Понятие гражданского процессуального правоотношения.
Признаки - общие и специальные.
Предпосылки возникновения ГПО.
Структура ГПО.
Для ГПО характерен ряд признаков, общих для всех правоотношений.
ГПО обладает некоторыми особенностями:
1) Общественные отношения, связанные с поведением людей в сфере гражданского судопроизводства;
2) Правоотношения процессуального характера;
3) Возникнуть сами по себе не могут;
4) Возникновение ГПО происходит не в результате взаимного волеизъявления сторон, а по инициативе того субъекта, чьи права, свободы или законные интересы предполагаются нарушенными.
5) Обязательным участником ГПО является суд.
ГППО – это охраняемые государством общественные отношения, возникающие на основе норм ГПП между судом и другими участниками гражданского судопроизводства в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов субъектов права.
Предпосылки возникновения ГПО.
Норма,
Юридический факт (в отличие от других отраслей права ЮФ-события в сфере ГПП не могут сами по себе привести к возникновению, изменению или прекращению правоотношений, такие события как смерть гражданина не приводят напрямую к прекращению ГППО; факты-действия – подача искового заявления истцом и принятие судом; следовательно изначально для возникновения ГППО необходимо 2 юридических факта-действия),
и гражданско-процессуальная правосубъектность (правоспособность и дееспособность).
Структура
Субъект, объект и содержание.
Объект – поведение или поведение+результат деятельности, предмет материального мира, личные неимущественные права.
Общий объект – конкретный материально-правовой спор, специальный – результат, достигаемый в конкретном процессуальном правоотношении.
Субъекты – физ, юр лица, гос органы.
Содержание – субъективные права и юридические обязанности.
Тема 5. Участие в гражданском процессе субъектов, защищающих права других лиц.
10.
Формы участия в гражданском судопроизводстве органов государственной власти, органов МСУ, организаций и граждан, защищающих в гражданском судопроизводстве от своего имени права и интересы других лиц, схожи с формами участия в гражданском судопроизводстве прокурора:
1) инициирование производства (ст. 46 ГПК);
2) вступление в уже начавшийся по инициативе других лиц процесс для дачи заключения по делу (ст. 47 ГПК).
В обеих формах в деле могут участвовать лишь органы государственной власти, МСУ, а перечисленные в ст. 46 ГПК организации и граждане вправе только инициировать возбуждение производства по делу в защиту прав и интересов других лиц.
Вне зависимости от формы участия указанные субъекты вправе:
1) знакомиться с материалами дела;
2) делать выписки из них;
3) снимать копии;
4) заявлять отводы;
5) представлять доказательства;
6) участвовать в их исследовании;
7) задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле (свидетелям, экспертам, специалистам);
8) заявлять ходатайства, в т.ч. об истребовании доказательств;
9) давать объяснения суду в устной и письменной форме;
10) приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам;
11) возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле,
12) обжаловать решения и определения суда.
В случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти и МСУ, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц:
1) если защищается конкретное лицо, то для инициирования судопроизводства указанными в ст. 46 ГПК лицами необходима просьба защищаемого лица, которое и выступает в качестве истца;
2) если требование предъявляется в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, недееспособного или несовершеннолетнего гражданина, то такое заявление может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя (так, в соответствии со ст. 70 Семейного Кодекса, производство по делам о лишении родительских прав может быть возбуждено судом не только по заявлению одного из родителей, лиц, их замещающих, и прокурора, а также по заявлениям органов и учреждений, на которые по закону возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, такими органами и учреждениями являются органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей).
Органу государственной власти и органу МСУ, организации и гражданину, защищающему в гражданском судопроизводстве от своего имени права и интересы других лиц отказывается в принятии заявления на основании п. 1 ст. 134 ГПК РФ, если закон не наделяет их правом на инициирование возбуждения гражданского дела данной категории. Отказ в принятии искового заявления препятствует повторному обращению заявителя в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям.
Также, как и прокурор, лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа органов, организаций или граждан поддерживать требования, заявленные ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска, наступают те же процессуальные последствия, что и при подобных действиях прокурора. Так, в случаях отказа от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение по делу продолжается до тех пор, пока сам истец или его законный представитель не заявит об отказе от иска. Таким образом, можно говорить о том, что по общему правилу предъявление иска в защиту прав других лиц возможно при одновременном наличии двух условий:
1) прямое указание в законе;
2) наличие просьбы заинтересованного лица, в отношении которого закон допускает такое возбуждение дела государственными органами, органами МСУ и другими субъектами (ст. 46 ГПК).
Второй формой участия в гражданском судопроизводстве государственных органов, органов МСУ является их вступление в судопроизводство до принятия решения судом первой инстанции по собственной инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, а также самого суда для дачи заключения по этому делу. Такое вступление осуществляется в строгом соответствии с компетенцией государственных органов и органов МСУ в целях реализации возложенных на эти органы Федеральным Законом обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц, или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Вопрос о вступлении в судопроизводство органов государственной власти, органов МСУ для дачи по делу заключения должен решаться судьей при подготовке дела к судебному заседанию (ст. 150 ГПК).
Вне зависимости от формы участия указанные лица не имеют личной материально-правовой заинтересованности в исходе дела, их заинтересованность – процессуальная, обусловленная их же компетенцией. От прокурора они отличаются тем, что всегда участвуют в деле через представителей, могут не иметь правовых знаний. Заключение органа государственной власти, органа МСУ не обязательно для суда, в отличие от экспертов, представители органа государственной власти или МСУ не несут уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и за отказ от дачи заключения.