Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культурно-досуговая работа с инвалидами и людьми «третьего возраста»



Если работа по месту жительства за рубежом близка аналогич­ной работе в России, то культурное обслуживание инвалидов во мно­гом является новым видом деятельности для российской действи­тельности.

Здесь мы, действительно, отстали от Запада и, может быть, в большей степени, чем даже в создании индустрии досуга. Для нас как бы не существовало этой проблемы. У нас как бы не было тех же ин­валидов. А если для инвалидов и проводилась культурно-досуговая работа, то о ней знали только сами организаторы этой работы. В дан­ном вопросе «развитой социализм» однозначно уступил «развитому капитализму». И дело даже не в уровне этой работы, ее материальном обеспечении. Коренное отличие в постановке культурно-досуговой работы, например, с инвалидами у нас и на Западе заключается в по­нимании социального статуса данной категории граждан. У нас - их как бы нет, они где-то там, в закрытых (специальных) лечебных заве­дениях. На Западе, и в соответствии с законодательством, и в значи­тельной мере на практике, инвалиды - та категория, которая имеет доступ к основным культурным ценностям, что и здоровые люди.

Открытость работы со всеми категориями населения - еще одна из особенностей западного досуговедения. Открытость, если она не вредит, конечно, нравственной стороне дела, не затрагивает нравст­венных чувств индивида и окружающих.

Во время прохождения практики в голландском парке «Эфте- линг» автору этих строк неоднократно приходилось наблюдать такую картину. В один из дней недели к парку подъезжают комфортабель- ные автобусы, из которых выкатываются коляски с инвалидами- олигофренами. В течение нескольких часов «дауны», как в просторе­чии называют представителей этой болезни, в сопровождении мед­персонала находятся на свежем воздухе. Их коляски видны повсюду: на дорожках парка, на открытых лужайках, в тени деревьев. Наблю­дают «дауны» и за тем, как работают многочисленные аттракционы, в том числе и особенно любимые молодежью, от которых захватыва­ет дух: «Голландская лодка», «Американские горки» и др. При этом присутствие «даунов» никоим образом не стесняет «обычную» пуб­лику. Жизнь парка идет своим чередом. Каждый проводит время в соответствии со своими желаниями...

Пожалуй, только российские библиотеки организуют работу с инвалидами на должном уровне и хорошо информированы о зару­бежном опыте.

Социальная защищенность инвалидов уже длительное время яв­ляется предметом пристального внимания со стороны ООН и других международных организаций. Генеральная ассамблея ООН приняла Декларацию о правах инвалидов (9 декабря 1975 года), в которой провозглашены: неотъемлемое право инвалидов на уважение их че­ловеческого достоинства; одинаковые с остальным населением граж­данские и политические права; право на образование и различные формы обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной реабилитации; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирова­ния; право участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга1.

В 1981 году был проведен Международный год инвалидов, а в 1983-1992 годах - десятилетие инвалидов, вызвавшие сильный резо­нанс в сфере мировой социальной политики. В 1982 году ООН при­няла долгосрочную всемирную программу действий в отношении к инвалидам.

Ее цель - стимулировать эффективные меры по предупрежде­нию инвалидности, по реабилитации, реализации задач полного уча­стия инвалидов во всех сферах общественной жизни.

См.: Диянская Г.П. Библиотеки для слепых за рубежом. - М., 1996. - С. 6.

В 1993 году ООН приняты «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов». Одним из основных докумен­тов, на которые опираются правила, является «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах». Являясь чле­нами общества, инвалиды имеют право на поддержку, в которой они нуждаются, в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг. Имеют они и право доступа к инфор­мации. Так, информационное равноправие инвалидов по зрению оз­начает доступ каждого из них к информации и материалам, в которых они нуждаются на тех же (или, по возможности, приближенных) ус­ловиях, что и для нормально видящих[26].

Очень верно, на наш взгляд, замечание Г.П. Диянской о том, что «мы видим инвалидность, символизированную белой тростью, слу­ховым аппаратом, креслом-коляской, но сколь часто мы не видим че­ловека. Что нужно, так это сосредоточиться на способности, а не на неспособности, не на инвалидности инвалида»[27].

Поскольку работа библиотек с инвалидами специально изучает­ся на библиотечно-информационных факультетах вузов культуры, мы оставляем этот вопрос за рамками данного пособия. А интере­сующихся этим вопросом особо отправляем к монографии Г.П. Ди­янской «Библиотеки для слепых за рубежом» (М., 1996).

В данном же параграфе рассмотрим малоизвестный российско­му читателю опыт работы с инвалидами зарубежных музеев, свиде­тельствующий об общих методологических подходах в организации культурно-досуговой работы с инвалидами в передовых странах. При изложении этого вопроса мы опираемся на материалы, помещенные в научно-информационном сборнике «Культура в современном мире» (Вып. 1. М„ 1996. С. 58-68).

В настоящее время на Западе, в частности в Великобритании и США, накоплен значительный опыт работы музеев с людьми с огра­ниченными возможностями (инвалидами). Так, общественность Ве­ликобритании, имеющая отношение к этому вопросу, обсуждает про­блему облегчения доступа инвалидов к богатствам художественной культуры, в том числе находящихся в музеях. Общее число инвали­дов в Великобритании насчитывает 6 млн. человек (или каждый деся­тый). 2% пользуются колясками. 1 млн. англичан могут быть зареги­стрированы как слепые или слабовидящие, т.е. имеющие затруднения для контакта с произведениями изобразительного искусства.

Музеи, не приспособленные для приема такой большой и доста­точно разнородной публики, лишают и себя возможности привлече­ния дополнительной аудитории, и самих инвалидов доступа к худо­жественным ценностям.

Из того, что могут и представляют западные музеи людям с осо­быми нуждами, специалисты выделяют:

Общие услуги для людей с различными физическими и умствен­ными отклонениями:

- доступные брошюры и другого рода информация;

- персонал, специально обученный для помощи людям с различ­ными недугами;

- четко и ясно написанные объявления и указатели.

Услуги для глухих и слабовидящих:

- экскурсии на языке знаков и жестов;

- распечатанные тексты магнитофонных экскурсий;

- персонал, обученный языку жестов и алфавиту глухонемых;

- световая сигнализация;

- знаковая символика (на билетах, музыкальных проспектах), обозначающая готовность музея принять аудиторию глухих;

- доступ в музей обученных собак;

- вода для этих собак.

Услуги для людей с повреждениями зрения:

- экскурсии для слепых (с использованием осязаемых предме­тов, открыток, рисунков предметов, планов маршрутов-тропинок);

- допуск собаки-поводыря в музей;

- вода для собаки-поводыря;

- гид-кассета;

- перчатки (если это необходимо для проведения экскурсии «на ощупь»);

- мастерские;

- информация на шрифте Брайля;

- информация крупным шрифтом;

- разборчивые надписи;

- хорошее освещение.

Услуги для людей с ограничениями в движении:

- трапы с регулировкой наклона около всех лестниц;

- пассажирские лифты (не грузовые);

- доступные для людей с колясками туалетные комнаты;

- дверные ручки, столики с информацией и общественные теле­фоны, находящиеся на высоте, которая подходит для людей в коля­сках;

- достаточно широкие дверные проемы;

- коляски, предлагаемые для использования в музее;

- стулья и сиденья различной высоты и степени твердости для пользования во время экскурсий и для отдыха;

- карты маршрутов, обозначающих места для отдыха, места на­хождения трапов и число ступенек на лестнице;

- места для проведения общих занятий с показом на них прине­сенных экспонатов.

Услуги для людей с умственными отклонениями:

- специально подготовленные кассетные экскурсии;

- крупный шрифт четких указателей и надписей.

Из того, что перечислено выше, многое недоступно российским музейным работникам. В то же время на Западе ставятся задачи по совершенствованию этой работы. Так, многие музеи Великобритании налаживают связи с местными инвалидными обществами. В США типичным стало создание консультативных советов, состоящих из членов организаций инвалидов - потенциальных посетителей музеев.

Одна из немаловажных задач - специальная подготовка персо­нала для работы с «особыми» посетителями, предлагающая полное понимание проблем людей с ограниченными возможностями, внима­тельное и заботливое отношение к ним не как к инвалидам, а как к личностям.

Заслуживает внимания деятельность Музея современного ис­кусства (МОМА) в Нью-Йорке по составлению и воплощению в жизнь программ посетителей-инвалидов. Еще в 1944 году МОМА в сотрудничестве с Центром искусств ветеранов войны предложил од­ну из первых в США лечебных программ арт-терапии. К 1972 году была подготовлена и введена новая программа «экскурсия на ощупь». Социально обученный персонал помогал посетителям с по­врежденным зрением оценить собрания скульптур из постоянной му­зейной коллекции.

Особое направление — художественная терапия для слепых и слабовидящих людей, их художественно-творческая реабилитация. В Англии в этом направлении специализируются художники, имеющие подготовку в области психологии и арт-терапии на базе Британской ассоциации художественных терапевтов (ВААТ). Члены общества слепых художников собираются вместе, рисуют, посещают художе­ственные выставки и различные мероприятия.

А вот информация о гастролировавшей весной 2001 года в Мо­скве и Волгограде английской труппе СапЭоСо. Труппа состоит из бывших профессиональных танцоров, в силу различных обстоя­тельств ставших инвалидами-колясочниками. Кроме великолепного концерта, данного на сцене РАМТа (молодежного театра), англичане поставили в Волгограде спектакль с российскими инвалидами - не­профессиональными танцорами.

Приведенные примеры дают представление как о характере ра­боты с инвалидами за рубежом, так и об уровне ее организации. До­бавим еще, что достижения научно-технического прогресса в по­следние годы резко увеличивают возможности приобщения инвали­дов к достижениям культуры. Речь идет об использовании различно­го рода компьютеров, аудио- и видеопроекторов и другой техники, позволяющей людям с самыми тяжелыми формами заболеваний ор­ганизовать досуг, не выходя за пределы своего жилища.

Среди групп людей, находящихся в специфических условиях использования свободного времени, выделяется также категория пре­старелых. Как правило, их доходы при выходе на пенсию резко сни­жаются, физические и духовные силы падают, а свободного времени становится больше.

По свидетельству английской социологической статистики, лишь 5% людей в возрасте 65 лет и старше посещают кино, 15% - ходят в клуб.

Не более 15% престарелых имеют автомашину, и лишь 40% - проводят отдых вне дома1.

Особое место в досуговых предпочтениях людей «третьего воз­раста» занимает просмотр телепередач, а в последние годы - про­смотр различного рода видеопрограмм, а также компьютерные игры.

Учитывая образ жизни значительной части пенсионеров как на Западе, так и в России, большое внимание уделяется работе по месту жительства, оборудованию досугового пространства рядом с жиль­ем.

В то же время в последние годы наблюдается рост активности самих пенсионеров, которые отказываются воспринимать старость

Досуговая деятельность людей «третьего возраста» // Культура в современном мире. Вып.1 -М, 1993.-С. 46-50.

как пассивное ожидание смерти в своей спальне. Опросы показыва­ют, что 95% французских пенсионеров считают, что умеют распоря­жаться свободным временем вопреки нехватке материальных средств.

При поддержке местных органов власти на Западе повсеместно создается значительное число клубов для пожилых людей, цель кото­рых - расширение возможностей общения по интересам. Здесь каж­дый может заняться спортом, рукоделием, ремеслом, художествен­ным творчеством, пообщаться в кругу сверстников и единомышлен­ников.

Одним из проявлений активного отношения к жизни пожилых людей является рост числа университетов для людей пенсионного возраста. Во Франции их насчитывается около 60. Высшее образова­ние, получаемое людьми «третьего возраста», свидетельствует о важ­ности этого нового социокультурного феномена - потребности по­жилых людей в повышении своего интеллектуального уровня. Рань­ше это связывалось, прежде всего, с молодостью, а также с более практическими вещами - борьбой со скукой и борьбой за социальный престиж.

Самосовершенствование посредством образования, утратив мо­мент профессиональной или школьной необходимости, превращается у пожилых людей в удовольствие.

Особое распространение среди пожилых получают занятия спортом, позволяющие поддерживать форму, сохранять здоровье, сопротивляться старению, больше общаться со сверстниками. Среди 1 занятий спортом большой популярностью пользуются пешие прогул­ки и занятия общей физической подготовкой в клубах для людей «третьего возраста». Согласно французской статистике, в возрасте 60 лет различными видами спорта занимаются 37% пенсионеров, в воз­расте старше 70 лет - 26%.

Несмотря на материальные проблемы через посредничество профсоюзов по месту прежней работы, а также с помощью клубов по интересам, организующих как краткосрочные, так и долгосрочные поездки-путешествия, люди пожилого возраста получают возмож­ность для путешествий. Если, например, 56-57% французских тру­дящихся ежегодно используют отдых для путешествий, то среди вы­шедших на пенсию 25-50% путешествуют больше, чем раньше.

Важной рекреационной проблемой является организация досуга в парках, где люди пожилого возраста составляют одну из самых

многочисленных групп посетителей. Для решения этой проблемы не- обходимо наличие не только соответствующих программ, но и ква­лифицированных руководителей.

Многие специалисты считают, что пожилых людей можно при­влекать к работе в парках на неполный день (4 часа). Как правило, оНи выполняют обязанности садовников и парковых служащих. Это дает пенсионерам не только дополнительный источник дохода, но и, как они сами считают, работа улучшает их самочувствие, повышает моральный тонус, дает возможность общаться со сверстниками.

Несмотря на определенные сдвиги в организации досуга пожи­лых людей в этой сфере, считают зарубежные специалисты, продол­жает существовать проблема возрастной дискриминации. Специали­сты приходят к выводу о необходимости создания комплексных спе­циализированных программ развития досуга для пожилых людей с учетом уже накопленного в этой области международного опыта. Интересные сведения о социально-досуговой терапии для пожилых приводятся в Приложении 1-6.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод об общих проблемах в организации досуга пожилых людей как в нашей стране, так и за рубежом. Хотя, как уже не раз подчеркивалось, возможности далеко не одинаковые. Достаточно только сопоставить данные об участии в турпоездках отечественных и иностранных лиц пожилого возраста. Сопоставление явно не в нашу пользу.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.