Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Обычно они начинаются со слова «что (чего)»



«Чего вы хотите?», «Что для вас важно?» и «Что может по­мешать вам достичь этой цели?» — вот примеры «провокаци­онных» вопросов. Первым анализируются цели клиента, вто­рым — его ценности, а третьим — любые ограничивающие убеждения и препятствия, которые необходимо преодолеть.

Вопросы, начинающиеся с «почему (зачем)», обычно менее «провокационны». Их обычно задают, когда интересуются ценностями, но лучший вопрос о ценности — «Что для вас важно?». «Почему это важно для вас?» не настолько точен, по­тому что клиент может ответить описанием не своих, а чужих надежд или объяснениями, почему он поступил именно так.

Также и вопрос «Почему вы так поступили?» можно ис­толковать как несущий в себе элемент обвинения. Клиент может решить, что от него ждут оправданий его действий. И здесь он может ответить объяснениями или описанием не ценностей, лежащих в основе именно этого его действия, а событий, которые к нему привели, либо причин, по кото­рым для достижения чего-то он поступил именно так.

Есть один вопрос, начинающийся со «что», в ответ на ко­торый клиент может поинтересоваться: «Что я обязан де­лать?». «Обязан» — глагол долженствования, глагол давле­ния, он подразумевает наличие правила, которому клиент, по его мнению, должен следовать, и хочет, чтоб вы это пра­вило ему сообщили. В сущности, он говорит: «Объясните мне, что делать. Дайте правило, которому я должен следо­вать». Ни под каким видом не поддавайтесь искушению пойти у него на поводу, даже если то, что он «обязан» делать, для вас ясно, как день. Лучшим ответом на такой вопрос будет другой вопрос: «Чего вы хотите?» Когда человеку ясны его убеждения, ценности и цели, он и сам поймет, что делать.

2. «Провокационные» вопросы, ведущие к действию

Они ориентированы на решение. Понимать умом не­достаточно для решения проблемы или осуществления це­ли. Нужно что-то сделать.

3. «Провокационные» вопросы ориентированы скорее на цели, нежели на проблемы

Коучинг направлен скорее на настоящее и будущее, не­жели на прошлое. Хорошие коучинговые вопросы двигают клиента в другое, лучшее будущее, а не зацикливаются на проблемах, корни которых в прошлом.

4. «Провокационные» вопросы скорее ведут клиента в будущее, нежели ищут объяснений в прошлом

«Провокационные» вопросы указывают путь вперед. Чтобы разрешить ситуацию, вовсе не обязательно точно знать, почему она возникла. Чтобы включить свет в темной комнате, нет нужды разбираться в теории электричества.

5. «Провокационные» вопросы содержат убедительные предположения, полезные для клиента

Вот какова основная структура хорошего коучингового вопроса:

Что (чего)... вы... глагол... позитивное будущее.

  • «Что» делает вопрос конкретным и ориентированным на цель. «Вы» относится к клиенту и возлагает ответственность на него. Глагол означает действие. Позитивное будущее ведет клиента к желаемому будущему.

Это вовсе не формула, которой следует жестко придер­живаться, а обычная базовая структура, к которой можно подходить творчески и импровизировать. Вот несколько примеров «провокационных» вопросов:

· Чего вы хотите?

Основной вопрос для выявления целей.

· Что за варианты есть у вас еще?

· Вопрос предполагает, что у клиента есть выбор.

· Что эта цель вам даст?

Вопрос для поиска ценностей, стоящих за целью.

· Что для вас в этом важно? Вопрос выявляет ценность.

· От чего вы готовы отказаться ради выполнения этого? Этот вопрос касается экологии цели, более широкой кар­тины мира. Вдумайтесь в эту фразу. Вопрос предполагает, что клиент может и готов что-то отдать. Разительно отли­чается от вопроса «Чего вам придется лишиться ради вы­полнения этого?» Лишиться и отказаться — не одно и то же. Во-первых, у меня нет выбора, во-вторых, лишаясь че­го-то, я могу страдать. Отказ же — доброволен.

· Что вы не готовы менять?

Более оспаривающий вопрос, и предполагает, что пере­мены возможны и зависят от клиента.

· Чего вы пытались достичь, делая это?

Хороший вопрос — если клиент сделал что-то, обернувше­еся не тем, чего он ожидал. Он нацелен на результаты и вы­являет намерения клиента. Намерения могли быть вполне добрыми, даже если результат и подкачал. В основе лежит предположение НЛП о том, что всякое действие имеет цель (любое поведение продиктовано позитивным намерением). Из этого вытекает следующий «провокационный» вопрос:

· Чему это вас может научить?

Хороший вопрос, когда клиент совершает ошибку; иначе говоря, его намерение не совпало с действием, или уси­лия вышли боком. Вместо того, чтобы устраивать «разбор полетов», вы этим вопросом поможете клиенту бесстраст­но взглянуть на свой поступок и что-то из него вынести.

· Что в следующий раз вы сделаете по-другому? Вопрос, дополнительный к предыдущему.

· Что хорошего есть в нынешней ситуации?

Хороший вопрос об экологии. Предполагает, что в сегод­няшней жизни клиента есть и хорошее, которое стоит сохранить. Вопрос важен, когда вы работаете с целями. В каждой ситуации есть и хорошая сторона.

· Что вы можете сделать, чтобы поступить по-другому? Предполагается, что клиент способен видеть разницу и по­ступать по-другому.

· Что может удержать вас от поступка?

Вопрос опять же нацелен на предполагаемое действие. Не следует игнорировать то, что может удержать клиента от этого действия.

И, наконец, четыре небезынтересных вопроса, полез­ных при экологической проверке:

· Что наихудшее может произойти в вашей жизни, если вы это сделаете?

Вопрос заглядывает в будущее и приглашает клиента оце­нить дурные последствия. Может быть полезен, если буду­щее туманно, поскольку ответ показывает клиенту, что виды на будущее вовсе не так безрадостны, как ему мнилось. Очень хорош также для «планирования недостатков». Если клиент готов справиться с наихудшим из непредвиденных обстоятельств, с самым неблагоприятным вариантом собы­тий, и сам знает это, то двинется вперед с большей уверен­ностью в себе. Это знание придаст ему сил.

· Что наилучшее может произойти в вашей жизни, если вы это сделаете?

Хороший вопрос, чтобы привести клиента в приподнятое настроение. И, наоборот, заставит его понять, что награ­да не так высока, как думалось. Может быть полезным для осмысления.

· Что наихудшее могло бы произойти в вашей жизни, если бы вы этого не сделали?

Вопрос заставляет клиента понять, что отказ от реше­ния — это фактически решение в пользу status quo и то­же не останется без последствий. Можно ведь выбрать : и бездействие. Но ничегонеделание только ухудшит си­туацию.

· Что наилучшее могло бы произойти в вашей жизни, если бы вы этого не сделали?

Вопрос, аналогичный предыдущему, но анализирующий как раз последствия бездействия.

Вопросы, начинающиеся с «что», чрезвычайно «провокационны».

Существуют также вопросы, начинающиеся с «как», но они вторичны. Вопросы с «как» анализируют метод, сред­ство, которым клиент будет действовать. Они связаны в пер­вую очередь с планом действий, который, однако, не раз­работаешь, не выявив сначала целей и ценностей.

Вопросы, начинающиеся с «когда», тоже полезны, но знайте, что, пустив в ход сперва «что» и «как» и получив на них ответы, вы можете решить и «когда».

Итак, вот общая последовательность вопросов в коучинге:

  • Что (цели и ценности)
  • Как (средства достижения)
  • Когда (время)

В процессе занятий коучингом различные вопросы будут переплетаться подобно нитям в красивом разноцветном го­белене, по мере того, как коуч и клиент будут находить на них ответы. Язык, символика вопросов породят новое мышление, которое приведет к новым поступкам. Таков коучинг с НЛП в действии.

ОСПАРИВАЮЩИЕ ВОПРОСЫ

Хорошие вопросы приносят нужную информацию и по­могают прояснить, что клиент хотел сказать. Вопросы можно использовать и для того, чтобы оспорить пределы клиента, им же самим и поставленные, и открыть перед ним новые вари­анты выбора. Для этого коучу необходимо внимательно вслу­шиваться в те мысли, что стоят за словами клиента. Когда клиент использует такие формы слов и обороты, которые ог­раничивают его выбор, это означает, что ограничено и его мышление, поскольку язык отражает мысли. Если же ограни­чено мышление, это означает, что и выбор действий тоже ог­раничен. А НЛП, оспаривая и стимулируя к расширению словарный запас клиента, может открыть путь к действию.

Существуют несколько языковых шаблонов, к которым коучу необходимо прислушиваться. Эти шаблоны можно уточнить сразу же, а можно позже, когда полученные све­дения увяжутся с другими проблемами клиента.

Необдуманные мнения

Мнения есть у всех, но в двух ситуациях они могут быть ограничивающими.

Во-первых, клиент может высказывать свое мнение так, словно это — факт. Но мнения основаны на убежде­ниях, а убеждения могут быть ошибочны. Однако по этим мнениям мы судим о себе и других.

Во-вторых, клиент может выдавать чужое мнение за свое. Тем самым он судит о себе и других не по собствен­ным, а по чужим ценностям, например, ценностям ро­дителей, друзей, коллег или тех, кто был для него авто­ритетом еще в детстве. Эти суждения могут быть совер­шенно отсталыми, но клиент не понимает, что они дав­ным-давно устарели, поскольку никогда их не анализи­ровал. Суждения и мнения, не принадлежащие самому клиенту, могут быть причиной неприятностей и беспо­койства. Указывая на них, коуч дает клиенту возмож­ность их оценить.

Еще одним видом суждений, в которые коучу следует вслушиваться, являются сравнения. Самым тщательным об­разом примечайте, когда клиент употребляет слова типа «лучше», «хуже», «плохой», «хороший» или «легче (проще)». Сравнения, если они основаны на нереальных или непод­ходящих сопоставлениях, тоже могут ограничивать жизнь клиента. Из-за них клиент может чувствовать подавлен­ность или утрачивать мотивацию, если начинает примеривать себя к недостижимым стандартам или нереальным ро­левым моделям (которые могут идти как раз от детских ав­торитетов) и ощущать собственную неадекватность, не по­нимая ее причин. Коуч может оспорить нереальные стан­дарты сравнения и заменить их более подходящими.

Некоторые клиенты всю жизнь пытаются жить по родительс­ким стандартам, и потому, став взрослыми, чувствуют себя неа­декватными. Для клиента куда более ободрительным (и реалис­тичным) было бы сравнивать себя с собою же прежним (напри­мер, несколькими месяцами ранее), нежели с невесть какими, совершенно непрактичными стандартами. В процесс коучинга клиент учится устанавливать собственные стандарты.

Наречия, типа «очевидно», «ясно», «разумеется (конеч­но)» и «определенно» свидетельствуют о суждении. Внима­тельно прислушивайтесь, когда клиент произносит: «Ясно, что... так...», «Очевидно, что... так...». Это может быть ясным и очевидным клиенту, но вовсе не обязательно — верным.

Следите, чтобы клиент имел собственное суждение и де­лал реалистичные сравнения.

Сверхобобщение

Обобщение — основа обучения: мы берем один-два приме­ра из какой-то области и приходим к выводу, что все остальное в этой области такое же или действует так же. И очень часто оказываемся правы. Правилам вождения мы учимся на одной машине, но потом прекрасно справляемся и с другими. Так приобретаются привычки, которые облегчают нам жизнь.

Проблемы возникают в том случае, если мы обобщаем по нескольким нехарактерным примерам. Прислушайтесь, ког­да клиент употребляет слова типа «всегда», «никогда», «все», «никто», не подразумевающие ни малейшего исключения. Такие слова являются ограничивающими, поскольку вы предполагаете, что все вокруг сходно — делаете обобщение.

Услышав, что клиент делает обобщение, оспорьте его, особенно если оно относится к проблеме. Попросите клиента подумать, действительно ли его утверждение не имеет исключений. Если он скажет что-то типа: «Я всегда посту­паю неправильно», спросите: «Всегда? И ни разу в жизни не поступали правильно?» Даже одно-единственное иск­лючение разрушит обобщение. Если клиенту свойственно чрезмерно обобщать, это чаще всего служит признаком ог­раничивающих убеждений, стоящих за его словами.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.