Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 8. Дефицитарное психическое развитие



 

Ø План изучения темы

1. Характеристика дефицитарного психического развития.

2. Характеристика аномалий развития в связи с недостаточностью зрения

3. Характеристика аномалий развития в связи с недостаточностью слуха.

4. Характеристика дизонтогенеза при детском церебральном параличе.

5. Общее понятие о нарушениях речи.

6. Этиология и классификация речевых нарушений у детей.

7. Характеристика фонетических нарушений у детей.

8. Характеристика лексико-грамматических нарушений речи.

9. Характеристика нарушений письменной речи в детском возрасте.

10. Общая характеристика нарушений голоса, темпа и ритма речи.

 

Ø Основные понятия темы

Нарушения психического развития в связи с нарушением анализаторных систем и речи. Аномалии психического развития в связи с недостаточностью зрения: слепота, слабовидение. Аномалии психического развития в связи с недостаточностью слуха: глухота, слабослышание. Аномалии психического развития в связи с недостаточностью двигательной сферы: детский церебральный паралич. Причины виды и симптоматика нарушений речи: центральные и периферические, органические и функциональные нарушения речи. Фонетическое недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи. Дислалия, ринолалия, дизартрия, дисфония, афония, алалия, афазия, тахилалия, брадилалия, заикание, дислексия, дисграфия.

 

Ø Опорные конспекты лекций

 

Дефицитарное психическое развитие

Этот тип дизонтогенеза связан с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной – при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).

Наиболее показательной моделью аномалий развития по дефицитарному типу является психический дизонтогенез, возникший на почве поражения сенсорной либо моторной сферы.

Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха

Теория Л. С. Выготского об основных закономер­ностях аномалий развития была наиболее полно раз­вита и наполнена конкретным содержанием в отече­ственной дефектологии, накопившей фундаменталь­ные знания о закономерностях психического форми­рования детей с патологией зрения и слуха.

Этиология дефектов слуха и зрения может быть связана как с экзогенными, так и эндогенными фак­торами.

В происхождении экзогенных форм нарушения слуха у детей большую роль играют инфекционные заболевания во время беременности, особенно в пер­вые месяцы: краснуха, корь, грипп; а также врож­денные сифилис, токсоплазмоз и др. Среди постнатальных инфекций, способствующих поражению слу­ха, определенная роль отводится кори, скарлатине, эпидемическому паротиту. Большое значение имеют менингиты и менингоэнцефалиты. Одной из важней­ших причин нарушения слуха (чаще тугоухости) у детей считаются отиты.

Огромное значение для возникновения вторичных нарушений развития имеет степень выраженности сен­сорного дефекта.

Характер и степень вторичных отклонений разви­тия в свою очередь в значительной мере зависят от времени возникновения дефекта слуха и зрения.

Естественно, большое значение для прогноза пси­хического развития ребенка будут иметь и индивиду­альные особенности интеллекта, эмоционально-воле­вой сферы и личности ребенка в целом, а также свое­временное начало специального обучения.

Систематика нарушений сенсорной сферы учиты­вает критерии времени и степени поражения.

Среди детей с недостаточностью слуха выделяют­ся: 1) глухие: а) рано оглохшие, б) поздно оглохшие; 2) слабослышащие: а) с относительно сохранной речью, б) с глубоким недоразвитием речи. Среди де­тей с недостаточностью зрения Н. Г. Морозова вы­деляет: а) тотально слепых, б) частично видящих, в) слабовидящих.

Сложные вторичные нарушения характерны для формирования других психических процессов, эмоци­ональной сферы, деятельности в целом.

Так, у глухих детей из-за речевых нарушений задерживается общение, обеспечивающее совместную со взрослым деятельность с предметами.

На модели сенсорного дефекта показателен и об­ратный тип зависимости, возникающий в пределах аномального развития, а именно влияние уровня культурального развития на первичный биологичес­кий дефект (Р. М. Боскис, 1963; Т. А. Власова, 1972 и др.). Так, если при неполной потере слуха ребенок не научается говорить, то дефект слуха усу­губляется в связи с ограниченным опытом его ис­пользования. И наоборот, максимальное стимулиро­вание речи способствует уменьшению первичного де­фекта и оказывает развивающее влияние на слух.

Исследование патологии сенсорной сферы под­твердило и другое предположение Л. С. Выготского о неравномерности развития аномального ребенка. Если у здорового ребенка гетерохрония является стимулом к образованию новых функциональных систем, то у ребенка с аномалией в сенсорной сфере наблюдается несоответствие в развитии отдельных систем, тормозящее общее развитие.

Другой общей особенностью, выступающей при изучении дефектов развития сенсорной сферы, явля­ется недостаточность словесного опосредования. Это очевидно при дефекте слуха, при котором нарушает­ся развитие речевой системы, но это также наблю­дается и при дефектах зрения. Так, у слабовидящих непосредственный зрительный анализ сигналов может страдать меньше, чем словесная квалификация его результатов. У детей с высокой степенью близо­рукости простые дифференцировки световых сигна­лов мало отличаются от нормы, но адекватный сло­весный отчет затруднен.

Следствием перечисленных особенностей дефицитарности указанного ряда психических процессов яв­ляется тенденция и к определенному замедлению темпа развития мышления — процессов обобщения и отвлечения.

У глухих при отсутствии словесной речи формой компенсации становится жестовая речь. Извест­но о развитии «шестого чувства» у слепых: способ­ности улавливать наличие приближающихся пред­метов даже при полном отсутствии зрения. Широко известна и утонченная способность слепых при помо­щи осязания различать размеры, форму и фактуру предмета.

Изменения личности у детей с дефектами зрения и слуха описаны Л. С. Выготским (1924), Т. П. Симсон (1935), Г. Штуттс (1960), В. Майер-Гроссом с сотр. (1960), Г. В. Козловской (1971), В. Ф. Матве­евым и Л. М. Барденштейном (1976). Клинико-психологическая структура такого дефицитарного типа развития личности включает ряд общих признаков. К ним относятся пониженный фон настроения, асте­нические черты, нередко с явлениями ипохондричности, тенденция к аутизации как следствие объек­тивных затруднений контактов, связанных с основ­ным дефектом, так и гиперкомпенсаторного ухода во внутренний мир, нередко в мир фантазий. Такое стремление к аутизации, а также формирование невротических, иногда истериформных свойств личнос­ти нередко усугубляется неправильным воспитанием ребенка в виде гиперопеки (Г. Е. Сухарева, 1959), инфантилизирующей его личность, еще более тормо­зящей формирование социальных установок. Следу­ет, однако, отметить, что эти эмоциональные и лич­ностные расстройства, как правило, формируются у таких детей, если они находятся в неадекватных условиях обучения и воспитания.

Среди коррекционных мероприятий большое мес­то принадлежит стимуляции развития остаточных явлений слуха и зрения.

Существенное значение имеет другой принцип коррекции: опора на сохранные функции, наиболее далеко отстоящие от дефектной. Так, при поражении слуха для формирования восприятия звуков речи ис­пользуются зрительный, двигательный и тактильный анализаторы. Зрительный анализатор используется и для чтения с губ. Для выработки представлений у слепых компенсация идет по пути сочетания слухо­вого восприятия с контактным тактильным осязани­ем, опирающимся на вибрационную, кожную, тем­пературную чувствительность.

В отечественной дефектологии получило широкое развитие и другое положение Л. С. Выготского о не­обходимости наибольшей опоры на те сохранные функции, которые находятся в сензитивном периоде. Так, Л. И. Солнцевой (1978) выделяются отдельные этапы в ранней коррекции слепых детей. На первом этапе компенсации делается опора на двигательно-кинестетический анализатор, на втором — привлека­ется интенсивно развивающаяся в этот период речь; охотно используя ее для привлечения внимания, ре­бенок овладевает большим запасом слов, целыми предложениями. Активная опора на сензитивный пе­риод развития речи способствует образованию пред­метных действий, освоению представлений об окру­жающем, развитию мышления.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.