1. Как Вы понимаете выражения «социально-досуговая терапия» и «терапия рекреацией»?
2. Почему для людей старшего возраста особенно важно обращение к кругу наиболее дорогих для их памяти предметов (вещей)?
3. Приведите примеры использования вещей, как средства терапии рекреацией в домах для престарелых и центрах опеки (США).
4. Если бы Вы работали в одном из центров опеки, какой из собственных вариантов использования предметов (вещей) Вы предложили бы (применительно к конкретному случаю)?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЗАПАДЕ
/ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «КУЛЬТУРА»/
Приложение 2.1Нью-Йоркская библиотека расстается с искусством
Аукционный дом «5о4МеЬу'з» собирается продать 19 произведений искусства, принадлежащих Нью-Йоркской публичной библиотеке. Решение о продаже 15 картин и 4 скульптур руководство библиотеки приняло из-за необходимости поддерживать статус одной из лучших библиотек мира, а для этого необходимо постоянно расширять фонды. Если принадлежащие ей произведения искусства будут удачно проданы, библиотека сможет получить от 50 до 75 миллионов долларов. По словам президента библиотеки Пола Лек- лерка, все деньги, вырученные от продажи, будут потрачены на книги и манускрипты. «Мы не музей, и у нас нет специалистов, которые бы занимались отдельно живописью и скульптурой, - заявил Леклерк. - Вместе с тем, если мы не будем увеличивать фонды, мы не сможем оставаться на высоте». Для Нью-йоркской Публички это не первый случай продажи экспонатов художественной коллекции. За последние 60 лет она уменьшилась на 450 предметов.
Игнат КУРАКИН /Культура. - 2005. - 21 апреля/
Приложение 2.2
Один ковер на всех
Музеи Британии переживают упадок
Британский фонд искусства провел исследование, которое подтвердило, что музейный кризис в стране продолжается. Прежде всего, это связано с отсутствием средств у местных властей. В результате закрытие грозит значительному количеству музеев от Шотландии до Уэльса. Под угрозой оказались два столичных музея и пять провинциальных. Во многих других происходит сокращение штатов. В Шотландии наибольшее беспокойство вызывает закрытие музея в замке Кинейл, построенном в XVII веке. Неподалеку располагается немало исторических достопримечательностей - от стены Антонина, которая была построена римлянами на северной границе империи, до места, где Джеймс Уатт создал свой первый паровой двигатель. Но муниципальным властям не по карману содержать музеи, и они хотят перенести его в более дешевое место. Общественность собрала две тысячи подписей против переноса, но окончательное решение будет принято осенью. Лидер протестующих Эдриан Махони прибегает к обычным в подобных случаях аргументам: «Это часть нашей истории, причем весьма длительная, она занимает две тысячи лет»
Под большим вопросом остается существование музея в Пенрите и Музея Святого Албания, посвященного одному из первых христианских мучеников Британии. Нависла угроза и над театральным музеем при Ковент-Гарден, которому уже дважды было отказано в субсидиях, но знаменитый оперный театр изыскивает возможности сохранения уникального музея, где собрана огромная коллекция театральных экспонатов.
Судьба других музеев уже решена. Муниципальный совет Эдмундсбери закрыл музей Мейнор-Хаус, который не только является выдающимся архитектурным памятником, но и имеет коллекцию старинных часов, которая уступает лишь коллекции Британского музея. Причина та же - нехватка средств.
Фактически приняты решения о закрытии Музея печати в Лондоне, Музея текстиля в Блэкберне, Музея шелка в Маклсфилде и Музея Джорджа Элиота в Нанитоне. Начинается все с нехватки средств на оплату персонала, а затем закрываются и сами музеи. Однако, самая большая удача выпала на долю Музея Виктории и Альберта, где принц Чарльз открыл на днях галерею исламского искусства, средства на нее в размере почти пяти с половиной миллионов фунтов были выделены бизнесменом из Саудовской Аравии Мохам- медом Джамилем. Главным экспонатом коллекции стал знаменитый персидский ковер «Ардабил», один из самых больших в мире. В первый раз он появился в Лондоне в 1892 году. С ковра было сделано несколько копий, одна из которых украшала кабинет Гитлера в Берлине, другая - резиденцию британского премьер-министра. Галерея была построена таким образом, чтобы посетители могли видеть ковер во всем его великолепии, расстеленным на полу и правильно освещенным. Всего в ней будет выставлено более 400 образцов исламского искусства - от времени первого исламского халифата в УНМХ веках до начала Первой мировой войны. Это и керамика, и стекло, и работы из дерева и металла, и, конечно же, ковры. В том, что на фоне общего музейного упадка в Британии открывается этакая роскошная галерея мусульманского искусства, есть своя логика. Исламская диаспора в стране растет и не слишком активно интегрируется в местную культуру. Свою она предпочитает больше.
Игнат КУРАКИН /Культура. - 2006. - 27 июля/
Приложение 2.3
Первый блин на новой сковородке
«Травиата» в Вероне по-домашнему (в сокращении)
Грозные тучи сгустились над оперой в Италии на ее исторической родине. Нынешнее правительство во главе с премьером Сильвио Берлускони объявило о сокращении финансирования оперных театров на 165 миллионов евро. Министр культуры утверждает, что оставшиеся от прежней роскоши жалкие крохи вынуждают его закрыть Театр Ла Скала, и грозит отставкой. Великая депрессия бросила тень на открытие оперных сезонов в Милане и Турине, Венеции и Вероне. Интенданты и художественные руководители ломают головы: как быть, где взять денежки, какими путями идти в сложившейся ситуации. Возможный выход был предложен в Вероне, открывшей осенне-зимний сезон «домашней» «Травиатой».
Домашней мы называем ее потому, что спектакль поставлен исключительно внутренними силами театра: дирекция обошлась без контрактов со знаменитыми дизайнерами, режиссерами, певцами. Рисковали не слишком, «Травиата» - беспроигрышное название, так что, каким бы ни получился первый блин - ровным и румяным или же сущим комом, - касса равно вывесила бы объявление: «Все билеты проданы». В дальнейшем спектакль предназначен «циркулировать» по другим городам региона: так что «домашний» он и с этой точки зрения. <...>
Ирина СОРОКИНА Верона
/Культура. - 2005. -1 декабря/ Приложение 2.4
Когда зрелища дороже хлеба
За развлечения американцам приходится платить все больше и больше. Больше становятся и доходы звезд.
Известно, что за получаемое удовольствие надо платить. Однако, похоже, что многим американцам вскоре будет не по карману посещение театров, кинотеатров или стадионов. Стоимость услуг индустрии развлечений в США с конца 90-х годов по темпам роста обгоняет не только рост инфляции в стране, но даже стремительно увеличивающуюся стоимость медицинского обслуживания.
Как сообщает телекомпания Эй-би-си, за последние пять лет цена за билет на спортивные состязания каждый год увеличивалась в среднем на 6,1 процента, а в кинотеатры, театры и на концерты - на 4,5 процента.
Самым дорогим центром развлечений является сейчас Нью-Йорк, где билет в кинотеатр стоит 10 долларов, а посещение театра на Бродвее для просмотра известной пьесы может обойтись в 100 долларов и выше. Стоимость билетов на самый нашумевший в этом году бродвейский мюзикл «Продюсеры» доходила до 480 долларов.
По мнению экспертов в сфере услуг, рост цен прекратится, или даже примет обратную тенденцию, если американцы почувствуют, что им гораздо выгоднее посмотреть новый фильм на взятой напрокат видеокассете, истратив сэкономленные деньги на что-то более необходимое.
Однако пока этого не происходит.
Активист движения за права потребителей Джонатан Дэвис считает, что люди находятся в плену инерции и привычек, похожих на наркотическую зависимость. Наркоман, говорит он, не откажется от героина, даже если цена на него резко возрастет. С ним согласен бывший мэр Нью-Йорка Эдвард Коч. В свое время, когда кинотеатры в его городе подняли цены на билеты с 6 до 7 долларов, мэр сам встал в пикет у одного из них с плакатом в руке, протестуя против такого решения. Однако никто к нему не присоединился. И постояв около часа под дождем на улице, Коч выбросил плакат, купил в кинотеатре билет и пошел смотреть новый фильм.
Стоит особо рассказать о доходах от гастрольных выступлений в США музыкальных «звезд». Они возрастают столь же быстро, как и цены на билеты для их поклонников. К такому выводу приходит еженедельник «Поллстар», специализирующийся на вопросах музыкального бизнеса.
Согласно опубликованным в этом журнале данным, доходы от концертов в США пятидесяти наиболее известных исполнителей за шесть месяцев нынешнего года составили 538 миллионов долларов, что на 17 процентов больше, чем за тот же период прошлого года. Однако билетов на эти концерты было продано на 300 тысяч меньше, чем год назад.
Все дело в том, что доходы увеличиваются за счет постоянно растущих цен на билеты, а не за счет большего числа зрителей. Напротив, сейчас далеко не редкость, когда на выступлении той или иной звезды в зале пустуют зрительские места. Многим американцам не по карману такие развлечения.
Самый большой доход - 53 миллиона долларов - принесли выступления Пола Маккартни. Самые дорогие билеты продавались на концерты итальянского тенора Андреа Бочелли - за возможность послушать его «живьем» надо было выложить 152 доллара. В десятку самых прибыльных туров вошли, в частности, совместные выступления Билли Джоэла и Элтона Джона (44,4 миллиона долларов), концерты групп «Кросби, Стиле, Нэш энд Янг» (34,9 миллиона), «Эн Синк» (33,2 миллиона), «Дейв Мэтьюз бэнд» (24 миллиона), «Иглз» (20,6 миллиона), Бритни Спирс (18,9 миллиона).
По прогнозам «Поллстар», нынешний год может стать рекордным по доходам от концертов. Ведь впереди ещё гастроли по США таких знаменитостей, как группы «Роллинг стоунз» и «Аэросмит», а также Брюс Спрингстин.
Владимир МОСТОВЕЦ, Нью-Йорк
/Культура. - 2002. - 29 августа/ Приложение 2.5
Музейщики-«лоббисты»
Как выживает региональная культура в США
...Когда в начале июня выяснилось, что из 55-миллионного ежегодного «пирога» дотации штата Мичиган на культурные институты львиную долю «съел» Музей афроамери- канской истории, директора и попечители остальных музеев штата не стали паниковать - они «сели» на телефоны. Опекуны и исполнительные комитеты театров, музеев, оркестров и культурных центров забросали телефонными звонками сенаторов-демократов от штата Мичиган Вирджина Смита и Джо Янга. И уже в середине июня государство наградило фантом в 35 миллионов долларов Детройтский институт искусств, 10 миллионов получил Детройтский симфонический оркестр, а Центр науки Детройта и музей основателя автомобильной династии - Генри Форда - получили по пять миллйонов долларов каждый.
Американские законодатели всех уровней (а они и только они распоряжаются в стране народными деньгами) говорят, что лоббисты от культуры ничем не отличаются от иных групп, борющихся за свои интересы, - они сражаются за них, используя всевозможные средства, и стараются держать своих представителей в законодательных органах власти «на коротком поводке». В Лэнсинге (центр штата Мичиган) иногда все происходит так быстро, что непременно нужно иметь кого-то, кто может в нужный момент сказать: «Эти фонды могут очень пригодиться театру», - считает генеральный директор Мичиган опера тиатер господин Дэвид Ди Чиера. В начале восьмидесятых годов штат Мичиган сократил дотации на культуру примерно на сорок процентов, но в последние годы вернул ей все с лихвой, существенно увеличив ассигнования в такой степени, что их хватило на грандиозные проекты - такие, как реконструкция Мичиган опера. Однако пикантность момента состоит в том, что культурные группы часто не ограничиваются формальными процедурами подачи заявок на денежные дотации. Например, Детройт симфони оркестра подавал петиции о проекте развития оркестра губернатору штата и законодателям отдельно - разумеется, уповая получить деньги из двух источников.
Светлана ЧАПЛИНСКАЯ Детройт
/Культура. -1999. -16 сентября/ Приложение 2.6
Яблоко раздора - британские театры
Культурный переворот в Великобритании
Гигантская американская корпорация «Эс-эф-экс интетейнмент», владеющая империей культурных развлечений и спортивных зрелищ, скупила ведущие театры Соединенного Королевства. За 158 миллионов фунтов стерлингов корпорация приобрела сразу двадцать лучших театров. В их числе - лондонские «Лайсеум», «Аполло-Викториа» и «Плей- хауз» в шотландской столице Эдинбурге.
И, судя по заявлению исполнительного президента «Эс-эф-экс интетейнмент» Роберта Силлермана, останавливаться на достигнутом она не собирается. «Возможности и размеры позволяют нам идти на серьезный риск в области бизнеса развлечений и предложить продукцию, отвечающую интересам потребителей, причем по приемлемым ценам», - сказал Силлерман. Представители культурного мира выразили серьезную тревогу в отношении последствий сделки с корпорацией, которая известна тем, что сама подбирает репертуар, приносящий наибольшие доходы. Речь прежде всего идет об отдаваемом ею предпочтении мюзиклам, которые и так уже празднуют победу в лондонских театрах, вытеснив традиционные английские драмы.
По словам Николы Торолда, директора Независимого совета театров, всегда испытываешь беспокойство, когда «происходит смена караула и репертуар может претерпеть серьезные изменения». В связи с этим незатухающие раздоры между британскими и американскими актерами по поводу занятости по обе стороны океана вспыхнули с новой силой. Более 350 актеров известного «острова культуры» Лондона - Уэст-энда подписали петицию, в которой потребовали от своего профсоюза «Экуити» занять более жесткую позицию по отношению к звездам из США.
Так они отреагировали на проволочки американского профсоюза «Экуити», который, по их утверждению, блокирует предоставление британцам права выступать на подмостках в Соединенных Штатах. Лишь по рекомендации этого профобъединения Служба иммиграции и натурализации США предоставляет подданным Соединенного Королевства разрешение на работу. Свидетельством закулисной деятельности американцев стал провал нескольких попыток показать на Бродвее постановки местного Национального театра, в том числе их «хит» - «Оклахому!»..
Тем временем, по словам организатора петиции Джозефа Нобла, нарастает приток на Британские острова знаменитостей из Голливуда. Достаточно назвать успешное выступление на лондонской сцене Кевина Спейси в постановке «Айсмен комет», Николь Кидман - в «Голубой комнате» и Ричарда Дрейфуса - в «Заключенном Второй авеню».
Отвечая на обвинения, управляющий директор американской «Экуити» Алан Эй- сенберг заявил, что его «договоренности» со Службой иммиграции и натурализации США «позволяют сохранять рабочие места для отечественных актеров». «Труд американского актера малооплачиваемый, а сам он по большей части не занят», - сказал Эйсенберг.
Британский же актерский профсоюз намерен добиваться от заокеанских коллег установления паритета по обмену талантами. «Мы хотим справедливости и равенства», - подчеркнул Джозеф Нобл.
Борис ЗАЙЦЕВ, Лондон /Культура. -1999. - 30 сентября/
Приложение 2.7
Только музея не хватало...
Скандал вокруг дома Хемингуэя в США
Дом знаменитого писателя неподалеку от городка Кетчем в Скалистых горах штата Айдахо стал объектом яростных споров. В свое время писатель страшно гордился своим приобретением и писал приятелю, генералу Чарльзу Лэнхэму с которым познакомился во время боев в Арденнах: «Это отличное место можно сдавать лыжникам зимой и рыболовам летом, я сам планирую жить тут осенью в охотничий сезон». Но жить ему оставалось недолго. В «отличном месте» на него обрушилась довольно распространенная среди американцев мания преследования (он верил, что налоговое управление США собирается сжить его со света), в здешнем госпитале его пытались лечить электрошоком, но ничего не помогло.
В 1961 году в состоянии тяжелой депрессии лауреат Нобелевской премии застрелился у себя дома из охотничьего ружья. Жена писателя Мэри пережила его на 25 лет, и после ее смерти дом перешел к компании, занимающейся вопросами охраны природы. Та долго поддерживала дом таким, каким он был при жизни писателя. <...>
Со временем дом обветшал, и на его содержание ежегодно уходило более 50 тысяч долларов. Наконец, Компания решила избавиться от собственности, не приносящей доход, и нашла достойного покупателя - Фонд Хемингуэя, куда, кроме внучки писателя актрисы Мериэл Хемингуэй, входит также голливудская звезда Том Хэнке. Фонд решил превратить последний дом Хемингуэя в музей, а также построить рядом мемориальную библиотеку. Кроме того, планировалось со временем создать здесь что-то вроде Дома творчества, где молодые писатели могли бы заниматься сочйнительством, вдохновляясь великим примером. И великолепной природой, которая, собственно, и подвигла писателя на покупку дома. Однако с тех пор здешние места сильно переменились. Городок Кетчем стал модным лыжным курортом, цены на собственность в его окрестностях невероятно выросли, за приличный дом с участком здесь выкладывают сейчас не менее 4 миллионов долларов. Соответственно изменился и состав населения. Соседствующие со скромным домиком писателя роскошные владения принадлежат миллионерам, которые купили их для того, чтобы наслаждаться горными красотами вдали от суетного мира. И вот этот мир предпринял наступление на их сверхдорогое одиночество. Создание музея означает, что сюда будут приезжать толпы туристов, да и молодые писатели вряд ли будут вести тихий образ жизни. Богачи решили защищаться и для начала напомнили, что дорога, ведущая к этим местам, построена ими, и они разрешали вдове писателя пользоваться ею исключительно из уважения к гению покойного мужа. Но превращать эту дорогу в общественную не желают; а потому подадут в суд на любого, кто на нее посягнет. Вспомнили они и о том, что вдова, с которой они по-соседски дружили, была против превращения дома в музей. И даже предъявили общественности протоколы заседания муниципального совета, где она открыто заявляла об этом. Более того, против музея выступает и единственный из оставшихся в живых сыновей Хемингуэя - Патрик. Он с ужасом вспоминает о том, что дом- музей отца в Ки-Уэсте (штат Флорида) был куплен компанией, которая с помощью агрессивного пиара превратила его в главную местную достопримечательность. <...>
Но с ним не согласны многие. Среди них не только внучка писателя Мериэл, но и мэр Кетчема - Эдвард Саймон, а вместе с ним и все члены муниципального совета. Дпя городка создание музея сулит колоссальную прибавку к бюджету. На местном кладбище покоится прах писателя, на подъезде к городу установлена памятная доска с трогательной надписью: «Он любил осень, когда листья на деревьях желтели и падали в горные ручьи, богатые форелью. И голубое безветренное небо над вершинами гор. Он остался здесь навсегда». Открытие музея позволит завершить мемориальный комплекс, и от туристов не будет отбоя.
Видимо, понимая, что их эгоизм вряд ли вызовет сочувствие публики, которая все равно испортит им жизнь, богатые соседи Хемингуэя придумали хитрый ход. Они предлагают сами выкупить писательский дом и переместить его куда-нибудь подальше, а там уж и открыть музей. Таким образом, им не придется видеть подле своих хором толпы посторонних людей, а городская казна Кетчема не потеряет доходы от туристического бизнеса. Но это не устраивает Фонд Хемингуэя, так как нарушит подлинность памятника и лишит его знаменитых природных красот. <...>
Катя Миловидова /Культура. - 2005. - 3 марта/
Приложение 2.8
Слепота не помеха для искусства
В Лондоне открылась выставка «Разум и чувство», на ней представлены работы финалистов первого в Британии конкурса произведений искусства, которые могут быть восприняты незрячими людьми. Посетители смогут увидеть несколько работ, созданных людьми с плохим зрением. Среди 62 произведений искусства - масляная живопись, картины, написанные акриловой краской на алюминии, плетеные изделия и скульптуры, выполненные в бронзе и дереве. Одна из работ - «Пинки и Перки» - представляет собой огромный бюстгальтер из латекса, чашечки которого выполнены в форме голов свиней. Еще одна работа сделана из нейлона и изображает движение крыльев птицы в полете. Как и большинство произведений на этой выставке, на эту птицу можно не только смотреть - ее можно потрогать руками. Кроме того, все работы сопровождаются их аудиоописанием и надписями шрифтом Брайля. Работы развешаны относительно низко, чтобы до них можно было без проблем дотянуться; для инвалидных колясок сооружены специальные возвышения; на пол нанесена яркая разметка для слабовидящих. Выставку финансирует благотворительная организация «Искусство слепых», созданная эмигранткой из Ирана Хаями, которая с детства плохо видит. «Это моя возможность проявить себя и сказать миру: «Да, у меня проблемы со зрением, но в этом нет ничего страшного», - сказала Хаями журналистам.
Игнат КУРАКИН /Культура. - 2005. -17 марта/
Приложение 2.9
Лувр под парусом
В музее будут построены новые залы для исламского искусства (в сокращении)
В Лувре прошла торжественная церемония передачи музею 20 миллионов долларов саудовским принцем Валидом бен Талалом. Деньги предназначаются на строительство нового крыла музея, где будет помещена обширная коллекция исламского искусства. Документы были подписаны принцем у входа на мраморную лестницу, которая ведет к знаменитой статуе Ники Самофракийской, в присутствии министра культуры Франции Рено Доннедье де Фабра и президента Лувра Анри Луаретта. В своей речи принц Валид заявил, что в последнее время отношения между Европой и исламским миром переживают трудный период, и выразил надежду, что новое крыло «поможет пониманию истинной природы ислама, религии человечности, милосердия и принятия других культур». «Мы должны благодарить за это Францию, а не Франция - нас», - завершил принц свою речь. Министр культуры Франции в своем выступлении подчеркнул, что Лувр - это не просто музей, а «необходимый инструмент для диалога культур». «В мире, где ненависть выражается террором, вы нашли в себе смелость выразить убеждение, которое мы полностью разделяем, - заявил министр, обращаясь к принцу, - что диалог людей и культур, богатство их исторического наследия, которым они готовы поделиться, выражают реакцию разума на горький опыт конфликтов». На столике рядом с выступающими можно было увидеть три самых ценных предмета из исламского собрания Лувра - коробочку из слоновой кости, сделанную в X веке в Кордове, вазу XIV столетия из Гренады и бронзовое блюдо примерно того же времени, изготовленное в Египте для султана Йемена.
После церемонии принц Валид посетил президента Ширака. В пресс-релизе, посвященном их встрече, цитируются слова президента о его особой поддержке проекта, который «позволит музею выделить достаточно места своей замечательной коллекции исламского искусства».
Жак Ширак не просто поддерживает проект. Фактически он является его инициатором. Три года назад президент выступил с предложением создания отдела исламского искусства в Лувре для того, чтобы подчеркнуть «большой вклад исламской цивилизации в культуру Запада». Идея эта была подхвачена французской интеллигенцией в надежде, что усиление интереса к исламскому искусству сможет способствовать наведению мостов с мусульманским населением Франции.
Вызвавший широкую поддержку замысел президента начал претворяться в жизнь. Проект нового крыла Лувра был осуществлен двумя известными итальянскими архитекго- рами Марио Беллини и Руди Риччотти. Он представляет собой прозрачное покрытие в виде паруса, выполненное из маленьких стеклянных дисков, которое будет установлено во дворе Висконти. Согласно проекту новое крыло имеет два уровня, с верхнего открывается прекрасный вид на неоклассическую архитектуру двора Висконти, сохранившуюся в своем первозданном виде, и на набережную Сены, а на нижнем, подземном, будут храниться произведения искусства, чувствительные к свету и требующие для своей сохранности искусственного освещения. Такое сочетание традиционной и современной архитектуры вызывает споры, но для Лувра оно не является чем-то новым. Знаменитый вход в музей, сделанный в виде трех стеклянных пирамид американским архитектором Ео Минг Пейем, по общему признанию, ничуть не испортил внешнего вида дворца.
У Валида бен Талала замысел архитекторов вызвал восхищение, он напомнил ему летающий ковер из арабских сказок. Принц известен во Франции не столько как покровитель изящных искусств, сколько как весьма ловкий бизнесмен. Ему принадлежат 19 процентов акций компании «Евродисней», которая контролирует парк Диснейленд под Парижем, несколько самых роскошных гостиниц французской столицы. <...>
Франция не является единственной западной страной, где растет интерес к исламскому искусству. Строительством новой галереи занимается сейчас Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Оно будет закончено к 2006 году. Большую часть расходов в 9,7 миллиона долларов взял на себя также подданный Саудовской Аравии, глава одной из крупнейших промышленных компаний страны Мохаммед Джамиль. Отдел мусульманского искусства в Метрополитен-музее сейчас также находится на реконструкции, и около 30 предметов из его коллекции временно выставлено в Лувре. Сам главный музей Франции имеет в своей исламской коллекции около 10 тысяч предметов, из которых только одна десятая находится в постоянной экспозиции. Новое крыло позволит в 4 раза увеличить выставочное пространство для искусства мусульманских стран. Предполагается, что на нем будут демонстрироваться не только собственные экспонаты, но и предметы из коллекции Музея декоративного искусства, расположенного неподалеку от Лувра.
Согласно оценкам экспертов, строительство нового крыла обойдется в 67 миллионов долларов. К 20 миллионам, которые пожертвовал принц, добавится 31 миллион из госбюджета Франции, еще 4,8 миллиона обещает дать французская нефтяная компания «Тотал», остальные деньги будут также собраны французскими фирмами. Строительство планируется закончить к 2009 году.
Катя МИЛОВИДОВА /Культура. - 2005. -11 августа/
Приложение 2.10
Лионцы разделись ради искусства
Почти 1500 мужчин и женщин разделись во имя искусства в Лионе. В этот французский город приехал всемирно известный фотограф Спенсер Туник, который наблюдал за собравшимися с подъемного крана. В прошлом 38-летний Туник уже устраивал подобные массовые фотографирования обнаженных людей по всему миру - в США, Бельгии, Испании и Бразилии, а также в Британии. После съемки обнажившиеся люди говорили о том, что разделись, «чтобы попробовать» или же просто «ради искусства». «Я очень хотел поучаствовать в этом, побегать голышом по траве в центре Лиона, ведь этот город люди называют косным, буржуазным городом», - сказал один молодой лионец. В съемке приняли участие не только местные жители. Одна семья специально приехала для этого из Лондона - в прошлом она принимала участие в акциях Туника в Бельгии и в английском Ньюкасле. Фотографии своих голых земляков жители города смогут увидеть в ноябре - в рамках биеннале современного искусства. В июне 2003 года Туник вошел в историю, запечатлев самое большое число обнаженных людей в истории: на снимке, который он сделал в Барселоне, было 7 тысяч людей без одежды.
Игнат КУРАКИН /Культура. - 2005. - 22 сентября/
Приложен ие 2.11«Рядовой Райан попал в матерщинники»
Несколько американских телеканалов приняли решение снять с эфира получивший множество наград фильм о Второй мировой войне «Спасти рядового Райана». Они опасаются, что показ этого фильма грозит штрафами и санкциями. Решение о снятии картины с эфира было принято потому, что в ней содержатся ненормативная лексика и насилие, а именно против этого недавно начали кампанию американские контрольные органы. Показ был запланирован в честь Дня ветеранов в США. Там, где все-таки показали фильм, эфир сопровождался регулярными предупреждениями о его содержании. Побывавший во вьетнамском плену сенатор Джон Маккейн заявил, что «непристойного в ней нет даже близко». В поддержку показа фильма высказался также консервативный Родительский телевизионный совет, который выступает против нецензурщины на экранах. Решение было принято на фоне общей неуверенности американских телеканалов в том, что сейчас признается пригодным для эфира Федеральной комиссией по коммуникациям, а что - нет. Телеканал СВ5 не так давно заплатил полмиллиона долларов штрафа за то, что в его эфире была случайно показана обнаженная грудь певицы Дженет Джексон.
/Культура. - 2004. - 25 ноября/ Приложение 2.12
Техника на страже морали
Американских детей будут оберегать от вредного, воздействия кинофильмов с помощью новейших технических достижений. Производители бытовой видеотехники получили разрешение Конгресса США устанавливать специальные фильтры, которые вырезают из фильмов сцены насилия, сексуальные эпизоды и бранные слова. Видеоаппаратура с такими фильтрами уже выпускается. Но киностудии подали в суд на производителей, заявив, что те нарушают их права. Решение Конгресса, таким образом, положит конец разбирательствам.
/Культура. - 2005. - 28 апреля/
Приложение 2.13
В США взялись за матерщинников
Орган по надзору за теле- и радиовещанием в Соединенных Штатах начал кампанию по искоренению ненормативной лексики в эфире. Федеральная комиссия по коммуникациям постановила, что телекомпания Эн-би-си нарушила закон, беспрепятственно передав в эфир нецензурные слова лидера группы 112 Боно на церемонии награждения премиями «Золотой глобус». Комиссия решила не налагать на Эн-би-си штраф, однако оштрафовала радиостанцию в Детройте, которая тоже отличилась трансляцией ненормативной лексики в эфир - речь идет о скандально известном ведущем Говарде Стерне. «Мы даем вещателям понять, что вольное употребление столь вульгарного языка в эфире не сойдет им с рук», - заявил председатель комиссии по коммуникациям Майкл Пауэлл. В случае Говарда Стерна штраф был наложен на компанию 1пйпйу ВгоайсазИпд - одно из дочерних предприятий \/1асот, хозяина каналов МТВ и Си-би-эс. Это лишь последний из череды скандалов, сопровождавших карьеру ведущего. Опубликованный в четверг отчет показал, что почти половина штрафов, выписанных Федеральной комиссией по коммуникациям с 1990 года, налагались на станции, где вел свои шоу Стерн.
Соб. инф.
/Культура. - 2004. -1 апреля/ Приложение 2.14
Жестокий брат
Австралийское реалити-шоу «Большой брат» подверглось резкой критике за решение не сообщать одной из участниц о смерти ее отца от рака. По правилам программы, Эмма Корнелл - как и все остальные участники - уже месяц остается отрезанной от внешнего мира. Она до сих пор не знает о том, что ее отец на прошлой неделе скончался. Представитель Десятого канала австралийского телевидения, на котором идет реалити- шоу, заявил, что такова была воля семьи покойного. «Ее отец не хотел, чтобы она расстроилась или чтобы ей казалось, что она должна покинуть свой телевизионный «дом» чтобы прийти на его похороны», - заявил Тим Стэнтон, молодой человек Эммы Корнелл. «Когда она покинет реалити-шоу и узнает, что произошло, она может расстроиться. Но я думаю, она поймет»,- добавил он. Однако критики считают, что решение не сообщать Эмме Корнелл о смерти отца не было в ее интересах, хотя и принималось из благих побуждений. Австралийский «Большой брат» не впервые оказывается в центре скандала. В прошлом году два участника были изгнаны из программы после того, как начали приставать к одной из участниц. А на ночной выпуск шоу - «для взрослых»- поступили жалобы, поскольку некоторые телезрители посчитали его чересчур откровенным. В начале этого года громкий скандал разразился вокруг британской версии «Большого брата» в связи с нападками расистского характера на индийскую актрису, ставшую участницей шоу. Наблюдающая за британскими электронными СМИ организация обязала Четвертый канал, на котором идет «Большой брат», трижды поставить в эфир соответствующие извинения.
/Культура. - 2007. - 7 июня/
Приложение 2.15
Джордж Лукас пожалел детей
Шестая и последняя часть космического эпоса «Звездные войны», возможно, будет непригодна для детской аудитории, заявил режиссер фильма Джордж Лукас. В интервью американской телепередаче «60 минут» он сказал, что «Эпизод III: месть ситов» будет самой зловещей и жестокой из всех частей «Звездных войн». «Не думаю, что стоит вести на фильм пяти или шестилетнего ребенка», - сказал Лукас. Он полагает, что, когда фильм выйдет в американский прокат, на него будет наложено ограничение «Детям до 13». В прокат в США и Британии картина выходит 19 мая. Предыдущие пять частей «Звездных войн» имели не столь строгое ограничение: дети могли попасть на сеанс с одобрения родителей. «Месть ситов», третий приквел эпопеи, свяжет оригинальную трилогию «Звездных войн» с двумя первыми частями, снятыми позднее, и расскажет о том, как Анакин Скайуокер стал главным злодеем эпопеи - Дартом Вейдером. «Мы увидим, как Анакин заключит сделку с дьяволом, - рассказал Лукас. - Этот фильм станет более зловещим, чем предыдущие. В нем будет больше трагедии».
/Культура. - 2005. - 24 марта/ Приложение 2.16
Санта-Клаус подался в хулиганы
Фильм «Плохой Санта» Тэрри Цвигоффа с Бобом Торнтоном в главной роли, где показан нетрадиционный образ любимого всеми рождественского героя, собрал в США в первые выходные после выхода 16,8 миллиона долларов. Фильм был ранее раскритикован специалистами за вульгарность и неправильную трактовку положительного героя, однако зрители устремились в кинотеатры и доказали, что им интересен и такой Санта - ругающийся матом и сильно пьющий. Санта-Клаус в исполнении Билли Боба Торнтона в фильме напивается, занимается любовью и даже совершает вооруженное ограбление. По сюжету фильма, перед Рождеством герой Торнтона Уилли решил ограбить торговый центр, переодевшись Санта-Клаусом. Но неожиданно он знакомится с мальчиком, который принимает его за настоящего Санта-Клауса. Фильм уже был подвернут критике со стороны компании 01зпеу, которой подконтрольна выпустившая его студия Млатах. Руководство компании осталось недовольно тем, что не остается ничего святого и картина сделана совсем не в диснеевском духе. Однако это не помешало фильму выйти на экраны и принести своим владельцам немалые доходы.
Игнат КУРАКИН /Культура. - 2003. -11 декабря/
Приложение 2.17
Тяжела и неказиста жизнь... российского путешественника
В России появляется новая субкультура
В европейских странах, Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии такое явление, как свободный путешественник, давно не является экстраординарным. В 70-е годы там появилась новая субкультура бэкпэкеров (название можно перевести как "рюкзак за спиной") - молодых людей, которые срываются с насиженного места в любое время и уезжают путешествовать на несколько месяцев, а то и на год. Причем уважающие себя бэкпэкеры не пользуются туристическими маршрутами, не продумывают заранее свое путешествие и не обращаются за помощью к туристическим агентствам. Они самостоятельны в выборе стран и городов, предпочитают экзотические и нехоженые места, приветствуют отстутствие цивилизации, постоянно меняют место пребывания. Особенно часто европейская молодежь уезжает в Азию, в Австралию или Новую Зеландию. Причем таким длительным путешествием в развитых странах уже никого не удивишь: кое-где опыт бэкпэкер- ства стал обязательным пунктом в биографии.
Постепенно этот способ путешествия появляется и у нас, хотя бэкпэкер в России - существо редкое. По оценке главного бэкпэкера страны Валерия Шанина, который написал книгу «Как путешествовать вокруг света?», свободных путешественников в России сейчас около десяти тысяч, то есть всего лишь 0,008 процента от общего населения страны. Процент, соответствующий статистической погрешности. Не удивительно, что российских бэкпэкеров так мало: им путешествовать в сотни раз сложнее, чем западным собратьям.
Возьмем, например, получение визы - права на въезд в страну. Чтобы получить визу, скажем, в Австралию, российский гражданин должен собрать целый ворох бумаг: справка с работы, с места учебы, из банка, о недвижимости, о собственности, подтверждение брони в гостиницах - все это нужно заверить у нотариуса. А для Новой Зеландии нужно все эти документы еще и перевести на английский язык. Более того, необходимо заполнить анкету на двенадцати листах и подробно расписать предполагаемый маршрут. Европейским же путешественникам достаточно заполнить анкету в электронном виде, отправить ее в посольство и ждать письма-подтверждения. Стоит ли говорить, что допросам на границе подвергаются далеко не все, однако русских путешественников допрашивают долго и, можно сказать, с пристрастием. Если вы отправитесь путешествовать в Австралию, то в аэропорту вас подробно расспросят о целях вашего визита (как бы подробно вы ни расписывали все в посольстве), о сроках пребывания в стране, о том, есть ли у вас там друзья и родственники.
Получить визу - это полдела, гораздо сложнее выжить в путешествии. Мекка бэкпэкеров - Австралия и Океания, туда съезжаются со всего света. Но даже при самом аскетичном образе жизни - переездах автостопом, проживании в общежитиях, скромной еде - затраты неизбежны. Европейцы, американцы, японцы и корейцы, отправляясь на край света, получают визу "Могк&ТгауеГ, которая дает право не только на путешествие, но и на трудоустройство в стране. Причем работать и путешествовать можно в течение двух лет.
Поэтому, когда у западных путешественников заканчиваются деньги, они просто устраиваются на какую-нибудь ферму, зарабатывают на дальнейшую поездку (кстати, получают там в среднем 17 долларов в час) и отправляются дальше. Между прочим, трудоустроиться бэкпэкерам помогают специальные государственные организации. Путешественникам даже открывают банковский счет и берут с них налоги, которые при выезде из страны возвращаются. Все, на что может рассчитывать простой российский бэкпэкер, - это туристическая виза на три месяца без права на работу. Конечно, можно устроиться работать нелегально, что зачастую и делают, но это не лучший выход... Правда, есть специальные программы, которые позволяют молодежи со всего мира работать и путешествовать за рубежом. Но и здесь права российских граждан по сравнению с иностранцами значительно урезаны. Единственная "справедливая" программа - это «\Л/огк & Тгауе! ш 115А», по которой студенты могут уехать на лето работать в Соединенные Штаты. Причем еще в России им помогают найти первого работодателя в США, а уже на месте студент может начать путешествовать и искать работу в разных местах. Минус этой программы в том, что для участия нужно обязательно быть студентом-очником и поехать можно только летом на пару месяцев. О похожей программе объявила и Канада, которой не хватает рабочих рук, и даже Новая Зеландия. Но если европейские участники программы могут поехать туда не только работать, но и путешествовать, то российские будут привязаны договором к одному работодателю. Почему так относятся к нам за рубежом? Конечно, в какой-то степени российские путешественники сами себя компрометируют. Западный бэкпэкер всегда покупает билеты в оба конца и знает дату своего возвращения на родину. Для наших же часто не является чем-то из ряда вон выходящим подделать электронный билет, тем более что это делается за пять минут. Часто справки о доходах, передающиеся в посольство, не соответствуют действительности. Нередко российские путешественники или остаются нелегально в других странах, или нелегально устраиваются на работу. Впрочем, если бы права россиян за рубежом соответствовали правам европейцев или американцев, наши бэкпэкеры и вели бы себя не хуже.