Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психологические закономерности дизонтогенеза



Важным моментом в изучении как нормального, так и аномального онтогенеза явилось выделение Л.С. Выготским (1936) двух взаимосвязанных линий развития: биологической и социально-биологической. Болезнь, вызывая прежде всего нарушение биологической линии развития, тем самым создает препятствия для социально-психического развития – усвоения знаний и умений, формирования личности ребенка.

Эти положения Л.С. Выготского легли в основу выделяемого ряда патопсихологических параметров, определяющих характер психического дизонтогенеза (В.В. Лебединский, 1985).

1. Первый параметр связан сфункциональной локализацией нарушения.

Различают два основных вида дефекта. Первый из них – частный, обусловленный дефицитарностью отдельных функций гнозиса (т.е. познание предметов, явлений, их смыслового значения), праксиса (т.е. организованного, координированного сознательного действия), речи. Второй – общий, связанный с нарушением регуляторных систем, как подкорковых, при дисфункции которых наблюдаются снижение уровня бодрствования, психической активности, патология влечений, элементарные эмоциональные расстройства; так и корковых, обуславливающих дефекты интеллектуальной деятельности (недостаточность целенаправленности, программирования, контроля), нарушения более сложных, специфически человеческих эмоциональных образований.

В детском возрасте наиболее часты частные дефекты.

2. Второй параметр дизонтогенеза связан с временем поражения.

Характер аномалии развития будет различным в зависимости от того, когда возникло повреждение нервной системы. Чем раньше произошло поражение, тем вероятнее явления недоразвития (Л.С. Выготский, 1956). Чем позднее возникло нарушение нервной системы, тем более характерны явления повреждения с распадом структуры психической функции.

Чем тяжелее поражение нервной системы, тем более стойки явления регресса и более вероятны явления распада. Поэтому профиль психического развития аномального ребенка часто будет состоять из сохранных, поврежденных и в разной степени задержанных в своем формировании психических функций (В.В. Лебединский, 1985)

3. Третий параметр дизонтогенеза характеризует взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

Вторичный дефект, по мнению Л.С. Выготского, является основным объектом в психологическом изучении и коррекции аномального развития.

Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями самого психического развития детского возраста. Пропущенные сроки в обучении и воспитании автоматически не компенсируются в более старшем возрасте, а возникшее отставание требует уже более сложных и специальных усилий по его преодолению. Трудности в обучении создают не только педагогическую запущенность, но и стойкое отрицательное отношение к школе, которое в более старшем возрасте становиться одним из основных факторов, формирующих нарушения поведения у подростков.

4. Четвертый параметр дизонтогенеза связан с нарушением межфункциональных взаимодействийв процессе аномального системогенеза.

В норме перестройка межфункциональных связей связана с законом гетерохронии, т.е. развитие любой функции идет неравномерно и волнообразно. У аномального ребенка возникает диспропорция развития – явление асинхронии, среди основных проявлений которых можно выделить следующие:

1. явления ретардации – незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм. Это наиболее характерно для олигофрении и ЗПР;

2. явления патологической акселерацииотдельных функций, например чрезвычайно раннее (до 1 года) и изолированное развитие речи при раннем детском аутизме; раннее пробуждение сексуального влечения при преждевременном половом созревании церебрально-органического генеза;

3. сочетание явлений патологической акселерации и ретардации психических функций, например сочетание вышеуказанного раннего возникновения речи с выраженным недоразвитием сенсорной и моторной сферы при раннем детском аутизме.

4. изоляцияотдельных функций. Изолированная функция, лишенная воздействий со стороны других психических функций, стереотипизируется, зацикливается в своем развитии. Так, например, при тяжелых формах умственной отсталости весь моторный репертуар больного ребенка может представлять ритмическое раскачивание, стереотипное повторение одних и тех же актов. Эти нарушения вызваны не столько дефективностью двигательного аппарата, сколько недоразвитием интеллектуальной и мотивационной сфер. При олигофрении с явлениями гидроцефалии нередко обращают внимание хорошие механическая память и речь. Однако возможности использования этих способностей очень ограничены из-за нарушения мышления.

5. патологическая фиксация, т.е. трудности усложнения, перехода к иерархическим связям, например, «пик» страхов в норме ограничен сензитивными возрастами 3 и 11 лет. В патологическом онтогенезе страхи, фиксируясь, распространяются и на другие возрастные периоды.

Выше описанные механизмы изоляции, патологической фиксации, нарушение инволюции ряда психических функций, временные и стойкие регрессии играют большую роль в формировании различных видов асинхронии развития.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.