Итак, коуч вместе с клиентом борются за свободу. А против кого? Кто враг-то? Кто мешает тем переменам, которых так жаждет клиент?
Врагом, по большей части, является привычка. Привычное мышление, привычные действия. Привычки, которые со временем так прочно окопались в нашем сознании (и подсознании), что с трудом поддаются изживанию. Все привычки играют роль своего рода ценностей, иначе они не стали бы привычками. Но времена меняются, и привычки перестают соответствовать нашим целям.
Привычки мы поддерживаем самыми разными способами. Даже приспосабливаем к ним свое окружение. Люди ждут от нас предсказуемых поступков и потому обращаются с нами вполне предсказуемо, чем только укрепляют наши привычки. Привычки подобны круиз-контролю в автомобиле — задают определенную скорость в определенном направлении. Тогда водитель может уже ни на что не обращать внимания. А вот чтобы изменить скорость и направление, внимание приходится обратить. Стоит только изменить привычку, и на ее место тут же встанет другая, которая поведет вас по иной дороге, в ином направлении.
Коуч занимается теми привычками, что сдерживают клиента, порой ведя против них партизанскую войну, порой атакуя впрямую. Коучинг меняет жизненное направление клиента постепенно, внося небольшие изменения. Но со временем эти незначительные изменения суммируются, и количество переходит в качество.
Смена направления
Представьте свою жизнь как движение по дороге. Куда она ведет — неизвестно, но пейзаж приятен. Через некоторое время, вы обнаруживаете, что движетесь по кругу. Выжидаете, но все повторяется снова и снова. И тут на дороге появляется развилка. Собственно говоря, развилки-то и прежде попадались постоянно, просто вы их не замечали. А если и замечали, то игнорировали, пока до поры до времени вам было комфортно на основной дороге. Однако теперь рядом коуч, чтобы держать вас в непрерывной готовности. Вы изменяете направление, пусть и самую малость. Идете по другой дороге, которая пока лишь ненамного отличается от первоначальной.
И тут возникает искушение подумать: «Ха! Стоила овчинка выделки!» Может быть, оно и верно, перемена пока ничтожна. Но чем дольше и крепче вы за нее держитесь, тем дальше отойдете от прежней своей дороги. А через год окажетесь совершенно в других краях. Так и будет, даже если вы ограничитесь той единственной переменой.
Конечно, чем значительнее перемена в направлении, тем быстрее и радикальнее изменится окружающий пейзаж. Однако он станет другим даже при малейшем изменении, если только вы будете упорны в нем. Стойко придерживайтесь этого нового пути, пусть старый может призывать вас обратно соблазнительными обещаниями знакомых удобств. «Знакомое зло, — станет нашептывать он, — лучше незнакомого». А есть ли на новом пути вообще зло?
Какова же роль коуча в этом процессе? Он делает три вещи:
1. Показывает вам путь.
2. Предоставляет варианты и помогает выбрать новую дорогу.
3. Помогает придерживаться выбранного направления.
Жизнь вообще представляет собой последовательность мелких решений. Множество незначительных вроде бы изменений, скопившись, в какой-то момент оборачиваются разительной переменой. Каждое принятое нами решение либо удерживает нас на том же привычном и удобном пути, либо ведет к тому, чего мы действительно хотим. Коучинг-то и помогает принять нужное решение.
Жизнь — это последовательность мелких решений
КОУЧИНГ В БИЗНЕСЕ
Более десяти лет ведутся разговоры об «обучающих организациях». Как нам кажется, имеются и «мечтающие организации». И в голове у руководителей таких организаций существуют мечты. Они мечтают о том, чтобы лучше обслуживать клиентов, чтобы их новый продукт доминировал на рынке, о наилучшем маркетинговом подходе, о новых усовершенствованных системах, чтобы работать лучше, быстрее и свободнее. Они мечтают стать организацией-хамелеоном, чтобы моментально приспосабливаться к быстро меняющемуся рынку. Коучинг может изменить бизнес, помогая участвующим в нем людям мечтать о лучшем и превращать эти мечты в реальность.
За минувшие 20 лет деловая среда изменилась радикально. Люди больше не связывают себя с «пожизненной» работой, не ищут ее и не стремятся к ней. Они действуют, руководствуясь «просвещенным эгоизмом». Компания, на которую они работают, перестала быть для них «благодетелем», утратила свое первостепенное значение как абсолютное и единственное средство карьерного роста: за свою рабочую жизнь они могут поработать в нескольких компаниях.
Чем больше люди совершенствуют себя, а компания совершенствует своих людей, тем большую ценность они для нее приобретают. Коучинг — один из самых рентабельных и целесодержащих способов сделать это. Он сосредоточивает свои усилия на том, на чем нужно — на навыках работников — и дает быстрые результаты.
Жизнь в компаниях — тоже последовательность мелких решений. Именно этими мелкими решениями компания поддерживает свое каждодневное функционирование на должном уровне, сохраняя доверие и преданность работников. Коучинг помогает ежедневно принимать наиболее оптимальные решения.
Десять лет назад среди множества европейских компаний средней руки провели интересное исследование о том, как принимаются решения. Исследование показало, что две трети важных решений принимались в соответствии с заявленной стратегией компании. Когда решения были не столь ответственны, это число падало до одной трети. А из незначительных повседневных решений только каждое двадцатое соответствовало объявленной политике компании. Подумайте о впечатлении, которое это производило на работающих там людей. Ведь важные решения принимаются не очень часто, втайне, и, как правило, не обнародуются из самых лучших коммерческих соображений. Таким образом они по большей части оставались невидимы. Мелкие же повседневные решения затрагивали каждого и были очевидны и общедоступны. Каждый день люди видели, что компания не соблюдает ею же заявленной политики. Для работников компании мелкие решения имеют большее значение, нежели ответственные.