Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР



Гармонический психофизический инфантилизм пред­ставляет собой некоторое запаздывание темпа физиче­ского и психического развития личности, выражающееся в незрелости эмоционально-волевой сферы, влияющей на поведение ребенка и его социальную адаптацию. Де­ти по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5—2 года, для них характерны живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, поры­вистые движения. На первый план выступает неутоми­мость в игре и быстрая утомляемость при выполнении практических заданий. Особенно быстро им надоедают однообразные задания, требующие удержания сосредо­точенного внимания довольно продолжительное время (рисование, счет, чтение, письмо). При полноценном ин­теллекте отмечаются недостаточно выраженные интере­сы к занятиям по письму, чтению, счету.

Дисгармонический психический инфантилизм может быть связан с эндокринными заболеваниями. Так, при недостаточной выработке гормона надпочечников и гор­монов половых желез в возрасте 12—13 лет может быть задержка полового созревания как у мальчиков, так и у девочек. При этом формируются своеобразные осо­бенности психики подростка, характерные для так на­зываемого гипогенитального инфантилизма. Чаще черты незрелости проявляются у мальчиков.

Невропатический вариант осложненного инфантилиз­ма характеризуется наличием слабых черт психики.

Обычно эти дети очень робкие, боязливые, несамостоя­тельные, чрезмерно привязанные к матери, трудно адап­тируемые в детско-воспитательных учреждениях. Такие, дети с рождения засыпают с большим трудом, имея беспокойный сон. Робкие, застенчивые по характеру, они трудно привыкают к детскому коллективу. На занятиях очень пассивны, не отвечают на вопросы при посторонних. На фоне указанных черт психики могут возникнуть так называемые школьные неврозы. Ребенок с большим нежеланием посещает школу. Любое соматическое за­болевание встречает с радостью, так как появляется возможность остаться дома. Это не лень, а боязнь отры­ва от привычной обстановки, матери. Трудность адапта­ции к школе приводит к снижению усвояемости учеб­ного материала, ухудшаются память и внимание. Ребе­нок становится вялым и рассеянным.

Психогенно-обусловленный инфантилизм может быть связан с неправильными условиями воспитания, обычно в семьях, где один ребенок, которого опекают несколько взрослых. Это часто препятствует развитию у ребенка самостоятельности, воли, умения, а затем и же­лания преодолеть малейшие трудности.

Особо следует выделить детей с так называемой мик­росоциальной запущенностью. Эти дети имеют недоста­точный уровень развития навыков, умений и знаний на фоне полноценной нервной системы из-за длительного нахождения в условиях дефицита информации не толь­ко интеллектуальной, но и очень часто эмоциональной. Неблагоприятные условия воспитания (при хроническом алкоголизме родителей, в условиях безнадзорности в т. д.) обусловливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей в раннем возрасте. Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяет­ся социальной ситуацией развития, под которой понима­ется отношение между ребенком и окружающей его со­циальной действительностью. В неблагополучных семь­ях ребенок испытывает дефицит общения.

Замедление формирования познавательной деятель­ности при ЗПР церебрально-органического генеза в зна­чительной мере связано с нейродинамическими рас­стройствами. Сюда в первую очередь относятся церебрастенические явления — повышенная утомляемость, игра­ющая большую роль в нарушениях работоспособности, памяти, внимания, других высших психических функций, замедление темпа интеллектуальной деятельности, при быстром нарастании усталости.

Формы задержки психического развития церебраль­но-органического генеза имеют определенную общность с олигофренией в плане этиологии, но они характеризу­ются не только меньшей тяжестью поражения нервной системы, но и иной клинико-психологической структурой дефекта. Более позднее время поражения приводит практически к обязательному наличию повреждения си­стем с относительно коротким периодом развития. По­этому в клинико-психологическую структуру ЗПР всегда будут включены нейродинамические и, разной степени выраженности, энцефалопатические расстройства. Более позднее время поражения обусловливает и различную степень уязвимости отдельных функций к вредоносному воздействию. В отличие от олигофрении, когда имеется тотальное недоразвитие, при ЗПР наблюдается выбор­ность нарушений, особенно в отношении высших корко­вых функций.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.