Что такое мышление? Разные люди понимают его по-разному. Для некоторых — это, главным образом, картины в голове. Для других — внутренний голос или некое, совершенно необъяснимое ощущение, Другими словами, мысленно мы видим, слышим и ощущаем точно так же, как видим, слышим и ощущаем в реальном, физическом мире. Мы заново переживаем или представляем себе внешний мир, используя свои чувства:
зрение
(В)
мы наблюдаем
слух
(С)
мы слушаем
кинестетика
(К)
мы ощущаем, воспринимаем
обоняние
(О)
мы чувствуем запах
вкус
(Вк)
мы дегустируем
Когда для мышления, для осмысливания, для внутреннего отображения внешнего мира мы используем чувства, в НЛП это называется системами представления. Независимо оттого, помним ли мы реальные прошлые события или воображаем вероятные (или невероятные) будущие переживания. Вы можете вообразить себя бегущим за автобусом (сохраненный, реальный визуальный образ) или в скафандре по каналам Марса (сконструированный визуальный образ). Первое реально. Второе — нет. Но вы смогли представить себе и то и другое. Мы не ограничиваемся только какой-то одной системой представления, ведь и мир мы воспринимаем разными чувствами. Мышление — сочетание всех систем, также, как жизненный опыт — это информация, получаемая от всех чувств.
Что мы ни делаем — запоминаем, планируем, учимся, фантазируем или решаем проблемы — мы применяем свои системы представления. Их пять: зрительная, звуковая, кинестетическая, обонятельная, вкусовая.
Визуальная система — это внутренние образы, представления, мечты, фантазии и воображение. Когда вы представляете себя в одном из своих любимых мест, или вспоминаете, как в отпуске растягивались на белом песочке пляжа, или планируете, как будет выглядеть ваша комната, включается визуальная система.
Звуковая система используется для того, чтобы вспоминать музыку, говорить с собой или мысленно слышать голоса других людей. Слуховое мышление — это зачастую смесь слов и других звуков. Когда вы представляете голос друга, рев моря или тишину, включается звуковая система.
Обонятельная система связана с созданием запахов, а вкусовая — с запомнившимися и созданными в воображении вкусами. Вспомните какой-нибудь роскошный обед. Вспомните, какие тогда витали ароматы, какого вкуса были изысканные блюда. Вспомнили? Это включились обонятельная и вкусовая системы. Кинестетическая система основывается на наших внутренних и внешних чувствах осязания и осознании тела. Она включает в себя и ощущение равновесия. Эмоции — тоже часть кинестетической системы, хотя и несколько выделяются — они являются ощущениями относительно чего-то, однако находят кинестетическое отражение в языке тела и настроении. Когда вы представляете, как балансируете на канате, ощущая ногами или руками его шершавую поверхность или испытывая возникающий при этом восторг, вы используете кинестетическую систему.
Поскольку в западноевропейской и североамериканской культуре обонятельные и вкусовые системы менее важны, их иногда рассматривают как часть кинестетической.
Однако, как некоторые чувства у людей развиты лучше, чем другие, и более восприимчивы к внешнему миру, так и некоторые системы представления лучше «приспособлены» для мышления и будут для нас предпочтительными. Такая предпочтительная система представления есть у большинства людей. Предпочтительная система позволяет нашему мыслительному процессу течь более легко и плавно. Это дает нам преимущество в знакомых обстоятельствах. Однако в незнакомых ситуациях — стрессовых или при серьезных затруднениях — может и ограничивать наше мышление.
Предпочтительная система представления обычно бывает связана с предпочтительным и наиболее обостренным чувством. Например, если вы уделяете больше внимания тому, что видите, то и в мышлении вы чаще всего будете использовать визуальную систему представления. Люди с превосходным слухом могут предпочитать звуковую систему представления. При визуальном предпочтении вас скорее всего привлечет живопись, дизайн интерьеров, мода, визуальные искусства, телевидение и кино. Имея звуковые предпочтения, вы заинтересуетесь языком, писательством, драматургией, музыкой и публичными выступлениями. Кинестетические же предпочтения диктуют интерес к спорту, гимнастике и атлетике.
Итак, каково же практическое применение коучинга? Слушайте слова, которыми пользуется клиент. Слова — одежда наших мыслей, которые, прикрывшись таким образом, могут рискнуть выйти из нашего сознания во внешний мир вроде бы в достойном облачении. Но «мысль изреченная есть ложь» — слова предают свое духовное происхождение. Когда клиент говорит: «Я понимаю, что вы имеете в виду», — он должен мысленно представить себе некий образ, иначе слова не имеют смысла. Если он говорит: «Позвольте мне озвучить идею вместе с вами», тогда он должен думать в звуках или словах. А если он говорит «я не могу распоряжаться своей жизнью», — он пользуется кинестетической системой представления. У каждой системы собственный язык, свои сочетания слов и фраз, отражающих восприятие. В Части IV «Ресурсы» приведены яркие примеры таких слов и фраз (стр. 215).
Исходя из сказанного, мы думаем не только мозгом, но всем телом. Мы «настраиваем» свое тело, принимая позы, жестикулируя и дыша так, чтобы это помогало нам думать определенным образом. Существует общий перечень того, как системы представлений проявляются в языке тела, позах и дыхании (Часть IV «Ресурсы», стр. 239). В НЛП они известны как «ключи доступа».
В частности, латеральные движения глаз ясно показывают, как (но не что) мы думаем. Например, включая кинестетическую систему представления, человек склонен смотреть вниз вправо. Ведя внутренний диалог, будет смотреть вниз влево. При визуализации глаза обычно смотрят вверх или «расфокусированы». Это известно как глазные ключи доступа (Часть IV «Ресурсы», стр. 239).
Предположим, вы приветствуете клиента, который пришел к вам, одевшись ярко, при разговоре часто поднимает глаза вверх, держится очень прямо и говорит быстро. Из всего этого можно предположить, что у него хорошо развито визуальное мышление. Как достичь с таким клиентом наилучшего взаимопонимания? Прежде всего, должно быть совпадение по скорости речи — говорите тоже быстро. Используйте побольше слов, вызывающих визуализацию. Если клиент говорит, что не видит выхода, отвечайте, что коучинг поможет ему яснее увидеть ситуацию. Поговорите о расширении горизонтов, о том, что с вами он увидит все под иным углом зрения. Нарисуйте картину лучшей жизни. Когда он отводит или расфокусирует глаза, остановите его и дайте мысленным взором буквально увидеть то, о чем вы толкуете. Следует также дать клиенту для работы такой материал, с которым он представил бы свои проблемы визуально в виде колеса жизни (стр. 90).
Возможно, ваш следующий клиент — преподаватель. Он говорит приятным голосом, речь течет непрерывно, плавно и легко, не быстро, не медленно. Внимательно вас слушает. Может положить подбородок на руки и, интересуясь, что вы можете для него сделать, смотреть вниз влево. Сообщает, что любит музыку и приятную беседу. С этим клиентом следует говорить более медленно и ритмично и порассуждать о цели вашего занятия в целом. Можно даже рассмотреть вариант коучинга по телефону и обсудить программу или выполнение заданий и упражнений по аудиозаписям.
Ваш третий клиент может быть несколько полноват. Одежда на нем скорее удобная, нежели модная. Двигается он более медленно и дышит больше животом. Удобно устраивается на стуле. Неторопливо говорит о том, что должен научиться сам распоряжаться своей жизнью. Может сказать о себе, что «застрял», что топчется на месте, поэтому вы можете предложить ему «руку помощи». Перед тем, как ответить, такой клиент может помедлить и посмотреть вниз. С ним вам следует совпадать по медленному темпу речи. Говорите о том, как в коучинге важны чувства и как важно начать действовать. Объясните, чем и как сможете помочь ему направить свою жизнь в лучшее русло.
Вот самые яркие примеры трех различных человеческих типов, хотя чистый тип встречается в жизни очень редко. Но принцип примерно один и тот же. Обращайте внимание на манеру клиента держаться, состоящую из того, как он думает и чувствует, и слова, которыми пользуется. Совпадайте со всем этим, и добьетесь превосходного взаимопонимания.
Таким образом, хорошему коучу следует развить три навыка:
1. Первый — одинаково внимательно слушать и что повествует клиент, и какими словами он это делает. Это куда труднее, чем кажется — всегда есть нечто, скрытое от глаз и ушей, и не так-то легко прийти к определенному умозаключению: понятие может ускользать, потому что мы привыкли полагаться на то, что, а не как говорит собеседник.
2. Второй — находить связь между словами, которыми пользуется клиент, и его системой представлений.
3. Третий — отвечать словами из той же системы представлений. Точные слова действительно важны. Когда коуч отвечает в той же системе представлений, клиент подсознательно чувствует, что его понимают на глубоком уровне.
Комфортная обстановка
Взаимопонимания легче всего достичь в комфортной обстановке, так что сделайте свой кабинет как можно более приветливым. Когда обстановка слишком жаркая, слишком холодная, шумная или душная, и вам, и клиенту очень трудно сосредоточиться. Вас не должны тревожить ни телефонными звонками, ни электронной почтой, ни появлением посетителей. Выключите мобильный телефон. Клиент должен чувствовать, что это — только его и ваше место.
Для клиента вы — тоже часть обстановки, поэтому одевайтесь удобно и модно и старайтесь иметь ухоженный вид. Встречать вас будут «по одежке», и оценивать, как вы ее носите и как вообще выглядите. Конечно, такой взгляд поверхностен, но он имеет место, поэтому об этом стоит заботиться. Если вы встречаетесь с директорами, то одежда должна быть строгой и элегантной, возможно, костюм. С другой стороны, если вы занимаетесь лайф-коучингом с несколькими разными клиентами, тогда строгая одежда может вызвать у многих чувство скованности.
При работе с руководителями высшего звена (на их территории), важно, чтобы на занятиях с вами они не чувствовали себя «при власти». Находясь в знакомом офисе, в знакомом кресле, сидя в котором они привыкли командовать, они продолжают чувствовать себя начальниками, и это может сильно затруднить коучинг.
Когда я (Андреа) занималась коучингом с президентом большой компании, мы сначала провели несколько занятий у него в офисе. Секретарю строго-настрого наказали, чтобы нас не беспокоили ни по какой причине, но для президента «открыться» оказалось трудной задачей. Я нашла, что намного продуктивнее будет заниматься где-то в другом месте. Действительно, он был более расслаблен, открыт и в то же время собран и готов к серьезной работе. Занятия стали доставлять ему куда больше удовольствия и сделались продуктивнее.
Завоевать доверие
Будьте самим собой. Не притворяйтесь кем-то иным и не старайтесь изобразить чувства, которых не испытываете. Вы — человек, и несовершенны, как и все люди, как и ваш клиент.
Будьте искренни. Держите слово. Если пообещали что-то сделать — сделайте. Не выполнить обещанного вы можете только по очень серьезным причинам.
Будьте компетентны, чтобы суметь выполнить свои обещания.
Будьте честны. Не тратьте впустую время клиента и свое собственное: говорите правду — такую, какую видите. Однако всегда высказывайте ее почтительно, так, чтобы не обидеть клиента. Если чего-то не понимаете, на что-то не знаете ответа — не стесняйтесь в этом признаться. Не бойтесь признаться в естественных человеческих слабостях — это сделает вас более заслуживающим доверия.
Будьте конгруэнтны. Конгруэнтность означает совпадение ваших целей, убеждений и ценностей с вашими словами и поступками. Если вы конгруэнтны, то не станете давать клиенту двойственных ответов. Чем глубже ваш собственный внутренний конфликт, тем меньше клиенту от вас пользы. Вам покажется трудным уделять клиенту все свое внимание и задавать ясные вопросы, когда он описывает ваш собственный внутренний конфликт. Порой проблема клиента может вызвать у вас чувство неловкости. Порой следует сказать, что вы не станете обсуждать его проблему, потому что это и ваша проблема тоже. Вам придется подождать, пока вы с нею не справитесь. Наличие собственного коуча в этой ситуации будет вам огромным подспорьем.
Не отвлекайтесь! Включайтесь вовремя. Присутствуйте на занятиях духом и телом; уделяйте клиенту все свое внимание.