Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие, значение и виды подведомственности



Гражданские дела рассматриваются и разрешаются различными по своей природе органами:

1. Конституционный Суд РФ; Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2. система судов общей юрисдикции, возглавляемая Верховным Судом РФ;

3. система арбитражных судов, возглавляемая Высшим Арбитражным Судом РФ;

4. третейские суды;

5. комиссия по трудовым спорам (КТС – для разрешения индивидуальных трудовых споров);

6. саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг;

7. органы исполнительной власти (административная процедура; напр., расторжение брака в органах ЗАГСа).

и т.д.

В силу того, что эти органы различны по своей юридической природе, следовательно, возникает проблема разграничения их полномочий по рассмотрению и разрешению юридических дел. Для этого и существует институт подведомственности – это совокупность гражданско-процессуальных норм, которые устанавливают границы полномочий различных органов по разрешению юридических дел, а также порядок их реализации.

Значение данного института состоит в том, чтобы упорядочить деятельность различных органов, предотвратить вынесение нескольких решений по одному и тому же вопросу.

Институт подведомственности регулируется ст. 22 ГПК, ч. 3 ст. 3 ГПК, ст.ст. 27-33 АПК; ст.ст. 5. 7 ФЗ “О третейских судах в РФ”, иные ФЗ.

В законодательстве нет легального определения подведомственности, следовательно, существуют различные определения:

1. подведомственность – это относимость гражданских дел к ведению соответствующего органа (А. А. Мельницов, В. А. Мусин, Д. М. Чечот);

Данная формулировка неудачна, т.к. не раскрывает института подведомственности, не понятно по каким причинам и критериям гражданские дела относятся к ведению какого-либо органа.

2. подведомственность – это разграничение компетенции различных органов по защите гражданских прав (М. И. Авдеенко);

Данная точка зрения неудачна, потому что компетенция – это ещё не значит подведомственность, а только учение о ней. Для того, чтобы “что-то” разграничить нужно представлять, что это “что-то”.

3. подведомственность – это свойство дела, в силу которого оно подлежит разрешению определённым органом (М. А. Викут, М. И. Зайцев).

“Свойство дела” и “подведомственность” – это различные категории. Свойство дела – это постоянная категория. Определяется материальным правом, подведомственность – это не постоянная категории, т.е. постоянно меняется перечень дел, отнесенных к ведению того или иного органа.

4. подведомственность – это круг дел, подлежащих рассмотрению и разрешению определённым органам (М. С. Шакарян).

Здесь акцент смещается на второстепенный признак подведомственности, т.е. мы смотрим на дела, а не на орган, который будет рассматривать те дела.

Следовательно, стоит поддержать тех авторов, которые определяют подведомственность, как:

5. подведомственность – это компетенция (полномочия) того или иного органа по рассмотрению и разрешению юридических дел.

Не редко для обозначения полномочий того или иного органа используют термин “юрисдикция”. Юрисдикция – это круг материальных и процессуальных вопросов индивидуального значения, по отношению к которым соответствующий орган может осуществлять правоприменительную деятельность.

Виды подведомственности:

I. в зависимости от органа, наделённого юрисдикционными полномочиями, подведомственность может быть подразделена:

1. судебная (система судов общей юрисдикции);

2. арбитражная (система арбитражных судов);

3. альтернативная, негосударственная (третейские суды);

4. административная (органы исполнительной власти и другие)

и другие органы, которые наделены юрисдикционными полномочиями.

II. в зависимости от характера правил, которые регулируют подведомственность, её можно разделить на:

1. общую;

2. специальную

в зависимости от количества органов, которые управомочены на разрешение юридических дел (одних и тех же) подведомственность бывает:

1. единичная (исключительная) – это когда рассмотрение конкретного юридического дела отнесено к компетенции одного юрисдикционного органа, этот орган указан в законе (напр., ст. 391 ТК – суды общей юрисдикции; ст. 33 АПК – только арбитражные суды);

2. множественная – предусматривает возможность рассмотрения одних и тех же дел различными органами. В зависимости от способа выбора из управомоченных органов именно того, который будет рассматривать дело, множественную подведомственность можно подразделить на:

1) альтернативная подведомственность – она допускает разрешение определённой категории дел одним из нескольких указанных в законе юрисдикционных органов по выбору заинтересованного лица (напр., ч. 1 ст. 254 ГПК – заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти может быть подано в суд или в вышестоящий в порядке подчинённости орган). Но в настоящее время альтернативной подведомственности в чистом виде практически не существует, её можно назвать условно-альтернативной, т.к. выбор заинтересованным лицом административной формы защиты своего права (т.е. обращение с жалобой в вышестоящий орган не лишает заинтересованное лицо права обращения в суд с обжалованием решения вышестоящего органа).

2) договорная подведомственность – она означает, что дело может быть рассмотрено не в одном, а в нескольких юрисдикционных органах по выбору спорящих сторон на основании договора. Ч. 3 ст. 3 ГПК, ч. 6 ст. 4 АПК предусматривают, что гражданские дела могут быть переданы по соглашению сторон на рассмотрение третейского суда до принятия судом I инстанции судебного постановления;

3) императивная (условна) подведомственность – она означает, что дело отнесено к ведению различных юрисдикционных органов, которые рассматривают его в установленном законом порядке (очерёдности).

Сущность данной подведомственности заключается в том, что юридическое дело подведомственно суду общей юрисдикции только при условии предварительного его рассмотрения другим органом (внесудебный порядок). Напр., это обязательный претензионный порядок при ж/д перевозках или обязательность рассмотрения в органах исполнительной власти. Несоблюдение правил досудебного рассмотрения спора влечёт возвращение искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.