Структурно-логическая схема работы командира при управлении формированиями войсковой ПВО
Под методами управленческой деятельности (методами управления) понимается определенный порядок и приемы (правила) работы командиров (начальников) и их штабов при решении конкретных задач управления в период подготовки и в ходе боевых действий.
Это весьма подвижная в своей сущности категория, находящаяся в большой зависимости от характера решаемых задач подчиненными войсками войсковой ПВО и условий обстановки, уровня оснащенности органов управления новыми средствами связи, автоматизации, подготовленности и сработанности штабов.
В теории и практике управленческой деятельности можно выделить два основных направления или подхода к формированию методов.
Первое из них связано с выявлением и формулированием методов решения конкретных задач управления:
сбор, обработка и отображение данных обстановки;
принятие решений и планирование боевых действий;
доведение задач до подчиненных и организация взаимодействия;
руководство соединениями (частями) в ходе боевых действий и решение других задач.
Второе направление связано с методами воздействия на подчиненных в процессах управления. Оно вытекает из того, что управление - это, прежде всего, регламентация действий людей при решении ими своих задач с использованием различных видов оружия, боевой и специальной техники.
Нельзя успешно решить ни одну из задач без правильного построения отношений между людьми в воинских коллективах, между вышестоящей и подчиненной инстанцией, между начальниками и подчиненными, без проведения воспитательной работы с личным составом органов управления.
Характерными признаками для методов первого направления являются: относительно четкая постановка задач; регламент времени; возможность привлечения конкретного состава людей и технических средств управления; определение последовательности работ и распределение их объема по времени между отдельными должностными лицами и рабочими группами органов управления; возможность применения отработанных приемов (правил) действий с использованием технических средств управления, включая средства автоматизации и др.
В интересах успешного решения задач управления важно иметь определенную систему приемов (правил) действий должностных лиц и целых органов управления (алгоритмы решения конкретных задач управления), которые после проверки практикой могут издаваться для штабов в качестве руководств, рекомендаций или методических пособий.
Более сложную форму носят методы воздействия на личный состав подчиненных войск войсковой ПВО при подготовке и в ходе боевых действий.
Различают два вида методов: директивные и стимулирующие, которые неразрывно связаны между собой.
Директивные методы предполагают прямое волевое воздействие старших начальников на подчиненных путем отдачи соответствующих приказов, распоряжений и указаний в рамках предоставленных им прав действующими в Вооруженных Силах уставами, наставлениями и другими правовыми документами военного законодательства.
Стимулирующие методы основываются на использовании материальных, психологических, моральных и других стимулов. К наиболее распространенным из них следует отнести: поощрение и награждение отличившихся солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров, популяризация их в средствах массовой информации; постоянная работа командования и штабов по сплочению коллективов, их обеспечению и удовлетворению бытовых, культурных и духовных потребностей; проведение с подчиненными командирами и штабами сборов, занятий, КШУ; поддержание боевых традиций, проведение воинских ритуалов и других мероприятий.
Рассмотренные направления в формировании методов управленческой деятельности носят общий характер. Вместе с тем, управление многогранно. В нем деятельность коллективов людей и отдельных должностных лиц базируется на применении большого количества разнообразной техники, существуют многосторонние связи с внешней средой и применяется определенный научный аппарат.
Поэтому наряду с относительно общими направлениями в формировании методов в управлении будут иметь место и частные. Они могут касаться методов использования, к примеру, электронно-вычислительной техники и АСУ, применения математических, эвристических и графических методов математического моделирования и прогнозирования боевых действий, сетевого планирования в процессах управления и т. д.
Таким образом, к вскрытию и формулированию методов управленческой деятельности необходимо подходить творчески, с учетом различных сторон деятельности командования, штабов и других органов управления, возможностей привлечения технических средств, включая АСУ. Здесь надо будет учитывать также характер и сложность решения задач, время, укомплектованность органов управления, их подготовленность, степень воздействия противника на войска и систему управления и другие факторы.
На методы решения задач управления оказывает влияние и стиль работы командиров (начальников), руководящего состава органов управления и в целом штабов.
Под стилем работы командира (начальника) и штаба понимается совокупность правил, характеризующих их подход к выполнению своих функциональных обязанностей, манеру поведения в ходе руководства людьми и коллективами, особенно в сложных условиях обстановки и экстремальных ситуациях.
На стиль работы влияют индивидуальные качества и приверженность командиров (начальников) к тем или иным приемам и правилам работы, к использованию своих знаний и опыта.
Работа командира (начальника) и штаба по принятию решения, постановке задач и планированию боевых действий, как показывает практика, по своей организации и методам исполнения всегда имеет особенности, вытекающие из конкретных условий подготовки и ведения боевых действий. Вместе с тем, различные мероприятия при решении задач управления выполняются по общим принципам и правилам.
Эти принципы и правила носят характер руководящих положений, но применяются творчески, в соответствии с характером полученных задач и конкретными условиями подготовки и ведения боевых действий.
Работа командира (начальника) и штаба по принятию решения, постановке задач и планированию боевых действий в зависимости от обстановки и установленного времени готовности войск к действиям может вестись последовательно или параллельно. В ряде случаев возможно сочетание этих методов.
Метод последовательной работы применяется в основном при наличии достаточного времени на подготовку боя. Он является основным при заблаговременной подготовке боя в мирное время.
В соответствии с этим методом каждая нижестоящая командная инстанция начинала работу по принятию решения и подготовке боевых действий после того, как в вышестоящей командной инстанции планирование операции полностью завершилось. При этом часто практиковалось заслушивание мнения нижестоящих инстанций по вопросам готовящихся операций. Нельзя исключать этот метод и из современной практики.
Метод последовательной работы в современных условиях означает, что принятие решения и планирование боевых действий в нижестоящих инстанциях осуществляется после принятия решения вышестоящей инстанцией на основе отданных им письменных боевых приказов (боевых распоряжений). При этом круг должностных лиц, привлекаемых к выработке решения и отработке плана боевых действий резко сокращается, что способствует скрытности подготовки боевых действий.
При наличии времени в процессе выработки решения командир (начальник) может заслушивать обстоятельные доклады своих заместителей, помощников, начальников служб и их предложения по замыслу боевых действий. Штаб готовит данные, базируясь на детальных расчетах, включая моделирование операции с использованием ЭВМ.
Могут проводиться рекогносцировки и полевые выезды для уточнения решения и задач. Это обеспечивает наиболее полную и качественную подготовку боевых действий и позволяет старшему штабу, после того как пройдет планирование боя, оказать реальную помощь подчиненным штабам в подготовке к решению стоящих перед ними боевых задач.
Необходимо помнить, что в любом случае командир и штаб всю работу должны проводить так, чтобы закончить ее своевременно и предоставить подчиненным как можно больше времени для подготовки к выполнению задачи.
Метод параллельной работы является основным в ходе боевых действий и применяется при ограниченных сроках подготовки боя.
Сущность данного метода заключается в том, что основные работы по выработке решения, постановке задач и планированию осуществляются, как правило, одновременно во всех звеньях управления. При этом каждая нижестоящая инстанция приступает к работе сразу после выработки командиром замысла боевых действий - на основе отданных предварительных боевых распоряжений старшего командира.
Такой метод работы дает возможность резко сократить сроки подготовки боевых действий по сравнению с методом последовательной работы, а войскам предоставить больше времени на непосредственную подготовку к выполнению поставленных задач. Однако этот метод требует более четкой организации работ во всех командных инстанциях и слаженности в деятельности штабов.
В условиях дефицита времени командир должен сосредоточить основное внимание на решении главных задач и предоставить подчиненным в соответствии с их функциональными обязанностями широкую инициативу в решении остальных вопросов.
Важное значение приобретают своевременность и продуманность оперативного ориентирования подчиненных, четкое распределение и выполнение функциональных обязанностей, высокая организованность в работе, строгая дисциплина исполнения, хорошая натренированность штабов. Неорганизованность при применении метода параллельной работы приводит к нервозности и задержкам выполнения задач нижестоящими штабами.
Применение метода параллельной работы возможно и целесообразно не только штабами разных уровней, но и внутри штаба. В зависимости от конкретных условий подготовки боевых действий работа командования и штабов может строиться на принципах сочетания методов последовательной и параллельной работы. Такое сочетание может выражаться в заблаговременной выработке командиром замысла, после утверждения которого работа в штабах проводится методом последовательной или параллельной работы.
Или некоторые командные инстанции, например, армия-дивизия, при выработке решения используют метод последовательной работы, а нижестоящие инстанции, получив боевой приказ (боевое распоряжение), организуют подготовку боевых действий методом параллельной работы.
Решение командира составляет основу организации и проведения всех мероприятий по подготовке боевых действий и руководству соединениями (частями, подразделениями) в ходе боя. Поэтому обоснованность и своевременность отработки решения составляет важнейшую задачу штаба. Решение - основа управления.
Рассмотрим содержание методов работы.
С получением боевого приказа или боевого распоряжения начальник войск ПВО (командир соединения, части) уясняет задачу; определяет мероприятия, которые нужно немедленно провести для быстрейшей подготовки частей (подразделений) к выполнению полученной задачи; проводит или утверждает расчет времени, дает начальнику штаба указания по ориентированию заместителей командира, начальников служб и командиров частей (подразделений) о предстоящих действиях, об организации разведки, о времени и порядке работы на местности и подготовке данных, необходимых для принятия решения; оценивает обстановку; принимает решение по карте; докладывает его старшему командиру (начальнику); отдает боевой приказ (боевое распоряжение) и дает указания по организации всестороннего обеспечения боя, управления, воспитательной работы и контроля за подготовкой частей (подразделений) к выполнению боевой задачи; выезжает на местность, где проводит рекогносцировку, уточняет свое решение и задачи частям (подразделениям), организует взаимодействие.
При методе параллельной работы содержание остается таким же, только в определенной степени изменяется последовательность работы: на основе полученного предварительного боевого распоряжения вырабатывается и утверждается замысел боевых действий, отдаются предварительные боевые распоряжения подчиненным частям (подразде- лениям); с получением боевого приказа или боевого распоряжения командир завершает принятие решения, отдает приказ (боевое распоряжение) и продолжает работу в соответствии с содержанием метода последовательной работы.
В том случае, когда время крайне ограничено, организация боевых действий может осуществляться по карте или на макете местности. Однако и в этом случае он должен изыскивать возможность для уточнения своего решения, задач частям (подразделениям) и организации взаимодействия на местности.
При уяснении полученной задачи командир соединения (части) должен понять: цель предстоящей операции (боевых действий) прикрываемых войск и ее размах; замысел старшего начальника на ведение операции (боевых действий), особенно порядок и способы отражения ударов воздушного противника; задачу, место и роль соединения, части в оперативном построении (боевом порядке), указанные старшим начальником; роль соединения (части) в общей системе ПВО; задачи взаимодействующих сил и средств ПВО (в том числе ИА ВА), порядок взаимодействия с ними и прикрываемыми войсками; сроки готовности соединения (части) к выполнению задачи.
В результате уяснения задачи командир соединения (части) устанавливает, какие группировки войск (соединения, части), объекты, где и когда необходимо прикрыть, где сосредоточить основные усилия, какие мероприятия следует провести немедленно для подготовки к предстоящим действиям.
Оценка обстановки включает: оценку противника, своих войск, войск ПВО соседей, района боевых действий (местности), времени, а также других факторов, влияющих на выполнение боевых задач.
При оценке наземного противника делается вывод, в какой степени его действия могут влиять на выполнение задач войсками ПВО.
При оценке воздушного противника анализируются: его состав, базирование и степени готовности СВН; характер ожидаемых действий (когда, какими силами, с каких направлений, на каких высотах, по каким объектам может действовать противник; возможные участки прорыва или подавления системы ПВО; способы преодоления ПВО и нанесения ударов по войскам и объектам); характер применения воздушным противником высокоточного оружия, средств РЭБ; подлетное время с момента обнаружения воздушных целей; его сильные и слабые стороны.
При оценке своих частей и подразделений анализируется их состав, состояние и обеспеченность, возможности, положение, их защищенность, система управления, сильные и слабые стороны, готовность к действиям.
На основе оценки воздушного противника и частей, подразделений проводится количественно-качественный анализ их состава и боевых возможностей и определяется соотношение сил сторон по задачам прикрываемых войск (общее и на направлении сосредоточения основных усилий).
При оценке подразделений, частей ПВО соседей оцениваются: состав, положение стартовых позиций (позиционных районов) соседних подразделений (частей) ПВО и выполняемые ими задачи; степень перекрытия зон поражения и порядок поражения воздуш-ного противника в одной зоне поражения (огня) ЗРК (ЗАК); электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств соединения (части, подразделения) и соседних средств ПВО; порядок взаимодействия с ними (особенно в какие периоды боя, по каким целям и направлениям (рубежам) оно будет осуществляться).
При оценке района боевых действий анализируются его физико-географические, экономические и социально-политические условия, оперативное оборудование территории, а также гидрометеорологические и климатические условия района и их влияние на боевые действия войск ПВО.
При оценке времени анализируются и определяются сроки, отведенные на подготовку боевых действий и выполнение боевой задачи, вырабатывается целесообразная последовательность действий всех органов управления.
При оценке других факторов, влияющих на выполнение боевой задачи анализируются: степень освоения территории; радиационная, химическая и биологическая обстановка, а также как возможные разрушения химических и других экологически опасных предприятий могут повлиять на выполнение боевой задачи и другие факторы.
Решение командир соединения (части) принимает лично на основе уяснения задачи, оценки обстановки и проведенных штабом оперативно-тактических расчетов. Неполнота данных обстановки не освобождает его от своевременного принятия решения.
В решении командир соединения (части) определяет:
замысел боевых действий;
боевые задачи частям (подразделениям);
основные вопросы взаимодействия;
организацию управления.
Основой решения является замысел боевых действий. В замысле боевых действий командир определяет:
для зенитных частей (подразделений) - какие группировки войск и объекты прикрыть, где сосредоточить основные усилия, боевой порядок и перемещение (маневр) в операции (бою), порядок и последовательность поражения воздушного противника;
для радиотехнических частей (подразделений) - направление сосредоточения основных усилий по разведке, последовательность создания радиолокационного поля и его наращивания, боевой порядок, режимы работы РЛС, порядок передачи РЛИ.
В последующем, при принятии решения, определяются боевые задачи соединениям (частям, подразделениям), главные вопросы взаимодействия и обеспечения боевых действий, основы организации управления и мероприятия по введению противника в заблуждение.
Боевые задачи подчиненным и приданным частям (подразделениям) командир соединения (части) ставит боевыми приказами, боевыми распоряжениями. Приказы и распоряжения излагаются кратко, но не в ущерб ясности. Все приказы и распоряжения, отдаваемые устно, обязательно записываются.
В ходе боевых действий задачи частям (подразделениям) ставятся, как правило, боевыми распоряжениями.
Важнейшим этапом работы командира соединения (части) ПВО является проведение рекогносцировки, которую он проводит лично. Задачами рекогносцировки являются уточнение на местности боевого порядка, рубежей, задач и т.д.
В ходе рекогносцировки уточняются:
вероятные направления действий авиации противника, особенно вертолетов огневой поддержки, крылатых ракет; места расположения средств ПВО старшего начальника и соседей, задачи, решаемые ими в интересах прикрытия войск, порядок установления с ними связи и поддержания взаимодействия; возможное расположение основных, запасных, ложных стартовых (огневых) позиций; изучаются маршруты выдвижения и маневра, рубежи развертывания, степени готовности.
В результате рекогносцировки детально уточняются боевые задачи и порядок взаимодействия, а также утверждаются решения подчиненных командиров.
Организация управления осуществляется на основе решения командира. Управление должно обеспечивать эффективное использование боевых возможностей подразделений и успешное выполнение ими задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки. Организация управления заключается в создании системы управления, поддержании ее в высокой готовности к выполнению возложенных на нее задач; и обеспечении выполнения требований к ней (устойчивость, непрерывность, оперативность, скрытность).
Во всех случаях должна обеспечиваться необходимая степень централизации управления с предоставлением подчиненным возможности проявлять инициативу в определении способов выполнения поставленных им задач, твердость и настойчивость в проведении принятых решений.
Важной задачей командиров соединений и частей, их штабов после постановки задач подчиненным и организации взаимодействия является практическая работа в подчиненных частях и подразделениях по обеспечению выполнения поставленных задач и всех намеченных подготовительных мероприятий.
Она осуществляется путем организации действенного контроля за правильным уяснением, своевременным и точным выполнением отданных приказов и распоряжений и оказания непосредственной помощи подчиненным командирам и штабам на местах. Контроль должен носить предупредительный характер. В первую очередь контролируются: готовность дежурных сил ПВО к отражению внезапных налетов воздушного противника; своевременность получения подчиненными боевых приказов и распоряжений; знание и правильное понимание поставленных задач; соответствие принятых подчиненными решений замыслу боевых действий и поставленным боевым задачам; своевременность и качество выполнения частями и подразделениями мероприятий по подготовке к боевым действиям и их готовность приступить к выполнению боевых задач точно в установленное время; организация управления в подчиненных частях и подразделениях; знание сигналов и порядка взаимодействия, сигналов (кодов) опознавания и мер по обеспечению безопасности полетов своих самолетов и вертолетов в зоне огня; проведение мероприятий по обеспечению боевых действий частей и подразделений.
Непосредственная помощь подчиненным оказывается по вопросам своевременной и полной подготовки подчиненных к выполнению поставленных задач, обеспечения их всем необходимым для ведения боевых действий.
На местах определяется соответствие принимаемых подчиненными решений поставленным задачам. Командир и штабы обязаны своевременно докладывать (доносить) старшему командиру (штабу) о получении боевой задачи, принятом решении, результатам боевых действий и выполнении задачи, а также новые сведения о противнике и о различных изменениях обстановки.
Таким образом, последовательность работы командира и штаба соединения (части, подразделения) ПВО при организации боевых действий подчиняется основным законам управления, и качество выполнения этой работы зависит от наличия необходимой информации, средств управления, уровня профессиональной подготовки органа управления соединения (части, подразделения) ПВО.
6.4. Назначение, содержание и общий порядок разработки основных боевых документов
Коренные изменения, произошедшие в ВС РФ, предъявили новые требования к управлению войсками и резко повысили роль штабов как организаторов, так и непосредственных исполнителей важнейших мероприятий по управлению войсками.
Управление войсками все более усложняется, а это ведет к тому, что командир в большей степени, чем прежде, нуждается в непосредственной помощи со стороны штаба в разработке и оформлении боевых документов.
В сложных условиях обстановки, особенно при планировании операции и боя, а также в ходе их ведения, боевые документы будут являться единственным способом документального отображения боевых задач.
Кроме того, боевые документы являются основанием для юридической ответственности за выполнение поставленных задач.
В последнее время широкое применение находят поступающие на вооружение АСУ, однако для повышения оперативности управления войсками важное значение имеет и совершенствование традиционных методов и способов разработки и оформления боевых документов, применяемых штабами различной категории.
Штабы разрабатывают боевые, мобилизационные и административно-организационные документы.
Документы, относящиеся к организации, подготовке и ведению боевых действий, а также связанные с передвижением и расположением войск на месте, являются боевыми документами.
По форме исполнения боевые документы могут быть текстовыми, графическими или табличными. Они изготавливаются вручную или с помощью технических средств на бумаге, кальке, топографических или специальных картах, микродиапозитивах, микрофильмах, фотоснимках, фотограммах, а также фиксируются на промежуточных носителях (перфокартах, перфолентах, магнитных дисках, лентах).
В зависимости от назначения и содержания имеются следующие виды боевых документов.
1. Документы по управлению войсками. К ним относятся:
планы противовоздушной обороны, оформленные решения командиров с текстуальной пояснительной запиской, боевые приказы, боевые распоряжения по ПВО общевойсковым объединениям, соединениям и частям, боевые распоряжения соединениям, частям и подразделениям ПВО, предварительные боевые распоряжения, распоряжения по техническому обеспечению, тылу и другим видам обеспечения, планы, рабочие карты.
2. Отчетно-информационные документы. К ним относятся: боевые донесения, донесения, сводки, отчеты, журналы боевых
действий, отчетные карты, схемы, информации и сообщения.
3. Справочные документы. К ним относятся: оперативно-тактические расчеты, ведомости, таблицы, схемы,
справки, описания и другие документы.
При разработке боевых документов необходимо соблюдать следующие требования:
разрабатывать только те документы, которые необходимы для практического применения при боевом управлении соединениями, частями и подразделениями;
по содержанию они должны быть лаконичными, ясными, точными, не допускающими двоякого толкования, исключающими общетеоретические и общеизвестные положения;
по структуре и форме - простыми, наглядными и удобными для работы и для передачи по техническим средствам связи;
по объему - оптимально краткими, но вместе с тем полно раскрывающими содержание, что достигается применением методов унификации, формализации, сокращенных терминов и фраз.
Графические документы должны быть наглядными, соответствовать требованиям систем автоматизированной обработки, обеспечивать возможность быстрого размножения и доведения (передачи) до исполнителей. Отображаемая на них обстановка и все элементы решения должны наноситься четко, без излишней раскраски и детализации, не забивать топографической основы карт.
Рассмотрим общие правила исполнения боевых документов, в частности, текстовых и графических, как наиболее распространенных в войсках войсковой ПВО.
1. Каждый боевой документ должен иметь: гриф секретности и номер экземпляра; указание, кому предназначен (адресат); служебный заголовок, подпись соответствующего должностного лица с указанием должности, воинского звания, фамилии; отметку о исполнении с указанием количества изготовленных экземпляров, фамилий исполнителя и машинистки (чертежника), дату исполнения и номер по журналу учета размножения документов. Учетный номер проставляется также на каждом листе (у нижнего обреза). На приказах фамилия исполнителя не указывается.
Боевой документ, направляемый в части (подразделения) или представляемый в вышестоящий штаб, кроме того, должен иметь: категорию срочности, наименование адресата (кроме боевого приказа); отметки о времени (часы, минуты, дата) отправки и получения документа адресатом.
Например, отметка об исполнении на экземпляре, оставленном в деле штаба:
Изготовл. 1 экз. Отп. 1 экз. Отп. 10 экз.
Только в дело Только в дело Согласно расчету
Исп. Машков Исп. Алферов рассылки
Изгот. Сидоров Отп. Филатова Исп. Иванов
26.06.96 26.04.90 Отп. Чигридова
N 96 N 78 26.07.95
N 69
В отметке об исполнении на экземплярах, отправляемых адресатам, не указывается количество отпечатанных (изготовленных) экземпляров, кому они предназначены, а при рассылке боевого приказа - фамилия исполнителя.
Например, Исп. Алферов Отп. Чигридова
Отп. Чигридова 26.06.96
26.06.96 N 71
N 79
2. Категория срочности и гриф секретности документа определяются исполнителем и окончательно устанавливаются лицом его подписавшим. В правом верхнем углу документа указывается категория срочности, ниже - гриф секретности, затем - номер экземпляра.
Служебный заголовок боевого документа пишется от поля (без красной строки) в одну или несколько сплошных строк. В нем последовательно указываются: название документа; наименование соединения (части), в котором он разработан; его порядковый номер по журналу учета боевых документов; место расположения пункта управления соединения (части); время и дата подписания документа (проставляется должностным лицом, подписавшим документ); масштаб и год издания карты, по которой он разработан. Названия боевого документа и пункта управления пишутся прописными буквами.
Адресат пишется прописными буквами над служебным заголовком. Если документ направляется нескольким адресатам, пишется общий адрес, а ниже, после слова "только", указывается адресат, которому направляется данный экземпляр.
На телеграммах, телефонограммах, радиограммах вместо наименования адресата указывается позывной узла связи, на который они должны быть переданы, и должность лица, которому они адресованы.
Издаваемые боевые документы нумеруются в возрастающем порядке, отдельно по их видам.
3. Все документы по управлению войсками, а также документы, представляемые в вышестоящий штаб, должны иметь подлинные подписи соответствующих должностных лиц с указанием должности, звания и фамилии. В боевых документах, издаваемых за подписью начальника штаба от имени командира соединения (части), задачи (указания) частям (подразделениям) излагаются после слов: "Командир... приказал".
Каждый лист на боевых приказах и боевых распоряжениях, а также подписи командира и начальника штаба заверяются гербовой печатью с действительным наименованием соединения (части).
4. Боевые документы изготовляются в строго необходимом количестве, которое определяется командиром или начальником штаба.
При рассылке документа нескольким адресатам на оборотной стороне последнего листа первого экземпляра или на отдельном листе (при большом количестве адресатов) составляется расчет рассылки, который подписывается исполнителем и утверждается начальником штаба.
В расчете рассылки кроме адресатов указываются также должностные лица, которых необходимо ознакомить с документом, не высылая его. В расчете рассылки делаются отметки о времени отправления и получения документа адресатами, а также ознакомления с ним должностных лиц.
5. Время и дата получения документа проставляются немедленно самим адресатом или лицом, вскрывшим пакет. Отправитель регистрирует время и дату получения документа адресатом после подтверждения о его получении. При использовании средств АСУ время передачи и получения регистрируется автоматически.
УТВЕРЖДАЮ НАЧАЛЬНИК ШТАБА 5 зрбр
полковник Ю.ПЕТРОВ
"___" ___________ 1999 г.
РАСЧЕТ РАССЫЛКИ боевого приказа N 01
Адресат
N
экз.
Время, дата отправки (ознакомления)
Время, дата получения
Подпись в
ознакомле-
нии
в дело
1 озрдн
2 озрдн
08.00 17.12
08.00 17.12
08.30 17.12
08.30 17.12
Ознакомлены
Начальник инженерной службы 08.00 17.12
Зам. командира по тылу 08.00 17.12
НАЧАЛЬНИК ОПЕРАТИВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ШТАБА 5 зрбр
подполковник С. ИВАНОВ
При разработке текстовых боевых документов необходимо соблюдать следующие правила:
время указывается московское; если необходимо указать местное или поясное время, то делается оговорка; временные данные обозначаются четырьмя группами двузначных чисел в таком порядке: часы, минуты, число, месяц, год, взамен отсутствующих десятков и единиц минут проставляются нули, например: 14.01 15.12.96.;
названия населенных пунктов, а также местных предметов, имеющих имена собственные, пишутся без склонения прописными буквами через запятые, при необходимости указывается местоположение на карте квадратом сетки координат или относительно крупных населенных пунктов, например, Маршрут движения - ИВАНОВКА (8654), ПЕТРУШКИ, 1 км зап. МАНЫЧ (8044);
перечисление населенных пунктов и местных предметов, обозначающих линию боевого соприкосновения войск, районы, участки, полосы, рубежи своих войск начинается с правого фланга и ведется против хода часовой стрелки, а войск противника - с его левого фланга по ходу часовой стрелки;
районы обозначаются не менее чем тремя, рубежи - двумя, а полосы, участки - четырьмя пунктами;
рубежи, направления контрударов, контратак нумеруются справа налево и в глубину оперативного построения (боевого порядка) своих войск;
разграничительные линии обозначаются не менее чем тремя пунктами, один из которых должен быть на линии соприкосновения войск на переднем крае, пункты перечисляются от тыла к фронту, а при выходе из боя и отходе - в сторону отхода, если пункт не входит в район, полосу действий, то перед его наименованием ставится (иск), сначала указывается линия справа, затем слева, в наступлении - на глубину поставленной боевой задачи, в обороне - на предельную досягаемость своих артиллерийских средств, в тыл - на глубину оперативного построения (боевого порядка) объединения (соединения);
берега рек, каналов, озер, морских проливов, заливов, скаты высот, склоны гор, опушки, окраины населенных пунктов указываются по сторонам горизонта (берег реки допускается указывать по направлению течения, например, правый, левый);
направление наступления указывается несколькими пунктами на всю глубину боевой задачи или последовательно по задачам. Направление главного удара указывается на установленную глубину, с указанием населенных пунктов, местных предметов от переднего края или рубежа ввода в сражение (рубежа перехода в атаку);
маршруты движения обозначаются названием населенных пунктов или местных предметов, начиная от исходного, затем промежуточных и заканчивая названием последнего на передней границе района сосредоточения, позиционного района или на рубеже перехода в атаку;
количество соединений, частей и подразделений пишется прописью (два мсп), в таблицах соотношения сил и средств и в расчетах - цифрами (зрдн - 5, самолетов Су-27 - 20); нумерация эшелонов боевого и походного порядков, позиций, полос, рубежей обороны- словами (первый эшелон, вторая позиция).
Боевые документы подписываются:
боевые приказы и боевые распоряжения - командиром и начальником штаба;
предварительные боевые и предварительные распоряжения - начальником штаба;
боевые распоряжения, распоряжения по применению родов войск по видам боевого обеспечения, по техническому обеспечению и по тылу, отданные от имени командира, - начальником штаба и соответствующим начальником рода войск и службы, заместителями командира по вооружению и тылу;
боевые распоряжения, распоряжения непосредственно подчиненным частям, подразделениям родов войск, специальных войск и тыла
- соответствующими начальниками родов войск и служб, заместителями командира по вооружению и тылу.
При разработке и ведении графических боевых документов должны соблюдаться следующие правила:
красным цветом наносятся положение, задачи и действия своих войск, кроме тех, которые будут указаны в следующем абзаце, разграничительные линии, пункты управления, в том числе объединений и соединений ВВС и ПВО, ядерные удары своих войск, границы зон поражения (огня) зенитных ракетных и зенитных артиллерийских соединений и частей;
черным цветом наносятся положение и действия ракетных войск и артиллерии, зенитных ракетных войск и зенитной артиллерии (кроме границ зон поражения), соединений и частей инженерных, химических войск, радиоэлектронной борьбы и радиоразведки, войск связи, радиотехнических, железнодорожных и трубопроводных войск, соединений и частей технического обеспечения, границы зон обнаружения надводных целей; удары своих войск ракетами (торпедами) в обычном снаряжении, огонь артиллерии, рубежи досягаемости ракет, а также нумерация, наименования объединений, соединений, частей, подразделений и пояснительные надписи за свои войска;
синим цветом наносятся положение и действия войск (сил) противника, нумерация, наименование его формирований, пояснительные надписи с применением условных знаков и сокращений, принятых в Вооруженных Силах РФ, но в соответствии с принятыми у противника наименованиями;
зеленым цветом наносятся демонстративные, имитационные действия своих войск, мероприятия по дезинформации, а также ложные районы, рубежи, сооружения и объекты с обозначением буквой Л;
коричневым цветом наносятся сектор обзора радиотехнического узла (станции) дальнего обнаружения, границы зон обнаружения РЛС, районы проведения карантинных мероприятий, обсервации войск;
условные обозначения положений, задач и действий частей и подразделений огневых средств (зенитные полки, батареи и т.д.), боевой и другой техники наносятся на карту (схему) в соответствии с действительным их положением на местности и ориентируются по направлению действий войск или ведения огня, при этом определяющей точкой условного знака является его центр (в знаках неправильной геометрической формы - нижний угол передней части знака);
условные знаки соединения, части, подразделения в движении наносятся, как правило, один раз в начале маршрута или на месте выявления;
пункты управления наносятся на карту так, чтобы основание флагштока упиралось в точку его нахождения на местности, фигура знака располагалась горизонтально в сторону, противоположную фронту своих войск (при действиях войск в западном или восточном направлениях); при действиях войск в южном или северном направлении: для северных - слева от вертикальной линии, для южных справа от нее;
фактическое положение и действия войск и объектов наносятся сплошной линией, предполагаемые и планируемые действия, а также строящиеся (ремонтируемые) дороги, аэродромы и другие сооружения обозначаются прерывистыми линиями (пунктиром), запасные, временные районы и позиции обозначаются прерывистой линией (пунктирной) с надписями соответственно З и В внутри знака или рядом с ним;
наименование аэродромам присваивается по названию ближайшего населенного пункта, число и типы самолетов на аэродромах пишутся рядом с обозначением аэродромов;
при нанесении нескольких положений войск, соответствующих разным моментам времени, условные знаки дополняются пунктирными, штриховыми и другими фигурными линиями или разноцветной подтушовкой, время, к которому относится положение, указывается под наименованием объединения, соединения, части, подразделения внутри основного знака или рядом с ним;
уничтожение цели, объекта обозначается двумя, перечеркивающими условный знак линиями; повреждение, подавление - одной, планируемое уничтожение (повреждение) - двумя, перечеркивающими условный знак штриховыми линиями; цвет линий - по цвету поражающей стороны.
Служебные заголовки и отметки об утверждении подписываются прописными буквами без наклона и подсечек, сокращения, пояснительные надписи к условным знакам - с наклоном (отношение ширины к высоте букв и цифр 1:3) без подсечек.
Сокращенные обозначения и пояснительные надписи располагаются внутри условного знака или рядом с ним со стороны, противоположной фронту или под ним, при невозможности - на свободном месте с указательной стрелкой к соответствующему условному знаку.
При отсутствии установленных условных знаков или сокращенных обозначений применяются произвольные, значения которых оговариваются (поясняются) в таблице условных обозначений. Данные, которые невозможно отобразить условными знаками, например, соотношение сил и средств воздушного противника и ПВО, излагаются текстуально на карте (как правило, в виде таблицы) или в пояснительной записке.
Графический документ, выполненный на прозрачной основе по карте, например, на кальке, должен иметь не менее трех точек привязки (для последующего совмещения основы с картой), расположенных, как правило, по углам внутренней рамки листа карты или в пересечении координатной сетки и отмеченных перекрестиями (длина линий 1&1 см). Документы, выполненные по карте на непрозрачной основе, должны иметь координатную сетку с ее оцифровкой. Кроме того, подписываются масштаб, номенклатура и год издания карты. Если документ изготовлен в произвольном масштабе и не имеет координатной сетки, об этом делается оговорка "вне масштаба" и наносится стрелка север-юг с левой стороны у нижней кромки документа.
Таким образом, выше приведены основные правила разработки и ведения текстовых и графических боевых документов. Эти правила способствуют разработке единообразных, понятных всем военнослужащим, боевых документов.
Соблюдение требований и правил разработки боевых документов обеспечит командиру своевременное принятие обоснованного решения и возможность эффективного управления действиями подчиненных.
На основании решения командира и его указаний штаб соединения (части) совместно с заместителями и начальниками служб планирует боевые действия, при этом разрабатываются следующие боевые документы: решение командира на карте с пояснительной запиской; боевой приказ; распоряжение по техническому обеспечению; боевое распоряжение технической батарее; распоряжения по тылу, связи и скрытому управлению войсками; распоряжения по видам боевого обеспечения (инженерному, радиационной, химической и биологической защите); планы инженерного, РХБЗ, технического и тылового обеспечения.
Вопросы планирования боя в подразделении отражаются на рабочих картах и в рабочих тетрадях офицеров.
Рассмотрим содержание основных боевых документов, разрабатываемых в штабе соединения (части).
В современных условиях, организуя боевые действия соединений (частей, подразделений) и руководя ими в ходе боя, командир не может обойтись без применения карты.
Топографическая карта, на которой графически при помощи условных тактических знаков и сокращенных обозначений с необходимыми пояснительными надписями отображается тактическая или специальная обстановка со всеми ее изменениями в ходе боевых действий, называется рабочей картой.
Рабочая карта представляет собой один из основных, а очень часто и единственный боевой документ, с помощью которого командиры осуществляют управление боевыми действиями.
Каждый офицер штаба лично ведет свою рабочую карту. На ней наносятся только те данные, которые необходимы офицеру для выполнения своих обязанностей по управлению войсками. Рабочая карта командира ведется в полном объеме, при этом данные на нее наносят все должностные лица, которым положено предоставлять соответствующую информацию (данные) для принятия решения командиром.
Рабочая карта должна отвечать определенным требованиям, важнейшие из которых - наглядность, полнота, своевременность и точность нанесения обстановки.
Для того чтобы рабочие карты должностных лиц отвечали своему назначению, на них при подготовке и в ходе боевых действий последовательно наносятся три группы данных.
Первую группу составляют исходные данные, необходимые для принятия решения на боевые действия. К ним относятся: положение соединения (части) и сведения о противнике ко времени получения боевой задачи; содержание полученной боевой задачи прикрываемыми соединениями (частями); положение и задачи соседей (слева, справа), своих войск, находящихся впереди; положение и задачи второго эшелона и резерва; положение частей (подразделений) старшего начальника, действующих в полосе прикрываемого соединения (части); боевая задача соединения (части) ПВО, при необходимости наносятся и другие данные. Положение средств ПВО соединения (части) на момент получения боевой задачи наносится с детализацией: для начальника ПВО объединения - до батареи; для начальника ПВО соединения - до зенитного отделения ПЗРК; для командира соединения ПВО - до батареи; для командира полка (зенитного дивизиона) - до боевой машины.
Ко второй группе относятся данные, составляющие решение командира соединения (части) ПВО на предстоящие боевые действия, операцию (бой): замысел боевых действий; задачи подчиненным частям (подразделениям); место, время развертывания и направления перемещения командных пунктов; другие данные решения командира, в том числе запасные, ложные стартовые (огневые) позиции, ответственные сектора, маршруты перемещения (маневра), сигналы управления, времена готовности. Все эти, а при необходимости и другие данные наносятся на рабочую карту по мере принятия решения. При этом, соединения (части) до начала боевых действий наносятся боевыми порядками; до выполнения прикрываемыми войсками ближайшей задачи - позиционными районами дивизионов (батарей, планируемые СП, ОП), а далее - ПР соединений (частей).
Третью группу составляют данные обстановки, наносимые на рабочую карту в ходе боя, в том числе и вновь принимаемые командиром решения.
Решение командира соединения (части) отражается графически на карте и содержит следующие группы данных:
наземный противник - передний край, состав и группировка войск;
воздушный противник - аэродромы базирования, посадочные площадки вертолетов, районы развертывания крылатых ракет, вероятные направления ударов с указанием возможного состава, ракетоопасные направления, возможные рубежи боевого применения армейской авиации, рубежи постановки помех авиацией из состава ударных групп, рубежи досягаемости авиации на малых высотах и средств поражения высокоточным оружием, группировка средств РЭБ и границы зон подавления радиоэлектронных средств ПВО;
прикрываемые войска - положение и задачи прикрываемых войск и объектов;
своя авиация - аэродромы базирования своей авиации, коридоры пролета авиации и воздушных десантов, рубежи ввода и вывода из боя ИА, зоны дежурства ИА в воздухе;
взаимодействующие силы и средства ПВО - ближайшие позиционные районы (стартовые, огневые позиции) взаимодействующих сил и средств ПВО и их ПУ;
соединение (часть) ПВО - позиционный район соединения (части) до начала операции (боя), в ходе боевых действий, перемещение (маневр) в ходе боя, маршруты выдвижения, сроки готовности, ответственные секторы огня, границы зон обнаружения воздушного противника, дальние границы зон поражения (огня) для наиболее вероятных высот полета СВН, расположение подразделений технического обеспечения и тыла, места и время развертывания ПУ и направление их перемещения в ходе боевых действий.
Практика показывает, что кроме перечисленных данных на карте целесообразно отображать:
наземный противник - возможный характер его действий;
воздушный противник - районы барражирования самолетов из состава РУК и постановщиков помех, возможные рубежи пуска ПРР, вероятные направления ударов авиации с указанием их состава по этапам боя;
прикрываемые войска - разграничительные линии прикрываемых соединений (частей), позиционные районы ракетных войск и артиллерии, командные пункты старшего начальника и командные пункты прикрываемых войск, с которыми необходимо организовать взаимодействие, возможные рубежи контрударов (контратак) или рубежи ввода в бой второго эшелона, районы развертывания средств РЭБ;
своя авиация - площадки базирования авиации Сухопутных войск (в том числе - подскока и действий из засад), возможные рубежи ее боевого применения;
взаимодействующие силы и средства ПВО - ближайшие РЛП и командные пункты частей ПВО, с которых возможно получение радиолокационной информации;
соединение (часть) ПВО - районы и маршруты действий подразделений ПВО (боевых машин, установок) в качестве кочующих, огневые позиции средств, выделенных для действий из засад, ложные стартовые позиции и районы (позиции), с указанием выделенных средств, действующих по плану старшего начальника в интересах выполнения задач тактической маскировки; район расположения зтрб.
В пояснительной записке к плану ПВО (решению командира) излагаются:
выводы из оценки воздушного противника;
задачи, состав и боевые возможности соединения (части);
организация боевых действий: замысел боевых действий (особенно детально раскрываются на прикрытии каких соединений (частей), объектов и в какие периоды боя сосредоточиваются основные усилия, порядок перемещения и маневра в ходе боевых действий, порядок и последовательность поражения воздушного противника);
организация разведки воздушного противника и оповещения о нем;
организация системы огня;
организация истребительного авиационного прикрытия;
организация управления, взаимодействия и обеспечения безопасности полетов своей авиации;
организация радиоэлектронной защиты;
наличие, поступление и распределение ракет и боеприпасов; сроки и степени готовности к боевым действиям.
В боевом приказе соединения (части) ПВО указываются:
в первом пункте - краткие сведения о наземном противнике и выводы из оценки воздушного противника. В целом по своему содержанию первый пункт боевого приказа должен отвечать примерно на следующие вопросы: где проходит передний край противника; когда, какими силами, с каких направлений, по каким объектам и как может действовать воздушный противник, новые приемы (способы) действия воздушного противника. В первом пункте приказа наиболее частой ошибкой является пространное изложение имеющихся сведений (зачастую взятых прямо из документа вышестоящего штаба) о противнике вместо их глубокой оценки. В приказе следует излагать выводы из оценки противника. Нельзя констатировать, что в таком-то районе обнаружен аэродром противника, а надо сделать вывод, что на этом аэродроме базируется такое-то крыло и его состав, типы самолетов, наличие носителей, количество, возможности по нанесению ударов (время, направление, высота, подлетное время, РЭП, ПРР, система управления);
во втором пункте - положение и задачи прикрываемых войск, взаимодействующих соединений (частей, подразделений) ПВО, в том числе и ИА;
в третьем пункте - боевая задача соединения (части) и замысел боевых действий. Третий пункт является одним из важнейших. Он позволяет правильно уяснить полученную боевую задачу, замысел командира соединения (части, подразделения) на боевые действия, понять свою роль и место в решении стоящих перед соединением (частью, подразделением) задач. В соответствии с этим содержание этого пункта может строиться примерно в такой последовательности: сначала излагается боевая задача соединения (части, подразделения) ПВО СВ в точном соответствии с боевой задачей, поставленной старшим начальником в соответствующем боевом документе, затем, какие части (подразделения), в какой период боя должны быть прикрыты более надежно, с каких направлений и высот; какой иметь боевой порядок в ходе боя на тактически важных рубежах (при форсировании водной преграды, вводе в бой второго эшелона и др.); порядок осуществления перемещения (маневра) в ходе боя (каким способом); замысел ПД ТСР;
в четвертом пункте - после слов "приказываю" указываются:
зенитным ракетным и зенитным артиллерийским соединениям (частям, подразделениям) - что прикрыть, позиционные районы (стартовые, огневые позиции), порядок ведения разведки и огня;
радиотехническим соединениям (частям, подразделениям) - позиционные районы (позиции), режим работы, порядок передачи (выдачи) информации о воздушном противнике;
техническому подразделению - техническая позиция, количество и сроки получения, подготовки и доставки частям (подразделениям) ракет до начала и в ходе боя.
Кроме того, всем соединениям (частям, подразделениям) указываются направление сосредоточения основных усилий, маршруты, порядок выдвижения и занятия позиционных районов (стартовых, огневых, технических позиций) и порядок маневра.
Задачи подчиненным соединениям (частям, подразделениям) ставятся обычно на сутки боевых действий.
в пятом пункте - отпущенный на день боя (выполнение задачи) ресурс ракет и боеприпасов, его распределение между частями (подразделениями), неснижаемый запас;
в шестом пункте - сроки и степени готовности соединений
(частей, подразделений), мероприятия по повышению живучести;
в седьмом пункте - места и время развертывания пунктов управления, направления их перемещений, на кого возлагается управление в случае выхода из строя основного пункта управления, порядок и сроки представления донесений.
Боевой приказ должен быть кратким и предельно ясным, исключающим всякую возможность различного толкования, даже в том случае, если кто-либо и хотел бы по-иному понять его содержание. В нем должны излагаться только те данные, которые действительно необходимые подчиненным командирам частей (подразделений) для уяснения поставленной задачи, оценки обстановки, принятия решения, организации взаимодействия и подготовки частей (подразделений) к боевым действиям.
В боевом распоряжении (в боевом распоряжении по ПВО) указываются:
в первом пункте - краткие сведения о наземном противнике и выводы из оценки воздушного противника;
во втором пункте - положение и задачи прикрываемых войск и взаимодействующих соединений (частей, подразделений) ПВО и ИА;
в третьем пункте - задачи соединению (части) или задачи по ПВО общевойсковому объединению (соединению, части);
в четвертом пункте - порядок ведения разведки, получения оповещения о воздушном противнике и порядок ведения боевых действий;
в пятом пункте - порядок взаимодействия с ИА, мероприятия по обеспечению безопасности полетов своей авиации;
в шестом пункте - сроки и размеры создания запасов ракет и
боеприпасов, отпускаемый ресурс на день боя и их неснижаемый запас;
в седьмом пункте - сроки готовности, место и время развертывания пунктов управления, порядок представления донесений.
В предварительном боевом распоряжении обычно указываются: данные о воздушном противнике; задачи, решаемые прикрываемыми войсками, их группировка, объекты прикрытия; положение и задачи соседей и взаимодействующих сил и средств ПВО; общая задача войск ПВО (соединения, части), направление сосредоточения основных усилий, предполагаемые позиционные районы; время готовности и основные мероприятия по подготовке к ведению боевых действий; время и способы доведения боевых задач.
В целях сокращения объема боевого распоряжения (приказа) в предварительном боевом распоряжении наиболее подробно сообщаются данные о противнике, соседях и взаимодействии.
В данной главе рассмотрено содержание только основных боевых документов, в следующих главах будет раскрыто содержание боевых документов по видам боевого, технического и тылового обеспечения.