а) Социальный работник должен содействовать благополучию общества.
б) социальный работник должен действовать так, чтобы обеспечить любому человеку доступ к источникам финансирования, службам, возможностям, которые им требуются;
в) социальный работник должен действовать таким образом, чтобы расширить выбор возможностей всем, с особым вниманием относясь к ущербным и угнетенным группам и лицам;
г) социальный работник должен создавать условия для поддержки уважения к различиям культур, составляющих американское общество;
Революционные процессы в России (1917) и последующие социальные изменения, направленные на строительство социалистического общества, делали до определенного момента ненужными ни саму социальную работу в ее западном варианте, ни тем более подготовку соответствующих кадров. В условиях плановой экономики требовались в основном административные работники служб социальной защиты.
[2] Термин «социальная защита» («социальная безопасность»), согласно общепринятому определению Международной организации труда, означает защиту, которую общество обеспечивает для своих членов с помощью системы экономических и социальных мер в случае наступления причин, вызывающих значительное уменьшение или прекращение получения заработной платы.
[3] См.: Куда идет Россия? - М.: Дело, 1998. - С. 304.
2 См.: Теория и практика социальной работы. - Москва-Тула, 1993. - Т. 1. - С. 280.
[5] Теория и практика социальной работы. - Москва-Тула, 1993. - Т. 1. - С. 135. См.: Куда идет Россия? - М.: Дело, 1998. - С. 306.
[6] Прожиточный минимум ежегодно пересматривается и имеет тенденцию к увеличению, в том числе и в связи с инфляционными процессами.
[7] Данные из Интернета предоставлены сотрудницей справочно-библиографического отдела библиотеки МГУКИ О.В. Журавлевой.
[8] Теория и практика социальной работы. - Москва-Тула, 1993. - Т. 2. - С. 257.
' Теория и практика социальной работы. - Москва-Тула, 1993. - Т. 2. - С. 64.
Приведенные данные, по всей вероятности, следует считать условными, так как в разных странах неодинаковым образом ведется статистика по социальной работе. Так, например, в статистических материалах Германии приводятся данные о том, что там в начале 90-х годах XX столетия трудилось более 700 тыс. штатных социальных работников. При сопоставлении этих данных с аналогичными английскими можно предположить, что немецкая сторона учитывает всех работников сферы социальной защиты, а английская - только тех, кто непосредственно работает с клиентами.
[9] Имея много общего, социальная работа в каждой стране имеет и свои специфические особенности. Просматривается, например, типология стран по сложившимся системам социальной работы - по роли государства в решении проблем социальной защиты населения: американская система (с преобладанием негосударственных форм помощи и поддержки социально слабых слоев) и европейская (с преобладанием государственных форм помощи и поддержки населения). См.: Основы социальной работы. М.: ИНФРА-М, 2007, раздел IV «Зарубежный опыт социальной работы: общее и особенное». - С. 483-552.
[10] Рамон Ш., Шанин Т. Милосердие и умение: социальный работник как профессия // Вестник высшей школы. - 1991. - С. 45-54.
[11] О взаимосвязи всех направлений социально-культурной деятельности и повышении их эффективности, в случае наличия такой взаимосвязи, говорится в исследовательском материале Энтони Эверитта «Как управлять культурой: интегрированное культурное планирование и культурная политика» (в сб. «Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры». - М., 2002) В частности: «В социальной сфере многие государственные учреждения и добровольные организации широко используют средства искусства. В тюрьмах пришли к выводу, что искусство является действенным средством перевоспитания и подготовки заключенных к нормальной жизни. Больницы заинтересовались положительным воздействием на пациентов концертов и художественных выставок в лечебных учреждениях. Благотворительные организации, которые занимаются уходом за престарелыми и пожилыми людьми, или работают с молодежью, очень много времени уделяют различной деятельности, связанной с искусством. Большая часть этой работы не афишируется, и поэтому о ней мало знают, как общество, так и те, кто формирует культурную политику» (с. 105-106).
От себя добавим: часто ведомственные барьеры не только затушевывают эту взаимосвязь, но и мешают достижению наивысшего результата в социокультурной сфере (путем взаимодействия). Ибо взаимосвязь социальной работы, социального воспитания и досугово- рекреационной деятельности - это и факт (реальность), и цель, и принцип (залог успеха), обеспечивающие достижение позитивного результата.
[12] Сведения предоставлены нам Е.Г. Доронкиной - по материалам французской энциклопедии «Лярусс».
[13] См.: Кротова Ю Н. Педагогика досуга в англоязычных странах. - СПб., 1994. - С. 145.
Кстати, Дж. Дюмазедье ввел в научный оборот термин «социокультурная обусловленность» (1967), что послужило основанием считать его родоначальником и понятия «социально- культурная деятельность» (см.: там же. С. 28). Название приведено по: Киселева Т.Г. Теория досуга за рубежом. - М., 1992.
[14] См.: Панорама культурной жизни зарубежных стран: Инф. сб. - М., 2002. Вып. 7-8. - С. 5-7.
[15] По другим данным, региональные и местные бюджеты составляют в среднем примерно 75% общих расходов на нужды культуры, см.: Богачева О. Государственное финансирование сферы культуры и искусства (опыт индустриально развитых стран) // Вопросы экономики. - 1996.-№10.-С. 66.
[16] О непростой судьбе А. Вилара см: Обсерватория культуры. - 2006. -№3. - С. 83-91.
[17] См.: Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижико- ва. - М.: МГУК, 1998. - С. 430^54.
См.: Кротова Ю. Педагогика досуга в англоязычных странах. - СПб., 1994. - С.146.
' Кротова Ю. Педагогика досуга в англоязычных странах. - СПб., 1994. - С. 23, 146.
[18] В целом положительно оценивая книгу Ю. Кротовой «Педагогика досуга в англоязычных странах», мы не можем согласиться с мнением автора о том, что якобы имеется англоамериканская модель досуга (с.32), к которой «приписываются» англоязычные государства (США, Канада, Великобритания, Новая Зеландия, Австралия). По нашему мнению, по своим традициям Великобритания ближе к европейской, чем к американской, модели досуга. Географически удаленные от США Новая Зеландия и Австралия имеют, по всей вероятности, свои региональные модели.
, Кротова Ю Н. Педагогика досуга в англоязычных странах. - СПб., 1994. - С.45.
теооинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) // Со- Цис. - 2000. - №7. - С.64-72. Одним из первых среди российских исследователей, кто обратил внимание на эту особен- ' являстся Н.Ф. Максютин. См. его учебное пособие «Культурно-досуговая деятельность» (тема 10. Культурно-досуговая деятельность за рубежом). - Казань, 1995. - С. 113—
[19] См.: Панорама культурной жизни за рубежом. - 1998. - №6. - С. 7-10.
[20] м.: Панорама культурной жизни зарубежных стран. - М., 2002. - Вып. 3. - С. 3-10.
[21] См.: Полякова С. [беседа с Марселем Бозонне]. Франция нуждается в нескольких «Комеди Франсез» // Культура. - 2005. - 8 сент.
[22] ериканской истории, которые планируется создать в США.)
рюшин Г. «Нежный магнит» Анри Матисса. Выставка великого француза в Дюссельдорфе» // Культура. - 2006. - 26 янв.
[23] См.: Миловидова Е. Найдется место и для самых шумных. Детские театры становятся попу* лярны в США // Культура. - 2005. - 22 дек.
® проблемах зарубежных искусственных зон отдыха см. в Приложении 1-5. Ультурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М., 2002. - С. 92.
[25] Культурная политика и художественная жизнь. - М., 1996. - С. 30.
[26] Там же.-С. 10-11.
[27] Там же. - С. 8.
[28] Термин «социальная педагогика» предложен для употребления немецким педагогом Адольфом Дистервегом в середине XIX в., но стал активно употребляться лишь в начале XX в. В 1911 г. в Санкт-Петербурге вышла книга немецкого ученого Пауля Наторпа «Социальная педагогика». Среди основоположников современной социальной педагогики: Э. Дюрк- гейм и Э. Шартье (Ален) - Франция, М. Монтессори - Италия и др.
Чит. по: Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. - М., 2002. - С.99. Там же.
[29] Атаянц Ж.Г. Клубные объединения высшей школы как фактор социализации студентов (на опыте университетов США). - М., 1995. - С. 16.
[30] Этот опыт отражен, прежде всего, в ряде материалов, включенных в научно- информационный сборник «Культура в современном мире». См., например: Франция: молодежь и культурный досуг «вне дома». - Вып.2. - М„ 1998. - С. 110-118, а также в журнале «Обсерватория культуры». См., например: Франция. Свободное время и сокращенная рабочая неделя. - 2005. - №5. - С. 41—42.
[31] Читающая Россия: Мифы и реальность. М.: Либерия, 1997. Глава V. Мир чтения за рубежом (Швейцария, Германия, Польша, Франция, Канада, Южная Африка). С. 175-196.
[32] Выдержки из кн.:Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. -М„ 1995.-С. 45-48, 63-65, 70-71.
[33] \УЬу а Ьс18иге Сеп1ге? и др. в буклете «А Ошёе 1о (Ье Зшапзеа [_е1$иге Сеп1ге». Оемдп & Рпп( Ьу (}иас1гап1, Зшапзеа.
[34] Выдержки из сб.: Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: Науч.-инф.сб. Вып.2. - М.: Изд. РГБ, 1998. - С. 106-109.