Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социально-досуговая терапия для пожилых и ее новые средства (из опыта работы в США)



1. Как Вы понимаете выражения «социально-досуговая тера­пия» и «терапия рекреацией»?

2. Почему для людей старшего возраста особенно важно обра­щение к кругу наиболее дорогих для их памяти предметов (вещей)?

3. Приведите примеры использования вещей, как средства те­рапии рекреацией в домах для престарелых и центрах опеки (США).

4. Если бы Вы работали в одном из центров опеки, какой из собственных вариантов использования предметов (вещей) Вы пред­ложили бы (применительно к конкретному случаю)?

ПРИЛОЖЕНИЕ 2АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЗАПАДЕ

/ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «КУЛЬТУРА»/

Приложение 2.1Нью-Йоркская библиотека расстается с искусством

Аукционный дом «5о4МеЬу'з» собирается продать 19 произведений искусства, при­надлежащих Нью-Йоркской публичной библиотеке. Решение о продаже 15 картин и 4 скульптур руководство библиотеки приняло из-за необходимости поддерживать статус од­ной из лучших библиотек мира, а для этого необходимо постоянно расширять фонды. Ес­ли принадлежащие ей произведения искусства будут удачно проданы, библиотека сможет получить от 50 до 75 миллионов долларов. По словам президента библиотеки Пола Лек- лерка, все деньги, вырученные от продажи, будут потрачены на книги и манускрипты. «Мы не музей, и у нас нет специалистов, которые бы занимались отдельно живописью и скульптурой, - заявил Леклерк. - Вместе с тем, если мы не будем увеличивать фонды, мы не сможем оставаться на высоте». Для Нью-йоркской Публички это не первый случай про­дажи экспонатов художественной коллекции. За последние 60 лет она уменьшилась на 450 предметов.

Игнат КУРАКИН /Культура. - 2005. - 21 апреля/

Приложение 2.2

Один ковер на всех

Музеи Британии переживают упадок

Британский фонд искусства провел исследование, которое подтвердило, что музей­ный кризис в стране продолжается. Прежде всего, это связано с отсутствием средств у местных властей. В результате закрытие грозит значительному количеству музеев от Шотландии до Уэльса. Под угрозой оказались два столичных музея и пять провинциаль­ных. Во многих других происходит сокращение штатов. В Шотландии наибольшее беспо­койство вызывает закрытие музея в замке Кинейл, построенном в XVII веке. Неподалеку располагается немало исторических достопримечательностей - от стены Антонина, кото­рая была построена римлянами на северной границе империи, до места, где Джеймс Уатт создал свой первый паровой двигатель. Но муниципальным властям не по карману со­держать музеи, и они хотят перенести его в более дешевое место. Общественность со­брала две тысячи подписей против переноса, но окончательное решение будет принято осенью. Лидер протестующих Эдриан Махони прибегает к обычным в подобных случаях аргументам: «Это часть нашей истории, причем весьма длительная, она занимает две ты­сячи лет»

Под большим вопросом остается существование музея в Пенрите и Музея Святого Албания, посвященного одному из первых христианских мучеников Британии. Нависла уг­роза и над театральным музеем при Ковент-Гарден, которому уже дважды было отказано в субсидиях, но знаменитый оперный театр изыскивает возможности сохранения уникаль­ного музея, где собрана огромная коллекция театральных экспонатов.

Судьба других музеев уже решена. Муниципальный совет Эдмундсбери закрыл му­зей Мейнор-Хаус, который не только является выдающимся архитектурным памятником, но и имеет коллекцию старинных часов, которая уступает лишь коллекции Британского му­зея. Причина та же - нехватка средств.

Фактически приняты решения о закрытии Музея печати в Лондоне, Музея текстиля в Блэкберне, Музея шелка в Маклсфилде и Музея Джорджа Элиота в Нанитоне. Начинает­ся все с нехватки средств на оплату персонала, а затем закрываются и сами музеи. Одна­ко, самая большая удача выпала на долю Музея Виктории и Альберта, где принц Чарльз открыл на днях галерею исламского искусства, средства на нее в размере почти пяти с по­ловиной миллионов фунтов были выделены бизнесменом из Саудовской Аравии Мохам- медом Джамилем. Главным экспонатом коллекции стал знаменитый персидский ковер «Ардабил», один из самых больших в мире. В первый раз он появился в Лондоне в 1892 году. С ковра было сделано несколько копий, одна из которых украшала кабинет Гитлера в Берлине, другая - резиденцию британского премьер-министра. Галерея была построена таким образом, чтобы посетители могли видеть ковер во всем его великолепии, рассте­ленным на полу и правильно освещенным. Всего в ней будет выставлено более 400 об­разцов исламского искусства - от времени первого исламского халифата в УНМХ веках до начала Первой мировой войны. Это и керамика, и стекло, и работы из дерева и металла, и, конечно же, ковры. В том, что на фоне общего музейного упадка в Британии открывает­ся этакая роскошная галерея мусульманского искусства, есть своя логика. Исламская ди­аспора в стране растет и не слишком активно интегрируется в местную культуру. Свою она предпочитает больше.

Игнат КУРАКИН /Культура. - 2006. - 27 июля/

Приложение 2.3

Первый блин на новой сковородке

«Травиата» в Вероне по-домашнему (в сокращении)

Грозные тучи сгустились над оперой в Италии на ее исторической родине. Нынеш­нее правительство во главе с премьером Сильвио Берлускони объявило о сокращении финансирования оперных театров на 165 миллионов евро. Министр культуры утверждает, что оставшиеся от прежней роскоши жалкие крохи вынуждают его закрыть Театр Ла Ска­ла, и грозит отставкой. Великая депрессия бросила тень на открытие оперных сезонов в Милане и Турине, Венеции и Вероне. Интенданты и художественные руководители лома­ют головы: как быть, где взять денежки, какими путями идти в сложившейся ситуации. Возможный выход был предложен в Вероне, открывшей осенне-зимний сезон «домашней» «Травиатой».

Домашней мы называем ее потому, что спектакль поставлен исключительно внут­ренними силами театра: дирекция обошлась без контрактов со знаменитыми дизайнерами, режиссерами, певцами. Рисковали не слишком, «Травиата» - беспроигрышное название, так что, каким бы ни получился первый блин - ровным и румяным или же сущим комом, - касса равно вывесила бы объявление: «Все билеты проданы». В дальнейшем спектакль предназначен «циркулировать» по другим городам региона: так что «домашний» он и с этой точки зрения. <...>

Ирина СОРОКИНА Верона

/Культура. - 2005. -1 декабря/ Приложение 2.4

Когда зрелища дороже хлеба

За развлечения американцам приходится платить все больше и больше. Больше становятся и доходы звезд.

Известно, что за получаемое удовольствие надо платить. Однако, похоже, что мно­гим американцам вскоре будет не по карману посещение театров, кинотеатров или ста­дионов. Стоимость услуг индустрии развлечений в США с конца 90-х годов по темпам рос­та обгоняет не только рост инфляции в стране, но даже стремительно увеличивающуюся стоимость медицинского обслуживания.

Как сообщает телекомпания Эй-би-си, за последние пять лет цена за билет на спортивные состязания каждый год увеличивалась в среднем на 6,1 процента, а в киноте­атры, театры и на концерты - на 4,5 процента.

Самым дорогим центром развлечений является сейчас Нью-Йорк, где билет в кино­театр стоит 10 долларов, а посещение театра на Бродвее для просмотра известной пьесы может обойтись в 100 долларов и выше. Стоимость билетов на самый нашумевший в этом году бродвейский мюзикл «Продюсеры» доходила до 480 долларов.

По мнению экспертов в сфере услуг, рост цен прекратится, или даже примет обрат­ную тенденцию, если американцы почувствуют, что им гораздо выгоднее посмотреть но­вый фильм на взятой напрокат видеокассете, истратив сэкономленные деньги на что-то более необходимое.

Однако пока этого не происходит.

Активист движения за права потребителей Джонатан Дэвис считает, что люди нахо­дятся в плену инерции и привычек, похожих на наркотическую зависимость. Наркоман, го­ворит он, не откажется от героина, даже если цена на него резко возрастет. С ним согла­сен бывший мэр Нью-Йорка Эдвард Коч. В свое время, когда кинотеатры в его городе под­няли цены на билеты с 6 до 7 долларов, мэр сам встал в пикет у одного из них с плакатом в руке, протестуя против такого решения. Однако никто к нему не присоединился. И посто­яв около часа под дождем на улице, Коч выбросил плакат, купил в кинотеатре билет и по­шел смотреть новый фильм.

Стоит особо рассказать о доходах от гастрольных выступлений в США музыкаль­ных «звезд». Они возрастают столь же быстро, как и цены на билеты для их поклонников. К такому выводу приходит еженедельник «Поллстар», специализирующийся на вопросах музыкального бизнеса.

Согласно опубликованным в этом журнале данным, доходы от концертов в США пя­тидесяти наиболее известных исполнителей за шесть месяцев нынешнего года составили 538 миллионов долларов, что на 17 процентов больше, чем за тот же период прошлого го­да. Однако билетов на эти концерты было продано на 300 тысяч меньше, чем год назад.

Все дело в том, что доходы увеличиваются за счет постоянно растущих цен на би­леты, а не за счет большего числа зрителей. Напротив, сейчас далеко не редкость, когда на выступлении той или иной звезды в зале пустуют зрительские места. Многим амери­канцам не по карману такие развлечения.

Самый большой доход - 53 миллиона долларов - принесли выступления Пола Маккартни. Самые дорогие билеты продавались на концерты итальянского тенора Андреа Бочелли - за возможность послушать его «живьем» надо было выложить 152 доллара. В десятку самых прибыльных туров вошли, в частности, совместные выступления Билли Джоэла и Элтона Джона (44,4 миллиона долларов), концерты групп «Кросби, Стиле, Нэш энд Янг» (34,9 миллиона), «Эн Синк» (33,2 миллиона), «Дейв Мэтьюз бэнд» (24 миллиона), «Иглз» (20,6 миллиона), Бритни Спирс (18,9 миллиона).

По прогнозам «Поллстар», нынешний год может стать рекордным по доходам от концертов. Ведь впереди ещё гастроли по США таких знаменитостей, как группы «Роллинг стоунз» и «Аэросмит», а также Брюс Спрингстин.

Владимир МОСТОВЕЦ, Нью-Йорк

/Культура. - 2002. - 29 августа/ Приложение 2.5

Музейщики-«лоббисты»

Как выживает региональная культура в США

...Когда в начале июня выяснилось, что из 55-миллионного ежегодного «пирога» до­тации штата Мичиган на культурные институты львиную долю «съел» Музей афроамери- канской истории, директора и попечители остальных музеев штата не стали паниковать - они «сели» на телефоны. Опекуны и исполнительные комитеты театров, музеев, оркест­ров и культурных центров забросали телефонными звонками сенаторов-демократов от штата Мичиган Вирджина Смита и Джо Янга. И уже в середине июня государство награди­ло фантом в 35 миллионов долларов Детройтский институт искусств, 10 миллионов полу­чил Детройтский симфонический оркестр, а Центр науки Детройта и музей основателя ав­томобильной династии - Генри Форда - получили по пять миллйонов долларов каждый.

Американские законодатели всех уровней (а они и только они распоряжаются в стране народными деньгами) говорят, что лоббисты от культуры ничем не отличаются от иных групп, борющихся за свои интересы, - они сражаются за них, используя всевозмож­ные средства, и стараются держать своих представителей в законодательных органах власти «на коротком поводке». В Лэнсинге (центр штата Мичиган) иногда все происходит так быстро, что непременно нужно иметь кого-то, кто может в нужный момент сказать: «Эти фонды могут очень пригодиться театру», - считает генеральный директор Мичиган опера тиатер господин Дэвид Ди Чиера. В начале восьмидесятых годов штат Мичиган со­кратил дотации на культуру примерно на сорок процентов, но в последние годы вернул ей все с лихвой, существенно увеличив ассигнования в такой степени, что их хватило на грандиозные проекты - такие, как реконструкция Мичиган опера. Однако пикантность мо­мента состоит в том, что культурные группы часто не ограничиваются формальными про­цедурами подачи заявок на денежные дотации. Например, Детройт симфони оркестра по­давал петиции о проекте развития оркестра губернатору штата и законодателям отдельно - разумеется, уповая получить деньги из двух источников.

Светлана ЧАПЛИНСКАЯ Детройт

/Культура. -1999. -16 сентября/ Приложение 2.6

Яблоко раздора - британские театры

Культурный переворот в Великобритании

Гигантская американская корпорация «Эс-эф-экс интетейнмент», владеющая импе­рией культурных развлечений и спортивных зрелищ, скупила ведущие театры Соединен­ного Королевства. За 158 миллионов фунтов стерлингов корпорация приобрела сразу два­дцать лучших театров. В их числе - лондонские «Лайсеум», «Аполло-Викториа» и «Плей- хауз» в шотландской столице Эдинбурге.

И, судя по заявлению исполнительного президента «Эс-эф-экс интетейнмент» Ро­берта Силлермана, останавливаться на достигнутом она не собирается. «Возможности и размеры позволяют нам идти на серьезный риск в области бизнеса развлечений и пред­ложить продукцию, отвечающую интересам потребителей, причем по приемлемым це­нам», - сказал Силлерман. Представители культурного мира выразили серьезную тревогу в отношении последствий сделки с корпорацией, которая известна тем, что сама подбира­ет репертуар, приносящий наибольшие доходы. Речь прежде всего идет об отдаваемом ею предпочтении мюзиклам, которые и так уже празднуют победу в лондонских театрах, вытеснив традиционные английские драмы.

По словам Николы Торолда, директора Независимого совета театров, всегда испы­тываешь беспокойство, когда «происходит смена караула и репертуар может претерпеть серьезные изменения». В связи с этим незатухающие раздоры между британскими и аме­риканскими актерами по поводу занятости по обе стороны океана вспыхнули с новой си­лой. Более 350 актеров известного «острова культуры» Лондона - Уэст-энда подписали петицию, в которой потребовали от своего профсоюза «Экуити» занять более жесткую по­зицию по отношению к звездам из США.

Так они отреагировали на проволочки американского профсоюза «Экуити», кото­рый, по их утверждению, блокирует предоставление британцам права выступать на под­мостках в Соединенных Штатах. Лишь по рекомендации этого профобъединения Служба иммиграции и натурализации США предоставляет подданным Соединенного Королевства разрешение на работу. Свидетельством закулисной деятельности американцев стал про­вал нескольких попыток показать на Бродвее постановки местного Национального театра, в том числе их «хит» - «Оклахому!»..

Тем временем, по словам организатора петиции Джозефа Нобла, нарастает приток на Британские острова знаменитостей из Голливуда. Достаточно назвать успешное высту­пление на лондонской сцене Кевина Спейси в постановке «Айсмен комет», Николь Кидман - в «Голубой комнате» и Ричарда Дрейфуса - в «Заключенном Второй авеню».

Отвечая на обвинения, управляющий директор американской «Экуити» Алан Эй- сенберг заявил, что его «договоренности» со Службой иммиграции и натурализации США «позволяют сохранять рабочие места для отечественных актеров». «Труд американского актера малооплачиваемый, а сам он по большей части не занят», - сказал Эйсенберг.

Британский же актерский профсоюз намерен добиваться от заокеанских коллег ус­тановления паритета по обмену талантами. «Мы хотим справедливости и равенства», - подчеркнул Джозеф Нобл.

Борис ЗАЙЦЕВ, Лондон /Культура. -1999. - 30 сентября/

Приложение 2.7

Только музея не хватало...

Скандал вокруг дома Хемингуэя в США

Дом знаменитого писателя неподалеку от городка Кетчем в Скалистых горах штата Айдахо стал объектом яростных споров. В свое время писатель страшно гордился своим приобретением и писал приятелю, генералу Чарльзу Лэнхэму с которым познакомился во время боев в Арденнах: «Это отличное место можно сдавать лыжникам зимой и рыболо­вам летом, я сам планирую жить тут осенью в охотничий сезон». Но жить ему оставалось недолго. В «отличном месте» на него обрушилась довольно распространенная среди аме­риканцев мания преследования (он верил, что налоговое управление США собирается сжить его со света), в здешнем госпитале его пытались лечить электрошоком, но ничего не помогло.

В 1961 году в состоянии тяжелой депрессии лауреат Нобелевской премии застре­лился у себя дома из охотничьего ружья. Жена писателя Мэри пережила его на 25 лет, и после ее смерти дом перешел к компании, занимающейся вопросами охраны природы. Та долго поддерживала дом таким, каким он был при жизни писателя. <...>

Со временем дом обветшал, и на его содержание ежегодно уходило более 50 тысяч долларов. Наконец, Компания решила избавиться от собственности, не приносящей до­ход, и нашла достойного покупателя - Фонд Хемингуэя, куда, кроме внучки писателя ак­трисы Мериэл Хемингуэй, входит также голливудская звезда Том Хэнке. Фонд решил пре­вратить последний дом Хемингуэя в музей, а также построить рядом мемориальную биб­лиотеку. Кроме того, планировалось со временем создать здесь что-то вроде Дома твор­чества, где молодые писатели могли бы заниматься сочйнительством, вдохновляясь ве­ликим примером. И великолепной природой, которая, собственно, и подвигла писателя на покупку дома. Однако с тех пор здешние места сильно переменились. Городок Кетчем стал модным лыжным курортом, цены на собственность в его окрестностях невероятно выросли, за приличный дом с участком здесь выкладывают сейчас не менее 4 миллионов долларов. Соответственно изменился и состав населения. Соседствующие со скромным домиком писателя роскошные владения принадлежат миллионерам, которые купили их для того, чтобы наслаждаться горными красотами вдали от суетного мира. И вот этот мир предпринял наступление на их сверхдорогое одиночество. Создание музея означает, что сюда будут приезжать толпы туристов, да и молодые писатели вряд ли будут вести тихий образ жизни. Богачи решили защищаться и для начала напомнили, что дорога, ведущая к этим местам, построена ими, и они разрешали вдове писателя пользоваться ею исключи­тельно из уважения к гению покойного мужа. Но превращать эту дорогу в общественную не желают; а потому подадут в суд на любого, кто на нее посягнет. Вспомнили они и о том, что вдова, с которой они по-соседски дружили, была против превращения дома в музей. И даже предъявили общественности протоколы заседания муниципального совета, где она открыто заявляла об этом. Более того, против музея выступает и единственный из остав­шихся в живых сыновей Хемингуэя - Патрик. Он с ужасом вспоминает о том, что дом- музей отца в Ки-Уэсте (штат Флорида) был куплен компанией, которая с помощью агрес­сивного пиара превратила его в главную местную достопримечательность. <...>

Но с ним не согласны многие. Среди них не только внучка писателя Мериэл, но и мэр Кетчема - Эдвард Саймон, а вместе с ним и все члены муниципального совета. Дпя городка создание музея сулит колоссальную прибавку к бюджету. На местном кладбище покоится прах писателя, на подъезде к городу установлена памятная доска с трогательной надписью: «Он любил осень, когда листья на деревьях желтели и падали в горные ручьи, богатые форелью. И голубое безветренное небо над вершинами гор. Он остался здесь на­всегда». Открытие музея позволит завершить мемориальный комплекс, и от туристов не будет отбоя.

Видимо, понимая, что их эгоизм вряд ли вызовет сочувствие публики, которая все равно испортит им жизнь, богатые соседи Хемингуэя придумали хитрый ход. Они предла­гают сами выкупить писательский дом и переместить его куда-нибудь подальше, а там уж и открыть музей. Таким образом, им не придется видеть подле своих хором толпы посто­ронних людей, а городская казна Кетчема не потеряет доходы от туристического бизнеса. Но это не устраивает Фонд Хемингуэя, так как нарушит подлинность памятника и лишит его знаменитых природных красот. <...>

Катя Миловидова /Культура. - 2005. - 3 марта/

Приложение 2.8

Слепота не помеха для искусства

В Лондоне открылась выставка «Разум и чувство», на ней представлены работы финалистов первого в Британии конкурса произведений искусства, которые могут быть восприняты незрячими людьми. Посетители смогут увидеть несколько работ, созданных людьми с плохим зрением. Среди 62 произведений искусства - масляная живопись, кар­тины, написанные акриловой краской на алюминии, плетеные изделия и скульптуры, вы­полненные в бронзе и дереве. Одна из работ - «Пинки и Перки» - представляет собой ог­ромный бюстгальтер из латекса, чашечки которого выполнены в форме голов свиней. Еще одна работа сделана из нейлона и изображает движение крыльев птицы в полете. Как и большинство произведений на этой выставке, на эту птицу можно не только смотреть - ее можно потрогать руками. Кроме того, все работы сопровождаются их аудиоописанием и надписями шрифтом Брайля. Работы развешаны относительно низко, чтобы до них можно было без проблем дотянуться; для инвалидных колясок сооружены специальные возвы­шения; на пол нанесена яркая разметка для слабовидящих. Выставку финансирует благо­творительная организация «Искусство слепых», созданная эмигранткой из Ирана Хаями, которая с детства плохо видит. «Это моя возможность проявить себя и сказать миру: «Да, у меня проблемы со зрением, но в этом нет ничего страшного», - сказала Хаями журнали­стам.

Игнат КУРАКИН /Культура. - 2005. -17 марта/

Приложение 2.9

Лувр под парусом

В музее будут построены новые залы для исламского искусства (в сокращении)

В Лувре прошла торжественная церемония передачи музею 20 миллионов долла­ров саудовским принцем Валидом бен Талалом. Деньги предназначаются на строительст­во нового крыла музея, где будет помещена обширная коллекция исламского искусства. Документы были подписаны принцем у входа на мраморную лестницу, которая ведет к знаменитой статуе Ники Самофракийской, в присутствии министра культуры Франции Ре­но Доннедье де Фабра и президента Лувра Анри Луаретта. В своей речи принц Валид зая­вил, что в последнее время отношения между Европой и исламским миром переживают трудный период, и выразил надежду, что новое крыло «поможет пониманию истинной природы ислама, религии человечности, милосердия и принятия других культур». «Мы должны благодарить за это Францию, а не Франция - нас», - завершил принц свою речь. Министр культуры Франции в своем выступлении подчеркнул, что Лувр - это не просто му­зей, а «необходимый инструмент для диалога культур». «В мире, где ненависть выражает­ся террором, вы нашли в себе смелость выразить убеждение, которое мы полностью раз­деляем, - заявил министр, обращаясь к принцу, - что диалог людей и культур, богатство их исторического наследия, которым они готовы поделиться, выражают реакцию разума на горький опыт конфликтов». На столике рядом с выступающими можно было увидеть три самых ценных предмета из исламского собрания Лувра - коробочку из слоновой кости, сделанную в X веке в Кордове, вазу XIV столетия из Гренады и бронзовое блюдо пример­но того же времени, изготовленное в Египте для султана Йемена.

После церемонии принц Валид посетил президента Ширака. В пресс-релизе, по­священном их встрече, цитируются слова президента о его особой поддержке проекта, ко­торый «позволит музею выделить достаточно места своей замечательной коллекции ис­ламского искусства».

Жак Ширак не просто поддерживает проект. Фактически он является его инициато­ром. Три года назад президент выступил с предложением создания отдела исламского ис­кусства в Лувре для того, чтобы подчеркнуть «большой вклад исламской цивилизации в культуру Запада». Идея эта была подхвачена французской интеллигенцией в надежде, что усиление интереса к исламскому искусству сможет способствовать наведению мостов с мусульманским населением Франции.

Вызвавший широкую поддержку замысел президента начал претворяться в жизнь. Проект нового крыла Лувра был осуществлен двумя известными итальянскими архитекго- рами Марио Беллини и Руди Риччотти. Он представляет собой прозрачное покрытие в ви­де паруса, выполненное из маленьких стеклянных дисков, которое будет установлено во дворе Висконти. Согласно проекту новое крыло имеет два уровня, с верхнего открывается прекрасный вид на неоклассическую архитектуру двора Висконти, сохранившуюся в своем первозданном виде, и на набережную Сены, а на нижнем, подземном, будут храниться произведения искусства, чувствительные к свету и требующие для своей сохранности ис­кусственного освещения. Такое сочетание традиционной и современной архитектуры вы­зывает споры, но для Лувра оно не является чем-то новым. Знаменитый вход в музей, сделанный в виде трех стеклянных пирамид американским архитектором Ео Минг Пейем, по общему признанию, ничуть не испортил внешнего вида дворца.

У Валида бен Талала замысел архитекторов вызвал восхищение, он напомнил ему летающий ковер из арабских сказок. Принц известен во Франции не столько как покрови­тель изящных искусств, сколько как весьма ловкий бизнесмен. Ему принадлежат 19 про­центов акций компании «Евродисней», которая контролирует парк Диснейленд под Пари­жем, несколько самых роскошных гостиниц французской столицы. <...>

Франция не является единственной западной страной, где растет интерес к ислам­скому искусству. Строительством новой галереи занимается сейчас Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Оно будет закончено к 2006 году. Большую часть расходов в 9,7 миллиона долларов взял на себя также подданный Саудовской Аравии, глава одной из крупнейших промышленных компаний страны Мохаммед Джамиль. Отдел мусульманского искусства в Метрополитен-музее сейчас также находится на реконструкции, и около 30 предметов из его коллекции временно выставлено в Лувре. Сам главный музей Франции имеет в своей исламской коллекции около 10 тысяч предметов, из которых только одна десятая находится в постоянной экспозиции. Новое крыло позволит в 4 раза увеличить выставочное пространство для искусства мусульманских стран. Предполагается, что на нем будут демонстрироваться не только собственные экспонаты, но и предметы из кол­лекции Музея декоративного искусства, расположенного неподалеку от Лувра.

Согласно оценкам экспертов, строительство нового крыла обойдется в 67 миллио­нов долларов. К 20 миллионам, которые пожертвовал принц, добавится 31 миллион из госбюджета Франции, еще 4,8 миллиона обещает дать французская нефтяная компания «Тотал», остальные деньги будут также собраны французскими фирмами. Строительство планируется закончить к 2009 году.

Катя МИЛОВИДОВА /Культура. - 2005. -11 августа/

Приложение 2.10

Лионцы разделись ради искусства

Почти 1500 мужчин и женщин разделись во имя искусства в Лионе. В этот француз­ский город приехал всемирно известный фотограф Спенсер Туник, который наблюдал за собравшимися с подъемного крана. В прошлом 38-летний Туник уже устраивал подобные массовые фотографирования обнаженных людей по всему миру - в США, Бельгии, Испа­нии и Бразилии, а также в Британии. После съемки обнажившиеся люди говорили о том, что разделись, «чтобы попробовать» или же просто «ради искусства». «Я очень хотел по­участвовать в этом, побегать голышом по траве в центре Лиона, ведь этот город люди на­зывают косным, буржуазным городом», - сказал один молодой лионец. В съемке приняли участие не только местные жители. Одна семья специально приехала для этого из Лондо­на - в прошлом она принимала участие в акциях Туника в Бельгии и в английском Ньюкас­ле. Фотографии своих голых земляков жители города смогут увидеть в ноябре - в рамках биеннале современного искусства. В июне 2003 года Туник вошел в историю, запечатлев самое большое число обнаженных людей в истории: на снимке, который он сделал в Бар­селоне, было 7 тысяч людей без одежды.

Игнат КУРАКИН /Культура. - 2005. - 22 сентября/

Приложен ие 2.11«Рядовой Райан попал в матерщинники»

Несколько американских телеканалов приняли решение снять с эфира получивший множество наград фильм о Второй мировой войне «Спасти рядового Райана». Они опаса­ются, что показ этого фильма грозит штрафами и санкциями. Решение о снятии картины с эфира было принято потому, что в ней содержатся ненормативная лексика и насилие, а именно против этого недавно начали кампанию американские контрольные органы. Показ был запланирован в честь Дня ветеранов в США. Там, где все-таки показали фильм, эфир сопровождался регулярными предупреждениями о его содержании. Побывавший во вьет­намском плену сенатор Джон Маккейн заявил, что «непристойного в ней нет даже близко». В поддержку показа фильма высказался также консервативный Родительский телевизион­ный совет, который выступает против нецензурщины на экранах. Решение было принято на фоне общей неуверенности американских телеканалов в том, что сейчас признается пригодным для эфира Федеральной комиссией по коммуникациям, а что - нет. Телеканал СВ5 не так давно заплатил полмиллиона долларов штрафа за то, что в его эфире была случайно показана обнаженная грудь певицы Дженет Джексон.

/Культура. - 2004. - 25 ноября/ Приложение 2.12

Техника на страже морали

Американских детей будут оберегать от вредного, воздействия кинофильмов с по­мощью новейших технических достижений. Производители бытовой видеотехники получи­ли разрешение Конгресса США устанавливать специальные фильтры, которые вырезают из фильмов сцены насилия, сексуальные эпизоды и бранные слова. Видеоаппаратура с такими фильтрами уже выпускается. Но киностудии подали в суд на производителей, зая­вив, что те нарушают их права. Решение Конгресса, таким образом, положит конец разби­рательствам.

/Культура. - 2005. - 28 апреля/

Приложение 2.13

В США взялись за матерщинников

Орган по надзору за теле- и радиовещанием в Соединенных Штатах начал кампа­нию по искоренению ненормативной лексики в эфире. Федеральная комиссия по коммуни­кациям постановила, что телекомпания Эн-би-си нарушила закон, беспрепятственно пере­дав в эфир нецензурные слова лидера группы 112 Боно на церемонии награждения пре­миями «Золотой глобус». Комиссия решила не налагать на Эн-би-си штраф, однако ош­трафовала радиостанцию в Детройте, которая тоже отличилась трансляцией ненорматив­ной лексики в эфир - речь идет о скандально известном ведущем Говарде Стерне. «Мы даем вещателям понять, что вольное употребление столь вульгарного языка в эфире не сойдет им с рук», - заявил председатель комиссии по коммуникациям Майкл Пауэлл. В случае Говарда Стерна штраф был наложен на компанию 1пйпйу ВгоайсазИпд - одно из дочерних предприятий \/1асот, хозяина каналов МТВ и Си-би-эс. Это лишь последний из череды скандалов, сопровождавших карьеру ведущего. Опубликованный в четверг отчет показал, что почти половина штрафов, выписанных Федеральной комиссией по коммуни­кациям с 1990 года, налагались на станции, где вел свои шоу Стерн.

Соб. инф.

/Культура. - 2004. -1 апреля/ Приложение 2.14

Жестокий брат

Австралийское реалити-шоу «Большой брат» подверглось резкой критике за реше­ние не сообщать одной из участниц о смерти ее отца от рака. По правилам программы, Эмма Корнелл - как и все остальные участники - уже месяц остается отрезанной от внеш­него мира. Она до сих пор не знает о том, что ее отец на прошлой неделе скончался. Представитель Десятого канала австралийского телевидения, на котором идет реалити- шоу, заявил, что такова была воля семьи покойного. «Ее отец не хотел, чтобы она рас­строилась или чтобы ей казалось, что она должна покинуть свой телевизионный «дом» чтобы прийти на его похороны», - заявил Тим Стэнтон, молодой человек Эммы Корнелл. «Когда она покинет реалити-шоу и узнает, что произошло, она может расстроиться. Но я думаю, она поймет»,- добавил он. Однако критики считают, что решение не сообщать Эм­ме Корнелл о смерти отца не было в ее интересах, хотя и принималось из благих побуж­дений. Австралийский «Большой брат» не впервые оказывается в центре скандала. В прошлом году два участника были изгнаны из программы после того, как начали приста­вать к одной из участниц. А на ночной выпуск шоу - «для взрослых»- поступили жалобы, поскольку некоторые телезрители посчитали его чересчур откровенным. В начале этого года громкий скандал разразился вокруг британской версии «Большого брата» в связи с нападками расистского характера на индийскую актрису, ставшую участницей шоу. На­блюдающая за британскими электронными СМИ организация обязала Четвертый канал, на котором идет «Большой брат», трижды поставить в эфир соответствующие извинения.

/Культура. - 2007. - 7 июня/

Приложение 2.15

Джордж Лукас пожалел детей

Шестая и последняя часть космического эпоса «Звездные войны», возможно, будет непригодна для детской аудитории, заявил режиссер фильма Джордж Лукас. В интервью американской телепередаче «60 минут» он сказал, что «Эпизод III: месть ситов» будет са­мой зловещей и жестокой из всех частей «Звездных войн». «Не думаю, что стоит вести на фильм пяти или шестилетнего ребенка», - сказал Лукас. Он полагает, что, когда фильм выйдет в американский прокат, на него будет наложено ограничение «Детям до 13». В прокат в США и Британии картина выходит 19 мая. Предыдущие пять частей «Звездных войн» имели не столь строгое ограничение: дети могли попасть на сеанс с одобрения ро­дителей. «Месть ситов», третий приквел эпопеи, свяжет оригинальную трилогию «Звезд­ных войн» с двумя первыми частями, снятыми позднее, и расскажет о том, как Анакин Скайуокер стал главным злодеем эпопеи - Дартом Вейдером. «Мы увидим, как Анакин за­ключит сделку с дьяволом, - рассказал Лукас. - Этот фильм станет более зловещим, чем предыдущие. В нем будет больше трагедии».

/Культура. - 2005. - 24 марта/ Приложение 2.16

Санта-Клаус подался в хулиганы

Фильм «Плохой Санта» Тэрри Цвигоффа с Бобом Торнтоном в главной роли, где показан нетрадиционный образ любимого всеми рождественского героя, собрал в США в первые выходные после выхода 16,8 миллиона долларов. Фильм был ранее раскритико­ван специалистами за вульгарность и неправильную трактовку положительного героя, од­нако зрители устремились в кинотеатры и доказали, что им интересен и такой Санта - ру­гающийся матом и сильно пьющий. Санта-Клаус в исполнении Билли Боба Торнтона в фильме напивается, занимается любовью и даже совершает вооруженное ограбление. По сюжету фильма, перед Рождеством герой Торнтона Уилли решил ограбить торговый центр, переодевшись Санта-Клаусом. Но неожиданно он знакомится с мальчиком, который принимает его за настоящего Санта-Клауса. Фильм уже был подвернут критике со стороны компании 01зпеу, которой подконтрольна выпустившая его студия Млатах. Руководство компании осталось недовольно тем, что не остается ничего святого и картина сделана со­всем не в диснеевском духе. Однако это не помешало фильму выйти на экраны и принес­ти своим владельцам немалые доходы.

Игнат КУРАКИН /Культура. - 2003. -11 декабря/

Приложение 2.17

Тяжела и неказиста жизнь... российского путешественника

В России появляется новая субкультура

В европейских странах, Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии такое яв­ление, как свободный путешественник, давно не является экстраординарным. В 70-е годы там появилась новая субкультура бэкпэкеров (название можно перевести как "рюкзак за спиной") - молодых людей, которые срываются с насиженного места в любое время и уез­жают путешествовать на несколько месяцев, а то и на год. Причем уважающие себя бэкпэ­керы не пользуются туристическими маршрутами, не продумывают заранее свое путеше­ствие и не обращаются за помощью к туристическим агентствам. Они самостоятельны в выборе стран и городов, предпочитают экзотические и нехоженые места, приветствуют отстутствие цивилизации, постоянно меняют место пребывания. Особенно часто европей­ская молодежь уезжает в Азию, в Австралию или Новую Зеландию. Причем таким дли­тельным путешествием в развитых странах уже никого не удивишь: кое-где опыт бэкпэкер- ства стал обязательным пунктом в биографии.

Постепенно этот способ путешествия появляется и у нас, хотя бэкпэкер в России - существо редкое. По оценке главного бэкпэкера страны Валерия Шанина, который напи­сал книгу «Как путешествовать вокруг света?», свободных путешественников в России сейчас около десяти тысяч, то есть всего лишь 0,008 процента от общего населения стра­ны. Процент, соответствующий статистической погрешности. Не удивительно, что россий­ских бэкпэкеров так мало: им путешествовать в сотни раз сложнее, чем западным со­братьям.

Возьмем, например, получение визы - права на въезд в страну. Чтобы получить ви­зу, скажем, в Австралию, российский гражданин должен собрать целый ворох бумаг: справка с работы, с места учебы, из банка, о недвижимости, о собственности, подтвер­ждение брони в гостиницах - все это нужно заверить у нотариуса. А для Новой Зеландии нужно все эти документы еще и перевести на английский язык. Более того, необходимо заполнить анкету на двенадцати листах и подробно расписать предполагаемый маршрут. Европейским же путешественникам достаточно заполнить анкету в электронном виде, от­править ее в посольство и ждать письма-подтверждения. Стоит ли говорить, что допросам на границе подвергаются далеко не все, однако русских путешественников допрашивают долго и, можно сказать, с пристрастием. Если вы отправитесь путешествовать в Австра­лию, то в аэропорту вас подробно расспросят о целях вашего визита (как бы подробно вы ни расписывали все в посольстве), о сроках пребывания в стране, о том, есть ли у вас там друзья и родственники.

Получить визу - это полдела, гораздо сложнее выжить в путешествии. Мекка бэкпэ­керов - Австралия и Океания, туда съезжаются со всего света. Но даже при самом аске­тичном образе жизни - переездах автостопом, проживании в общежитиях, скромной еде - затраты неизбежны. Европейцы, американцы, японцы и корейцы, отправляясь на край света, получают визу "Могк&ТгауеГ, которая дает право не только на путешествие, но и на трудоустройство в стране. Причем работать и путешествовать можно в течение двух лет.

Поэтому, когда у западных путешественников заканчиваются деньги, они просто устраи­ваются на какую-нибудь ферму, зарабатывают на дальнейшую поездку (кстати, получают там в среднем 17 долларов в час) и отправляются дальше. Между прочим, трудоустроить­ся бэкпэкерам помогают специальные государственные организации. Путешественникам даже открывают банковский счет и берут с них налоги, которые при выезде из страны воз­вращаются. Все, на что может рассчитывать простой российский бэкпэкер, - это туристи­ческая виза на три месяца без права на работу. Конечно, можно устроиться работать неле­гально, что зачастую и делают, но это не лучший выход... Правда, есть специальные про­граммы, которые позволяют молодежи со всего мира работать и путешествовать за рубе­жом. Но и здесь права российских граждан по сравнению с иностранцами значительно урезаны. Единственная "справедливая" программа - это «\Л/огк & Тгауе! ш 115А», по кото­рой студенты могут уехать на лето работать в Соединенные Штаты. Причем еще в России им помогают найти первого работодателя в США, а уже на месте студент может начать путешествовать и искать работу в разных местах. Минус этой программы в том, что для участия нужно обязательно быть студентом-очником и поехать можно только летом на па­ру месяцев. О похожей программе объявила и Канада, которой не хватает рабочих рук, и даже Новая Зеландия. Но если европейские участники программы могут поехать туда не только работать, но и путешествовать, то российские будут привязаны договором к одному работодателю. Почему так относятся к нам за рубежом? Конечно, в какой-то степени рос­сийские путешественники сами себя компрометируют. Западный бэкпэкер всегда покупает билеты в оба конца и знает дату своего возвращения на родину. Для наших же часто не является чем-то из ряда вон выходящим подделать электронный билет, тем более что это делается за пять минут. Часто справки о доходах, передающиеся в посольство, не соот­ветствуют действительности. Нередко российские путешественники или остаются неле­гально в других странах, или нелегально устраиваются на работу. Впрочем, если бы права россиян за рубежом соответствовали правам европейцев или американцев, наши бэкпэке­ры и вели бы себя не хуже.

Дарья ФЕДОРОВА /Культура. - 2007. - 20 дек. - С. 4/

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................................................................... 3

Глава I. Социальная работа как одно из направлений решения социально-культурных проблем Запада 20

§ 1. Сущность и назначение социальной работы............................................. 20

§2. Социальная работа в контексте социокультурных проблем................. 27

Глава II. Культурно-досуговая деятельность за рубежом -

составная часть социокультурного процесса......................................................... 36

§ 1. Особенности культурной политики стран Запада.

Управление и финансирование учреждений культуры.................................. 37

§2. Зарубежные модели досуга............................................................................. 50

§3. Новое и традиционное в работе зарубежных

учреждений культуры.............................................................................................. 53

§4. Организация культурно-досуговой деятельности

на местном уровне..................................................................................................... 63

§ 5. Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми

«третьего возраста»................................................................................................... 66

§ 6. Кризисные явления в зарубежной социокультурной сфере................... 73

Глава III. Социальное воспитание за рубежом и его взаимосвязь с другими социокультурными направлениями 79

§1. Школа как центр социального воспитания на Западе............................. 84

§2. Добровольные объединения детей и молодежи и их роль

в социальном воспитании........................................................................................ 86

§3. Молодежные формы досуга............................................................................. 89

Заключение.................................................................................................................. 100

Список литературы................................................................................................... 107

Вопросы для самопроверки..................................................................................... 111

Приложения................................................................................................................ 114

Приложение 1.............................................................................................................. 115

Задания по анализу материалов,

помещенных в Приложении 1..................................................................................... 143

Приложение 2.............................................................................................................. 146


Вячеслав Захарович

дуликов

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.