Сны видят все. Когда мы спим, мозг перетасовывает дневные впечатления, смешивает их с сопутствующими мыслями и эмоциями, словно безумный картежник, пытающийся сдать себе выигрышный расклад. Сны могут туманно намекать на прошлое, неясно нашептывать о будущем. Они усугубляют наши затруднения и предубеждения — в снах воображаемое, метафорическое становится реальным. Но сны — нечто гораздо большее. Во сне мы вовсю пускаем в ход воображение, выходя за пределы собственного бытия в куда более обширный мир, где возможно многое и мы не ограничены теми картами, которые сдала нам реальная жизнь. Можно по собственной воле вытащить любую, самую немыслимую карту и изменить весь расклад. Сны «вынимают» нас из нас же самих. Каждая перемена в жизни начинается с мечты (или сна) — мы даем волю воображению, чтобы «намечтать» себе наилучший вариант будущего.
Так какое отношение коучинг имеет к снам (и мечтам)? Он связан с переменами, с их созданием. А коуч — кудесник таких перемен, из-за плеча заглядывающий в ваши карты и подсказывающий, как выиграть при имеющемся раскладе, или меняющий правила игры, а то и подбирающий игру получше. Перемены берут начало в мечтах (и снах) о чем-то лучшем. Реализовав одну мечту, мы смотрим вперед и снова мечтаем. За каждой мечтой следует новая.
Наша книга — о том, как воплотить мечты в реальность. Именно это и делает для вас коуч. Коучинг разжигает ваше воображение, оставаясь при этом весьма практичным для реалий этого мира. Он имеет дело с целями и их достижением. Он связывает мир мечты с миром реальности.
В 1985 годуя (Джозеф) попал на замечательный семинар по музыке, который устраивала пианистка Элоиза Ристад. Она работала в основном аккомпаниатором и сопровождала на концертах многих музыкантов. Музыканты эти нередко до дрожи боялись выходить на сцену. Позднее Элоиза написала замечательную книгу под названием A Soprano on her Head. Вечером, когда я уже лежал в постели, обдумывая впечатления, меня вдруг стукнуло: я тоже хочу написать книгу. Меня вдохновили сам семинар и книга Элоизы.
Затем пошел честный разговор с самим собой.
— Ты не можешь написать книгу! — довольно раздраженно заметило мое второе Я.
— Это почему же? /
— Ну...Ты даже не знаешь, как.
— Так научусь. Ведь все равно, пока не попробую — не пойму, знаю или нет.
Этот коротенький диалог выявил различие между убеждениями и возможностями. Мне не хватало «ноу-хау» написания книги. Будь рядом коуч, он помог бы мне проверить мои убеждения, сосредоточиться на цели и реализовать ее. Но оказалось, что я могу быть и самому себе коучем. Поднял роившиеся в моей голове образы на высоту, на которую, как мне казалось, был не способен. И не позволил никаким ограничивающим убеждениям помешать мне попробовать достичь того, что я хотел.
Возможно, вы читаете эту книгу, потому что тоже хотите сделаться сами себе коучем. Или интересуетесь коучингом вообще. А, может, хотите стать коучем или, если уже стали — усовершенствовать свои навыки коучинга. Или собираетесь нанять себе коуча. Или стремитесь узнать, как навыки коучинга помогут вам в вашей работе преподавателя, тренера или психолога. Может быть, вы хотите узнать что-то новое о своей профессии и прочитать еще чье-то мнение о коучинге. Какова бы ни была причина, вы намерены заполнить промежуток между мечтами и действительностью для себя и окружающих.
БОРЬБА ЗА СВОБОДУ
Коуч не только кудесник перемен, но и борец за свободу.
Свобода бывает двух видов: свобода от и свобода для. Например, несколько лет назад я (Джозеф) работал по 50 часов в неделю, обучая игре на гитаре. Работа, в общем, доставляла мне радость и удовлетворение, но очень утомляла. Отвлекаться, чтобы хоть чуточку передохнуть, было нельзя — ведь учителю музыки платят за то, чтобы он внимательно слушал игру своих учеников. Я любил свою работу, но отчаянно жаждал свободы от такого нескончаемого многочасового напряжения. Сменить работу мне и в голову не приходило, просто хотелось иметь возможность расслабиться, взглянуть на мир, почитать, да хоть просто поспать тогда, когда мне этого хочется, а не когда вдруг выдается свободная минутка. Я больше не мог ощущать столь тяжкую усталость. Перейдя через некий порог, я уже и работе не в состоянии был уделять необходимое внимание. Чтобы работа была продуктивной и доставляла радость, необходим и отдых. Это — свобода от, свобода не делать чего-то.
Другой вид — свобода для, свобода что-то делать. Освободившись от одной ситуации, можно делать что-то другое. А что? В моем случае — писать книги, моделировать литературное произведение, а также составлять и вести курсы по различным тренингам.
Коучи работают с обоими видами свободы. Они помогают клиентам освободиться от неудовлетворительных или неприятных ситуаций. А затем открывают перед ними выбор и возможности.