Требования общего характера касаются управления в целом. Они имеют отношение к структуре и технической оснащенности системы управления, формам организации и методам управленческой деятельности с широким использованием технических средств связи и АСУ.
Частные требования касаются отдельных сторон управления, определенных элементов системы управления, форм и методов их функционирования. Они вытекают из общих требований и носят соподчиненный характер. В них отражаются взаимосвязь и взаимозависимость отдельных сторон или элементов управления.
К общим, основополагающим требованиям к управлению войсками войсковой ПВО в современных условиях подготовки и ведения боевых действий относятся:
устойчивость;
непрерывность;
оперативность;
скрытность управления;
качество.
Устойчивость управления войсками войсковой ПВО определяется способностью органов управления выполнять свои задачи в течение определенного времени с эффективностью не ниже требуемой в сложной обстановке при воздействии противника на систему управления с целью нарушить ее функционирование.
Обеспечение устойчивости функционирования системы управления в настоящее время является одной из наиболее сложных организационных проблем.
Это связано с тем, что вероятный противник в течение 2,5-6 ч первых суток операции способен вскрыть 60-70% пунктов управления и подавить 30-40% их радиоэлектронных средств (РЭС). При этом потери пунктов управления могут составить 40% и более.
В таких условиях система управления войсками ПВО фронта (армии) способна будет поддерживать устойчивое управление в течение не более чем 2-3 суток оборонительной операции.
Разнообразие средств нарушения системы управления, имеющихся у вероятного противника, включая средства ядерного и огневого поражения, радиоэлектронного подавления, диверсионные группы и десанты, предопределяет комплексный характер устойчивости управления. Поэтому требование устойчивости включает ряд частных требований: живучесть, помехозащищенность и техническую надежность.
Живучесть системы управления войсками ПВО - способность функционировать при нарушении отдельных ее подсистем и элементов
и быстро восстанавливать боеспособность.
Для повышения живучести системы управления КП (ПУ) целесообразно размещать в стороне от объектов возможных ударов, использовать защитные свойства местности, оборудовать районы размещения ПУ в инженерном отношении и тщательно их маскировать от наблюдения средствами разведки противника.
Важным моментом в повышении живучести ПУ является сокращение сроков их пребывания на одном месте, быстрая смена районов расположения с целью своевременного ухода из-под возможного удара противника, особенно при применении ВТО, а также умелая дезинформация относительно истинного их расположения.
В условиях применения противником ВТО следует заблаговременно выбирать и подготавливать 1-2 запасных района расположения КП (ПУ) и проводить их смену не реже чем через 1,5-2 ч, что возможно соблюсти только для ПУ тактического звена.
Значительному повышению живучести ПУ способствуют размещение радиостанций средней мощности вне районов расположения основных элементов КП (ПУ), передача ложных сведений о районах расположения ПУ, соблюдение режима радиомолчания и ограничения в работе РЭС.
Скрытие работы РЭС заключается в устранении демаскирующих признаков их применения. Оно достигается проведением организационных мер, сущность которых состоит в установлении территориальных, количественных, энергетических и временных ограничений в использовании РЭС.
С целью снижения возможностей противника по подавлению РЭС войск войсковой ПВО и, соответственно, повышения помехоустойчивости системы управления рекомендуется комплексное использование средств связи, когда на основных направлениях применяются разнодиапазонные средства и используются дублирующие каналы. При этом основным средством связи должно быть то, которое в данный момент наиболее полно обеспечивает потребности управления.
Важным условием поддержания устойчивого управления является своевременное восстановление нарушенного управления.
Основным способом восстановления нарушенного управления в ходе ведения боевых действий является передача управления на ПУ, не подверженные огневому подавлению или воздействию помех, а когда это невозможно - на ПУ нижестоящего звена. При организации управления предусматривается обеспечение этих ПУ резервными средствами связи и АСУ и необходимой документацией для выполнения этих функций.
Во всех случаях, с передачей управления на другой ПУ, оставшиеся неповрежденные средства связи и управления используются для усиления ПУ, на который передано управление, а поврежденная техника отправляется в ремонт для ее восстановления.
Помехозащищенность системы управления характеризуется ее способностью функционировать в условиях радиоэлектронных помех, создаваемых как противником, так и своими электронными средствами.
Техническая надежность системы управления характеризуется малой вероятностью отказов функционирования элементов системы и способностью быстрого устранения неисправностей.
С устойчивостью управления тесно связано такое требование, как непрерывность.
Под непрерывностью понимается способность системы управления обеспечивать командованию и штабам войсковой ПВО возможность постоянного воздействия на ход боевых действий.
Не всякие перерывы в управлении расцениваются как его нарушение. Однако особенно опасным является нарушение управления в процессе отражения войсками ПВО ударов средств воздушного нападения противника.
Требования устойчивости и непрерывности управления тесно связаны между собой, поскольку непрерывное управление может осуществляться лишь при устойчивой работе системы управления.
Устойчивость и непрерывность управления достигаются:
знанием реально сложившейся обстановки;
правильным уяснением задачи, поставленной старшим начальником;
своевременным принятием решения и четкой постановкой задач подчиненным;
наличием устойчивой связи с подчиненными, взаимодействующими частями (подразделениями) и со старшим начальником (командиром), обеспечением надежности ее работы;
комплексным использованием всех технических средств управления и связи, а также средств автоматизации управления войсками;
надежностью технических средств управления;
защищенностью пунктов управления и средств связи;
знанием личным составом органа управления алгоритмов управления;
своевременным получением информации о состоянии объектов управления;
возможностью быстрой передачи управления с одного пункта управления на другой и восстановлением нарушенного управления.
Оперативность управления войсками войсковой ПВО заключается в способности командования и штабов решать задачи управления в режиме времени, обеспечивающем упреждение противника в действиях, быстрое реагирование на изменения обстановки и своевременное влияние на ход боевых действий. Это требование отражает закон соответствия потребного и располагаемого времени при решении задач управления.
Особенно важное значение требование оперативности приобретает в условиях резко возросших возможностей средств воздушного нападения по нанесению внезапных ударов.
Решение проблемы повышения оперативности управления носит комплексный характер и связано с совершенствованием работы по сбору и обработке данных обстановки, совершенствованием структуры и методов работы штабов, широким внедрением в процессы управления средств автоматизации и АСУ.
Оперативность управления достигается:
постоянным знанием командирами (начальниками) и органами управления обстановки и быстрым реагированием на ее изменения;
своевременным уточнением принятого решения и поставленных подчиненным боевых задач;
умением командиров и штабов применять наиболее целесообразные методы работы и выполнять поставленные задачи в сроки, обеспечивающие упреждение противника в действиях.
Скрытность управления войсками войсковой ПВО заключается в способности сохранять в тайне от противника систему управления, мероприятия, связанные с подготовкой войск к боевым действиям и управлением ими в ходе боевых действий.
Повышение роли скрытности управления в современных условиях обусловливается наличием у противника большого арсенала различных технических средств разведки. Особенно большое значение придается средствам радио- и радиотехнической разведки, с помощью которых противник добывает до 60-70% необходимой информации.
Скрытность управления достигается:
строгим выполнением требований руководящих документов по сохранению военной и государственной тайны;
личным общением при доведении задач до подчиненных;
применением средств скрытой связи:
техническими и организационными мерами защиты информации в автоматизированных системах управления;
проведением мероприятий по маскировке и дезинформации противника в соответствии с планом вышестоящего штаба, надежной охраной пунктов управления и развертыванием ложных пунктов управления на местности.
Особое место среди требований к управлению войсками войсковой ПВО в современных условиях занимает требование к качеству управления.
Качество управления определяется способностью командиров и штабов с максимальной эффективностью использовать боевые возможности войск, достигать цели боя с наименьшими потерями и в короткие сроки. Именно поэтому качество управления войсковой ПВО необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими требованиями управления. Высокое качество управления обеспечивается всесторонней обоснованностью принимаемых решений, оптимальностью разрабатываемых планов и умелым управлением войсками в ходе боевых действий.
Таковы общие требования к управлению войсковой ПВО в современных условиях.
Вместе с тем, характер подготовки и ведения боевых действий войсковой ПВО предъявляет ряд специфических требований к управлению силами и средствами ПВО. Это обусловливается природой воздушных боев и сражений, уровнем развития средств воздушного нападения и ПВО, а также способами их применения в современной войне.
Вероятный противник уделяет большое внимание отработке разнообразных тактических приемов с использованием средств РЭБ с целью достижения внезапности выхода самолетов к объектам ударов, сокращения времени нахождения их в зонах поражения зенитных средств, нарушения или затруднения централизованного управления отдельными группировками войск ПВО и снижения эффективности их боевых действий.
В этих условиях боевые действия войск войсковой ПВО будут характеризоваться скоротечностью и высокой динамичностью, а управление ими осуществляться в сложной, быстроменяющейся, а в ряде случаев и в неопределенной воздушной обстановке при жестком лимите времени.
Последнее обстоятельство предопределяет специфическое требование к оперативности управления войсками, особенно в ходе борьбы с разнообразными средствами воздушного нападения. Дело в том, что располагаемое время, исчисляемое с момента обнаружения воздушного противника (дальняя граница зоны обнаружения РЛС) и до рубежа постановки огневых задач, крайне ограничено.
Следовательно, потребное время на осуществление таких процессов управления, как обнаружение и передача данных о воздушном противнике, принятие решения на целераспределение, передача команды на огневые средства ПВО, а также пуск ракеты, ее полет к цели и поражение воздушного противника должно быть меньше располагаемого. В противном случае цель просто выйдет из зоны поражения.
Другим специфическим требованием, предъявляемым к управлению войсками войсковой ПВО, является разумное сочетание степени его централизации и децентрализации. Так, при подготовке боевых действий наиболее приемлемым способом будет централизованное управление войсками. В ходе отражения налета воздушного противника необходимо сочетание централизованного и децентрализованного способа управления. Все зависит от конкретно складывающейся обстановки в воздухе и на земле.
В ходе боевой и оперативной подготовки органы управления должны отрабатывать все способы и стремиться осуществлять переход от одного способа управления к другому без больших затрат времени.
Важным специфическим требованием в современных условиях к управлению является обеспечение высокого качества принимаемых решений в войсках войсковой ПВО на базе новых технических средств управления. Для войсковой ПВО, особенно в период борьбы с воздушным противником, проблема принятия оптимальных решений с высокой оперативностью приобретает первостепенное значение.
Одним из радикальных путей решения задачи повышения качества принимаемых решений является автоматизация процесса управления.
Совершенствование управления войсками войсковой ПВО осуществляется комплексно по следующим направлениям:
разработка фундаментальных проблем теории управления войсками войсковой ПВО;
улучшение организационной структуры системы управления войсками войсковой ПВО;
создание и внедрение высокоэффективных технических средств управления;
совершенствование методов работы командиров (начальников) и органов управления войсками ПВО;
совершенствование боевой документации;
совершенствование методов подготовки командования и штабов войск ПВО.
Дальнейшее совершенствование управления неразрывно связано с повышением теоретического уровня, уровня военно-технической и профессиональной подготовки должностных лиц органов управления.