Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кризисные явления в зарубежной социокультурной сфере



Одним из проявлений кризисных явлений в зарубежной социо­культурной сфере является, прежде всего, так называемая проблема чтения.

«

О падении интереса к чтению на Западе говорят, например, та­кие материалы, опубликованные в газете «Культура»:

Миловидова Е. Эхо террора. Канадцы стали читать меньше ху­дожественной литературы // Культура. - 2005. - 15 дек.;

Ваксберг А. Горе от ума. Французские женщины читают больше Мужчин // Культура. - 2006. - 12 окт.; и др.

Поскольку проблема чтения, а вернее нечтения, требует специ­ального рассмотрения, мы оставляем ее за пределами нашего посо­бия. Отметим только - предпринимаемые сегодня усилия, как на За­паде, так и в нашей стране, по приобщению к чтению все более ши­роких слоев общества пока ощутимых результатов не приносят.

Другой особенностью современной культурной жизни Запада являются уже упоминаемые нами проявления постмодернистских течений во многих жанрах искусства. Причем речь идет не только о так называемом современном искусстве, но и об отношении к тра­диционным классическим жанрам. В наибольшей степени, по на­шему мнению, это видно на примере драматического и оперного ис­кусства (особенно в отношении к произведениям классики).

Вот несколько примеров из периодической печати.

«Только что я вернулась из Лондона, где смотрела спектакли авангардных театров, - пишет театральный обозреватель журнала "Штерн". - Зрители усаживались, гас свет, и начинался среднестати­стический авангардный перформанс. Одни и те же приемы кочевали из одного театра в другой. Казалось, что режиссеры умышленно ко­пируют или пытаются пародировать друг друга. Только прочитав программку, можно было понять, что сегодня дают: "Генриха IV" Шекспира, его комедию "Виндзорские насмешницы" или, к примеру, "Разбойников" Шиллера...» (цитирую по статье С. Семеновой «Пыт­ка театром. В Германии открылся театральный сезон» // Культура. - 2005.-27 окт.).

К сожалению, и российские режиссеры принимают участие в такого рода постановках, особенно, на оперной сцене. См. об этом материалы:

Морозов Д. Иного нет у нас пути? Дмитрий Черников поставил «Бориса Годунова» в Берлине // Культура. - 2005. - 29 дек.

Беседа Виктора Игнатова с Владимиром Федосеевым в Цюрихе и Париже «Людей отучивают слушать музыку, их просто развлека­ют» (см.: Культура. - 2005. - 24 ноября).

Само за себя говорит название заметки в рубрике «Все обо всем» - Золушка попала в публичный дом (о новой постановке балета Сергея Прокофьева «Золушка» в Латвийском национальном театре оперы и балета) // Культура. - 2005. - 15 сент.

Достаточно настойчиво пробивает себе дорогу в фотографиче­ском искусстве нью-йоркский фотограф Спенсер Туник. Самая мас­совая съемка Туника состоялась в Барселоне в 2003 году, где 7 тысяч добровольцев скинули с себя одежды, чтобы быть увековеченными камерой. Фотограф занимается этими «живыми инсталляциями» с 1992 году. «Это нечто новое. И помимо раскрепощения, поскольку мы обнажаемся прилюдно, это еще и искусство», - заявил один из участников акта массового раздевания. (См.: Культура. - 2006. - 30 марта; 31 августа.)

Приведенное выше высказывание участника фотосъемки есть свидетельство не только отношения к новому виду искусства, но и зарождение нового вида времяпрепровождения определенной части зарубежной публики. Раскрепощение (прилюдное раздевание) - как способ уйти от проблем современной реальности. (См. также: «Лионцы разделись ради искусства» // Культура. - 2005. - 22 сент. - Приложение № 2-10.)

Еще более шокирующие данные содержатся в статье К. Авдее­вой «Память против выгоды. «Доктор Смерть» приходит в Польшу», в которой рассказывается о «творчестве» художника «оригинального» жанра Гюнтера фон Хагенса, специализирующегося на организации выставок препа­рированных, превращенных в «художественные экспонаты» трупов. Причем, у одних зрителей его чудовищные скульптуры вызывают негодование и ужас, у других - жестокий интерес и возможность пощекотать нервы. Но так или иначе, за 10 лет на «выставках» фон Хагенса побывали почти 16 миллионов че­ловек.

/Культура. - 2005. -31 марта /

Естественно, что от поклонения такому виду «искусства» до но­вого образа жизни и проведения досуга - один шаг.

К экстравагантным видам досуга можно отнести такие, как праздник «Томатино» в Испании и фестиваль «Горящий человек» в США. Информацию о первом «празднике» можно получить в газете «Комсомольская правда». - 2003. - 5 сентября, а о втором - в журна­ле ОЕО. - 2000. - №3. - С. 126-136.

Если применить к этим мероприятиям досугового характера со­циокультурные критерии, то их можно оценить как негативные.

Бросание помидорами, «купание» в томатной пасте на «празд­нике» в городке Буноле (близ Валенсии) наводит на грустные мысли. Особенно, если вспомнить, что миллионы людей в мире голодают.

Неуважение к продуктам человеческого труда, забвение уроков истории проявляют, к примеру, и участники российской телепереда­чи «Дом-2». У них принято кидаться друг в друга сырыми яйцами, помидорами, мазаться йогуртами и т.п.

А вот еще пример из зарубежной «культурной жизни».

Недельное пребывание в палаточном городке под названием Ьчэк-Рок-Сити, что ежегодно «строится» в пустыне на северо-западе Штата Невада, в 160 км от города Рино - свидетельство не столько


раскрепощенности личности, сколько - падения нравов и потери жизненных ориентиров.

Несколько слов из статьи о фестивале «Горящий человек»:

Блэк-Рок-Сити - это зона, где нет законов...

Закрывают глаза на наркотики и разврат в этом «вертепе».

Отвязная жизнь бушует в пустыне целую неделю, пока участники не ис­тощат свои силы - и физические, и душевные.

В то же время «Блэк-Рок-Сити» вряд ли можно рассматривать как какую-то уникальную досуговую зону западной цивилизации. Представление об аналогичном характере досуга в ночных клубах Великобритании дает книга Фила Джексона «Клубная культура» (пер. с англ., Екатеринбург, 2005). Клаббинг (по мнению автора - «это важный и сложный социальный опыт», получаемый посетителем в клубе) является «чувственной крайностью, бросающей вызов тра­диционной британской морали» (с. 7, 12).

Вызов традиционной морали - это то, что объединяет Блэк-Рок- Сити и ночную жизнь британских клубов.

Естественно, что снятие нравственных барьеров ни к чему хо­рошему привести не может. В конечном счете, оно ведет к вырожде­нию нации. В этом плане символично название фестиваля - «Горя­щий человек». Да и как не сгореть в костре невадийской пустыни, если там все дозволено.

О серьезных проблемах западной цивилизации говорят и многие зарубежные деятели культуры. Вряд ли кого из них заподозришь в нелюбви к стране, в которой они родились или добились успеха.

Вот некоторые из такого рода высказываний.

Известный французский актер Филипп Нуаре на вопрос «Инте­ресуется ли он политикой?» ответил:

- В настоящий момент ею невозможно не интересоваться, и я должен признаться вам в том, чего я не должен был говорить иностранному журна­листу: будущее Франции меня очень беспокоит. Я родился в 1930 году, видел войну и разные другие передряги, но у меня никогда не было ощущения, что страна находится в столь трудной ситуации, как в настоящий момент. В стране надо все реформировать, начиная с конституции, и кончая всей нало­говой и социальной системой. Проблема в том, что политики занимаются в основном своими личными интересами и интригами, а народ, который привык жить на шее у государства, не хочет ничего менять.

/Мир новостей. - 2006. - 30 мая. - С. 29, материал Людмилы Гаршери/

Немало критических замечаний и в адрес США. Причем крити­куют как соотечественники, так и представители союзнических стран.

Например, одним из яростных критиков Америки является бри­танский драматург, лауреат Нобелевской премии, Гарольд Пинтер - и за вторжение в Афганистан, и за бомбежки Сербии, и за войну с Ира­ком. • • (см.: Культура. - 2005. - 20 окт.).

Итальянский ученый-культуролог и один из крупнейших совре­менных писателей Умберто Эко так характеризует внутриполитиче­ское положение в США:

- Сейчас в Америке развивается такая демократическая модель, кото­рая угрожает демократии. Там правят две партии, они находятся под эконо­мическим контролем, а их кандидаты отличаются друг от друга только кра­сотой, решительностью жестов или умением стоять перед камерой...

/Культура. - 2004. - 30 сент., материал Ольги Романцевой/

А это мнение о состоянии театрального дела в современной Америке голливудской звезды 50-х годов Лоран Бэколл:

- Я не знаю, что случилось. Но искусство в Америке, особенно театраль­ное, из-за нашего «великолепного» руководителя как вода в песок на глазах ухо­дит...

/Культура. - 2007. - 22 марта, по материалам журнала «Штерн» подготовила Александра Германова/

Если даже оставить в стороне политическую подоплеку резко­сти высказывания Лоран Бэколл (она убежденная демократка, т.е. сторонница демократической партии США), то и тогда ее мнение о положении дел в американском искусстве существенно.

Заслуживает внимания ответ М. Скорсезе на вопрос об отноше­нии к Америке:

- Беда сегодняшней Америки — отсутствие прежней открытости и Тенденция к культурному изоляционизму, что совсем уж странно в век насту­пившей глобализации и неслыханного развития коммуникаций. Я желаю амери- канцам больше любопытства, понимания того, насколько их жизнь обогатит­ся под влиянием новых ценностей, создающимися другими культурами. Когда- т° американская культура складывалась из синтеза и жадного восприятия кУлътур разных народов, но, в конце концов, они опьянели от доставшихся им богатств, надменно решили, что самодостаточны и стали равнодушными к т°му, что создается за пределами их страны. Эта ничем не оправданная спесь

°рого обойдется прежде всего самой американской культуре.

/Культура. - 2006. - 19 января/


Интересно мнение о положении дел в музыкальном мире Фран­ции известного шансонье Шарля Азнавура:

- В общем и целом эстетические вкусы публики, сколь бы разной она ни была, к сожаленью, падают, потребности не растут, а сужаются, но я виню в этом не публику, а тех, кто пишет об искусстве для масс, кто составляет те­лепрограммы - словом, тех, кто является посредником между артистом и ау­диторией.

И далее Ш. Азнавур продолжает:

- Непрофессионализм, дилетантизм могут погубить искусство. Навя­занный пиаром успех выдается за признание высокого уровня исполнительства, хотя эти вещи далеко не всегда совпадают.

Но успех - это деньги, а деньги теперь считаются единственным мери­лом таланта. Этими же критериями часто руководствуется и радио, вводя, по сути дела, вкусовую эстетическую цензуру (подчеркнуто нами. - В.Д.). На­пример, две мои песни были не допущены к исполнению из-за их чрезмерной «серьезности», которая якобы противопоказана массовой радиоаудитории.

/Культура. - 2006. - 3 авг., материал Аркадия Ваксберга/

Нетрудно заметить, что в вышеприведенных высказываниях прослеживается тревога известных граждан западного мира за поло­жение дел в своих странах. И совсем непросто отделить здесь вопро­сы политики или экономики от вопросов воспитания и культуры. Все это крепко завязано в единый социокультурный узел.

Глава III

социальное воспитание за рубежом

и его взаимосвязв с другими социокулвтурными направлениями

Молодежь является предметом особой заботы в любом государ­стве, будь то демократическое или тоталитарное. Без решения про­блем молодежи у общества не может быть ни настоящего, ни буду­щего. Среди молодежных проблем на первом месте - проблемы обра­зования и обеспечения работой, физическая закалка и организация досуга. Каждая страна по-своему решает проблемы молодежи. И в то же время в решении этих проблем есть много общего. Как правило, молодежные проблемы рассматриваются, прежде всего, на государ­ственном уровне. Так, например, в Германии федеральные органы не занимаются культурной политикой, передав ее в ведение земель. Но определением молодежной политики в той же Германии занимаются, прежде всего, на федеральном уровне.

Ушли в прошлое времена, когда в соответствии с рекомендаци­ей американца Уильяма Джеймса («Нравственный эквивалент вой­ны», 1910) для достижения социальной зрелости молодых людей сле­довало направлять «работать в угольные и железные рудники, на то­варные поезда, рыболовные суда; для мытья посуды, чистки одежды, мытья окон; для строительства дорог и туннелей, в литейные цеха и кочегарки и для сооружения небоскребов, чтобы молодое поколение прошло хорошую закалку и вернулось в общество с более здравыми ценностями и мыслями».

Но рациональное зерно в его рекомендациях осталось. Приоб­щение молодежи к труду, к общественным видам работы благотвор­но сказывается на ее нравственном здоровье.

Отстранение молодежи от участия в общественно-полезном тру­де приводит часто к негативным результатам.

Большая роль в решении молодежных проблем на Западе отво­дится сфере досуга. От того, как организован досуг молодых людей, зависят и нравственное здоровье общества, и решение ряда социаль­ных проблем, таких, как борьба с преступностью, наркоманией и т.п.

Социальное воспитание (социальная педагогика) за рубежом имеет давние и устойчивые традиции. Речь может идти как о теоре- Тических концепциях и школах, так и об определенных практических результатах[28]. Безусловно, к достижениям зарубежной педагогики следует отнести концепции педагогики сотрудничества и сотворчест­ва, теорию непрерывного образования и воспитания. Заслуживает одобрения поисково-экспериментальная деятельность зарубежной школы. Здесь и обращение к опыту экспериментальных школ 20-30-х годов XX столетия, и поиск совершено новых направлений в школь­ном образовании и воспитании (нетрадиционные и открытые школы). В последние годы «педагогика среды», как еще часто называют соци­альное воспитание, все теснее соприкасается с другими направле­ниями социокультурной деятельности. Связано это, с одной стороны, с тем, что в ряде случаев зарубежная школа при организации учебно- воспитательного процесса стремится выйти за пределы школьного учреждения и превратить в учебные классы и лаборатории все окру­жающее пространство. Так, в последней четверти XX столетия в ряде стран осуществлялись учебно-воспитательные программы (проекты) под названием «Город как школа». С другой стороны, связь всех на­правлений социокультурной деятельности объясняется единым объ­ектом воздействия и единой средой обитания детей и подростков.

Замечено, что объединение усилий социальных работников, со­циальных педагогов и организаторов культурно-досуговой деятель­ности дает наивысший социокультурный эффект.

Рис. 7. Зоны совместной деятельности социальных педагогов, социальных работников и организаторов культурно-досуговой деятельности

 

Условные обозначения:

I - социальная работа; II - культурно-досуговая деятельность; III - социальное воспи­тание- „

Из рис. 7 видны зоны социальной работы и культурно- досуговой деятельности, охваченные педагогическим влиянием.

Определился в зарубежной теории и практике и своеобразный центр, вокруг которого организуется и координируется социально- воспитательная работа. Это школа, влияние которой распространяет­ся на всю среду обитания детей и подростков. Более того, ставится задача, чтобы это влияние распространялось и на взрослое население.

«Помещения и оборудование школ и колледжей - библиотеки, художественные мастерские, сценические площадки, - читаем мы в книге президента Европейского форума по искусству и художествен­ному наследию Саймона Манди, - должны, где это только возможно, стать доступными для всех местных жителей»1.

В свою очередь, «каждое учреждение культуры, которое полу­чает деньги из государственного бюджета, должно вести серьезные образовательные программы для людей всех возрастов»2.

Просматриваются также основные направления и формы соци­ального воспитания. Прежде всего, необходимо назвать различного рода добровольные объединения волонтерского характера, целью ко­торых является как воспитание и самовоспитание личности, так и оказание помощи нуждающимся по многим направлениям их жизне­деятельности, в том числе и в организации досуга. Здесь как нигде сливаются в единое целое цели и задачи всех основных направлений СКД. А участники социокультурного процесса выступают в различ­ных ролях - от объекта воздействия, ради которого проводится то или иное мероприятие, до активного организатора этого воздействия. При этом просматривается явная тенденция сделать всех участников социокультурного процесса равноправными партнерами. Достигается это, прежде всего, уважительным отношением к индивиду, макси­мальным учетом его запросов и интересов.

Но успехи в социальном воспитании зависят не только от уров­ня педагогической теории или мастерства социальных педагогов, но и в значительной степени - от состояния среды обитания современ­ного человека, и прежде всего - детей и подростков. А здесь, к сожа­лению, не все благополучно.

Как уже отмечалось, современное западное общество пережива­ет, по всей вероятности, не самое лучшее время. Не случайно в ряде теоретических работ остро ставится вопрос о кризисных явлениях за­рубежной жизни, в т.ч. ее социокультурной сферы.

Так, в статье Т.Е. Савицкой «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры: герой или жертва (Обсерватория культуры. - 2006. - №1. - С. 21-32) раскрываются причины ненормального про­цесса социализации значительных слоев молодежи. Ядром этого процесса, по мнению социологов культуры, является масштабное продвижение так называемого «детского» глобального культурного продукта. Это продвижение опирается на скрытую колонизацию внутреннего мира детей, ломку мировоззренческих матриц, импорт систем ценностных предпочтений и поведенческих структур. То есть на организацию управленческого конфликта этнонациональной и мультикультурной идентичностей... (См. вышеназванную статью, с. 21; подчеркивания наши. - В.Д.).

Далее читаем: «Молодежь сегодня «заботливо» изолируют от серьезной социальной деятельности, старательно вытесняют с рынка труда на обочину общества в «культурные гетто» (дис­котеки и т.д.), планомерно сводят ее роль в обществе к обеспечению потенциально ненасытного, управляемого капризами моды и сегре­гированного (обособленного. - В.Д.) в возрастном отношении рынка потребления» (там же, с. 23; подчеркивания наши. - В.Д.).

И еще две небольшие выдержки из этой статьи.

«Но - вот парадокс - в процветающих США, лидере глобально­го капитализма, десятилетиями не затронутых никакими социально- экономическими экспериментами, уровень психологической депри- вации (здесь - неустойчивость. - В.Д.) детей не ниже, а выше, чем у нас».

«...В Соединенных Штатах каждые три часа от огнестрельного оружия погибает один ребенок» (там же, с. 24-25).

Среди причин ненормальной социализации молодежи:

- сексуальные эксперименты, техника контроля за рождаемо­стью, аборты, генетическая инженерия;

- поиски самовыражения, полноты ощущения Я, невзирая ни на какие ограничения морального или правового характера;

- действующий в русле единой концептуальной схемы, соци­альный и художественный постмодерн, приучающий общественное с03нание к мысли, что истина и мораль относительны, а высший за- к0Н _ это произвол денег и власти;

- представление об относительной ценности артефактов культу­ры, когда произведения мирового значения уравниваются с произве­дениями нового искусства;

- новейшие зрелищные технологии «виртуализируют» мир, де­лают его похожим на «спектакль», калейдоскоп образов, желаний, обрывков информации и т.д. (см.: там же, с. 25).

В дополнение и развитие сказанного перечислим некоторые из разновидностей глобального детского продукта. Это, по нашему мнению, дискотеки и компьютерные игры; книги-комиксы и реалити- шоу; сериалы и мобильная система знакомств; кока-кола, жеватель­ная резинка, сигареты, пиво и конкурсы красоты; и многие-многие другие «ценности», которые было бы вернее назвать лжеценно­стями.

О трудностях, которые испытывает, например, французская мо­лодежь, говорит и Ф. Нуаре:

«...Достаточно посмотреть на то, как она (молодежь. - В.Д.) бунтует на улице целыми месяцами под самым смешным и незначительным предлогом. В 20 лет они требуют, чтобы им преподнесли будущее на блюдечке с голубой каемочкой. Идея о том, что в жизни за все, и в том числе за успех, надо бо­роться, им даже не приходит в голову. Они убеждены в том, что государство и общество обязаны взять их на поруки, и, к сожалению, таков менталитет всего французского общества, который грозит завести его в тупик».

/Мир новостей. - 2006. - 30 мая. - С. 29, материал Людмилы Гаршери/

А вот мнение о судьбе подрастающего поколения молодого японского режиссера-аниматора Горо Миядзаки:

- В сегодняшней Японии молодые люди в массе своей чувствуют себя оттесненными на обочину жизни. И они думают или подсознательно чувст­вуют, что это связано с родителями...

/Культура. - 2007. - 19 апреля, материал подготовлен Александрой Германовой/

Обеспокоенность о судьбе молодежи проявляется и на офици­альном уровне. Делаются попытки оградить ее от вредного влияния определенного характера теле- и видеопродукции, интернет- информации и т.п.

Так, например, в США имеется Федеральная комиссия по коммуникациям, которая наблюдает за телеканалами. Имеется так- Же Родительский телевизионный совет, обладающий опреде­ленными контрольными функциями. Имеют место в США случаи, когда телеканалы наказываются (прежде всего - в виде штрафа) за факты нарушения общественной морали. Ведется в США и борьба с нецензурщиной в эфире. (См. материалы в газете «Культура». - 2004. - 25 ноября, 2005. - 28 апр., 2004. - 1 апр.) (Приложение 2-11, 2-12, 2-13.)

Наблюдательный орган за электронными СМИ есть и в Велико­британии // «Культура». - 2007. - 7 июня. (См.: Приложение № 2-14.)

Из заметки «Джордж Лукас пожалел детей» узнаем об амери­канской практике налагать ограничения на просмотр того или иного фильма детьми, типа: «детям до 13». Не столь строгим ограничением является возможность попасть ребенку на киносеанс с одобрения ро­дителей (Культура. - 2005. - 24 марта). (См. Приложение 2-15.)

А причин для введения ограничений цензурного характера в США, по всей вероятности, немало. Об этом говорит хотя бы факт создания фильма «Плохой Санта», где показан нетрадиционный об­раз любимого всеми рождественского героя. Фильм был раскритико­ван специалистами за вульгарность и неправильную трактовку поло­жительного героя, однако зрители устремились в кинотеатры и пока­зали, что им интересен и такой Санта - ругающийся матом и сильно пьющий // Культура. - 2003. - 11 декабря. (См. Приложение №2-16.)

Не после ли выхода на экраны именно этого фильма в США ак­тивизировалась борьба с нецензурщиной?!

Не случайно в Европе уже проведен так называемый День безо­пасного Интернета (06.02.07 г.) - одна из попыток оградить детей и подростков от информации порнографического содержания, посту­пающей к ним из Интернета, через мобильные телефоны.

Как видим, проблем у западного общества (как и у российского тоже) в воспитании подрастающего поколения немало. Но сосредо­точим свое внимание в большей степени на позитивном опыте соци­ального воспитания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.