Составить план действий означает тщательно распланировать время, поэтому нам нужно прежде всего каким-то образом себе это время представить. Лучший способ — представить время как расстояние. Мы говорим об отдаленном прошлом и отдаленном будущем. Мы видим, что большое расстояние соответствует длительному времени, а короткое расстояние — короткому. Часы — это просто длинная линия, образовавшая круг; стрелки, снова и снова движущиеся вокруг этой линии, отмеряют время. В календарях каждому дню отведено определенное место. Поэтому, чтобы составить план действий, первое, что должен сделать коуч — заставить клиента представлять время как расстояние.
Для этого коуч сперва выясняет, как клиент сам представляет время. Вы можете сказать это без обиняков, спросив: «Вообразите линию, которая представляет всю вашу жизнь. Укажите, в каком направлении, по-вашему, находится прошлое. Теперь укажите, в каком направлении находится ваше будущее». Линия, соединяющая две точки, и будет «линией времени».
Будущее
↑
Прошлое
Разработка плана действий
Когда клиент представит время как расстояние, можно начинать разрабатывать с ним этапы, необходимые для плана действий. Осуществить это можно одним из двух способов:
1. Клиент может сам проделать все, записав на листе бумаги. Пусть он поместит на бумагу настоящее и будущее: например, настоящее внизу листа, а будущее (вместе с целью) — вверху, или настоящее в левом углу, а будущее — в правом. Тогда этапы действий он сможет записать между двумя этими метками. (Возможно, понадобится очень большой лист бумаги!)
2. Клиент может разметить границу линии времени на полу. Попросите его указать направление будущего (например, вправо от него). Определите место для «теперь», и пусть он пройдет по полу вдоль линии времени, отмечая этапы действий. Пока он это делает, вы должны записывать этапы, которые он называет.
Мы опишем процесс с проложенной по полу линией времени, вдоль которой идет клиент.
Этапы плана действий
Определите для клиента цель и ценности, стоящие за нею. 4> Пусть клиент проведет линию времени. «Где ваше настоящее?» «Где — будущее?»
«Когда вы хотите достигнуть цели?»
«Как далеко в будущем это, по-вашему, произойдет?»
Положите на пол в «будущем» лист бумаги с записанной на нем целью. Это изображает момент, когда клиент достигнет цели.
Попросите клиента наступить на этот лист бумаги в «будущем» и помогите ему ощутить себя по-настоящему связанным с тем моментом будущего. «Теперь вы здесь. Вы действительно получили то, что хотели!»
«Смотрите, слушайте и ощущайте ваше достижение. На что это похоже? Вы наслаждаетесь всем, что дал достигнутый результат; у вас есть все, что вы раньше планировали».
Убедитесь, что клиент действительно проживает тот момент. Обратите внимание, как меняется его поза и оттенок кожи. Он действительно там, в будущем, наслаждается ощущением достижения.
Когда клиент полностью ассоциирован с моментом достижения цели, спросите: «Что вы делали непосредственно перед этим?» Клиент сообщит, что должно было непосредственно предшествовать цели, чтобы желаемое случилось. Запишите это. Это должно быть действие. Некоторые клиенты назовут чувства, которые привели их в то место. Если клиент описывает чувства, тогда спросите, какое его действие эти чувства вызвало.
Когда клиент готов, попросите его сделать шаг назад из желаемого будущего.
Когда он сделает шаг назад в действие, непосредственно предшествующее цели, ассоциируйте его с тем моментом: «Что это вы делаете? Смотрите, слушайте и ощущайте точно, на что похож этот шаг. Сделайте его как можно более реальным».
Слушая используемые клиентом слова, проверьте, полностью ли он ассоциирован. Например, он должен говорить от первого лица исключительно в настоящем времени (например, «я пишу письмо», а не «Возможно, я мог бы написать письмо», или «я напишу письмо», или «я написал письмо»).
Когда вы уверены, что клиент ассоциирован, спросите: «Что вы делали непосредственно перед этим моментом, чтобы он стал возможен?». Клиент вам сообщит. Запишите этот шаг.
Попросите клиента сделать еще шаг назад.
Продолжайте повторять, пока клиент не прибудет в настоящий момент. Удостоверьтесь, что этих шагов (этапов действий) не менее шести, (для того, чтобы этапы действий были достаточно точны), и каждый описан глаголом настоящего времени: «я делаю...»
Не ловитесь на бойкие ответы. С одним клиентом мы прошли через весь процесс, а он, оказывается, заранее четко выработал план действий от настоящего до будущего и просто сообщал нам свои действия в обратном направлении. Все происходило слишком быстро и легко. Мы велели ему полностью забыть прежний план и думать только о том, что он делал в те моменты. Этапы, которые он придумал на сей раз, разительно отличались и были намного полезнее.
Когда клиент находится в настоящем, спросите, что он думает о плане. Затем попросите его отступить от линии времени. Что он думает об этом из своей обособленной позиции? Клиент может дать оценку двумя способами. Один — пребывая в текущем моменте и видя план в перспективе. Второй — взглянуть более отстраненно, как бы вне времени, и оценить шаги более критически. Необходимы оба представления.
Задайте эти вопросы с обеих точек зрения:
«Что вы думаете об этом плане?»
«Не хотели ли бы что-нибудь изменить в порядке шагов?»
«Не упущено ли что-нибудь важное?»
«Есть ли какие-нибудь ненужные шаги?»
Попросите клиента с позиции стороннего наблюдателя обозначить продолжительность каждого шага. «Когда должен быть завершен каждый этап?» Запишите эти крайние сроки для каждого этапа. Проверьте, реальны ли они, и не тогда, когда клиент «предвкушает», что осуществит эти шаги.
Когда клиент удовлетворен этапами и крайними сроками, ему следует вернуться в текущий момент и пройтись до будущей цели, представляя каждый свой шаг на этом пути. Коуч использует свои записи об этапах и крайних сроках, чтобы напоминать о них клиенту в процессе. Затем он снова анализирует все этапы, на этот раз от настоящего к будущему. Он также мысленно репетирует план и делает его более реальным. Этот способ разработки плана действий подразумевает разделение цели на осуществимые этапы. Ф Теперь у клиента есть план действий. Дайте ему задание, которое подтолкнет его и поможет осуществить первый этап.
Время от времени устраивайте маленькие праздники! Очень часто мы упускаем из виду важность каких-то этапов, потому что они нам кажутся просто шагом к следующей задаче. Это как на экзаменах, получите оценку за один — и вас допускают к следующему. Такие праздники усиливают мотивацию и держат клиента в контакте с целью.
И, наконец, как удостовериться, что в плане действий клиент придерживается своей ценности? Учтены ли эти ценности в плане действий? Когда процесс проведен с заботой и вниманием, ценности будут фигурировать в каждом этапе путешествия.
Два путешествия
В плане действий существуют два параллельных путешествия. Одно явное, внешнее: ряд действий, предпринятых человеком, которые изменят что-то в окружающей обстановке и будут заметны другим. Второе — параллельное — незримое внутреннее путешествие чувств, познания и саморазвития. С некоторыми клиентами внешнее путешествие будет действительно явным и совершенно очевидным. Они с легкостью придумают этапы действий и, возможно, не станут слишком распространяться о том, что прочувствовали и познали из этапов процесса. Другие же, наоборот, будут подробно рассказывать, говорить о своих чувствах и развитии, о том, чему учатся; их внутренний мир в этом процессе более ярок, чем тот, внешний. Коуч работает с обоими сразу. Однако, чтобы разработать план, необходимо хоть какое-то действие, поэтому, анализируя даже внутреннее путешествие, удостоверьтесь, что на пути к цели имеются этапы с определенными действиями. Познание — всегда следствие поступков, отличающихся от привычных.
Мы настоятельно рекомендуем начать эту проработку целей и ценностей клиента сразу после первого занятия, когда коуч и клиент встречаются впервые и ведут переговоры о том, как будут сотрудничать. Это — наша следующая тема.
РЕЗЮМЕ
Цели
Цели — это мечты с ногами, они постоянно куда-то движутся.
Каждое решение, которое мы принимаем, формирует нашу действительность.
Используйте ваш страх перед неизвестностью, чтобы направить себя к лучшему будущему.
Постановка целей — способ взять на себя ответственность за собственную жизнь.
Мы двигаемся от нынешнего нашего состояния к желаемому. Как только мы понимаем, что чем-то не удовлетворены, то сразу отправляемся в путешествие к чему-то лучшему.
Противоположностью постановки цели является обдумывание проблемы. Оно сосредоточивается на плохом, на ошибке, на негативном.
Коуч помогает клиенту анализировать настоящее и проектировать будущее.