Любую конечную цель следует формулировать в позитивных выражениях — в них должно содержаться то, чего вы хотите, а не то, чего не хотите или стремитесь избежать. Многие клиенты понимают, что в их жизни что-то не так, и хотят уйти от этого. Они точно скажут, чего не хотят. Но постановка негативной цели напоминает хождение по магазинам со списком ненужных вам вещей.
Могущество постановки цели состоит в том, что на ней сосредоточиваются ваше внимание и ваши мысли. Если задаваемая цель сформулирована негативно, то ваше внимание концентрируется на том, чего вы не хотите. Подсознание не понимает отрицаний. Например, вы решаете и формулируете цель «не тратить денег попусту». Подсознание, не воспринимающее этого «не», отбрасывает его, и вот ваши мысли уже поглощены представлением, как вы «тратите деньги». Если вы задаете цель не курить, ваше внимание закрепляется как раз на курении. Гораздо лучше вместо этого представлять себе что-нибудь позитивное на ту же тему, в приведенных случаях — как вы зарабатываете деньги, как успокаиваетесь и улучшаете здоровье.
Это золотое правило относится только к конечной цели, другими словами, к «пункту назначения». Он должен быть позитивным, чем-то, к чему вы двигаетесь. А вот промежуточная цель — как вы туда добираетесь — вполне может иметь некоторые негативы. Ведь фактически достичь цели означает от чего-то отказаться. От чего именно, мы поговорим, когда дойдем до составления плана действий (стр. 53).
Ключевые вопросы, задаваемые клиенту в соответствии с первым золотым правилом:
Чего вы хотите?
Чего вы хотите вместо этого?
Что для вас предпочтительнее?
Будьте конкретны
Формулируйте конечную цель, которая является пунктом назначения, как можно конкретнее. С некоторыми целями это легко, например, приобрести новый компьютер, новый автомобиль, новый дом. С абстрактными же или нематериальными целями куда труднее. Нелегко дать точное определение, когда вам нужно с кем-то улучшить отношения или укрепить веру в себя. Ставя такие абстрактные цели, следует конкретизировать какое-нибудь свидетельство понагляднее, которое даст вам понять, что цель достигнута. Например, если цель — укрепить веру в себя, скажите себе, что сможете после обеда произнести 10-минутную речь, не просыпаясь предыдущей ночью в холодном поту, не вертясь с боку на бок и не тараща глаза в темноту в мучительной бессоннице. И не забудьте: речь ваша должна быть признана сносной, по крайней мере, двумя свидетелями, которые поклянутся сообщить вам правду, одну только правду и ничего, кроме правды.
При постановке конкретных конечных целей, где результат можно пощупать — например, «хочу новую машину» — давайте этому результату достаточно точное описание, но в разумных пределах. Не будьте слишком взыскательны. Взыскательный человек не только тонет в подробностях, но и никогда не удовлетворится чем-то меньшим.
Коуч работает с долгосрочными целями клиента, а в долгосрочных целях не очень-то разбежишься с конкретностью. Будущее невозможно пришпилить булавкой, как бабочку в витрине. Вот чем ближе цели, тем с конкретикой лучше. Тут вы уже можете сказать, когда, где и с кем их достигнете.
С абстрактными целями, типа «я хочу укрепить веру в себя», где вера — абстрактное качество, не пытайтесь конкретизировать конечный результат, вместо этого определите, что хотите увидеть, услышать и почувствовать — свидетельство, которое даст вам понять, что цель достигнута.
Единственное, что следует конкретизировать всегда — время:
Сколько времени займет цель?
Когда вы хотите достичь цели?
Сколько времени потребуется для достижения этой цели?
Это относится и к процессу путешествия, и к пункту назначения. От продолжительности путешествия зависит момент прибытия в желаемый пункт назначения.
Ключевые вопросы:
Чего в точности вы хотите?
Вы можете описать это точнее?
Что в точности вы увидите и услышите, когда добьетесь желаемого?