а) социальный работник должен предотвращать неквалифицированную и неразрешенную практику социальной работы;
б) социальный работник не должен допускать искажений при рекламе своей компетентности, квалификации, услуг и результатов, которые могут быть достигнуты.
т
д) социальный работник должен настаивать на изменениях в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости;
е) социальный работник должен поддерживать участие общественности в формировании социальной политики и социальных институтов.
Упражнение «Границы» включает ряд вопросов, направленных на разрешение практических дилемм. В основе этих дилемм лежит «дистанция» между социальными работниками и людьми, пользующимися их услугами.
Цель
Зачастую студентам бывает трудно понять, что означают профессиональные отношения на практике и чем они отличаются от обычных межличностных отношений. Цель данного занятия - высветить разницу между дружескими взаимоотношениями и тем, что можно назвать рабочими взаимоотношениями. Это поможет студенту приобрести опыт в определении того, где должна проходить граница между личными и профессиональными взаимоотношениями.
Метод
1. Это занятие дает лучшие результаты при числе участников 4- 8 человек, но может осуществляться с участием только преподавателя и студента. Назначьте время встречи и наметьте цели занятия, но не в деталях, поскольку важно получить импровизированные ответы.
2. Дайте каждому участнику копию Документа 3.1 «Границы» и выберите последовательно первые шесть пунктов для того, чтобы инициировать обсуждение (примерно от 5 до 10 мин. на каждый пункт). Начните отвечать на первый пункт сами с возможных вариантов «Никогда», «Всегда», «Это зависит от...», пригласите других участников присоединиться к обсуждению и предложите свои варианты ответов.
3. В ходе занятия соотносите результаты обсуждения с реальным опытом студентов, чтобы избежать идеализированных, оторванных от жизни ответов. Поощряйте разнообразие ответов и попытайтесь выявить общие принципы, вытекающие из обсуждения.
4. Суммируйте основные аспекты согласия и расхождений, сформулируйте и запишите те общие закономерности, которые вытекают из дискуссии, и выясните, насколько полезным было для них данное упражнение. (Всего около 1 часа.)
Возможные варианты
Это занятие можно с успехом проводить во многих и самых разных сферах социальной работы, причем обычно это делают на ранних стадиях практики (иногда даже на этапе встречи перед практикой).
Возможно, вы захотите несколько видоизменить детали задания «Границы» применительно к условиям вашей работы. Например, если вы социальный работник больницы, то, может быть, вам интересно будет выделить «границы» между медперсоналом и социальными работниками. Существуют также дилеммы во взаимоотношениях «пациент-врач», которые вы можете сравнить с отношениями «клиент - профессиональный работник».
Вы можете использовать задание «Границы» и для того, чтобы выделить какой-либо специфический аспект практики, такой, например, как антирепрессивная система. Как отличаются ответы на вопросы в зависимости от расы, национальности и пола отвечающего?
Документ 3.1:
Границы
• Где мы устанавливаем границу между личными и профессиональными взаимоотношениями?
• Можете ли вы ответить однозначно «всегда» или «никогда» на какой-либо из приведенных ниже вопросов?
• Если ваш ответ начинается словами «это зависит от...», то от чего же в самом деле это зависит?
Взаимный обмен
1. Ваши клиенты называют вас по имени? Вы называете их по имени?
2. Если бы вы приняли услугу клиента, позволили бы вы:
• связать вам джемпер?
• найти неисправность в вашей автомашине?
• устранить повреждение электропроводки в вашем доме?
Культура общения
3. Посещая клиента на дому, согласились бы вы на:
• чашку чая?
• алкогольные напитки?
• предложение поесть?
4. В своем подразделении, больничной палате или рабочей ком нате стали бы вы:
• говорить о личных делах с другими присутствующими людь
ми?
• готовить чашку чая для клиента? Самораскрытие
5. Сравниваете ли вы собственный жизненный опыт с жизнен ным опытом клиента:
• даете ли им понять, что вы чувствуете по поводу их обстоятельств?
• даете ли им информацию о том, как сложился ваш день?
• говорите ли о вашей работе с другими клиентами?
6. Делитесь ли вы личной информацией с вашими клиентами:
• хорошими новостями, например, что ваш супруг получил повышение по службе?
• плохими новостями, например, что ваш отец страдает болез нью Альцгеймера?
7. Дали бы вы ваш домашний адрес или номер телефона? Социальный контакт
8. Приняли бы вы от клиента:
• приглашение на свадьбу?
• приглашение на вечеринку?
9. Будете ли вы избегать частого посещения места работы ваше го клиента?
10. Дадите ли деньги взаймы вашим клиентам? Прикосновение
11.Пожимаете ли вы руку клиенту при первой встрече?
12.Прикасаетесь ли вы к клиенту, если он расстроен:
• дотрагиваетесь до предплечья?
• обнимаете за плечи?
• прикасаетесь к колену?
13. Ласкаете или играете ли с детьми клиентов? Идти другим путем
14.Игнорируете ли вы незаконные действия вашего клиента:
• требование пособия, хотя он в настоящее время работает?
• наличие в доме таких используемых наркоманами растений,
как конопля?
• жульническую переделку электрической проводки,
произведенную самим клиентом?
• неявку в полицию или в суд находящегося в розыске?
ЧУВСТВА И ПОСТУПКИ
Упражнение «Табу» представляет собой специфическую ситуацию, вызывающую чувства неудобства и неприятия. Сначала студент и преподаватель обсуждают пример, а затем рассматривают способы, с помощью которых можно справиться со своими чувствами, создающими ощущение дискомфорта.
Цель
Большинство людей осознают разрыв или диссонанс, которые иногда существуют между тем, что они чувствуют, и тем, что они говорят вслух. Цель 5-го занятия - исследовать этот разрыв и проанализировать реакции студентов на него, а также выяснить, как студенты справляются с проблемами запретов («табу»).
Кроме того, в ходе занятия преподаватель обращает внимание студента на его отношение к обучению. Как убеждения, чувства и поступки влияют на его желание учиться?
Метод
1. Преподаватель практики и студент работают индивидуально, читая Документ 5.1 «Табу» (около 10 мин), и обдумывают последовательно каждый вопрос, подлежащий обсуждению (укажите студенту дополнительные замечания на с. 70).
2. Обсудите вместе со студентом каждый вопрос и сделайте краткие примечания.
4. Выясните мнение студента о пользе данного занятия и обсудите чувства, возникшие в результате его выполнения.
Различные варианты
Упражнение «Табу» можно легко адаптировать путем перестановки, например, расовой принадлежности (чернокожий пациент - белый врач) или вводя в качестве различий такие факторы, как пол человека и его возраст. Занятие оказывается наиболее эффективным, если проводить его таким образом, - это позволяет студенту легко идентифицировать себя с пациентом. Пример «Табу» дан в нашем пособии с точки зрения женщины белой расы.
Данное занятие построено на очень сложном материале, поэтому мы рекомендовали бы проводить его особо тщательно и в паре «преподаватель - студент». Но затем две и более таких пар могут объединиться, чтобы сравнить результаты своих обсуждений.
Документ 5.1: Табу
В больницу доставлена белая женщина, пострадавшая в результате несчастного случая, который произошел с ней, когда во время отпуска она совершала восхождение в горах. Женщина в сознании, но не в состоянии двигаться от мучительной боли и чувствует себя очень уязвимой и беспомощной. Боль и уязвимость - новые ощущения для нее, в определенной степени травмирующие, поскольку до сих пор обычно она была здоровой, сильной и независимой.
Входит врач, чтобы обследовать ее. Она видит, что он чернокожий. Ее реакция мгновенно становится негативной - чувства уязвимости и беспомощности усиливаются.
В следующий момент ее мучит стыд, она испытывает чувство вины, но потом ее охватывает ужас от этих чувств, и она пытается преодолеть их, не выдать себя даже намеком перед чернокожим врачом.
Вопросы для обсуждения
Является ли подобная реакция пациентки проявлением расизма?
Была ли реакция пациентки «нормальной»?
Как вы можете объяснить первые чувства пациентки?
Прежде пациентка высказывала антирасистские взгляды. В свете этого как вы рассматриваете первую реакцию пациентки на врача?
Как вы рассматриваете попытки пациентки скрыть свои истинные чувства, замаскировать их?
Если бы вы были врачом, что было бы для вас важно?
Если бы вы были врачом, что бы вы сделали в подобной ситуации?
Приложение 1.3
РЕЗЮМЕ - ОСНОВНЫЕ ЗАПОВЕДИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ1
Приведенный ниже перечень является логическим продолжением тех аргументов, которые прозвучали в предыдущих главах этой книги. При его составлении я сознательно отказался от присвоения приоритетов тем или иным его пунктам. Те, кто формируют и воплощают в жизнь культурную политику, будут действовать так, как сочтут нужным, и мне бы не хотелось навязывать им своего мнения. Данный перечень также нельзя расценивать как свод правил и рекомендаций Совета Европы в определенной области или как обобщение культурной политики различных государств. Однако по своему духу он очень близок к этим двум категориям документов. Мне бы хотелось здесь предоставить тем, кто изучает культурную политику, набор критериев (подчеркнуто нами. - В.Д.), на основании которых они могут судить о направлении своей политики. Не сомневаюсь, что профессионалы в этой области захотели бы включить в этот список еще некоторые пункты и задачи бы мне вопрос, почему они здесь отсутствуют.
ТРАДИЦИИ В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ КУЛЬТУРЫ
• Министры культуры должны занять достойное место в политической иерархии, чтобы их политический вес и влияние соответствовали социальной важности культурного самосознания, которое они должны поддерживать во имя многообразия и плюрализма
• Задача власти в области культуры - оказать поддержку, а затем отойти в сторону
• Не стоит переоценивать те блага, которые культура может принести экономике. Настоящим благом является развитие творческих способностей и вдохновения
• Затраты на культуру обернутся социальными благами только в том случае, если они сопровождаются соответствующими мерами в области экономики и образования
Извлечение из книги Саймона Манди «Культурная политика: краткое руководство» цитируется по сборнику «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры». - М., 2002. - С. 91-99.
• Культурные аспекты придают дополнительную ценность целому ряду областей государственной деятельности. Поэтому культурная политика должна выступать координирующим началом и стремиться к распространению на другие сферы деятельности
• В большинстве европейских стран основная поддержка культуры осуществляется на местном уровне
• Власти должны проводить три стратегии финансирования: напрямую, через местные органы власти, через частный сектор
• Пожертвования и спонсорская помощь являются дополнительными ресурсами для бюджетов учреждений культуры, но они могут повлиять на направление культурной деятельности учреждений и редко составляют более 10% от бюджета
• Спонсорство не должно рассматриваться как последняя надежда в тяжелой ситуации ни государством, ни учреждением культуры, ни самим спонсором. Недопустимо за счет спонсорской помощи пытаться поправить урон от недостаточного государственного финансирования
• Учреждениям культуры должна быть предоставлена свобода от бюрократического вмешательства, однако властям на всех уровнях следует оказывать на них положительное влияние и обеспечивать их стабильность
• Некоммерческие учреждения культуры не должны стоять перед государством с протянутой рукой. У них свои приоритеты, отличные от приоритетов коммерческого сектора, приносящие ощутимую общественную пользу. Для успешного развития культура нуждается и в тех, и в других
• Приватизация учреждений культуры должна проводиться только в той степени, в которой того требуют общественные и культурные интересы
• Учреждения культуры не являются единственными участниками культурной жизни. Культурная политика должна учитывать творческую деятельность отдельных личностей и всего населения.