Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Предмет и задачи коррекционной педагогики



В настоящее время в общей детской популяции наблюдается зна­чительное количество детей с различными отклонениями в разви­тии — около 10%. Мы имеем в виду такие существенные отклоне­ния, которые предполагают пристальное внимание к ребенку со стороны окружающих его взрослых, в первую очередь — родите­лей, требуют комплексного вмешательства специалистов — врачей, педагогов, психологов и нередко ставят вопрос о необходимости воспитания и обучения ребенка в особых учебных заведениях (дет­ских садах и школах) или классах, а в отдельных случаях и инди­видуально в домашних условиях или специальных интернатах.

Однако, очень большое значение имеет семья, в которой рас­тет ребенок с тем или иным дефектом. Именно семья может ока­зать ему существенную помощь, способствующую успешной интег­рации в окружающую социальную среду. В связи с этим родителям важно знать и основные психологические особенности ребенка, имеющего отклонения, и те учреждения, куда следует обратиться за консультацией и квалифицированной помощью.

Учителя младших классов и классов коррекционно-развивающего обучения школ общего назначения нередко имеют в своих классах детей с негрубо выраженными отклонениями. Им важно ориентироваться в том, как помочь такому ученику и что необхо­димо сделать, чтобы его обучение было успешным и не способство­вало формированию отрицательных черт личности.

Коррекционная педагогика (дефектология) —наука о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к соци­ально-трудовой адаптации различных категорий детей с отклоне­ниями в развитии, т.е. тех, у кого в силу физических или психи­ческих дефектов (от латинского defectus — недостаток) имеются определенные нарушения в приеме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира.

В основе отклонений в развитии ребенка лежат, в одних случа­ях, органические или грубые функциональные нарушения централь­ной нервной системы, в других — периферические поражения от­дельного или нескольких анализаторов; значимыми являются так­же резко неблагоприятные условия жизни ребенка в раннем периоде.

Обычно выделяют 10 категорий детей с отклонениями в раз­витии. К их числу относятся:

- неслышащие (глухие),

- слабослышащие, или, как их раньше называли, тугоухие,

- незрячие (слепые),

- сла­бовидящие,

- со специфическими речевыми отклонениями (алалия, общее недоразвитие речи, заикание),

- с нарушениями опорно-двигательного аппарата (церебральный паралич, последствия травм позвоночника или перенесенного полиомиелита),

- с умственной отсталостью,

- с различной степени выраженности задержки пси­хического развития (разные формы психического недоразвития с преимущественной несформированностью интеллектуальной де­ятельности),

- со сложными нарушениями (незрячие умственно от­сталые, слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, сле­пые с нарушениями речи),

- аутичные (активно избегающие обще­ния с окружающими людьми).

 

Преобладающее большинство детей с отклонениями в разви­тии относится к числу умственно отсталых и имеющих задержку психического развития. Дети с полной потерей слуха или зрения, а также с грубо выраженными сложными нарушениями и аутиз­мом встречаются относительно редко.

Резко отличаясь друг от друга в самых различных отношениях, дети с отклонениями в развитии имеют ряд общих черт, которые позволяют объединять их в особую категорию детей. Эти черты с различной отчетливостью обнаруживаются у тех или иных групп детей, однако они прослеживаются у всех них.

К числу основных задач, решаемых коррекционной педагоги­кой, относятся следующие:

— комплексное психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение основных закономерностей физического и пси­хического развития детей, отклоняющихся от нормы;

— определение качественного своеобразия структуры их нару­шений;

— разработка психолого-педагогических классификаций различ­ных категорий детей с нарушенным развитием; обоснование дифференцированного и индивидуального подхода при их воспитании, обучении и коррекции недостатков их познавательной деятельно­сти и личности;

— обоснование принципов организации системы разнообраз­ных специальных учреждений, создающих оптимальные условия для воспитания и обучения отклоняющихся в развитии детей;

— установление закономерностей коррекционного учебно-вос­питательного процесса, осуществляемого в специальных детских садах и школах, а также при индивидуальном обучении. Определение це­лей, задач, содержания, принципов и методов воспитания, обуче­ния, трудовой и социальной подготовки различных категорий детей с нарушением развития;

— разработка специальных технических средств, помогающих детям с отклонениями в развитии более успешно и в разных ас­пектах познавать окружающую их действительность, устанавливать контакты с другими детьми и взрослыми;

— определение путей и средств профилактики возникновения нарушений развития у детей;

— нахождение путей, позволяющих улучшить, сделать более комфортной жизнь лиц, имеющих отклонения в развитии, в со­циальной среде — в семье, в учебных и трудовых коллективах.

Основные положения коррекционной педагогики строятся на базе теоретических обобщений фактических материалов, получен­ных путем экспериментальных исследований и целенаправленных систематических наблюдений за отклоняющимися в развитии и нормально развивающимися детьми различных возрастов. Эта ра­бота осуществляется в клиническом, физиологическом, нейрофи­зиологическом, психологическом и педагогическом направлениях.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.