Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Совпадение на уровне мышления



Что такое мышление? Разные люди понимают его по-разно­му. Для некоторых — это, главным образом, картины в голове. Для других — внутренний голос или некое, совершенно необъяснимое ощущение, Другими словами, мысленно мы видим, слышим и ощущаем точно так же, как видим, слышим и ощу­щаем в реальном, физическом мире. Мы заново переживаем или представляем себе внешний мир, используя свои чувства:

зрение (В) мы наблюдаем
слух (С) мы слушаем
кинестетика (К) мы ощущаем, воспринимаем
обоняние (О) мы чувствуем запах
вкус (Вк) мы дегустируем

Когда для мышления, для осмысливания, для внутреннего отображения внешнего мира мы используем чувства, в НЛП это называется системами представления. Независимо оттого, помним ли мы реальные прошлые события или воображаем вероятные (или невероятные) будущие переживания. Вы мо­жете вообразить себя бегущим за автобусом (сохраненный, ре­альный визуальный образ) или в скафандре по каналам Марса (сконструированный визуальный образ). Первое реально. Вто­рое — нет. Но вы смогли представить себе и то и другое. Мы не ограничиваемся только какой-то одной системой представле­ния, ведь и мир мы воспринимаем разными чувствами. Мыш­ление — сочетание всех систем, также, как жизненный опыт — это информация, получаемая от всех чувств.

Что мы ни делаем — запоминаем, планируем, учимся, фан­тазируем или решаем проблемы — мы применяем свои систе­мы представления. Их пять: зрительная, звуковая, кинестети­ческая, обонятельная, вкусовая.

Визуальная система — это внутренние образы, представле­ния, мечты, фантазии и воображение. Когда вы представляете се­бя в одном из своих любимых мест, или вспоминаете, как в отпус­ке растягивались на белом песочке пляжа, или планируете, как будет выглядеть ваша комната, включается визуальная система.

Звуковая система используется для того, чтобы вспоминать музыку, говорить с собой или мысленно слышать голоса других людей. Слуховое мышление — это зачастую смесь слов и других звуков. Когда вы представляете голос друга, рев моря или ти­шину, включается звуковая система.

Обонятельная система связана с созданием запахов, а вку­совая — с запомнившимися и созданными в воображении вкусами. Вспомните какой-нибудь роскошный обед. Вспомните, какие тогда витали ароматы, какого вкуса были изысканные блюда. Вспомни­ли? Это включились обонятельная и вкусовая системы. Кинестети­ческая система основывается на наших внутренних и внешних чувствах осязания и осознании тела. Она включает в себя и ощуще­ние равновесия. Эмоции — тоже часть кинестетической системы, хотя и несколько выделяются — они являются ощущениями относи­тельно чего-то, однако находят кинестетическое отражение в язы­ке тела и настроении. Когда вы представляете, как балансируете на канате, ощущая ногами или руками его шершавую поверхность или испытывая возникающий при этом восторг, вы используете ки­нестетическую систему.

Поскольку в западноевропейской и североамериканской культу­ре обонятельные и вкусовые системы менее важны, их иногда рас­сматривают как часть кинестетической.

Однако, как некоторые чувства у людей развиты лучше, чем другие, и более восприимчивы к внешнему миру, так и некоторые системы представления лучше «приспособлены» для мышления и будут для нас предпочтительными. Такая предпочтительная система представления есть у большин­ства людей. Предпочтительная система позволяет нашему мыслительному процессу течь более легко и плавно. Это да­ет нам преимущество в знакомых обстоятельствах. Однако в незнакомых ситуациях — стрессовых или при серьезных затруднениях — может и ограничивать наше мышление.

Предпочтительная система представления обычно бывает связана с предпочтительным и наиболее обостренным чувством. Например, если вы уделяете больше внимания то­му, что видите, то и в мышлении вы чаще всего будете ис­пользовать визуальную систему представления. Люди с пре­восходным слухом могут предпочитать звуковую систему представления. При визуальном предпочтении вас скорее всего привлечет живопись, дизайн интерьеров, мода, визу­альные искусства, телевидение и кино. Имея звуковые пред­почтения, вы заинтересуетесь языком, писательством, драматургией, музыкой и публичными выступлениями. Ки­нестетические же предпочтения диктуют интерес к спорту, гимнастике и атлетике.

Итак, каково же практическое применение коучинга? Слу­шайте слова, которыми пользуется клиент. Слова — одежда наших мыслей, которые, прикрывшись таким образом, могут рискнуть выйти из нашего сознания во внешний мир вроде бы в достойном облачении. Но «мысль изреченная есть ложь» — слова предают свое духовное происхождение. Когда клиент говорит: «Я понимаю, что вы имеете в виду», — он должен мысленно представить себе некий образ, иначе слова не име­ют смысла. Если он говорит: «Позвольте мне озвучить идею вместе с вами», тогда он должен думать в звуках или словах. А если он говорит «я не могу распоряжаться своей жизнью», — он пользуется кинестетической системой представления. У каждой системы собственный язык, свои сочетания слов и фраз, отражающих восприятие. В Части IV «Ресурсы» приве­дены яркие примеры таких слов и фраз (стр. 215).

Исходя из сказанного, мы думаем не только мозгом, но всем телом. Мы «настраиваем» свое тело, принимая позы, жестикулируя и дыша так, чтобы это помогало нам думать оп­ределенным образом. Существует общий перечень того, как системы представлений проявляются в языке тела, позах и ды­хании (Часть IV «Ресурсы», стр. 239). В НЛП они известны как «ключи доступа».

В частности, латеральные движения глаз ясно по­казывают, как (но не что) мы думаем. Например, включая кинестетическую систему представления, чело­век склонен смотреть вниз вправо. Ведя внутренний диалог, будет смотреть вниз влево. При визуализации глаза обычно смотрят вверх или «расфокусированы». Это известно как глаз­ные ключи доступа (Часть IV «Ресурсы», стр. 239).

Предположим, вы приветствуете клиента, который при­шел к вам, одевшись ярко, при разговоре часто поднимает глаза вверх, держится очень прямо и говорит быстро. Из все­го этого можно предположить, что у него хорошо развито визуальное мышление. Как достичь с таким клиентом наи­лучшего взаимопонимания? Прежде всего, должно быть совпадение по скорости речи — говорите тоже быстро. Ис­пользуйте побольше слов, вызывающих визуализацию. Если клиент говорит, что не видит выхода, отвечайте, что коучинг поможет ему яснее увидеть ситуацию. Поговорите о расши­рении горизонтов, о том, что с вами он увидит все под иным углом зрения. Нарисуйте картину лучшей жизни. Когда он отводит или расфокусирует глаза, остановите его и дайте мысленным взором буквально увидеть то, о чем вы толкуете. Следует также дать клиенту для работы такой ма­териал, с которым он представил бы свои проблемы визу­ально в виде колеса жизни (стр. 90).

Возможно, ваш следующий клиент — преподаватель. Он говорит приятным голосом, речь течет непрерывно, плавно и легко, не быстро, не медленно. Внимательно вас слушает. Может положить подбородок на руки и, ин­тересуясь, что вы можете для него сделать, смотреть вниз влево. Сообщает, что любит музыку и приятную беседу. С этим клиентом следует говорить более медленно и рит­мично и порассуждать о цели вашего занятия в целом. Можно даже рассмотреть вариант коучинга по телефону и обсудить программу или выполнение заданий и упраж­нений по аудиозаписям.

Ваш третий клиент может быть несколько полноват. Одежда на нем скорее удобная, нежели модная. Двигается он более медленно и дышит больше животом. Удобно устраива­ется на стуле. Неторопливо говорит о том, что должен нау­читься сам распоряжаться своей жизнью. Может сказать о се­бе, что «застрял», что топчется на месте, поэтому вы можете предложить ему «руку помощи». Перед тем, как ответить, та­кой клиент может помедлить и посмотреть вниз. С ним вам следует совпадать по медленному темпу речи. Говорите о том, как в коучинге важны чувства и как важно начать действо­вать. Объясните, чем и как сможете помочь ему направить свою жизнь в лучшее русло.

Вот самые яркие примеры трех различных человеческих типов, хотя чистый тип встречается в жизни очень редко. Но принцип примерно один и тот же. Обращайте внимание на манеру клиента держаться, состоящую из того, как он ду­мает и чувствует, и слова, которыми пользуется. Совпадай­те со всем этим, и добьетесь превосходного взаимопони­мания.

Таким образом, хорошему коучу следует развить три на­выка:

1. Первый — одинаково внимательно слушать и что повест­вует клиент, и какими словами он это делает. Это куда труднее, чем кажется — всегда есть нечто, скрытое от глаз и ушей, и не так-то легко прийти к определенному умозак­лючению: понятие может ускользать, потому что мы при­выкли полагаться на то, что, а не как говорит собеседник.

2. Второй — находить связь между словами, которыми поль­зуется клиент, и его системой представлений.

3. Третий — отвечать словами из той же системы представ­лений. Точные слова действительно важны. Когда коуч от­вечает в той же системе представлений, клиент подсозна­тельно чувствует, что его понимают на глубоком уровне.

Комфортная обстановка

Взаимопонимания легче всего достичь в комфортной обстановке, так что сделайте свой кабинет как можно более приветливым. Когда обстановка слишком жаркая, слишком холодная, шумная или душная, и вам, и клиенту очень труд­но сосредоточиться. Вас не должны тревожить ни телефон­ными звонками, ни электронной почтой, ни появлением посетителей. Выключите мобильный телефон. Клиент дол­жен чувствовать, что это — только его и ваше место.

Для клиента вы — тоже часть обстановки, поэтому оде­вайтесь удобно и модно и старайтесь иметь ухоженный вид. Встречать вас будут «по одежке», и оценивать, как вы ее носите и как вообще выглядите. Конечно, такой взгляд поверхностен, но он имеет место, поэтому об этом стоит заботиться. Если вы встречаетесь с директорами, то одеж­да должна быть строгой и элегантной, возможно, костюм. С другой стороны, если вы занимаетесь лайф-коучингом с несколькими разными клиентами, тогда строгая одежда может вызвать у многих чувство скованности.

При работе с руководителями высшего звена (на их тер­ритории), важно, чтобы на занятиях с вами они не чувство­вали себя «при власти». Находясь в знакомом офисе, в зна­комом кресле, сидя в котором они привыкли командовать, они продолжают чувствовать себя начальниками, и это мо­жет сильно затруднить коучинг.

Когда я (Андреа) занималась коучингом с президентом большой компании, мы сначала провели несколько заня­тий у него в офисе. Секретарю строго-настрого наказали, чтобы нас не беспокоили ни по какой причине, но для пре­зидента «открыться» оказалось трудной задачей. Я нашла, что намного продуктивнее будет заниматься где-то в дру­гом месте. Действительно, он был более расслаблен, открыт и в то же время собран и готов к серьезной работе. Занятия стали доставлять ему куда больше удовольствия и сделались продуктивнее.

Завоевать доверие

  • Будьте самим собой. Не притворяйтесь кем-то иным и не старайтесь изобразить чувства, которых не испы­тываете. Вы — человек, и несовершенны, как и все люди, как и ваш клиент.
  • Будьте искренни. Держите слово. Если пообещали что-то сделать — сделайте. Не выполнить обещанно­го вы можете только по очень серьезным причинам.
  • Будьте компетентны, чтобы суметь выполнить свои обещания.
  • Будьте честны. Не тратьте впустую время клиента и свое собственное: говорите правду — такую, какую видите. Однако всегда высказывайте ее почтительно, так, чтобы не обидеть клиента. Если чего-то не пони­маете, на что-то не знаете ответа — не стесняйтесь в этом признаться. Не бойтесь признаться в естествен­ных человеческих слабостях — это сделает вас более заслуживающим доверия.
  • Будьте конгруэнтны. Конгруэнтность означает совпа­дение ваших целей, убеждений и ценностей с вашими словами и поступками. Если вы конгруэнтны, то не станете давать клиенту двойственных ответов. Чем глубже ваш собственный внутренний конфликт, тем меньше клиенту от вас пользы. Вам покажется труд­ным уделять клиенту все свое внимание и задавать яс­ные вопросы, когда он описывает ваш собственный внутренний конфликт. Порой проблема клиента мо­жет вызвать у вас чувство неловкости. Порой следует сказать, что вы не станете обсуждать его проблему, потому что это и ваша проблема тоже. Вам придется подождать, пока вы с нею не справитесь. Наличие собственного коуча в этой ситуации будет вам огром­ным подспорьем.
  • Не отвлекайтесь! Включайтесь вовремя. Присут­ствуйте на занятиях духом и телом; уделяйте клиенту все свое внимание.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.