В состав системы управления входят следующие элементы: органы управления; пункты управления (ПУ); средства связи и комплекс средств автоматизации управления (КСАУ).
Под органами управления понимается предусмотренный штатом коллектив должностных лиц, организационно объединенных для выполнения определенных функций по управлению подчиненными войсками в различных звеньях.
Органы управления соединений, частей, подразделений войсковой ПВО включают командование, штабы и другие постоянные (штатные) и временно создаваемые (нештатные) управленческие органы, предназначенные для руководства подчиненными частями (подразделениями). Ими являются:
в зрбр, зенабр, ртбр - командование, штаб и службы;
в зрп, зенап, озрдн - командование, штаб и службы;
в здн мсп (тп) - командование и штаб дивизиона.
Непосредственное управление соединениями, частями, подразделениями в ходе боев, боевых действий командиры и штабы осуществляют с пунктов управления, которые представляют собой специально оборудованные и оснащенные техническими средствами управления и связи места. Они могут быть стационарными или подвижными.
Для управления формированиями войсковой ПВО создаются следующие ПУ:
КП, ЗКП, ТПУ - в соединении (части) ПВО;
батарейный, взводный командирский пункт - в зенитном подразделении типа зенитная батарея, взвод;
пункт управления - в РЛР, подразделениях обеспечения.
Элементами пункта управления соединения, части войсковой ПВО являются:
ГБУ (группа боевого управления); разведывательно-информационный узел; узел связи;
группа обеспечения.
Пункты управления всех степеней оснащаются: комплексом средств автоматизации управления; комплексом средств обработки РЛИ о воздушном противнике; средствами связи;
Комплекс средств автоматизации управления предназначен для повышения эффективности и оперативности управления войсками и боевыми средствами ПВО в целях более полного использования их боевых возможностей, достижения обоснованности и оптимальности принимаемых решений, обеспечения качественного планирования и контроля деятельности войск войсковой ПВО.
КАСУ войск войсковой ПВО строятся в соответствии с общей организационно-штатной структурой войск войсковой ПВО.
Средства связи составляют техническую основу системы управления и обеспечивают обмен информацией между пунктами управления и их элементами в данной системе управления.
Организация связи должна предусматривать возможность управления силами и средствами ПВО как с основных, так и запасных пунктов управления и обеспечивать:
получение команд (распоряжений) от вышестоящих ПУ и передачу на них докладов и донесений;
передачу команд (распоряжений) подчиненным соединениям (частям) и подразделениям ПВО и получение от них докладов и донесений;
получение данных о воздушной обстановке от источников информации и передачу их на подчиненные, взаимодействующие и вышестоящие ПУ ПВО;
получение и передачу сигналов и информации взаимодействия между войсками ПВО, авиацией, частями РЭБ и соседними средствами ПВО;
обмен ОТИ со штабами прикрываемых войск.
В этих целях создается система связи. Для ее создания в состав ПУ ПВО включается соответствующее количество радио- и проводных средств как самостоятельных единиц, так и конструктивно входящих в состав аппаратуры КП (ПУ, КШМ).
Система связи - это организационно-техническое объединение сил и средств связи, развернутых в соответствии с задачами, решаемыми войсками войсковой ПВО и созданной системой управления.
Система связи войск ПВО должна содержаться в постоянной готовности к обеспечению управления подчиненными соединениями и частями, обладать высокой устойчивостью, мобильностью и иметь необходимую пропускную способность.
Для создания системы управления обычно используются штатные силы и средства. Их распределение по пунктам управления может уточняться по решению командира (начальника) и начальника штаба.
Начальник штаба в соответствии с решением и указаниями командира (начальника) определяет:
порядок развертывания и работы средств управления;
организацию и режим работы органов управления при подготовке и в ходе боя (сроки выполнения основных мероприятий по управлению, порядок дежурства и отдыха личного состава);
мероприятия по обеспечению живучести пунктов управления;
порядок организации охраны и обороны ПУ, защиты их от ВТО и РЭП противника;
характер и сроки инженерного оборудования ПУ.
Развертывание сил и средств управления на местности производится по избранной схеме.
О начале и завершении выхода органов управления в районы развертывания командных пунктов докладывается в вышестоящий штаб.
Развертывание средств связи, а также работы по инженерному оборудованию пунктов управления должны быть завершены, по возможности, до прибытия на них органов управления.
С прибытием в районы развертывания пунктов управления, органы управления располагаются на подготовленных для них рабочих местах и приступают к выполнению своих функциональных обязанностей.
При определении состава и мест размещения пунктов и средств управления на местности необходимо проводить расчеты, подтверждающие обеспечение необходимой эффективности управления.
Прежде всего такие расчеты должны проводиться для определения состава системы управления и порядка ее развертывания, при которых наилучшим образом выполняются требования оперативности, устойчивости и непрерывности управления.
При этом должен быть обеспечен всесторонний учет многих факторов, в том числе неоднозначно влияющих на выполнение заданных требований. Так, рассредоточение элементов системы управления, с одной стороны, повышает ее живучесть, с другой - снижает оперативность работы, усложняет организацию связи, затрудняет их охрану и оборону.
Повышение степени инженерного оборудования, с одной стороны, увеличивает живучесть, а с другой - приводит к возрастанию времени на развертывание и перемещение элементов системы управления.
Командные пункты соединений и частей войсковой ПВО выбираются в пределах их боевых порядков с учетом дальности действий телекодовых каналов связи (АПД, радиолинии и т.д.).
После развертывания пунктов управления войсковой ПВО оперативный состав и должностные лица проводят комплекс мероприятий, связанных с созданием информационной структуры, выполнением операций топогеодезической подготовки и вводом данных в аппаратуру КСАУ, подготовкой средств объективного контроля и документирования, а также проводят автономный, комплексный и системный контроль комплексов средств автоматизации управления.
Информационная структура системы управления создается применительно к составу и состоянию группировки войск ПВО, ее задачам и информационного взаимодействия с ПУ родов войск и видов ВС.
Организация информационной структуры включает:
радиолокационное обеспечение пунктов управления ПВО всех звеньев по каналам реального масштаба времени (АИ-011, АПД Т-235-1Л "Иртыш");
обмен оперативно-тактической информацией по каналам передачи данных (Т-244-1 "Базальт", Т-235-1В "Редут", АПД "Березка");
передачу команд и сигналов боевого управления традиционным способом (р/ст).
Для этого устанавливаются необходимая связность средств КСАУ и должностных лиц, адреса абонентов, условные наименования и подписи.
Особое место при подготовке ПУ занимают вопросы топогеодезического обеспечения. Опыт показывает, что в результате некачественного решения этих вопросов количество ложных трасс целей в системе управления может достигать 40-45% от числа реальных, в результате чего коэффициент отождествления при обработке информации не превышает 0,6-0,65.