В юридической литературе выделяют 2 основных точки зрения на понятие судебного доказывания:
1. Под доказыванием понимается деятельность субъектов процесса по установлению при помощи указанных в законе процессуальных средств и способов объективной истины, наличие или отсутствие фактов, которые необходимы для разрешения дела. Судебное доказывание складывается из процессуальных действий по утверждению сторон и заинтересованных относительно фактов, указанию на доказательства, предоставление, собирание, исследование и оценка доказательств. К субъектам доказывания относят суд и лиц, участвующих в деле.
В данной точке зрения судебное доказывание и судебное познание рассматриваются как тождественные понятия (М. К. Треушников, Осипов, Юдельсон и т.д.).
2. Судебное познание и судебное доказывание – это самостоятельные виды процессуальной деятельности, которые различаются по содержанию, цели и субъектному составу (Курылёв, Щеглов, Осокина).
По содержанию:
Судебное познание представляет собой деятельность суда (судьи) по установлению действительных обстоятельств дела и их правильной юридической квалификации, т.е. это совокупность процессуальных действий по сбору, исследованию и оценке сведений о фактах, которые имеют юридическое значение для дела.
Судебное доказывание представляет собой деятельность заинтересованных в исходе дела лиц по убеждению суда, который рассматривает дело, в наличии или отсутствии тех фактов, которые обосновывают их требования или возражения.
По цели:
Целью судебного познания является получение адекватных, достоверных сведений о фактах, которые имеют значение для дела.
Целью судебного доказывания является убеждение суда, который рассматривает дело в правоте убеждающего субъекта по вопросу о наличии или отсутствии в правовой действительности фактов, имеющих значение для дела.
По субъектному составу:
Из указанного выше следует вывод, что эти две деятельности отличаются и по субъектному составу.
Стороны, третьи лица, прокурор, заявители и иные заинтересованные лица, государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане (процессуальные истцы) занимают в процессе положение субъектов судебного доказывания.
Все иные участники процесса: судья, помощник, секретарь; а также прокурор и органы государственного управления (когда участвуют в деле с целью дачи заключения! – ч. 3 ст. 45, 47 ГПК) – субъекты судебного познания.
Но необходимо отметить, что суд может быть не только субъектом судебного познания, но и судебного доказывания, когда удаляется в совещательную комнату для составления решения по делу, здесь он становится субъектом доказывания, так как в мотивировочной части судебного решения он пытается обосновать свои выводы по делу и, тем самым, убедить всех остальных участников процесса в правоте своих выводов.
Сторонники и первой и второй точки зрения обосновывают свои положения, исходя из ст. 56 ГПК, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Но сторонники первой точки зрения считают, что не нужно увлекаться состязательным процессом и т.к. суд участвует в определении предмета доказывания, а также оказывает в необходимых случаях содействие по предоставлению необходимых доказательств лицам, то он также является субъектом судебного доказывания и поэтому не стоит разграничивать понятия “судебное познание” и “судебное доказывание”.
Сторонник второй точки зрения, наоборот, полагают, что чёткое разграничение процессуальной деятельности на познавательную и доказательственную имеет важное практическое значение, так как позволяет теоретически обосновать положение ст. 56 ГПК, в соответствии с которым доказывание юридических фактов несёт лишь тот, кто знает или должен был и мог познать. Суд же не обладает допроцессуальной информацией, поэтому в ходе рассмотрения дела он может быть только субъектом познания и только на этапе составления судебного акта становится субъектом доказывания.