В войсках войсковой ПВО исторически сложилось так, что управлением огнем называют управление зенитными соединениями, частями и подразделениями, а также их действиями при отражении ударов воздушного противника.
Конечная цель действий войск войсковой ПВО состоит в уничтожении воздушного противника, отражении его ударов с воздуха и достигается только огнем зенитных соединений и частей. Исходя из того, что управление огнем есть просто сокращенный термин, обозначающий управление зенитными соединениями и частями при отражении ударов воздушного противника, и что управление огнем является областью управленческой деятельности, непосредственно связанной с достижениями конечной цели действий группировки войск ПВО, следует, что управление огнем есть наиболее важная и наиболее ответственная часть управления войсками ПВО.
Управление огнем войск войсковой ПВО заключается в целенаправленной деятельности начальников войск ПВО (начальников ПВО), командиров соединений, частей и подразделений, штабов расчетов пунктов управления по подготовке зенитных соединений, частей и подразделений к отражению ударов СВН противника и руководству ими при отражении этих ударов.
Цель управления огнем состоит в оптимальной реализации огневых возможностей группировки войск ПВО в строгом соответствии с поставленной задачей с учетом конкретно сложившейся обстановки.
В самом общем виде могут быть сформулированы следующие задачи управления огнем: выполнить боевую задачу, поставленную общевойсковым командующим (командиром), при оптимальном использовании огневых возможностей своих средств ПВО, средств ПВО соседей и старшего начальника, в том числе истребительной авиации; обеспечить максимальную живучесть группировки войск войсковой ПВО с выделением необходимого резерва; израсходовать минимальное количество ракет (боеприпасов); обеспечить безопасность действий своей авиации.
Cодержание управления огнем включает следующие мероприятия:
приведение необходимого количества средств ПВО в готовность к отражению удара СВН противника;
уяснение огневых задач, поставленных старшим начальником; оценку воздушной и радиоэлектронной обстановки, огневых возможностей подчиненных и взаимодействующих соединений, частей и подразделений ПВО, в том числе и ИА;
принятие решений на отражение удара и на ведение огня; рациональное использование созданной системы огня; постановку огневых задач и контроль за их выполнением; осуществление взаимодействия со средствами ПВО старшего начальника и соседей, в том числе и ИА;
обеспечение безопасности действий своей авиации; регулирование расхода и пополнения ракет и боеприпасов; руководство боевой работой боевого расчета пункта управления войсковой ПВО;
оценку результатов отражения удара или ведения огня и доклад о них старшему начальнику.
Управление огнем осуществляется на всех пунктах управления ПВО, имея свои особенности на каждом из них.
Основой управления огнем является решение начальника войск ПВО (начальника ПВО), командира зенитного соединения (части) на отражение удара воздушного противника.
Управление огнем может осуществляться автоматическим, автоматизированным или неавтоматизированным способом.
Автоматическим называется такой способ, при котором все операции управления огнем выполняются автоматически АСУ (существующие АСУ выполняют только часть операций управления огнем: выработка рекомендаций по целераспределению, постановка огневых задач).
При автоматизированном способе управления огнем часть операций управления огнем выполняется автоматически АСУ, а часть - боевым расчетом КП.
Неавтоматизированным управлением называется такой способ, при котором АСУ не используется, а все операции управления огнем выполняются с применением планшетов, электрифицированных табло, выносных индикаторов и т. д. Неавтоматизированный способ применяется во всей системе управления или в отдельных ее звеньях при невозможности использования АСУ, для экономии их ресурса работы, а также в целях маскировки.
Рассмотрим сущность основных мероприятий управления огнем. Приведение необходимого числа средств ПВО в готовность к отражению удара воздушного противника обеспечивает поддержание боевой готовности группировки на требуемом уровне. Вполне очевидно, что невозможно и бессмысленно содержать в готовности № 1 все имеющиеся средства в течение всего периода боевых действий. В промежутках между отражением ударов воздушного противника часть средств ПВО содержится в готовности № 2 и № 3. Пребывание подразделений в этих степенях готовности используется для перемещения и развертывания в новых позиционных районах (на новых стартовых позициях), инженерного оборудования и маскировки этих позиций, восстановления боеспособности, обслуживания и ремонта техники, проведения занятий по боевой подготовке, отдыха боевых расчетов и проведения других мероприятий.
В наиболее ответственные периоды боевых действий, с началом ударов воздушного противника необходимое число средств ПВО должно приводиться в готовность к отражению этих ударов. В решении этой задачи необходимо выделить три основных вопроса.
Во-первых, необходимо правильно определить момент перевода средств ПВО в готовность № 1. Преждевременное включение средств ПВО приводит к резкому возрастанию числа их демаскирующих признаков (внешний вид техники в боевом положении со снятой маскировкой, тепловое излучение газотурбинных двигателей и агрегатов питания, радиообмен в радиосетях управления и по телекодовым каналам, излучение радиоэлектронных средств и др.), что обеспечивает вскрытие с высокой достоверностью их позиций и создает благоприятные условия для их уничтожения высокоточным оружием или огнем артиллерии. Если же средства ПВО включаются с опозданием, то они могут просто пропустить налет, поскольку время перевода в готовность № 1, составляющее в среднем 5-10 минут, оказывается соизмеримым с длительностью удара.
Определяя момент перевода средств ПВО в готовность к отражению удара, их количество и порядок перевода, командир руководствуется указаниями старшего начальника, результатом оценки воздушной обстановки и действий прикрываемых войск. Опыт локальных войн последних лет показывает, что довольно часто авиация использует демонстративные действия специально выделенными группами самолетов или БЛА для провоцирования включения средств ПВО, вскрытия их группировки и системы огня и принятия соответствующих мер по их подавлению.
Во-вторых, необходимо правильно определить количество средств, переводимых в готовность к отражению удара, поскольку далеко не всегда требуется использовать все имеющиеся в наличии средства.
В-третьих, необходимо выбрать рациональный порядок перевода средств ПВО в готовность № 1. Командир может перевести в готовность к отражению удара выбранные средства одновременно или последовательно. В ряде случаев оказывается более выгодным последовательный, в несколько этапов перевод сил и средств в готовность к отражению удара и ввод их в бой.
Как правило, команда на перевод средств ПВО в готовность № 1 поступает от старшего начальника. Однако каждый командир должен быть готов и самостоятельно перевести свои средства в готовность для прикрытия войск в наиболее ответственные моменты и этапы их действий, когда наиболее вероятно нанесение по ним ударов авиацией, а также по результатам оценки воздушной обстановки с вскрытием начала налета СВН.
Действия войск на поле боя только тогда становятся эффективными, когда перед ними четко поставлена определенная цель, вытекающая из конкретных условий обстановки, определены способы действия по достижению указанной цели и организовано соответствующее обеспечение войск всем необходимым для ведения боевых действий.
Все это определяется решением командира, которое является организующим началом всякого боя, в том числе и противовоздушного. Особое значение решения состоит в том, что именно на его основе проводится подготовка противовоздушного боя и осуществляется управление огнем подчиненных соединений, частей и подразделений при отражении ударов воздушного противника. Современный противовоздушный бой, характеризующийся высоким динамизмом и скоротечностью, частой сменой обстановки предъявляет особые требования к качеству управления, которое определяется, главным образом, качеством принимаемых решений.
При подготовке войск ПВО к отражению ударов воздушного противника и в ходе противовоздушного боя при управлении огнем принимается множество решений, которые по времени выработки и принятия, содержанию, объему и степени детализации целесообразно разделить на две группы: решение на отражение удара воздушного противника, совокупность решений на ведение огня. Решение на отражение удара воздушного противника принимается, как правило, до начала противовоздушного боя, на этапе принятия решения на боевые действия. Если его рассматривать по-крупному, оно содержит цель действий группировки ПВО и способ использования имеющихся средств для отражения удара воздушного противника. По времени действий это решение охватывает продолжительность всего удара, важной его особенностью является то, что оно вырабатывается на основе прогноза предстоящих боевых действий.
По своему содержанию решение на отражение удара воздушного противника включает: замысел отражения удара воздушного противника (по каждому из возможных вариантов его действий); задачи подчиненным соединениям, частям и подразделениям по ведению огня; основные вопросы взаимодействия и основные вопросы управления огнем.
Замысел занимает центральное место в решении. Он является той основой, на которой формируется все решение и осуществляется его детализация при разработке соответствующих планирующих документов. Замысел должен определять общую идею, главное, наиболее существенное в отражении удара воздушного противника. В нем можно выделить войска и объекты, на прикрытии которых необходимо сосредоточить основные усилия подчиненных сил и средств ПВО при отражении удара воздушного противника; зенитные соединения, части или подразделения, привлекаемые для отражения удара; способы поражения воздушного противника (по направлениям, высотам и т. д.).
На основе замысла отражения удара формируются задачи подчиненным соединениям, частям и подразделениям по ведению огня. В них начальник ПВО или командир предельно сжато и четко должен формулировать, где сосредоточить основные усилия при отражении удара воздушного противника (направления, рубежи, полосы, секторы, диапазоны высот и др.); порядок ведения огня; порядок расхода ракет.
Важным вопросом при выработке решения на отражение удара воздушного противника является определение основных вопросов взаимодействия, прежде всего огневого, внутри подчиненной группировки ПВО. При этом начальник ПВО или командир устанавливает, с какими подразделениями, частями или соединениями необходимо осуществлять взаимодействие при отражении каждого варианта воздушного противника; определяет порядок ведения огня в районах перекрытия зон поражения или при эшелонировании огня подчиненных сил и средств ПВО; уточняет (если это определено старшим начальником) порядок ведения огня в районах перекрытия зон поражения или при эшелонировании огня с силами и средствами ПВО соседей; уточняет (если это определено старшим начальником) способы и порядок взаимодействия с ИА в зоне боевых действий подчиненных сил и средств ПВО при отражении удара, порядок обеспечения безопасности полетов своей авиации в зоне огня; определяет порядок получения и обмена информацией о воздушной обстановке и, если это возможно, о принимаемых решениях на ведение огня.
Затем определяются основные вопросы управления огнем при отражении удара воздушного противника, а именно, схема, порядок и способы управления огнем подчиненных сил и средств ПВО (с какого ПУ, в какие периоды боя и как осуществлять управление огнем); порядок, способы и рубежи постановки огневых задач подчиненным.
В отличие от решений на отражение удара, решения на ведение огня принимаются в ходе отражения удара СВН противника. Эти решения базируются не на прогнозе, а на наблюдаемых реальных действиях СВН противника, поэтому они более конкретны и детальны.
Если учесть, что командиры (начальники ПВО) наблюдают воздушную обстановку относительно малой глубины по сравнению с построением удара воздушного противника, они последовательно, по мере входа целей в зону ближней воздушной обстановки, принимают ряд решений на ведение огня. В результате решение на отражение удара реализуется через совокупность решений на ведение огня.
Решение на отражение удара воздушного противника принимается по нескольким возможным вариантам нанесения удара. С началом удара командиру необходимо определить, какому именно варианту соответствует развитие событий и ввести в действие нужный вариант решения. При необходимости, в случае несоответствия реальной обстановки сделанным прогнозам, решение на отражение удара корректируется или вообще принимается заново.
Наиболее часто и в полном объеме решение на отражение удара принимается на пунктах управления оперативных звеньев, реже и в меньшем объеме на ПУ тактического звена. В то же время, решения на ведение огня в наиболее полном объеме принимаются на пунктах управления тактического звена (подразделение, часть). На пунктах управления оперативных звеньев они принимаются достаточно редко и не в полном объеме (по отдельным, наиболее важным целям).
Решение на ведение огня - это принятый вариант распределения огня зенитных соединений, частей, подразделений (огневых единиц) по целям, находящимся в зоне ближней воздушной обстановки и ближе. Эта зона включает в себя область пространства, при нахождении целей в котором они могут быть обстреляны в очередном цикле стрельбы. Таким образом, решение на ведение огня охватывает промежуток времени, равный, как правило, одному циклу стрельбы подчиненных огневых средств.
Принятие решения на ведение огня предполагает применение научно обоснованных правил сосредоточения и рассредоточения огня зенитных соединений, частей и подразделений по целям в реальном ударе, с таким расчетом, чтобы обеспечивалось выполнение требований принципов управления огнем.
Решение на ведение огня может быть двух основных видов: решение на уничтожение конкретных целей; решение на распределение групп целей (иногда называется решением на распределение усилий).
Как показывает практика войск, в реальных условиях обстановки начальники ПВО и командиры достаточно часто применяют и решение третьего вида, составляющее сочетание вышеперечисленных двух.
По своему содержанию решение на уничтожение конкретных целей включает выбор целей для уничтожения; определение количества средств ПВО для уничтожения каждой из отобранных целей; распределение целей между подчиненными (целераспределение); определение моментов постановки огневых задач. Дополнительно могут определяться вид и способ постановки огневой задачи; расход ракет (артвыстрелов); изменение указаний по ведению огня и взаимодействию.
Решение на распределение групп целей (усилий) включает распределение ответственных пространств (секторов, диапазонов высот, рубежей, полос и т. п.) или типов целей, подлежащих уничтожению (самолеты, вертолеты, постановщики помех, крылатые ракеты и т.п.).
В ходе управления огнем постановка огневых задач может осуществляться в двух формах: целеуказанием, т. е. назначением для уничтожения конкретных целей; с указанием области пространства (ответственного сектора, диапазона высот), в пределах которого подчиненные самостоятельно выбирают цели для уничтожения, или указанием типов целей, подлежащих уничтожению.
Выбор той или иной формы постановки огневых задач зависит от количества целей, по которым необходимо поставить задачи, возможностей пункта управления по своевременной постановке задач, а также требуемой степени детализации информации.
Обеспечение безопасности действий своей авиации имеет особое значение при решении задач управления огнем. Несмотря на комплекс организационных и технических мер, направленных на предотвращение обстрела своих самолетов, проблема обеспечения безопасности их пролетов через зону боевых действий не теряет своей актуальности. К числу основных причин, обусловливающих остроту этой проблемы, можно отнести повышение опасности каждого непреднамеренного обстрела своих самолетов в связи с ростом эффективности зенитных комплексов; снижение достоверности опознавания своей авиации при исправной аппаратуре опознавания и правильно установленных кодах за счет воздействия радиоэлектронных помех, а также перегрузок приемников самолетных ответчиков запросными сигналами большого количества РЭС; недостаточную техническую надежность средств опознавания; ошибки личного состава при установке и смене кодов.
Таким образом, совершенно очевидной представляется необходимость применения специальных организационных мер, направленных на обеспечение действий авиации в зоне боевых действий группировок ПВО. Суть их состоит в непрерывном доведении до подчиненных информации о положении и действиях своей авиации и в установлении различных ограничений на ведение огня средствами ПВО в определенном пространстве в нужные моменты времени. Диапазон этих ограничений может быть весьма широким от полного запрещения стрельбы для некоторых частей и подразделений до запрещения самостоятельного обстрела целей вне ответственных секторов. Необходимо отметить, что решать данную задачу необходимо как в отношении истребительной, так и ударной авиации, причем главным образом для последней. Как показывает опыт учений, как у нас, так и за рубежом, наибольшие трудности возникают во время возвращения авиации после выполнения боевой задачи. В этом случае возникает больше всего ошибок в определении государственной принадлежности авиации, свои самолеты, как правило, принимаются за чужие. Возможность решения данной задачи обусловила необходимость совмещении КП ПВО и ЦБУ авиации в оперативных звеньях, установления тесных связей ПУ ПВО и ГБУ авиации в дивизиях, авианаводчиков и пунктов управления средств ПВО полков. Особое значение имеет решение данной задачи в мирное время при несении боевого дежурства.
Необходимо отметить, что пролет даже небольших групп своей авиации в зоне боевых действий зенитного соединения (части) существенно снижает возможности КП по обработке информации о воздушных целях. Доказано, что даже при небольшой плотности потока своей авиации (1-2 сам/мин), входящего в зону боевых действий, возможности КП по выработке решений на ведение огня и постановке огневых задач снижается на 30-40%. Это объясняется тем, что система управления вынуждена переходить на обработку данных о своей авиации, как приоритетных, и уже во вторую очередь обрабатывать данные о воздушном противнике. Результатом такого положения является неполная реализация огневых возможностей зенитного соединения (части). Таким образом, наличие своей авиации в зоне боевых действий группировок ПВО является фактором, существенно усложняющим условия управления огнем.
Результаты ведения огня оцениваются по докладам подчиненных, данным радиолокационной и визуальной разведки. О выполнении огневых задач, поставленных старшим начальником, доклады представляются непосредственно после оценки результатов стрельбы.
Результаты отражения удара оцениваются и представляются начальнику в два этапа: предварительно, по устным докладам подчиненных и данным разведки, сразу после отражения удара, и окончательно, по данным объективного контроля, через установленное руководящими документами и распоряжениями начальника время. При оценке результатов отражения удара анализируется построение и продолжительность удара воздушного противника, виды и интенсивность применяемых помех, тактические приемы, используемые авиацией, количество обстрелянных, уничтоженных средств воздушного нападения по их типам (или классам), расход ракет и боеприпасов, потери личного состава и боевой техники, просьбы и другие данные.
Анализ результатов отражения ударов используется для изучения тактики действий СВН, уточнения сделанных прогнозов, коррекции созданной системы огня и выработки решений на отражение последующих ударов.
Таким образом, управление огнем - это весьма сложный процесс. Его эффективность во многом определяется тем, насколько тщательно будут проведены подготовительные мероприятия перед началом удара воздушного противника. В теории и практике управления огнем эти мероприятия составляют содержание организации управления огнем.
Организация управления огнем есть комплекс подготовительных мероприятий, включающий обеспечение высокой боевой готовности зенитных соединений, частей и подразделений и эффективного функционирования системы управления огнем, подготовку к совместным действиям с другими силами и средствами ПВО, создание системы огня, разработку, доведение и отработку указаний по ведению огня и взаимодействию.
Организация управления огнем является частью организации управления войск войсковой ПВО состоит в проведении ряда организационно-тактических мероприятий и подготовке пунктов управления к боевой работе.
К организационно-тактическим мероприятиям относятся: прогнозирование вариантов действий воздушного противника; определение доли (количества) средств ПВО, которые необходимо содержать в различных степенях готовности ( в зенитных соединениях (частях) - разработка графика несения боевого дежурства); создание системы огня и выработка решений на отражение ожидаемых ударов воздушного противника; разработка указаний по ведению огня и взаимодействию и доведение их до подчиненных; организация управления огнем зенитных средств, находящихся в готовности № 1 (дежурных); установление порядка перехода в готовность № 1 необходимого количества средств ПВО; контроль организации управления огнем в подчиненных войсках.
Подготовка пунктов управления к боевой работе включает: развертывание основных и запасных пунктов управления ПВО на местности; приведение в боевое положение АСУ, РЛС, узлов связи, приборов наблюдения и проведение контроля их функционирования; установление связи с подчиненными, вышестоящими и взаимодействующими пунктами управления; топогеодезическую подготовку; подготовку рабочих мест к боевой работе; подготовку и проверку вспомогательного оборудования (выносных индикаторов, планшетов, средств сигнализации, табло, таблиц и т. п.) и боевых документов; подготовку к работе средств объективного контроля и сверку времени; распределение личного состава по боевым расчетам; организацию наблюдения, охраны и самообороны; инженерное оборудование; разработку и осуществление всех мер маскировки, прикрытия от ударов с воздуха и обеспечения электромагнитной совместимости; контроль готовности пунктов управления к боевой работе.
Таким образом, для тщательной организации управления огнем командиру (начальнику ПВО) необходимо проделать большой объем работы, связанной как с организационно-тактическими, так и техническими вопросами. Ее успех будет определяться в первую очередь уровнем понимания командиром значимости данных мероприятий и степени их влияния на эффективность управления огнем.
Для правильного решения сложных задач организации и осуществления управления огнем командиру нужны ориентиры, которые обеспечат быстрый поиск рациональных решений. Роль таких ориентиров выполняют принципы управления огнем.
Принципами управления огнем принято считать основные научно обоснованные и официально утвержденные положения (правила), которыми руководствуются командиры (начальники ПВО) при принятии решений и которые являются основной руководящей идеей управляющих алгоритмов АСУ.
Принципы управления огнем, с одной стороны, являются результатом научных исследований и обобщением опыта войск, а с другой стороны, будучи сформулированными в уставах и наставлениях, выражают взгляды руководства на использование огня средств войсковой ПВО для уничтожения СВН.
К основным принципам управления огнем относятся:
принцип первоочередного поражения важнейших воздушных целей;
принцип максимального числа пораженных (обстрелянных) СВН с учетом их оперативно-тактической важности;
принцип соответствия огневых задач огневым возможностям подчиненных;
принцип максимального использования созданной системы огня;
принцип экономии сил и средств;
принцип максимального обеспечения живучести группировки войск ПВО;
принцип максимального обеспечения безопасности действий своей авиации;
принцип оптимальной централизации управления огнем;
принцип оптимального информационного обеспечения пунктов управления.
Проанализируем содержание этих принципов. Принцип первоочередного поражения важнейших воздушных целей требует расстановки целей в ряд по степени важности, приоритетного распределения и надежного поражения наиболее важных из них. При реализации этого принципа принято, что цели, назначенные старшим начальником, считаются наиболее важными и должны уничтожаться в первую очередь, независимо от того, соблюдаются ли другие принципы или нет. Уничтожение выбранных целей с требуемой надежностью во многом зависит от того, насколько устойчивой будет группировка ПВО относительно противодействия противника стрельбе и управлению огнем. Это положение определяет необходимость включения в число наиболее важных целей тех, которые могут сорвать ведение огня средствами ПВО.
Командиру необходимо уметь выделить цели, которые более всего мешают стрельбе и управлению огнем; назначать для их поражения огневые средства, работающие в различных частотных диапазонах или использующие различные способы локации целей; сосредоточивать огонь по таким целям нескольких огневых единиц, минимально подвергнутых противодействию; в первую очередь уничтожать воздушные элементы РУК и поражающие средства ВТО.
Принцип первоочередного поражения важнейших воздушных целей считается определяющим в управлении огнем, с него целесообразно начинать решение задачи распределения усилий группировки войск ПВО и целераспределения. По своей сущности он требует максимизации величины предотвращенного действиями группировки ПВО ущерба.
Реализация принципа максимального числа пораженных СВН с учетом оперативно-тактической важности означает нанесение воздушному противнику максимального ущерба и уменьшение возможных потерь прикрываемых войск в последующих ударах.
Этот принцип требует выполнения следующих мероприятий: использования всех возможностей для определения оперативно-тактической важности каждой воздушной цели и ее поражения в соответствии с полученными данными в порядке убывания коэффициентов важности; привлечения для отражения удара СВН противника возможно большего числа огневых средств ПВО; увеличения расхода ракет (боеприпасов) при обстреле каждой цели; сосредоточения огня по важнейшим целям; назначения для обстрела каждой цели таких огневых единиц, которые могут выполнять эту задачу с максимальной эффективностью; обстрела воздушных целей не только на встречных курсах, но и вдогон; выбора момента пуска ракеты (открытия огня) с таким расчетом, чтобы вероятность поражения цели была максимальной.
Теоретически доказано, что в тех случаях, когда точность прогнозирования результатов действий по нескольким объектам низкая или ожидаемый эффект примерно одинаков, ресурсы по объектам следует распределять равномерно. Применительно к задачам управления огнем это означает, что не следует пропускать цели без обстрела из-за стремления сосредоточить огонь нескольких огневых единиц по другим целям.
При этом важно не только поразить максимальное число СВН противника, но хотя бы обстрелять максимальное их количество. Это целесообразно, в первую очередь, в силу психологического воздействия на летчика факта стрельбы по нему. Опыт Великой Отечественной войны показал, что при потерях 10-30% противник отказывался от выполнения поставленных задач. Аналогичные результаты имеются и по локальным войнам. Этот принцип рекомендует рассредоточивать огонь и в первую очередь обстреливать пилотируемые СВН противника. В этом смысле он противоречит первому принципу.
Принцип соответствия огневых задач огневым возможностям требует постановки подчиненным реальных огневых задач. Огневая задача, которая ставится соединению, части или подразделению, должна соответствовать огневым возможностям, т. е. быть выполнимой, хотя для ее выполнения требуется полное напряжение сил и оптимальные решения командиров. Под огневыми возможностями здесь понимается совокупность характеристик группировки войск ПВО, определяющих ее возможность по отражению осуществляющегося в данное время налета.
Выполнение данного принципа достигается знанием огневых возможностей подразделений, частей и соединений, правильным распределением этих возможностей по множеству воздушных целей, учетом изменений огневых возможностей в условиях радиоэлектронного противодействия, применения ВТО, из-за маневра, перемещения зенитных подразделений и т. д.
Принцип максимального использования созданной системы огня рекомендует при выработке решений на отражение удара и ведение огня рассмотреть, нет ли среди отобранных при организации системы огня вариантов распределения огня, которые полностью или хотя бы частично соответствуют сложившейся обстановке. Если такие варианты есть, то их необходимо использовать при выработке решения на отражение удара СВН противника без изменений или с необходимой коррекцией. Важность реализации этого принципа состоит в том, что заранее подготовленные варианты детально отработаны, они повышают эффективность отражения удара и упрощают работу всех пунктов управления при управлении огнем.
Принцип экономии сил и средств группировки войск ПВО требует выработки таких решений на отражение удара и на ведение огня, в которых для выполнения задач отобраны только строго необходимые зенитные соединения, части и подразделения как по количеству, так и по типам. Огневые возможности отобранных зенитных подразделений должны быть распределены оптимальным образом в пространстве, по типам целей и времени; количество ракет (боеприпасов), используемых для каждой стрельбы, должно соответствовать рекомендациям правил стрельбы. Кроме того, следует учитывать наличие ракет и возможности по их пополнению.
Таким образом, при отражении удара СВП группировка войск ПВО должна быть в состоянии полностью использовать свои огневые возможности, но расходовать их по мере необходимости. Соединения, части и подразделения должны выполнять огневые задачи минимально необходимым количеством ОЕ при расходе ракет, обеспечивающем требуемую надежность поражения выбранных (назначенных) для уничтожения целей, непрерывно поддерживая боеспособность и сохраняя резерв огневых возможностей для выполнения внезапно возникающих задач.
Принцип максимального обеспечения живучести группировки войск ПВО предполагает использование таких способов отражения ударов воздушного противника, которые позволят минимизировать потери средств ПВО. В некотором смысле он перекликается с принципом экономии сил и средств, поскольку основным путем его реализации является минимально возможное привлечение средств ПВО для выполнения поставленных задач. Однако есть и другие направления обеспечения живучести группировки войск ПВО. Этот принцип требует сокращения времени работы на излучение всех средств ПВО, а также минимизации продолжительности их пребывания на одних и тех же позициях; соблюдение мер маскировки; предоставления большей самостоятельности подчиненным пунктам управления и огневым единицам; широкого использования нерадиолокационных способов обнаружения воздушных целей, специальных способов стрельбы, заранее подготовленной системы огня, мер по обману противника и проведения других мероприятий.
Принцип максимального обеспечения безопасности действий своей авиации является одним из наиболее важных при управлении огнем. Он требует выработки таких решений на отражение удара и на ведение огня, в ходе реализации которых исключается или максимально уменьшается вероятность обстрела своих самолетов; полного и своевременного информирования подчиненных о действиях своей авиации; установления сигналов ограничения и прекращения огня на период пролета своей авиации через зоны поражения средств ПВО; определения воздушного пространства, где может действовать наша авиация, и принятия других мер по обеспечению безопасности ее действий.
Принцип оптимальной централизации управления огнем заключается в том, что распределение функций в системе управления огнем должно обеспечивать рациональное сочетание централизованного управления с автономными действиями подчиненных, а выбранный уровень централизации управления не должен сдерживать разумную инициативу подчиненных.
Проблема оптимального распределения функций по управлению огнем имеет как теоретическое, так и практическое значение. С этой проблемой каждый командир обязательно сталкивается в процессе организации управления огнем и в ходе отражения ударов воздушного противника.
Гибкое изменение видов и методов целераспределения, осуществляемое под централизованным руководством старшего начальника, должно быть обеспечено возможностями технических средств, оперативным обменом информацией и "единством мышления" командиров на ПУ различных уровней.
Повышение степени централизации управления, вытекающее из общетеоретических положений науки управления, существует как тенденция исторического развития организационных форм, техники, боевого применения войсковой ПВО.
На фоне общей тенденции действует большое количество факторов ограничивающих централизацию управления как с точки зрения ее необходимости, так и с точки зрения возможности ее осуществления. Основными из них являются следующие.
Каждый элемент структуры прикрываемых войск и даже некоторые единицы вооружения (танк, БМП, пусковая установка ракет, зенитный ракетный комплекс и др.) может быть объектом удара СВН и поэтому нуждается в средствах ПВО непосредственного прикрытия, управлять которыми старшие звенья могут далеко не во всякой обстановке.
Несовпадение в пространстве зон поражения зенитных комплексов вследствие несовпадения мест стартовых позиций и не одинаковой досягаемости по высоте, дальности и курсовому параметру обусловливает "естественное" целераспределение, не требующее вмешательства старшего ПУ, что нередко исключает случайное излишнее сосредоточение огня по одним целям, вызывающее пропуск других целей.
В этом же направлении действует и самостоятельный выбор целей подчиненными командирами, принимающими решения на основе личной оценки обстановки и заблаговременно полученных указаний.
Централизация ЦР вызывает необходимость централизации учета информации о состоянии всех ОЕ, а также сбора информации о целях от всех средств разведки, имеющихся в группировке,поскольку собственные средства разведки ПУ не могут выдать сведений об условиях обнаружения, сопровождения и обстрела целей, необходимых для каждой из подчиненных ОЕ. Структура и количество этой информации становятся такими, какие необходимы на всех ПУ для управления огнем и в каждой ОЕ для подготовки стрельбы. Это приводит к такому росту требований к разведке и к системе сбора передачи отображения и переработки информации на одном ПУ, что выполнить их в старших звеньях управления оказывается технически невозможным.
Невозможно и нецелесообразно назначать централизованно цели средствам ПВО, прикрывающим соединения, части, подразделения, действующие в отрыве от основной группировки войск ввиду невозможности своевременного получения информации о местных условиях воздушной и наземной обстановки и оперативного их учета при выработке решений.
Действия войск на отдельных направлениях и в разобщенных районах, характерные для современной войны, приводят к тому, что группировки средств ПВО будут проводить противовоздушные бои без взаимной поддержки, поскольку зоны поражения ЗРК и ЗАК этих группировок, как правило, пересекаться не будут. Следовательно, необходимость ЦР в старшем звене отпадает.
Таким образом, существует ряд факторов, требующих рационального сочетания централизованного управления и автономных действий зенитных соединений, частей и подразделений, причем степень централизации напрямую зависит от складывающейся обстановки.
Принцип оптимального информационного обеспечения пунктов управления показывает зависимость эффективности управления от объема и качества используемой информации. Сущность этого принципа заключается в том, что для эффективного решения задач управления каждый ПУ должен располагать информацией требуемого качества. Этот принцип требует, чтобы при организации управления (в ходе выработки решений на отражение удара воздушного противника) была создана такая структура информационной подсистемы, которая позволила бы обеспечить сбор и обработку информации с требуемым качеством. В ходе отражения ударов воздушного противника процесс информационного обеспечения ПУ должен регулироваться таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на ПУ функций управления. Этот принцип имеет и другую сторону, которая связана с информационной поддержкой действий подчиненных. Смысл ее заключается в том, что каждый КП должен стремиться к максимальному обеспечению информацией подчиненных пунктов управления, причем эта информация должна соответствовать по объему и степени детализации тем задачам, которые они решают.
Перечисленные принципы управления огнем показывают, насколько сложен процесс управления огнем, как много факторов надо учесть, что многие требования, предъявляемые к этому процессу, являются противоречивыми, и выработка решения в таких условиях во многом определяется уровнем подготовки командиров, их умением творчески применять рекомендации теории, полностью использовать возможности технических средств.
Материальной основой управления огнем группировок войсковой ПВО является система управления огнем (СУО). Она выделяется как подсистема в системе управления войсками и включает в себя те ее элементы, которые непосредственно участвуют в управлении огнем.
Система управления огнем является сложной системой и обладает всеми присущими им признаками: целенаправленностью системы; большим числом элементов; различными по уровню, масштабам и предназначению связями, обеспечивающими взаимодействие между элементами и подсистемами; наличием процесса управления и соответствующей ему информации; усилительными свойствами (результат работы системы всегда больше простой суммы достигаемой эффективности отдельно взятых элементов и подсистем); динамичностью протекаемых в ней процессов и др.
В качестве объектов управления в системе управления огнем выступают зенитные соединения, части, подразделения, а на самом нижнем уровне иерархии - огневые единицы. В каждом из этих объектов можно также выделить управляющие и управляемые элементы (подсистемы). Следовательно, система управления огнем может быть представлена как иерархическая структура, включающая несколько уровней иерархии с установленным порядком подчиненности, распределением прав, обязанностей и ответственности за принятие решений, с упорядоченной схемой передачи приказов, команд, распоряжений, докладов и донесений, приема и обработки информации об обстановке.
Наделение объектов управления определенными управленческими функциями (правами и обязанностями в вопросах ведения огня) обусловливает одно из важнейших свойств системы управления огнем - высокий уровень резервирования. Результаты исследований и опыт войск показывают, что рациональное использование данного свойства обеспечивает некоторый гарантированный уровень эффективности группировок войск ПВО, исключающий снижение эффективности отражения удара до нуля даже при полной дезорганизации управления.
Структурная схема управляющей системы лишь частично может быть показана в виде графа, на котором вершинами показаны пункты управления, а дугами - подчиненность, порядок передачи приказов, команд, докладов и т.д. Эти данные о структуре управляющей системы относительно стабильны. Но на схеме нельзя показать наиболее подвижную, переменную часть характеристики структуры - распределение прав, обязанностей и ответственности, устанавливаемое приказами, боевыми распоряжениями, указаниями по ведению огня, а также командами и распоряжениями в ходе отражения налета. Этими отношениями между пунктами управления обусловлено многообразие структур управляющей системы, которая адаптируется к изменяющимся условиям обстановки. Гибкость управления огнем достигается прежде всего быстрой перестройкой управляющей системы вслед за изменениями задачи и возможностями пунктов управления или подчиненных им средств ПВО. Таким образом, наиболее подвижной частью структуры системы управления огнем является распределение функций управления огнем между пунктами управления различных уровней. Следовательно, средства ПВО каждого формирования должны быть готовы к действиям в составе группировки старшего звена и к самостоятельным действиям. АСУ средствами ПВО каждого формирования должна обеспечивать централизованное ЦР для подчиненных средств как с ПУ ПВО данного формирования, так и с ПУ ПВО старшего начальника.
Целесообразно принять за основу следующий порядок распределения функций по выработке решений при управлении огнем между различными уровнями системы управления огнем.
Начальник войск ПВО фронта определяет, какие группы целей (с каких направлений, на каких высотах, или какого класса) уничтожить в первую очередь и наиболее надежно; порядок взаимодействия с ИА; распределение усилий по рубежам, направлениям, зонам, высотам, времени; время ввода истребительной авиации в зону боевых действий войск ПВО и время вывода; какие задачи поставить войскам ПВО армий, зенитным соединениям и частям фронтового подчинения, корпусу (дивизии) ПВО и истребительной авиации; какие средства выделить для отражения в полосе соседнего фронта; какие задачи поставить войскам ПВО армий по взаимной поддержке при отражении налета; что дополнительно необходимо выполнить для обеспечения безопасности полетов своей авиации в зонах поражения зенитных средств.
Начальник войск ПВО армии определяет, какие цели и/или какие группы целей (с каких направлений, на каких высотах или какого класса) уничтожать в первую очередь и наиболее надежно; как распределить усилия войск ПВО, в том числе и ИА: по рубежам, полосам, зонам, высотам, времени или по целям; какие цели и/или группы целей уничтожить зенитными средствами дивизий и соединениями (частями) армейского подчинения; какой необходим маневр огнем (состав средств, время) для помощи в отражении налета в полосе соседней армии; какие задачи поставить средствами ПВО дивизий для взаимной поддержки в уничтожении целей; какие необходимы дополнительные меры обеспечения безопасности своих самолетов в зонах поражения зенитных средств и меры экономии и сохранения резерва огневых возможностей.
Начальник ПВО дивизии определяет, какие цели и/или группы целей (с каких направлений, на каких высотах или какого класса) уничтожить в первую очередь и наиболее надежно; какие цели уничтожить средствами ПВО полков, дивизионными средствами и средствами усиления; как распределить ответственные диапазоны высот между зенитным полком и подразделениями ПВО полков (при невозможности распределения целей); какие средства иметь в готовности к уничтожению низколетящих целей, крылатых ракет, вертолетов и как их использовать для уничтожения других целей; меры по регулированию расхода ракет (боеприпасов).
Командир зенитного дивизиона (начальник ПВО полка) определяет, какие цели (с какого направления, на каких высотах или какого класса) уничтожить в первую очередь; какие цели уничтожить зенитной ракетно-артиллерийской батареей, а какие зенитными ракетными батареями; какие изменения внести в распределение ответственных секторов; какие задачи поставить средствам ПВО, выделенным для уничтожения внезапно появляющихся низколетящих самолетов, крылатых ракет и вертолетов; меры по регулированию расхода ракет (боеприпасов).
Командир бригады (полка, дивизиона, батареи) определяет цели для уничтожения; необходимое количество огневых единиц и пусков ЗУР для уничтожения каждой из выбранных целей; распределяет цели между частями (батареями, боевыми машинами, установками, зенитными отделениями) и при необходимости определяет для каждой из них количество пусков ЗУР; определяет меры по подготовке ЗУР (боеприпасов) и заряжанию огневых средств.
Командир огневой единицы выбирает цель (цели) для уничтожения (если она не была указана старшим начальником); определяет способ стрельбы и режим работы зенитного комплекса; определяет количество пусков ЗУР, моменты открытия и прекращения огня, необходимость повторного обстрела.
Таким образом, функции каждого уровня системы управления огнем могут изменяться в зависимости от условий обстановки. Изменение этих функций может потребовать изменения структуры системы. Задача формирования оптимальной структуры системы управления огнем решается командиром (начальником ПВО) на этапе организации управления огнем при выработке решения на отражение удара воздушного противника. При этом учитываются основные факторы обстановки и возможности системы управления огнем.