Одним из проявлений кризисных явлений в зарубежной социокультурной сфере является, прежде всего, так называемая проблема чтения.
«
О падении интереса к чтению на Западе говорят, например, такие материалы, опубликованные в газете «Культура»:
Миловидова Е. Эхо террора. Канадцы стали читать меньше художественной литературы // Культура. - 2005. - 15 дек.;
Ваксберг А. Горе от ума. Французские женщины читают больше Мужчин // Культура. - 2006. - 12 окт.; и др.
Поскольку проблема чтения, а вернее нечтения, требует специального рассмотрения, мы оставляем ее за пределами нашего пособия. Отметим только - предпринимаемые сегодня усилия, как на Западе, так и в нашей стране, по приобщению к чтению все более широких слоев общества пока ощутимых результатов не приносят.
Другой особенностью современной культурной жизни Запада являются уже упоминаемые нами проявления постмодернистских течений во многих жанрах искусства. Причем речь идет не только о так называемом современном искусстве, но и об отношении к традиционным классическим жанрам. В наибольшей степени, по нашему мнению, это видно на примере драматического и оперного искусства (особенно в отношении к произведениям классики).
Вот несколько примеров из периодической печати.
«Только что я вернулась из Лондона, где смотрела спектакли авангардных театров, - пишет театральный обозреватель журнала "Штерн". - Зрители усаживались, гас свет, и начинался среднестатистический авангардный перформанс. Одни и те же приемы кочевали из одного театра в другой. Казалось, что режиссеры умышленно копируют или пытаются пародировать друг друга. Только прочитав программку, можно было понять, что сегодня дают: "Генриха IV" Шекспира, его комедию "Виндзорские насмешницы" или, к примеру, "Разбойников" Шиллера...» (цитирую по статье С. Семеновой «Пытка театром. В Германии открылся театральный сезон» // Культура. - 2005.-27 окт.).
К сожалению, и российские режиссеры принимают участие в такого рода постановках, особенно, на оперной сцене. См. об этом материалы:
Морозов Д. Иного нет у нас пути? Дмитрий Черников поставил «Бориса Годунова» в Берлине // Культура. - 2005. - 29 дек.
Беседа Виктора Игнатова с Владимиром Федосеевым в Цюрихе и Париже «Людей отучивают слушать музыку, их просто развлекают» (см.: Культура. - 2005. - 24 ноября).
Само за себя говорит название заметки в рубрике «Все обо всем» - Золушка попала в публичный дом (о новой постановке балета Сергея Прокофьева «Золушка» в Латвийском национальном театре оперы и балета) // Культура. - 2005. - 15 сент.
Достаточно настойчиво пробивает себе дорогу в фотографическом искусстве нью-йоркский фотограф Спенсер Туник. Самая массовая съемка Туника состоялась в Барселоне в 2003 году, где 7 тысяч добровольцев скинули с себя одежды, чтобы быть увековеченными камерой. Фотограф занимается этими «живыми инсталляциями» с 1992 году. «Это нечто новое. И помимо раскрепощения, поскольку мы обнажаемся прилюдно, это еще и искусство», - заявил один из участников акта массового раздевания. (См.: Культура. - 2006. - 30 марта; 31 августа.)
Приведенное выше высказывание участника фотосъемки есть свидетельство не только отношения к новому виду искусства, но и зарождение нового вида времяпрепровождения определенной части зарубежной публики. Раскрепощение (прилюдное раздевание) - как способ уйти от проблем современной реальности. (См. также: «Лионцы разделись ради искусства» // Культура. - 2005. - 22 сент. - Приложение № 2-10.)
Еще более шокирующие данные содержатся в статье К. Авдеевой «Память против выгоды. «Доктор Смерть» приходит в Польшу», в которой рассказывается о «творчестве» художника «оригинального» жанра Гюнтера фон Хагенса, специализирующегося на организации выставок препарированных, превращенных в «художественные экспонаты» трупов. Причем, у одних зрителей его чудовищные скульптуры вызывают негодование и ужас, у других - жестокий интерес и возможность пощекотать нервы. Но так или иначе, за 10 лет на «выставках» фон Хагенса побывали почти 16 миллионов человек.
/Культура. - 2005. -31 марта /
Естественно, что от поклонения такому виду «искусства» до нового образа жизни и проведения досуга - один шаг.
К экстравагантным видам досуга можно отнести такие, как праздник «Томатино» в Испании и фестиваль «Горящий человек» в США. Информацию о первом «празднике» можно получить в газете «Комсомольская правда». - 2003. - 5 сентября, а о втором - в журнале ОЕО. - 2000. - №3. - С. 126-136.
Если применить к этим мероприятиям досугового характера социокультурные критерии, то их можно оценить как негативные.
Бросание помидорами, «купание» в томатной пасте на «празднике» в городке Буноле (близ Валенсии) наводит на грустные мысли. Особенно, если вспомнить, что миллионы людей в мире голодают.
Неуважение к продуктам человеческого труда, забвение уроков истории проявляют, к примеру, и участники российской телепередачи «Дом-2». У них принято кидаться друг в друга сырыми яйцами, помидорами, мазаться йогуртами и т.п.
А вот еще пример из зарубежной «культурной жизни».
Недельное пребывание в палаточном городке под названием Ьчэк-Рок-Сити, что ежегодно «строится» в пустыне на северо-западе Штата Невада, в 160 км от города Рино - свидетельство не столько
раскрепощенности личности, сколько - падения нравов и потери жизненных ориентиров.
Несколько слов из статьи о фестивале «Горящий человек»:
Блэк-Рок-Сити - это зона, где нет законов...
Закрывают глаза на наркотики и разврат в этом «вертепе».
Отвязная жизнь бушует в пустыне целую неделю, пока участники не истощат свои силы - и физические, и душевные.
В то же время «Блэк-Рок-Сити» вряд ли можно рассматривать как какую-то уникальную досуговую зону западной цивилизации. Представление об аналогичном характере досуга в ночных клубах Великобритании дает книга Фила Джексона «Клубная культура» (пер. с англ., Екатеринбург, 2005). Клаббинг (по мнению автора - «это важный и сложный социальный опыт», получаемый посетителем в клубе) является «чувственной крайностью, бросающей вызов традиционной британской морали» (с. 7, 12).
Вызов традиционной морали - это то, что объединяет Блэк-Рок- Сити и ночную жизнь британских клубов.
Естественно, что снятие нравственных барьеров ни к чему хорошему привести не может. В конечном счете, оно ведет к вырождению нации. В этом плане символично название фестиваля - «Горящий человек». Да и как не сгореть в костре невадийской пустыни, если там все дозволено.
О серьезных проблемах западной цивилизации говорят и многие зарубежные деятели культуры. Вряд ли кого из них заподозришь в нелюбви к стране, в которой они родились или добились успеха.
Вот некоторые из такого рода высказываний.
Известный французский актер Филипп Нуаре на вопрос «Интересуется ли он политикой?» ответил:
- В настоящий момент ею невозможно не интересоваться, и я должен признаться вам в том, чего я не должен был говорить иностранному журналисту: будущее Франции меня очень беспокоит. Я родился в 1930 году, видел войну и разные другие передряги, но у меня никогда не было ощущения, что страна находится в столь трудной ситуации, как в настоящий момент. В стране надо все реформировать, начиная с конституции, и кончая всей налоговой и социальной системой. Проблема в том, что политики занимаются в основном своими личными интересами и интригами, а народ, который привык жить на шее у государства, не хочет ничего менять.
/Мир новостей. - 2006. - 30 мая. - С. 29, материал Людмилы Гаршери/
Немало критических замечаний и в адрес США. Причем критикуют как соотечественники, так и представители союзнических стран.
Например, одним из яростных критиков Америки является британский драматург, лауреат Нобелевской премии, Гарольд Пинтер - и за вторжение в Афганистан, и за бомбежки Сербии, и за войну с Ираком. • • (см.: Культура. - 2005. - 20 окт.).
Итальянский ученый-культуролог и один из крупнейших современных писателей Умберто Эко так характеризует внутриполитическое положение в США:
- Сейчас в Америке развивается такая демократическая модель, которая угрожает демократии. Там правят две партии, они находятся под экономическим контролем, а их кандидаты отличаются друг от друга только красотой, решительностью жестов или умением стоять перед камерой...
/Культура. - 2004. - 30 сент., материал Ольги Романцевой/
А это мнение о состоянии театрального дела в современной Америке голливудской звезды 50-х годов Лоран Бэколл:
- Я не знаю, что случилось. Но искусство в Америке, особенно театральное, из-за нашего «великолепного» руководителя как вода в песок на глазах уходит...
/Культура. - 2007. - 22 марта, по материалам журнала «Штерн» подготовила Александра Германова/
Если даже оставить в стороне политическую подоплеку резкости высказывания Лоран Бэколл (она убежденная демократка, т.е. сторонница демократической партии США), то и тогда ее мнение о положении дел в американском искусстве существенно.
Заслуживает внимания ответ М. Скорсезе на вопрос об отношении к Америке:
- Беда сегодняшней Америки — отсутствие прежней открытости и Тенденция к культурному изоляционизму, что совсем уж странно в век наступившей глобализации и неслыханного развития коммуникаций. Я желаю амери- канцам больше любопытства, понимания того, насколько их жизнь обогатится под влиянием новых ценностей, создающимися другими культурами. Когда- т° американская культура складывалась из синтеза и жадного восприятия кУлътур разных народов, но, в конце концов, они опьянели от доставшихся им богатств, надменно решили, что самодостаточны и стали равнодушными к т°му, что создается за пределами их страны. Эта ничем не оправданная спесь
°рого обойдется прежде всего самой американской культуре.
/Культура. - 2006. - 19 января/
Интересно мнение о положении дел в музыкальном мире Франции известного шансонье Шарля Азнавура:
- В общем и целом эстетические вкусы публики, сколь бы разной она ни была, к сожаленью, падают, потребности не растут, а сужаются, но я виню в этом не публику, а тех, кто пишет об искусстве для масс, кто составляет телепрограммы - словом, тех, кто является посредником между артистом и аудиторией.
И далее Ш. Азнавур продолжает:
- Непрофессионализм, дилетантизм могут погубить искусство. Навязанный пиаром успех выдается за признание высокого уровня исполнительства, хотя эти вещи далеко не всегда совпадают.
Но успех - это деньги, а деньги теперь считаются единственным мерилом таланта. Этими же критериями часто руководствуется и радио, вводя, по сути дела, вкусовую эстетическую цензуру (подчеркнуто нами. - В.Д.). Например, две мои песни были не допущены к исполнению из-за их чрезмерной «серьезности», которая якобы противопоказана массовой радиоаудитории.
/Культура. - 2006. - 3 авг., материал Аркадия Ваксберга/
Нетрудно заметить, что в вышеприведенных высказываниях прослеживается тревога известных граждан западного мира за положение дел в своих странах. И совсем непросто отделить здесь вопросы политики или экономики от вопросов воспитания и культуры. Все это крепко завязано в единый социокультурный узел.
Глава III
социальное воспитание за рубежом
и его взаимосвязв с другими социокулвтурными направлениями
Молодежь является предметом особой заботы в любом государстве, будь то демократическое или тоталитарное. Без решения проблем молодежи у общества не может быть ни настоящего, ни будущего. Среди молодежных проблем на первом месте - проблемы образования и обеспечения работой, физическая закалка и организация досуга. Каждая страна по-своему решает проблемы молодежи. И в то же время в решении этих проблем есть много общего. Как правило, молодежные проблемы рассматриваются, прежде всего, на государственном уровне. Так, например, в Германии федеральные органы не занимаются культурной политикой, передав ее в ведение земель. Но определением молодежной политики в той же Германии занимаются, прежде всего, на федеральном уровне.
Ушли в прошлое времена, когда в соответствии с рекомендацией американца Уильяма Джеймса («Нравственный эквивалент войны», 1910) для достижения социальной зрелости молодых людей следовало направлять «работать в угольные и железные рудники, на товарные поезда, рыболовные суда; для мытья посуды, чистки одежды, мытья окон; для строительства дорог и туннелей, в литейные цеха и кочегарки и для сооружения небоскребов, чтобы молодое поколение прошло хорошую закалку и вернулось в общество с более здравыми ценностями и мыслями».
Но рациональное зерно в его рекомендациях осталось. Приобщение молодежи к труду, к общественным видам работы благотворно сказывается на ее нравственном здоровье.
Отстранение молодежи от участия в общественно-полезном труде приводит часто к негативным результатам.
Большая роль в решении молодежных проблем на Западе отводится сфере досуга. От того, как организован досуг молодых людей, зависят и нравственное здоровье общества, и решение ряда социальных проблем, таких, как борьба с преступностью, наркоманией и т.п.
Социальное воспитание (социальная педагогика) за рубежом имеет давние и устойчивые традиции. Речь может идти как о теоре- Тических концепциях и школах, так и об определенных практических результатах[28]. Безусловно, к достижениям зарубежной педагогики следует отнести концепции педагогики сотрудничества и сотворчества, теорию непрерывного образования и воспитания. Заслуживает одобрения поисково-экспериментальная деятельность зарубежной школы. Здесь и обращение к опыту экспериментальных школ 20-30-х годов XX столетия, и поиск совершено новых направлений в школьном образовании и воспитании (нетрадиционные и открытые школы). В последние годы «педагогика среды», как еще часто называют социальное воспитание, все теснее соприкасается с другими направлениями социокультурной деятельности. Связано это, с одной стороны, с тем, что в ряде случаев зарубежная школа при организации учебно- воспитательного процесса стремится выйти за пределы школьного учреждения и превратить в учебные классы и лаборатории все окружающее пространство. Так, в последней четверти XX столетия в ряде стран осуществлялись учебно-воспитательные программы (проекты) под названием «Город как школа». С другой стороны, связь всех направлений социокультурной деятельности объясняется единым объектом воздействия и единой средой обитания детей и подростков.
Замечено, что объединение усилий социальных работников, социальных педагогов и организаторов культурно-досуговой деятельности дает наивысший социокультурный эффект.
Рис. 7. Зоны совместной деятельности социальных педагогов, социальных работников и организаторов культурно-досуговой деятельности
Условные обозначения:
I - социальная работа; II - культурно-досуговая деятельность; III - социальное воспитание- „
Из рис. 7 видны зоны социальной работы и культурно- досуговой деятельности, охваченные педагогическим влиянием.
Определился в зарубежной теории и практике и своеобразный центр, вокруг которого организуется и координируется социально- воспитательная работа. Это школа, влияние которой распространяется на всю среду обитания детей и подростков. Более того, ставится задача, чтобы это влияние распространялось и на взрослое население.
«Помещения и оборудование школ и колледжей - библиотеки, художественные мастерские, сценические площадки, - читаем мы в книге президента Европейского форума по искусству и художественному наследию Саймона Манди, - должны, где это только возможно, стать доступными для всех местных жителей»1.
В свою очередь, «каждое учреждение культуры, которое получает деньги из государственного бюджета, должно вести серьезные образовательные программы для людей всех возрастов»2.
Просматриваются также основные направления и формы социального воспитания. Прежде всего, необходимо назвать различного рода добровольные объединения волонтерского характера, целью которых является как воспитание и самовоспитание личности, так и оказание помощи нуждающимся по многим направлениям их жизнедеятельности, в том числе и в организации досуга. Здесь как нигде сливаются в единое целое цели и задачи всех основных направлений СКД. А участники социокультурного процесса выступают в различных ролях - от объекта воздействия, ради которого проводится то или иное мероприятие, до активного организатора этого воздействия. При этом просматривается явная тенденция сделать всех участников социокультурного процесса равноправными партнерами. Достигается это, прежде всего, уважительным отношением к индивиду, максимальным учетом его запросов и интересов.
Но успехи в социальном воспитании зависят не только от уровня педагогической теории или мастерства социальных педагогов, но и в значительной степени - от состояния среды обитания современного человека, и прежде всего - детей и подростков. А здесь, к сожалению, не все благополучно.
Как уже отмечалось, современное западное общество переживает, по всей вероятности, не самое лучшее время. Не случайно в ряде теоретических работ остро ставится вопрос о кризисных явлениях зарубежной жизни, в т.ч. ее социокультурной сферы.
Так, в статье Т.Е. Савицкой «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры: герой или жертва (Обсерватория культуры. - 2006. - №1. - С. 21-32) раскрываются причины ненормального процесса социализации значительных слоев молодежи. Ядром этого процесса, по мнению социологов культуры, является масштабное продвижение так называемого «детского» глобального культурного продукта. Это продвижение опирается на скрытую колонизацию внутреннего мира детей, ломку мировоззренческих матриц, импорт систем ценностных предпочтений и поведенческих структур. То есть на организацию управленческого конфликта этнонациональной и мультикультурной идентичностей... (См. вышеназванную статью, с. 21; подчеркивания наши. - В.Д.).
Далее читаем: «Молодежь сегодня «заботливо» изолируют от серьезной социальной деятельности, старательно вытесняют с рынка труда на обочину общества в «культурные гетто» (дискотеки и т.д.), планомерно сводят ее роль в обществе к обеспечению потенциально ненасытного, управляемого капризами моды и сегрегированного (обособленного. - В.Д.) в возрастном отношении рынка потребления» (там же, с. 23; подчеркивания наши. - В.Д.).
И еще две небольшие выдержки из этой статьи.
«Но - вот парадокс - в процветающих США, лидере глобального капитализма, десятилетиями не затронутых никакими социально- экономическими экспериментами, уровень психологической депри- вации (здесь - неустойчивость. - В.Д.) детей не ниже, а выше, чем у нас».
«...В Соединенных Штатах каждые три часа от огнестрельного оружия погибает один ребенок» (там же, с. 24-25).
Среди причин ненормальной социализации молодежи:
- сексуальные эксперименты, техника контроля за рождаемостью, аборты, генетическая инженерия;
- поиски самовыражения, полноты ощущения Я, невзирая ни на какие ограничения морального или правового характера;
- действующий в русле единой концептуальной схемы, социальный и художественный постмодерн, приучающий общественное с03нание к мысли, что истина и мораль относительны, а высший за- к0Н _ это произвол денег и власти;
- представление об относительной ценности артефактов культуры, когда произведения мирового значения уравниваются с произведениями нового искусства;
- новейшие зрелищные технологии «виртуализируют» мир, делают его похожим на «спектакль», калейдоскоп образов, желаний, обрывков информации и т.д. (см.: там же, с. 25).
В дополнение и развитие сказанного перечислим некоторые из разновидностей глобального детского продукта. Это, по нашему мнению, дискотеки и компьютерные игры; книги-комиксы и реалити- шоу; сериалы и мобильная система знакомств; кока-кола, жевательная резинка, сигареты, пиво и конкурсы красоты; и многие-многие другие «ценности», которые было бы вернее назвать лжеценностями.
О трудностях, которые испытывает, например, французская молодежь, говорит и Ф. Нуаре:
«...Достаточно посмотреть на то, как она (молодежь. - В.Д.) бунтует на улице целыми месяцами под самым смешным и незначительным предлогом. В 20 лет они требуют, чтобы им преподнесли будущее на блюдечке с голубой каемочкой. Идея о том, что в жизни за все, и в том числе за успех, надо бороться, им даже не приходит в голову. Они убеждены в том, что государство и общество обязаны взять их на поруки, и, к сожалению, таков менталитет всего французского общества, который грозит завести его в тупик».
/Мир новостей. - 2006. - 30 мая. - С. 29, материал Людмилы Гаршери/
А вот мнение о судьбе подрастающего поколения молодого японского режиссера-аниматора Горо Миядзаки:
- В сегодняшней Японии молодые люди в массе своей чувствуют себя оттесненными на обочину жизни. И они думают или подсознательно чувствуют, что это связано с родителями...
/Культура. - 2007. - 19 апреля, материал подготовлен Александрой Германовой/
Обеспокоенность о судьбе молодежи проявляется и на официальном уровне. Делаются попытки оградить ее от вредного влияния определенного характера теле- и видеопродукции, интернет- информации и т.п.
Так, например, в США имеется Федеральная комиссия по коммуникациям, которая наблюдает за телеканалами. Имеется так- Же Родительский телевизионный совет, обладающий определенными контрольными функциями. Имеют место в США случаи, когда телеканалы наказываются (прежде всего - в виде штрафа) за факты нарушения общественной морали. Ведется в США и борьба с нецензурщиной в эфире. (См. материалы в газете «Культура». - 2004. - 25 ноября, 2005. - 28 апр., 2004. - 1 апр.) (Приложение 2-11, 2-12, 2-13.)
Наблюдательный орган за электронными СМИ есть и в Великобритании // «Культура». - 2007. - 7 июня. (См.: Приложение № 2-14.)
Из заметки «Джордж Лукас пожалел детей» узнаем об американской практике налагать ограничения на просмотр того или иного фильма детьми, типа: «детям до 13». Не столь строгим ограничением является возможность попасть ребенку на киносеанс с одобрения родителей (Культура. - 2005. - 24 марта). (См. Приложение 2-15.)
А причин для введения ограничений цензурного характера в США, по всей вероятности, немало. Об этом говорит хотя бы факт создания фильма «Плохой Санта», где показан нетрадиционный образ любимого всеми рождественского героя. Фильм был раскритикован специалистами за вульгарность и неправильную трактовку положительного героя, однако зрители устремились в кинотеатры и показали, что им интересен и такой Санта - ругающийся матом и сильно пьющий // Культура. - 2003. - 11 декабря. (См. Приложение №2-16.)
Не после ли выхода на экраны именно этого фильма в США активизировалась борьба с нецензурщиной?!
Не случайно в Европе уже проведен так называемый День безопасного Интернета (06.02.07 г.) - одна из попыток оградить детей и подростков от информации порнографического содержания, поступающей к ним из Интернета, через мобильные телефоны.
Как видим, проблем у западного общества (как и у российского тоже) в воспитании подрастающего поколения немало. Но сосредоточим свое внимание в большей степени на позитивном опыте социального воспитания.