая практическая ситуация завершается вопросами, которые являются учебным аналитическим заданием. При ответах на вопросы необходимо руководствоваться базовыми принципами менеджмента качества, моделировать оптимальные решения, которые могут быть приняты в подобных ситуациях на их основе.
Для правильных ответов на вопросы студент должен иметь базовые знания стандартов ИСО9000 (Основные понятия и принципы), ИСО9001, ИСО9004.
1. Современные сталелитейные технологии (Modern Steel Technology, Inc)[1]
Modern Steel Technology, Inc. (MST) — поставщик компонентов из упрочненной стали и запасных частей, изготавливаемых по спецификациям заказчиков, для предприятий тяжелой промышленности со всего мира. На сталелитейные заводы и горнодобывающие компании приходится 75 % ее продаж, оставшиеся 25 % — на алюминиевую, бумажную, химическую и цементную отрасли. Основные группы продуктов — приводы, сцепления, колеса и ролики.
MST управляет тремя предприятиями: двумя в Пенсильвании и одним в Канаде. Всего на его предприятиях трудятся 374 человека. Миссия MST сформулирована так: «Служить нашим заказчикам, производя и доставляя продукцию отличного качества; сохранять свою приверженность политике постоянного совершенствования и поставлять долгосрочную ценность нашим акционерам». Каждый год президент и его команда встречаются на выездных заседаниях, чтобы разработать и уточнить план на следующий год, обсудить цели, стратегии и задачи и принять решения по мощностям, персоналу и качеству. Затем этот план спускается менеджерам среднего звена для изучения и высказывания предложений. Менеджеры анализируют годовой план и на его основе устанавливают собственные ежемесячные цели по продажам, производству, запасам, задолженности, расходам и доходам. Доступ к этим планам имеют все сотрудники. Каждые три месяца менеджеры анализируют текущее выполнение плана в своем подразделении и представляют результаты анализа президенту. Если плановые показатели не достигнуты, обсуждаются предложения по совершенствованию работы и коррекции действий, чтобы устранить отставание.
MST осознает свою социальную ответственность. В основном этими вопросами занимается персонал, работающий в штаб-квартире, в Пенсильвании. Главный исполнительный директор компании состоит членом совета United Ways, совета Fine Arts Council и других местных муниципальных программ. Ежегодно сотрудников MST поощряют принимать участие в мероприятиях этих органов. Деятельность MST соответствует регулирующим положениям Агентства по защите окружающей среды и положениям Закона о технике безопасности и гигиене труда (Occupational Safety and Health Act, OSHA). В компании регулярно проводятся рентгеновские обследования сотрудников; для них организуются семинары по вопросам здоровья.
Руководство MST хорошо понимает сущность требований своих заказчиков. В очень конкурентной отрасли неспособность удовлетворить запросы потребителя обычно приводит к его потере. Например, заказчики из стран Европейского сообщества требуют наличия сертификата ISO 9000, который MST смогла получить в июне 1995 г. Степень удовлетворения заказчиков в значительной степени зависит от показателей своевременной доставки продукции и ее качества. Каждый год менеджеры, отвечающие за производство роликов, посещают всех своих заказчиков и проводят анализ показателей своей продукции. Часто в ходе этих встреч и обсуждений определяются скрытые запросы заказчиков, после чего MST старается отыскать способы их удовлетворения.
В MST для отслеживания квот, заказов, запасов, графиков и закупок применяется информационная система на основе универсальных вычислительных машин. Сетевые персональные компьютеры позволяют различным подразделениям получать и оценивать одну и ту же информацию. Отделы имеют доступ только к тем базам данных, которыми они пользуются. Например, отдел качества контролирует своевременность доставки, время цикла и затраты. За годы работы в эту систему внесено несколько улучшений. Например, раньше методики по термической обработке роликов дублировались в документах металлургического отдела и отдела термической обработки. Это приводило к ошибкам, если данные уточнялись в документах только одного отдела. Теперь эти данные хранятся в общей базе данных, доступной сотрудникам обоих подразделений.
MST сравнивает показатели своего функционирования с результатами конкурентов, изучая параметры роликов, выпущенных на других сталелитейных заводах. Кроме того, компания использует результаты годовых обзоров сектора подшипников, публикуемых ассоциацией производителей, что позволяет ей сравнивать свои приводы с другими продуктами на основе показателей функционирования и производственных затрат. Для измерения показателей функционирования компания также использует индикаторы на основе затрат, связанных с качеством. Применяются и другие параметры, в частности затраты на ремонт или частота замены продукта после его поломки (эти показатели относят к категории внешних), а также затраты на повторные работы и отходы (внутренние). Каждый обнаруженный в компании брак регистрируется, и расходы, связанные с ним, начисляются на отдел, в котором этот брак появился. Все случаи появления брака анализируются, чтобы определить возможные корректирующие действия.
Текущие результаты работы учитываются в ходе годовых оценок персонала. Работник и его непосредственный руководитель вместе обсуждают оценку и баллы, начисленные работнику. В зависимости от оценки определяется размер вознаграждения. Обсуждения также показывают слабости, которые могут быть у работника. Для устранения слабых мест ему может быть предложено пройти дополнительную подготовку.
Продвижение обычно связано с появлением вакантных мест. Поэтому текучесть персонала с фиксированной заработной платой относительно высока. В MST сотрудники компании имеют ее акции. В 1997 г. была распределена последняя акция компании, и поэтому новые сотрудники участвуют только в пенсионном плане, но не могут становиться совладельцами компании. Требования заказчиков трансформируются в чертежи, которые готовит инженерный отдел. В них указываются размеры продукта, требования по прочности и другая информация, нужная для его производства. Приемы измерения качества при контроле зависят от продукта и поэтому могут быть разными. Ключевые характеристики продукта, например размер или прочность зубчатых элементов привода, проверяются на соответствие допускам. Сотрудники, занимающиеся проверкой, получили необходимую подготовку и сертификаты, позволяющие им умело пользоваться приемами тестирования. Если какой-то размер выходит за пределы допуска, инспектор должен вызвать техника, и тот решает, требуется ли немедленная корректировка. Менеджер отдела принимает решения по превентивным действиям, позволяющим не допустить повторного появления нежелательного отклонения. MST поддерживает неформальное партнерство с поставщиком заготовок, с которым встречается периодически для обсуждения требований.
В настоящее время показатель своевременной доставки в компании превышает 90 % по всем группам, за исключением подшипников, где уровень составляет всего 60 %. Даты доставки подшипников трудно определить, поскольку ассортимент этой продукции постоянно меняется, как и времена циклов. Кроме того, оборудование, применяемое для их производства, требуется и для выпуска других видов продукции, из-за чего те, кто планируют мощности, сталкиваются с большими трудностями.
Вопросы для обсуждения
1.Какие резервы для улучшения результатов деятельности компании MST имеются?
2.Какие принципы менеджмента качества не соблюдены?
Электронные технологии
Tec Smart Electronics проектирует, производит и ремонтирует электронные силовые устройства для самых разных производителей базовых моделей компьютерной, медицинской и офисной техники. Основную направленность компании в обобщенном виде можно передать тремя простыми словами: качество, услуги, ценность. Команда топ-менеджеров начала путь к высокому качеству в середине 1980-х гг., взяв за основу список из 14 принципов Э. Деминга. Они создали управляющий комитет имени Деминга, на который возложили обязанности управления процессом и лидерства по каждому из 14 принципов и провели профессиональную подготовку почти всех сотрудников, отправляя их на семинары, проводимые Демингом. Хотя философия Э. Деминга стала своего рода «лифтом», на котором компания «въехала» в XXI век, нынешний главный исполнительный директор решил сконцентрировать усилия на критериях премии Болдриджа и начал процесс самооценки на основе ее критериев, чтобы выявить дополнительные возможности для совершенствования.
В качестве первого, подготовительного шага исполнительная команда провела выездное заседание, чтобы осмыслить управленческие приемы и составить первоначальный список своих сильных сторон, который в обобщенном виде представлен ниже.
• Старшие руководители задают цели компании и направляют действия межфункциональных команд при анализе положения дел, разработке индивидуальных планов и презентации их сотрудникам. Каждый менеджер отдела устанавливает также вспомогательные цели, способствующие достижению корпоративных целей, и почти все сотрудники включены в команды, работающие на достижение этих целей.
• Старшие руководители участвуют в ежеквартальных информационных совещаниях со всеми работниками, где участники обсуждают обще- корпоративные темы и получают ответы на свои вопросы. Каждый месяц все сотрудники получают полную финансовую информацию от своих менеджеров.
• Старшие руководители преподают на курсах в университете Tec Smart, где читают учебные курсы по управлению изменениями, обслуживанию потребителей, качеству и руководству; встречаются с заказчиками, поставщиками и партнерами по бенчмаркингу; активно участвуют в профессиональной и общественной жизни организации.
• Компания собирает текущие данные по каждому подразделению и оценивает свои информационные требования на ежемесячных совещаниях старших руководителей и на заседаниях межфункциональных команд специального назначения.
• Специалисты университета Tec Smart сформулировали цели категории «Шести сигм» по большинству своих процессов и трансформировали измерения процессов по всем продуктным линиям так, чтобы выразить брак в долях миллиона возможных.
• Все сотрудники подготовлены к пятишаговому процессу устранения проблем: определение проблемы, сбор данных, анализ причин возникновения проблемы, разработка решения и осуществление необходимых изменений.
• К исходным данным, требующимся для процесса стратегического планирования, относятся: обратная связь с потребителями, результаты рыночных исследований и бенчмаркинговая информация, поступающая от заказчиков, поставщиков, конкурентов и отраслевых лидеров. Результаты анализа команды оцениваются на выездных заседаниях планирования, куда приглашаются все участвующие менеджеры, после чего вырабатываются документы долгосрочного стратегического планирования. Их обсуждают с остальным персоналом, а также с основными поставщиками с точки зрения их осуществимости. После согласования этих документов команды из отдельных отделов разрабатывают подробные планы действий, где задают измеряемые цели. Главный исполнительный директор ежемесячно отслеживает динамику выполнения этих планов.
• В Tec Smart используется более десятка различных процессов для сбора информации о потребителях и ее проверки, для чего применяется ее консолидация и перекрестные ссылки.
• Все сотрудники проходят курс подготовки по взаимоотношениям с потребителями. Сотрудники из отдела обслуживания потребителей помогают сформулировать стандарты обслуживания, которые после этого регулярно отслеживаются.
• Вице-президент по продажам рассматривает все жалобы потребителей и разрешает их в течение двух дней. Он отвечает за то, чтобы любой процесс, из-за которого возникла жалоба, был улучшен.
• Данные о степени удовлетворения потребителей предоставляют торговые представители. После телефонного общения с руководителями заказчиков и посещения заказчиков на местах все их сообщения о результатах общения фиксируются; данные также берутся из обзоров степени удовлетворения заказчиков. В ходе стратегического планирования исполнительная команда анализирует и сравнивает все собранные данные.
• В Tec Smart создают самоуправляемые рабочие группы, в которых сотрудники сами принимают большинство повседневных решений, а менеджеры прежде всего занимаются вопросами наставничества и совершенствования процессов. Внештатные работники могут изменять процессы по согласованию только с одним другим человеком, а торговые представители могут по своей инициативе отправиться к любому заказчику, если считают, что это необходимо для его обслуживания.
• В среднем сотрудник проходит курс подготовки по тематике внутреннего качества и обслуживания продолжительностью 72 ч; подготовка по вопросам качества обязательна для всех торговых представителей, инженеров, канцелярских работников и менеджеров.
• Каждый год работа сотрудников оценивается исходя из того, насколько эффективно компания внедрила 14 принципов Э.Деминга. Каждый сотрудник получает от 1 до 10 баллов. Межфункциональные команды управляют разработкой продукта, предусматривающей четыре промежуточных анализа, которыми занимаются менеджеры исполнительного уровня. В конце каждого этапа процесса разработки для выявления и уточнения запросов и требований потребителей и для отслеживания динамики проводятся заседания с привлечением потребителей.
• Команды по внедрению новых продуктов работают во взаимодействии с инженерами-проектировщиками и заказчиками, благодаря чему проектные требования в ходе производства и тестирования удовлетворяются в полной мере. Все процессы документируются в заданных формах, заполняемых по результатам статистических процессов контроля. Это помогает отслеживать отклонения и получать основу для корректирующих действий. Статистические методы применяются и для оптимизации процессов.
• Качество оценивается при помощи внутренних аудитов, сбора мнений сотрудников и обратной связи от потребителей.
• Поставщики привлекаются уже на первых этапах программы разработки продукта. В этот период также устанавливаются требования по качеству и для поставщиков. Материалы, поступающие от сертифицированных поставщиков, не подвергаются входящему контролю.
2. Как эти приемы соответствуют критериям премии Болдриджа? Прежде всего, выявите, какие составляющие критериев связаны с этими приемами.
3. Каковы некоторые из очевидных возможностей совершенствования компании, если исходить из критериев премии Болдриджа? Какие действия вы бы порекомендовали, чтобы Tec Smart улучшила свой подход и добилась отличных показателей функционирования, применяя критерии премии Болдриджа?
4. Оцените деятельность компании по показателям качества для производства.