разграничение подведомственности арбитражных судов и судов общей юрисдикции происходит при использовании 2-х критериев. Данные критерии должны применяться только в совокупности
ФКЗ “О судебной системе РФ” ст.ст. 5, 18, 19, 23, 27; ФКЗ О “О Конституционном Суде РФ” ст.ст. 1, 3, 7, 15, 79, 84, 87, 89, Гл. 11, ст. 100: КС – это суд, который занимает особое место в судебной системе, потому что в отличие от АС” и СОЮ” его деятельность носит не правоприменительный характер, а правопроверяющий, т.е. КС решает вопросы только факта:
- споры о конституционности законов и иных НПА;
- споры о компетенции между ОГВ РФ и субъекта РФ.
При разграничении подведомственности КС и АС”, и СОЮ” руководствуемся следующими критериями:
1. характер правового акта, подлежащего проверке (нормативный или ненормативный; его место в системе НПА РФ);
2. уровень правовой коллизии (т.е. проверка на конституционность или законность);
3. характер субъекта, который обращается для проверки, т.е. инициатор проверки.
4. характер последствий, норма контроля
2аспекта в разграничении судебной и административной подведомственности:
1. СОЮ и ОИВ при разрешении гражданских, семейных, трудовых, т.е. горизонтальных правоотношений. Здесь идет речь о разграничении полномочий. Ст. 237 ГК – изъятие у собственника имущества может быть только по решению суда; ст. 242 ГК – изъятие по решению гос. органа имущества на возмездной основе (реквизиция); ст. 242 ГК – изъятие имущества у собственника НПО решению гос. органа на безвозмездной основе (конфискация). СК РФ – расторжение брака: есть судебная процедура, есть административная процедура. Следовательно, юридические дела из горизонтальных правоотношений могут быть рассмотрены в административном порядке только в случаях, предусмотренных ФЗ; любое решение административных органов может быть обжаловано в суд.
2. подведомственность СОЮ и административная подведомственность из публичных (вертикальных) правоотношений. Здесь важно:
а) административная подведомственность является обязательной для возникновения судебной (чтобы пойти в суд – нужно пройти ОИВ);
б) чаще заинтересованному лицу предоставляется право выбора административного или судебного порядка разрешения дела, но при выборе административного – лицо не лишается права на обжалование в суд.
Ч. 3 ст. 3 ГПК, ч. 6 ст. 4 АПК.
П. 2 ст. 1, ст. 5 Закона “О третейских судах в РФ”:
Любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений может быть передан по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда до принятия судом I инстанции судебного постановления.
Критерии:
1. соглашение сторон о передаче спора (важно отсутствие прямого запрета на рассмотрение дела в тритейском суде);
2.Время заключения данного соглашени – до принятия судом I инстанции решения по данному делу.
Если нет чего-то из этого, то третейский суд не вправе рассматривать данное дело
Ст.ст. 27-33 АПК регулирует вопросы подведомственности по критериям:
1. предметный критерий (или характер дела) АС – специализированный орган по рассмотрению экономических споров и иных споров, которые связаны с экономической и иной предпринимательской деятельность. Обязателен экономический характер дела (спора). Арбитражные суды рассматривают:
- экономические споры, которые возникают из гражданских, т.е. горизонтальных правоотношений (напр., неисполнение договора перевозки);
- экономические споры, которые возникают из публичных,
административно-правовых, вертикальных правоотношений (н-р, оспаривание решений, действий/ бездействий органов госвласти в экономической сфере)
2. субъектный критерий – состав участников Т.к. то деятельность экономическая,
Т. К. т.е. юр. лица и ИП по общему правилу. Исключение ст. 33 АПК – дела ст. 33 рассматриваются АС независимо от субъектного состава: дела о несостоятельности (банкротстве); корпоративные споры; дела об отказе в госрегистрации ЮЛ, ИП (руководствуемся ст. 50 ГК)
Ст. 22 ГПК – предметный критерий (характер дела) – все иные юридические дела, которые возникают из гражданских, трудовых, семейных (горизонтальные правоотношения), земельные, экологические, административные дела (вертикальные правоотношен
ия) и иные публичные, не связанные с осуществлением экономической и иной предпринимательской деятельности.
2. по общему правилу ЮЛ. Организации, в т.ч. некоммерческие
Гл. 46, 47 ГПК, Гл. 30 АПК:
-производство по выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда;
-производство по оспариванию решений третейских судов.
Для третейских судов АС, СОЮ – компетентный суд.
! При столкновении (конкуренции) юрисдикционных полномочий АС и СОЮ применяется ч. 4 ст. 22 ГПК, т.е. при соединении в одном исковом заявлении требований, одни из которых подведомственны АС, а другие – СОЮ и раздельное рассмотрение невозможно, то дело подлежит рассмотрению СОЮ