Гражданские дела рассматриваются и разрешаются различными по своей природе органами:
1. Конституционный Суд РФ; Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
2. система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ;
3. система арбитражных судов, возглавляемая Высшим Арбитражным Судом РФ;
4. третейские суды;
5. комиссия по трудовым спорам (КТС – для разрешения индивидуальных трудовых споров);
6. саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг;
7. органы исполнительной власти (административная процедура; напр., расторжение брака в органах ЗАГСа).
и т.д.
В силу того, что эти органы различны по своей юридической природе, следовательно, возникает проблема разграничения их полномочий по рассмотрению и разрешению юридических дел. Для этого и существует институт подведомственности – это совокупность гражданско-процессуальных норм, которые устанавливают границы полномочий различных органов по разрешению юридических дел, а также порядок их реализации.
Значение данного института состоит в том, чтобы упорядочить деятельность различных органов, предотвратить вынесение нескольких решений по одному и тому же вопросу.
Институт подведомственности регулируется ст. 22 ГПК, ч. 3 ст. 3 ГПК, ст.ст. 27-33 АПК; ст.ст. 5. 7 ФЗ “О третейских судах в РФ”, иные ФЗ.
В законодательстве нет легального определения подведомственности, следовательно, существуют различные определения:
1. подведомственность – это относимость гражданских дел к ведению соответствующего органа (А. А. Мельницов, В. А. Мусин, Д. М. Чечот);
Данная формулировка неудачна, т.к. не раскрывает института подведомственности, не понятно по каким причинам и критериям гражданские дела относятся к ведению какого-либо органа.
2. подведомственность – это разграничение компетенции различных органов по защите гражданских прав (М. И. Авдеенко);
Данная точка зрения неудачна, потому что компетенция – это ещё не значит подведомственность, а только учение о ней. Для того, чтобы “что-то” разграничить нужно представлять, что это “что-то”.
3. подведомственность – это свойство дела, в силу которого оно подлежит разрешению определённым органом (М. А. Викут, М. И. Зайцев).
“Свойство дела” и “подведомственность” – это различные категории. Свойство дела – это постоянная категория. Определяется материальным правом, подведомственность – это не постоянная категории, т.е. постоянно меняется перечень дел, отнесенных к ведению того или иного органа.
4. подведомственность – это круг дел, подлежащих рассмотрению и разрешению определённым органам (М. С. Шакарян).
Здесь акцент смещается на второстепенный признак подведомственности, т.е. мы смотрим на дела, а не на орган, который будет рассматривать те дела.
Следовательно, стоит поддержать тех авторов, которые определяют подведомственность, как:
5. подведомственность – это компетенция (полномочия) того или иного органа по рассмотрению и разрешению юридических дел.
Не редко для обозначения полномочий того или иного органа используют термин “юрисдикция”. Юрисдикция – это круг материальных и процессуальных вопросов индивидуального значения, по отношению к которым соответствующий орган может осуществлять правоприменительную деятельность.
Виды подведомственности:
I. в зависимости от органа, наделённого юрисдикционными полномочиями, подведомственность может быть подразделена:
4. административная (органы исполнительной власти и другие)
и другие органы, которые наделены юрисдикционными полномочиями.
II. в зависимости от характера правил, которые регулируют подведомственность, её можно разделить на:
1. общую;
2. специальную
в зависимости от количества органов, которые управомочены на разрешение юридических дел (одних и тех же) подведомственность бывает:
1. единичная (исключительная) – это когда рассмотрение конкретного юридического дела отнесено к компетенции одного юрисдикционного органа, этот орган указан в законе (напр., ст. 391 ТК – суды общей юрисдикции; ст. 33 АПК – только арбитражные суды);
2. множественная – предусматривает возможность рассмотрения одних и тех же дел различными органами. В зависимости от способа выбора из управомоченных органов именно того, который будет рассматривать дело, множественную подведомственность можно подразделить на:
1) альтернативная подведомственность – она допускает разрешение определённой категории дел одним из нескольких указанных в законе юрисдикционных органов по выбору заинтересованного лица (напр., ч. 1 ст. 254 ГПК – заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд или в вышестоящий в порядке подчинённости орган). Но в настоящее время альтернативной подведомственности в чистом виде практически не существует, её можно назвать условно-альтернативной, т.к. выбор заинтересованным лицом административной формы защиты своего права (т.е. обращение с жалобой в вышестоящий орган не лишает заинтересованное лицо права обращения в суд с обжалованием решения вышестоящего органа).
2) договорная подведомственность – она означает, что дело может быть рассмотрено не в одном, а в нескольких юрисдикционных органах по выбору спорящих сторон на основании договора. Ч. 3 ст. 3 ГПК, ч. 6 ст. 4 АПК предусматривают, что гражданские дела могут быть переданы по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда до принятия судом I инстанции судебного постановления;
3) императивная (условна) подведомственность – она означает, что дело отнесено к ведению различных юрисдикционных органов, которые рассматривают его в установленном законом порядке (очерёдности).
Сущность данной подведомственности заключается в том, что юридическое дело подведомственно суду общей юрисдикции только при условии предварительного его рассмотрения другим органом (внесудебный порядок). Напр., это обязательный претензионный порядок при ж/д перевозках или обязательность рассмотрения в органах исполнительной власти. Несоблюдение правил досудебного рассмотрения спора влечёт возвращение искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК).