Итак, основные понятия освоены, пора приступать к практике. Следующая глава посвящена процессу куочинга. Именно планирование, подготовка, грамотная логистика дня совместных визитов являются ключевыми факторами успе-ха последующего коучинга, гораздо более определяющими, нежели даже техники коучинга и последующая отработка, моделирование навыков. Смелое заявление, не правда ли? Давайте рассуждать.
Процесс коучинга. Анализ команды. Планирование коучинга
Успешный коучинг всегда предполагает индивидуальный подход к каждому сотруднику.Каждый сотрудник должен рассматриваться с точки зрения соответствия его/ее особым потребностям в развитии. Добиться этого возможно только правильным планированием работы.
Как и в любом бизнес-процессе, планирование коучинга выполняет несколько задач: -позволяет повысить эффективность коучинга за счет
профессиональной организации коучингового процесса
и постановки целей;
56
Все о коучинге в продажах
- позволяет сконцентрироваться на приоритетных сотрудника и приоритетных целях коучинга;
- позволяет оптимально использовать ресурсы.
Практическая цель планирования коучинга - составление плана коучингасотрудников, который включает:
1. Графиксовместных визитовна определенный период времени.
2. Частотность совместных визитовдля каждого сотрудника.
3. Цели коучингана ближайшие совместные визиты для каждого сотрудника.
Планирование коучинга основывается на анализе данных. Вопрос - каких? Ведь знаний о стаже работы в компании, опыте работы в должности или даже о результатах может оказаться недостаточно, хотя все эти факторы жизненно важны и должны учитываться.
В менеджменте существуют различные инструменты, которые позволяют профессионально осуществить планирование в коучинге. Во многих компаниях есть внутренние системы категоризации сотрудников в зависимости от их результативности и навыков.
Мы рассмотрим два инструмента планирования,наиболее универсальные для современной коммерческой организации:
1. Кривая чувствительности к коучингу.
2. Матрица коучинга.
Процесс коучинга
57
2.1.1 Кривая чувствительности к коучингу
Этот несложный инструмент исходит из того, что в зави-симости от опыта работы в должности или в данном проекте (задаче) сотрудник восприимчив к коучингу в разной степени.
1 год
1,5 года
6 мес
Время раооты в компании Рис. 2.1 — Кривая чувствительности к коучингу
Первые шесть месяцев
В первые полгода работы в должности (в проекте) сотрудник слабо восприимчив к коучингу. Он пока не обладает:
- достаточным уровнем знаний и навыков;
58
Все о коучинге в продажах
- степенью осознанности, понимания ситуации и последствий своих действий, которые позволили бы ему ответить на коучинг. Он не готов самнаходить решения и корректировать свою деятельность.
Потребности в развитии такого сотрудника - создание прочной базы знаний и навыков. Этому сотруднику необходимы тренинг и наставничествона рабочем месте. Коучинг необходимо вводить постепенно, двигаясь от базовых навыков к более сложным.
Оптимальная частота совместных визитов- два раза в месяц. При этом первые три-четыре месяца это будут визиты с целью наставничества, затем постепенно с целью коучинга.
В данном случае необходимо избежать двух распространенных менеджерских ошибок.