Как вы поймете, что выяснили сокровенную ценность? Есть несколько способов:
Когда клиент на протяжении процесса неоднократно повторяет то же самое слово или фразу.
Когда клиент подчеркивает некоторые слова жестом или сильной интонацией.
Когда клиент использует утверждение какого-то уровня идентичности с личным местоимением «я» плюс глагол. (В нашем примере, это был ответ: «Я делаюсь лучше!»).
Когда процесс начинает идти по кругу, и клиент повторяет тот же ответ, который дал прежде.
Коуч может проверить сокровенную ценность логическим расширением первоначального вопроса. (В нашем примере коуч для этого использовал «финансовую стабильность», потому что именно ее клиент считал основной ценностью.)
Если вы выясните для себя ценность, стоящую за целью, путешествие к цели превратится в удовольствие. Если нет, — возможно, придется долгие годы пребывать в постоянных поисках счастья и влачить самую жалкую жизнь.
Это ведет нас к следующему этапу. Теперь коучу необходимо определить для клиента наилучший образ жизни на период путешествия к цели, который он мог бы вести с уважением к своей ценности.
Занятие продолжается.
Коуч: Как вы удостоверитесь, что растете по мере приближения к пенсии?
Клиент: Делая то же, что и сейчас. Досконально изучая наилучшие способы усовершенствовать тело, ум и душу, а затем проверяя, на какой стадии процесса я нахожусь и что еще могу сделать.
Коуч: Что вы думаете обо всем этом?
Клиент: Думаю, что все это просто замечательно, и поражен тем, что, как выяснилось, причиной всех моих поступков оказалось стремление «стать лучше». Как я понимаю, это оно так сильно влияло на мою жизнь и решения.
На данном этапе наблюдатель мог бы подумать: «Конечно, это же очевидно!» Ответ в том, что, как и все глубинные и значительные ответы на жизненные вопросы, это очевидно, только когда оглядываешься на прошлое. Кроме того, точная форма высказывания несет множество личных смыслов. Если бы до того коуч сказала этому клиенту: «Вы делаете многое в жизни потому, что цените познания?», он, вероятно, согласился бы, но без большой убежденности. Здесь он сам нашел нужные слова, и эти слова были глубоко созвучны его мыслям и представлениям. Они не были внушены ему со стороны, а пришли из самой глубины души. Он соединился со своей ценностью.
Итак, поиск сокровенной ценности, стоящей за целью, и того, как уважать и придерживаться ее в ходе движения к ней, является очень простым, но серьезным процессом, в котором необходимы только два вопроса:
Когда у вас есть цель, что это дает вам?
Как вы удостоверитесь, что в ходе движения к ней придерживаетесь этой ценности?
Обратите внимание на предположения, подразумеваемые вопросами. Вопрос «Когда у вас есть цель, что это дает вам?» предполагает, что цель достигнута. Вопрос «Как вы удостоверитесь, что в ходе движения к ней придерживаетесь этой ценности?» предполагает, что клиент взял на себя ответственность за эту ценность и способен ее придерживаться.
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
Прежде всего, коучинг помогает клиенту с помощью семи золотых правил прояснить собственные цели.
Затем коуч помогает клиенту выявить сокровенные ценности, которые породили эти цели и которые будут его проводниками и руководителями в путешествии.
И, наконец, клиент готов составить план действий.
Большинство людей составляет план действий, обдумывая перспективу. Они начинают с настоящего и смотрят в будущее, определяя логические этапы, которым предстоит следовать, чтобы добраться отсюда туда. Мы считаем, что намного лучше планировать ретроспективу. Начинать с цели. Цель — это то, что вызывает действие, таким образом, вполне логично начинать с цели. Многие начинают не с цели, потому что не уверены, достигнут ли они ее, и потому полагают, что начинать следует с настоящего. На самом деле, когда вы задаетесь целью, она становится чем-то, в чем вы уверены. Начинать же лучше с уверенности в желаемом будущем, чем с неуверенности в настоящем. И когда вы начинаете с конца, то значительно глубже понимаете, что делать и чего не делать.