Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Дефектология и специальная психология



Изучением аномалий развития психики детей занимаются три основные дисциплины: 1. Дефектология; 2. Детская патопсихология; 3. Детская психиатрия.

Дефектология (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – учение, наука) – наука о психофизических особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В дефектологию входит ряд разделов специальной (коррекционной) педагогики: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Дефектология изучает также проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с ЗПР, а также со сложными дефектами. К дефектологии относятся сурдотехника и тифлотехника, разрабатывающие технические средства коррекции и компенсации сенсорного дефекта.

В тесной связи с развитием дефектологии в нашей стране развивалась и оформилась специальная психология.

Специальная психология(психология аномальных детей) представляет собой сложную отрасль психологии, состоящую из отдельных дисциплин, каждая из которых изучает психологические особенности определенной категории аномальных детей и ход развития этих детей в условиях воспитания и обучения. В зависимости от специфики дефекта выделяют психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), а также детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, речи и др.

В исследованиях по специальной психологии пользуются методом сравнительного изучения нормальных и аномальных детей, страдающих определенным дефектом; это позволяет выявить общие для всех детей закономерности развития и типичные для каждой из категорий аномальных детей.

Разрабатывая свои теоретические позиции, специальная психология учитывает достижения детской и педагогической психологии, с которыми тесно связана.

Опыт педагогической работы с аномальными детьми и психологическое изучение этих детей показывает, что успехи в их развитии еще в большей мере, чем успехи в развитии нормальных детей, зависят от характера их воспитания и обучения. Итак, положение о ведущей роли обучения в развитии является одним из отправных положений не только детской, но и специальной психологии.

Выдающийся вклад в изучение аномалий развития сделал Л.С. Выготский, который на модели умственной отсталости сформулировал ряд общетеоретических положений, оказавших фундаментальное влияние на все дальнейшее изучение аномалий развития.

К ним, прежде всего, относится положение, что развитие аномального ребенка подчиняется тем же основным закономерностям, которые характеризуют развитие здорового ребенка.

Важнейшим фактором возникновения вторичного недоразвития является социальная депривация (от лат. deprivatio – лишение). Дефект, препятствующий нормальному общению ребенка со сверстниками и взрослыми, тормозит усвоение им знаний и навыков.

Направление вторичного недоразвития чаще отмечается от элементарных функций к более сложным. Так, недоразвитие функций восприятия и памяти при некоторых органических поражениях головного мозга приводит к задержке в развитии интеллекта. Но возможно и противоположное направление формирования вторичного дефекта. Так, например, при олигофрении недоразвитие мышления способствует и вторичному недоразвитию потенциально более сохранного праксиса.

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на первичный дефект.

Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений связана с особенностями детского возраста. Пропущенные сенситивные периоды в обучении и воспитании приводят к усугублению явлений недоразвития в подростковом возрасте.

В подростковом возрасте часто уже не сам первичный дефект, а явления вторичного недоразвития и личностные реакции на это состояние приводят к выраженным нарушениям социальной адаптации.

Понятие дизонтогении

В 1927 г. немецкий анатом Швальбе впервые употребил термин «дизонтогения», обозначая им отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии им стали обозначать различные формы нарушений онтогенеза, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости.

Слово дизонтогенез состоит из трех частей. В отечественной дефектологии применительно к дизонтогениям принят термин «аномалия развития». Аномальное развитие можно рассматривать как отклонение хода и результатов развития от существующих в данной культуре типологических (среднестатистических) и социо-культурных норм.

Аномальные дети (от греч. – неправильный) – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Для того чтобы развитие аномальных детей было максимально приближено к нормальному, требуется система специальных педагогических воздействий, имеющих коррекционную направленность и учитывающих специфику дефекта.

В зависимости от вида аномалии выделяются следующие категории аномальных детей (подразделяемые на группы по степени выраженности и времени наступления дефекта): дети с нарушениями зрения (слепые дети, слабовидящие дети, ослепшие дети), дети с нарушениями слуха (глухие дети, слабослышащие дети, оглохшие дети), дети с нарушениями интеллекта (дети с психическим недоразвитием, с задержкой психического развития), дети с нарушениями речи (дети-логопаты), дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с эмоциональными нарушениями, а также дети со сложными видами нарушений (напр., слепоглухие, умственно отсталые слепые и слабовидящие и т.п.).

Основные принципы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.