Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 10. Дисгармоническое психическое развитие



 

Ø План изучения темы

1. Общая характеристика дисгармонического развития (по В.В. Лебединскому).

2. Понятие и критерии психопатии (по Ганнушкину-Кебрикову).

3. Этиология и систематика психопатий.

4. Психологическая характеристика психастенического типа психопатии.

5. Психологическая характеристика психопатии шизоидного типа.

6. Психологическая характеристика психопатии эпилептоидного типа.

7. Психологическая характеристика психопатии истерического типа.

8. Психологическая характеристика психопатии циклоидного типа.

9. Психологическая характеристика психопатии неустойчивого типа.

10. Психологическая характеристика психопатии возбудимого и бестормозного типа.

11. Характеристика и систематика патологического формирования личности.

12. Невропатия как аномалия эмоционально-волевой сферы.

13. Характеристика аномалий психического развития, связанных с отклонением темпа полового созревания.

 

Ø Основные понятия темы

Дисгармоническое психическое развитие. Психопатии и аномальное формирование личности. Критерии психопатии по Ганнушкину-Кебрикову. Акцентуации характера подростков и психопатии по А.Е. Личко. Этиология психопатий. Типы психопатий. Особенности психики, поведения, подростковых реакций и т.д. Патологическое формирование личности, систематика по В.В. Ковалеву. Невропатия. Нарушения темпа полового созревания.

 

Ø Опорные конспекты лекций

 

Дисгармоническое психическое развитие

Как отмечалось, показательными моделями дис­гармонического психического развития являются пси­хопатии, патологические развития личности и невропатии - ано­малии психического развития, в основе которых ле­жит дизонтогенез эмоционально-волевой сферы.

Психопатия

- представляет собой стойкий дис­гармонический склад психики. Ее клинико-психологическая структура ограниче­на кругом аномальных личностных свойств, не имею­щих самостоятельной тенденции к прогрессированию, хотя и видоизменяющихся под влиянием ряда соци­альных и биологических факторов. Эта дисгармония личности лежит в основе нередких стойких наруше­ний адаптации к социальной среде, склонности к де­компенсации при изменении привычных условий.

Систематика психопатий и в настоящее время представляет большие трудности. Это связано с ря­дом факторов. Основными из них являются многооб­разие психопатических вариантов личности, их про­межуточное положение и нечеткость границ между нормальными вариантами характера и психическими заболеваниями.

Этиология психопатий, как это видно из ряда клас­сификаций, связывается либо с генетическими, наслед­ственными факторами (конституциональные формы психопатий), либо экзогенными вредностями, дейст­вующими па ранних этапах онтогенеза (органические формы психопатий) и в ряде случаев создающими так называемые фенокоиин генетических пороков развития. Некоторые виды психопатий могут иметь как наследственное, так и экзогенное происхождение. Ряд авторов (О. В. Кербиков, 1955; В. Л. Гурьева, В. Я. Гиндикин, 1980; В. В. Ковалев, 1979) не исклю­чают возможности формирования психопатии под влиянием длительно действующих и деформирующих развитие личности ребенка средовых факторов.

Патогенез психопатий мало изучен. С позиций исследуемых нами закономерностей аномалий разви­тия представляет большой интерес мнение о парци­альном инфантилизме как основе аномалии развития личности при всех видах психопатий (Е. Крепелин) или их значительной части (Г. Е. Сухарева). Е. Кречмер, касаясь ряда психопатий, как указывалось, на­ходил определенную общность их патогенеза с пато­генезом ряда психических заболеваний. Г. Е. Сухарева связывает патогенез психопатий с нарушенным формированием корково-подкорковых связей.

Несмотря на разнообразие классификаций, слож­ности вопросов патогенеза, клиникопсихологическая структура отдельных вариантов психопатий разными авторами описывается достаточно сходно. Это каса­ется и описаний психопатий в детском возрасте.

Ядерную группу составляют так называемые конституциональные психопатии, как правило, имеющие наследственное происхождение. Сюда от­носятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, пси­хастенические и в значительной части истерические психопатии.

Ребенку с шизоидной психопатией присущи черты аутизма; одиночество и мир фантазий он предпочи­тает обществу сверстников. Его эмоциональная сфе­ра характеризуется дисгармоничным сочетанием по­вышенной чувствительности и ранимости в отноше­нии собственных переживаний и интересов и парадок­сальным для детского возраста отсутствием непосред­ственности, жизнерадостности, определенной внешней сухостью по отношению к родным и другим окру­жающим.

Сходные соотношения имеются между эпилепсией и эпилептоидной психопатией. Выше описывалась клинико-психологическая структура эпилептической деменции, обусловленной эпилептической болезнью. Отмечалась специфичность слабоумия при эпилепти­ческой болезни, особенности личностной сферы.

Авторы, описывающие эпилептоидную психопатию у взрослых, отмечают полярность их эмоциональной сферы: наряду со взрывчатостью, жестокостью — склонность к угодливости и слащавости. У детей этот второй полюс практически не наблюдается; не исклю­чено, что его формирование в более старшем возра­сте связано с гиперкомпенсаторными механизмами (Б. В. Зейгарник, 1976).

Циклоидный тип психопатии, при котором имеется склонность к немотивированным колебаниям настрое­ния от пониженного субдепрессивного до повышен­ного маниакального, в детском возрасте диагности­руется редко (А. Е. Личко, 1977).

Психастенические личности, склонные к тревож­ности, мнительности, диагностируются и в детском возрасте (Г. Е. Сухарева, 1959). Уже в 3—4 года у этих детей наблюдаются страхи за жизнь и здоровье свое и близких, тревожные опасения, легко возни­кающие по любому поводу, боязнь нового, незнакомого, склонность к навязчивым мыслям и действиям.

Истерическая психопатия не всегда имеет консти­туциональный характер, в части случаев она может быть обусловлена негрубыми экзогенными вредностями, нередко обменно-трофического характе­ра, перенесенными в раннем детстве. В отличие от вышеперечисленных шизоидной, эпилептоидной, пси­хастенической психопатий, часто встречаемых у лиц мужского пола, истерическая психопатия наиболее часто наблюдается у женщин и соответственно у девочек.

Психопатии типа неустойчивых (по Сухаревой, 1959) также представляют собой вариант дис­гармонического инфантилизма. Такие дети отличают­ся незрелостью интересов, поверхностностью, нестойко­стью привязанностей, импульсивностью поступков, действиями по первому побуждению. Малая продук­тивность в занятиях и при хорошем интеллекте свя­зана с неспособностью к длительной целенаправлен­ной деятельности.

Органические психопатии (Сухарева, 1959; Кербиков, 1971) связаны с ранним поражением нерв­ной системы во внутриутробном периоде, при родах, в первые годы жизни.

Среди органических психопатий наиболее часто встречается возбудимый (эксплозивный) тип. Он ча­ще наблюдается у мальчиков. Его клинической осно­вой является аффективная и двигательная возбудимость. Уже в возрасте 2—3 лет эти дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффек­тивных вспышек со злобностью, агрессией, упрямст­вом, негативизмом. Тяжелые аффективные разряды чаще имеют астенический исход с расслабленностью, вялостью, слезами (А. Е. Личко, 1977).

Для органической психопатии по бестормозному типу (Г. Е. Сухарева, 1959) характерны повышенный эйфорический фон настроения с грубой откликаемостью на все внешние раздражители, некритичность при достаточно сохранном интеллекте. Любое внеш­нее впечатление легко вызывает аффективную реак­цию, однако, очень короткую.

Следует отметить, что, по мнению большинства исследователей, клинически «чистые» варианты пси­хопатий достаточно редки. Большей частью имеется переплетение черт, свойственных разным видам пси­хопатий.

Таковы самые основные проявления психопатий у детей.

Диагностика психопатий в детском возрасте пред­ставляет определенные трудности, что связано с не­завершенностью формирования личности. Кроме того, у детей такие характерные для ряда психопатий чер­ты, как повышенная эмоциональная возбудимость и неустойчивость поведения, преобладание примитив­ных потребностей и влечений, до известной степени являются физиологическими. А. Е. Личко (1977), В. В. Ковалев (1979) и др. указывают на различный возраст структурирования отдельных видов психопа­тий. В связи с тем, что патологические черты харак­тера в благоприятных условиях воспитания могут редуцироваться, Г. Е. Сухарева (1959), В. В. Кова­лев (1979) и другие детские психиатры предостере­гают от широкой диагностики психопатии до юноше­ского возраста.

В детском возрасте наиболее отчетливо выступает сочетание биологического и социального факторов в формировании различных типов психопатий. Несмот­ря на биологически обусловленные предпосылки тем­перамента, становление психопатии реализуется в соответствующих неблагоприятных средовых услови­ях, способствующих ее формированию.

Помимо социальных факторов большая роль в декомпенсации психопатии принадлежит и биологиче­скому фактору: соматическому неблагополучию, кри­зисным возрастным периодам, характеризующимся эндокринно-вегетативным дисбалансом.

В динамике, становления психопатии О. В. Кербиков (1961, 1971), В. В. Ковалев (1973, 1979) разли­чают ряд этапов: сначала отдельные патологические реакции, возникающие в ответ на провоцирующие влияния среды, затем более длительные патологиче­ские состояния и, наконец, формирование психопатии как стойкой девиации личности.

Патологическое формирование лично­сти

Оно также относится к типу дис­гармонического развития. Как указывалось, его этио­логией являются неблагоприятные условия воспита­ния, длительная психотравмирующая ситуация. Как известно, в формировании личности здорового ребен­ка ведущую роль играет его воспитание.

В патогенезе патологических формирований лич­ности основная роль принадлежит двум факторам:

1) закреплению патологических реакций (имитация, протест, пассивный и активный отказ и др.), пред­ставляющих собой форму ответа на психотравмирующую ситуацию; фиксируясь, они становятся устойчи­выми свойствами личности (Л. Мишо, 1950, 1964; Н. Д. Левитов, 1955) особенно в детском возрасте;

2) непосредственному «воспитанию» таких патологиче­ских черт характера, как возбудимость, неустойчи­вость, истеричность в результате прямой стимуляции отрицательным примером (О. В. Кербиков и В. Я. Гиндикин, 1960; Л. Мишо, 1964 и др.).

В систематике патохарактерологического форми­рования личности (В. В. Ковалев, 1973) различаются следующие основные варианты: аффективно возбуди­мый, тормозимый, истероидный, неустойчивый. Каж­дый из них связан с определенными особенностями неблагоприятной среды.

Аффективно возбудимый вариант чаще обуслов­лен неблагоприятной средой, в которой имеются дли­тельная конфликтная ситуация, алкоголизм родите­лей, ссоры, агрессия членов семьи друг к другу, не­редко жестокость. В таких семьях у ребенка часто развиваются черты аффективной взрывчатости, склон­ность к разрядам раздражения, гнева, неадекватных вызвавшему их раздражителю, повышенная готовность к конфликтам.

Истероидный вариант патологического развития личности, как и истерическая психопатия, чаще, на­блюдается у девочек.

Патологическое развитие личности по типу психической неустойчивостинапоминает аналогичный тип психопатии. Но происхождение его чаще всего обу­словлено условиями гипоопеки — безнадзорности, при которой у ребенка не воспитываются чувство долга и ответственности, волевые задержки, способ­ность преодолевать трудности.

Тормозимый вариант патологического развития личности чаще формируется в условиях такого типа гиперопеки, при котором авторитарность, деспотич­ность воспитания подавляют в ребенке самостоятель­ность, инициативу, делают его робким, тормозимым, обидчивым, а впоследствии — пассивным, неуверен­ным в своих силах.

 

Невропатии

К дисгармоническому развитию можно отнести и так называемую невропатию — особый вид аномалии эмоционально-волевой сферы, обусловленный неустой­чивостью регуляции вегетативных функций (Г. Е. Су­харева, 1955; Т. П. Симеон, 1961; В. В. Ковалев, 1979 и др.). Эта аномалия может иметь как конституцио­нальный характер — «конституциональная детская нервность», связанная с генетическим фактором, так может быть вызвана ранними экзогенными вредно­стями.

Невропатия, так же как и задержанное развитие, является аномалией развития, наиболее типичной для детского возраста. По мере созревания вегетативной нервной системы в школьном возрасте она часто сглаживается, но иногда, в неблагоприятных усло­виях воспитания, является основой для формирования психопатии либо патологического развития личности тормозимого типа (В. В. Ковалев, 1979).

 

Основные признаки невропатии (по А. А. Захарову):

1. Эмоциональная неустойчивость — повышенная склонность к эмоциональным расстройствам, беспокойству, быстрому возник­новению аффектов, раздражительной слабости.

2. Вегетативная дистония (расстройство нервной системы, регу­лирующей работу внутренних органов) —

3. Нарушения сна в виде затрудненного засыпания, ночных стра­хов, отказа спать днем.

4. Нарушения обмена веществ, склонность к аллергии с различны­ми проявлениями, повышенная чувствительность к инфекциям.

5. Общая соматическая ослабленность, снижение защитных сил орга­низма — ребенок часто болеет ОРЗ, ОРВИ, желудочно-кишечными заболеваниями, заболеваниями дыхательной системы и др.

6. Минимальная мозговая ослабленностъ — проявляется в повышен­ной чувствительности ребенка к различным внешним воздействи­ям: шуму, яркому свету, духоте, изменениям погоды, поездкам на транспорте.

7. Психомоторные нарушения (непроизвольное обмачивание во время дневного и ночного сна, тики, заикание). Данные наруше­ния, в отличие от подобных нарушений, имеющих более серьез­ные органические причины, с возрастом, как правило, проходят и имеют выраженную сезонную зависимость, обостряясь весной и осенью.

Возникновению у ребенка данных нарушений способствуют физические и эмоциональные перегрузки матери во время бере­менности, нарушения у нее сна. Первые проявления невропатии диагностируются уже на пер­вом году жизни, что проявляется в частых срыгиваниях, колеба­ниях температуры, беспокойном и часто измененном по времени суток сне, «закатываниях» при плаче.

Соматические заболевания являются второй по значимости (пос­ле органических повреждений головного мозга) причиной, вызы­вающей нарушения психофизического здоровья детей и затрудня­ющей их личностно-социальное развитие и успешное обучение.

В современной зарубежной психологии существует даже спе­циальное направление «педиатрическая психология» («Pediatric Psychology»), целью которого является разработка научных и прак­тических аспектов психологического сопровождения детей и под­ростков с различными соматическими заболеваниями.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.