Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Принципы специального образования



Специальная педагогика опирается на соответствующие общие педагогические принципы организации образования и управления познавательной деятельностью, такие, как научность, доступность, наглядность, связь с жизнью и др. Их реализация в системе специального образования имеет отличия, связанные с особенностями структуры и степенью нарушений у детей.

Перечислим и охарактеризуем специфические принципы специаль­ной педагогики.

1. Принцип педагогического оптимизмасвязан с высоким уровнем научного и практического знания о потенциальных возможностях лиц с особыми образовательными потребностями; современными педаго­гическими возможностями абилитации и реабилитации детей и взрос­лых с отклонениями в развитии; правом каждого человека, независимо от его особенностей и организационных возможностей жизнедеятель­ности, быть включенным в образовательный процесс.

Дети с особыми образовательными потребностями, как правило, учатся медленнее, но могут учиться и достигают высоких результатов. Принцип опирается на идею Выготского о зоне ближайшего развития (ЗБР). Отвергает теорию «потолка». Современная специальная педа­гогика утверждает, что необучаемых детей нет. Человек с особыми об­разовательными потребностями в соответствии с этим принципом — это благополучно развивающаяся и социально полноценная личность, если этого хочет общество или если оно может обеспечить для этого необходимые условия.

2. Принцип ранней педагогической помощи.Выявление и диагности­ка отклонений в развитии ребенка для определения его особых обра­зовательных потребностей. Современное специальное образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом це­ленаправленной коррекционно-педагогической помощи. Необходимо учитывать сенситивные периоды в развитии, приходящиеся на ран­ний школьный возраст.

3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образо­вания. Опора на здоровые силы обучающихся, построение образова­тельного процесса с использованием сохраненных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой и природой недостатка развития (т. е. природосообразно).

4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.Социально-адаптирующая направленность специального образования позволяет преодолеть и уменьшить «социальное выпадение», сформиро­вать различные структуры социальной компетентности и психологиче­ски подготовить к жизни в социокультурной среде.

5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.Любое нарушение умственного и физиче­ского развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка умения общаться, мышления, речи, и, следовательно, данные дети нуж­даются в коррекционно-педагогической помощи с целью успешной со­циокультурной адаптации.

6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.Пред­метно-практическая деятельность в системе специального образова­ния — специфическое средство компенсаторного развития ребенка. Специальная психология реализует теорию о деятельностной детер­минации психики и, следуя принципу единства образования с разви­тием языка, мышления, коммуникации, организует образовательный процесс на наглядно-действенной основе.

7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.Инди­видуальный подход — частный случай дифференцированного подхо­да и направлен на индивидуальные особенности каждого ребенка, на специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития (особенности ВНД, темперамента и характера; объем протекания мыслительных процессов, уровень сформированности знаний и навыков; работоспособность; умение учиться; мотивация; уровень развития эмоционально-волевой сферы и т. д.). Принцип ин­дивидуального подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными. Благодаря индивидуаль­ному подходу с особым темпом и организации обучения, с использо­ванием специфических приемов и способов коррекционно-педагоги­ческой работы становится возможным развивать детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

8. Принцип необходимости специального педагогического руководства.Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонени­ем в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка, т. к. имеет особое содержание, глубокое своеобра­зие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реа­лизации. Только специальный педагог и психолог знают специфику развития и возможные пути и способы коррекции и могут организо­вать процесс учебно-познавательной деятельности и управлять ею. В большинстве случаев самостоятельная деятельность невозможна или затруднена.

Принципы специального образования в коррекционно-педагогическом процессе реализу­ются в соответствующих методах и приемах, а также в образовательных технологиях. Оста­новимся подробно на каждой группе способов, применяемых в обучении и воспитании.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.