Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация психического дизонтогенеза



Онтогенетический подход к изучению психических расстройств в детском возрасте продуктивно использовался и используется многими известными отечественными и зарубежными клиницис­тами (Озерецкий, 1924; Гуревич, 1932; Сухарева, 1959; Ушаков, 1973; Бадалян, 1983; Ковалев, 1985; и др.).

В биологической и медицинской литературе широко приме­няются такие понятия, как онтогенез и дизонтогенез. В общебио­логическом плане онтогенез рассматривается как индивидуальное развитие растительного и животного организма от момента зарож­дения до конца жизни. Различают пренатальный (до рождения) и постнатальный (после рождения) онтогенез.

Как отмечает В. В. Ковалев, важнейшей составной частью постнатального онтогенеза является психический онтогенез, т. е. психическое развитие индивида (Ковалев, 1985). Наиболее интенсивный психический онтогенез приходится на детский и подростковый воз­раст, когда формируются отдельные психические функции и лич­ность в целом

Большие возможности для анализа возрастных закономерно­стей патогенеза и клиники психических заболеваний у детей н подростков дает теория периодизации или этапности индивиду­ального развития, разработанная отечественными физиологами.

Исследования в области возрастной физиологии показывают, что в онтогенезе сменяются качественно различные этапы (или уровни функционирования и реагирования головного мозга, при­чем новые формы реагирования не вытесняют старые, а преобра­зуют и подчиняют их (Ушаков, 1973; Ковалев В. В., 1985). Опираясь на биогенетическую теорию этапности, авторы выделяют четыре основные стадии индивидуального развития:

• первая стадия — моторный этап, охватывает первый год жиз­ни ребенка, когда происходит созревание моторики, ее со­вершенствование и дифференциация;

• вторая стадия — сенсомоторный, длящийся от одного года до трех лет и являющийся основой для развития первичных целенаправленных движений и активных форм общения;

• третья стадия - аффективный, длящийся от 3 до 12 лет;

• четвертая стадия — идеаторный, предполагает развитие по­нятий, суждений и умозаключений.

В работах психиатров выделяются два основных типа психи­ческого дизонтогенеза — ретардация и асинхрония (Ушаков, 1973; Ковалев, 1985).

Под ретардацией авторы понимают запаздывание или приоста­новку психического развития. Различают общую (тотальную) и ча­стичную (парциальную) психическую ретардацию. При частичной ретардации наблюдается приостановка или запаздывание в разви­тии отдельных психических функций. Нейрофизиологической ос­новой парциальной ретардации является нарушение темпов и сро­ков созревания отдельных функциональных систем.

Характерным признаком асинхронии является выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств фор­мирующейся личности и значительное отставание темпов и сроков созревания других функций и свойств. Это становится основой дисгармоничного развития психики в целом. Следует отличать асинхронию от физиологической гетерохронии, т. е. разновремен­ности созревания церебральных структур и функций, что наблюда­ется при нормальном психическом развитии (Ананьев, 1968; Ано­хин, 1975; Рыбалко, 1990 и др.).

Г. К. Ушаков (1973) рассматривает несколько вариантов про­явления асинхронии, приводящей к психическому дизонтогенезу. К ним автор относит ретардацию как отставание в развитии одной или нескольких функциональных систем. Например, у ребенка, страдающего умственной отсталостью, навыки ходьбы, речи, мелкой моторики формируются значительно позже, чем у здорового ребенка. К асинхронии автор относит также акселерацию, когда од­на или несколько функциональных систем развиваются с выра­женным опережением.

Кроме того, автор выделяет третий вариант — это сложная асинхрония, когда ретардация одних функций способствует аксе­лерации других. Как в онтогенезе, так и в дизонтогенезе асинхро­ния развития психических функций наиболее полно проявляется в периоды возрастных кризисов, когда начинается интенсивное формирование новых качеств психики индивида.

В. В. Ковалев кроме ретардации и асинхронии как основных ти­пов психического дизонтогенеза выделяет ещё третий тип, «связан­ный с механизмом высвобождения и фиксации более ранних онто­генетических форм нервно-психического реагирования» (Ковалев, 1985, с. 9). В основе этого типа дизонтогенеза лежит, по мнению ав­тора, «преходящая физиологическая незрелость, а также времен­ный возврат к незрелым формам нервно-психического реагирова­ния» (Там же, с. 9-10). Под влиянием неблагоприятных условий среды (как биологических, так и социальных) может происходить задержка дальнейшего созревания «уже незрелых» структур и функ­ций мозга. Это проявляется у ребенка в более ранних, примитивных фор­мах нервно-психического реагирования.

В исследованиях психологов и физиологов показано, что сте­пень зрелости отдельных функциональных систем на определен­ных возрастных этапах значительно различается. Одни функцио­нальные системы уже сформировались и в процессе онтогенеза незначительно модифицируются, тогда как другие только начи­нают формироваться. Именно в этом и заключается принцип гетерохронности, неодновременности развития функциональных систем, что было описано нами выше. Однако гетерохрония раз­вития может наблюдаться и в пределах одной функциональной системы. В эволюционной физиологии доказано, что к моменту рождения, как правило, достигают своего развития лишь те функ­циональные системы, которые обеспечивают развитие жизненно важных функций организма. Однако и они также претерпевают изменения, усложняются в процессе взаимодействия со средой.

Например, сосательный рефлекс у новорожденного можно вызвать лишь непосредственным раздражением ротовой полости. В даль­нейшем рецепторная зона сосательного рефлекса увеличивается, формируются новые условно-рефлекторные связи.

Таким образом, каждая функциональная система и даже отдель­ные ее звенья имеют собственную программу развития. Но, несмот­ря на это, мозг работает как единое целое. Интегративная деятель­ность мозга предполагает теснейшее взаимодействие различных его систем, их взаимную обусловленность. «Наряду с гетерохронностью созревания отдельных функциональных систем необходима опреде­ленная синхронность в их взаимодействиях. В каждом возрастном периоде отдельные системы должны находиться в определенной степени зрелости, иначе не произойдет полного слияния систем в единый ансамбль» (Бадалян, 1983, с. 213).

В отечественной и зарубежной психиатрии и патопсихологии выделены различные варианты дизонтогенеза. Традиционно выде­ляются физический и психический дизонтогенез. Физический дизонтогенез — это нарушение физического развития ребенка. Сюда относятся нарушения в системе анализаторов (слухового, зритель­ного, двигательного), различные соматические нарушения у ребен­ка. Например, пороки развития внутренних органов, легочные за­болевания и пр.

Однако любой физический недуг откладывает отпечаток на развитие психики ребенка. В. В. Ковалев рассматривает психический дизонтогенез как один из основных компонентов постнатального дизонтогенеза, «т. е. нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте в результате расстройства созре­вания структур и функций головного мозга» (Ковалев, 1985). Пси­хический дизонтогенез автор связывает не только с биологически­ми (генетическими, экзогенно-органическими и др.) патогенными факторами, а также со средовыми (микросоциальными и социаль­ными) воздействиями, а также с разнообразными сочетаниями как биологических, так и социальных факторов.

Классификацией видов психического дизонтогенеза занимались многие отечественные и зарубежные психиатры. Л. Каннер, амери­канский психиатр предложил выделить два вида психического ди­зонтогенеза: недоразвитие и искаженное развитие. Из отечествен­ных авторов классификация видов психического дизонтогенеза была предложена одним из выдающихся детских психиатров Г. Е. Сухаре­вой (Сухарева, 1959), соратницей Л. С. Выготского. Она выделила три вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и иска­женное развитие. В основе задержанного развития лежит ретардация, т. е. общее или частичное запаздывание или приостановка в разви­тии психических функций у ребенка. В основе поврежденного раз­вития — регресс, распад уже сформировавшихся психических функ­ций. Искаженное развитие является следствием аспнхронии, что появляется в выраженном опережении одних психических функций и свойств формирования личности и значительным отставанием тем­па и сроков созревания других функций и свойств. Это становится ос­новой диспропорционального и дисгармоничного развития личнос­ти. В. В. Лебединский, на основе классификации Г. Е. Сухаревой, выделяет 6 видов психического дизонтогенеза, это:

1) психическое недоразвитие, что наблюдается у детей с ум­ственной отсталостью;

2) задержанное психическое развитие, наблюдаемое у детей с задержкой психического развития различных форм;

3) поврежденное развитие, обусловлено более поздним (по­сле 2,5-3-х лет) патологическим воздействием на мозг ребенка, когда большая часть мозговых систем уже сформирована;

4) дефицитарное развитие, наблюдаемое у детей с недоразви­том анализаторных систем (слуховые, зрительные, двигательные);

5) искаженное развитие, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психического недоразвития, задержанного, по­врежденного и ускоренного развития отдельных психических функций;

6) дисгармоничное развитие, в основе которого лежит врож­денная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

В. В. Лебединский добавляет еще три типа дизонтогенеза: пси­хическое недоразвитие, дефицитарное и дисгармоничное развитие.

Следует отметить, что представленная классификация пост­роена на основе качественного анализа нарушений психического развития ребенка, с выделением ведущих признаков нарушений в зависимости от времени возникновения дефекта, его тяжести и локализации. Это подчеркивает ее высокую психологическую направленность, что позволяет более дифференцированно подой­ти к психологическому анализу и психологической коррекции де­тей с проблемами в развитии. Однако данная классификация не лишена некоторых недостатков, на что обращает внимание и сам автор. Например, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Особенно наглядно это проявляется при детском церебральном параличе, где можно наблюдать как дефицитарное, так и задержанное развитие, а в от­дельных случаях и общее психическое недоразвитие. При ранней детской шизофрении, как отмечает автор, можно наблюдать как задержанное психическое развитие, так и искаженное, а в некото­рых случаях и поврежденное. Поэтому варианты психического дизонтогенеза необходимо рассматривать не как самостоятельные образования, а как синдромы аномального развития, с выделением ведущего синдрома (Лебединский, 1985).

На основе классификации Г.Е. Сухаревой и В.В. Лебединского Н. Я. и Н. М. Семаго (2000) разработали типологию отклоняющегося развития, включив в нее четыре основных блока: недостаточное развитие, асинхронное развитие, поврежденное развитие и дефи­цитарное развитие. Внутри каждой группы выделены отдельные подгруппы, отличающиеся друг от друга качественными характе­ристиками. Например, группа недостаточного развития включает в себя тотальное недоразвитие, задержанное развитие и парциальную несформированность высших корковых функций. Внут­ри группы тотального недоразвития выделяется несколько типов: простой, уравновешенный, аффективно-неустойчивый и тормозно-инертный (Семаго Н. Я. и Н. М., 2000). Однако внутри то­тального недоразвития можно наблюдать не только детей с раз­личными вариантами аффективных нарушений, но и детей с нарушениями анализаторов, с психопатоподобным поведением (Певзнер М. С., 1959).

Классификация видов психического дизонтогенеза должна быть построена с учетом четырех основных факторов: каузальный, уровневый, динамический и клинико-психологический.

Каузальный — отражает причину, лежащую в основе дефекта.

Уровневый — уровень развития гностических, эмоционально-волевых и личностных характеристик.

Динамический — динамику развития психических процессов, свойств личности и психических состояний ребенка.

Клинико-психологический — взаимоотношение первичных, вторичных и третичных симптомов в развитии познавательной деятельности и личности ребенка, а также выделение основного системообразующего фактора, лежащего в основе психического дизонтогенеза.

Перечисленные выше факторы по-разному выступают при раз­ных вариантах нарушений психического развития в детском возра­сте и образуют определенную системно-структурную модель пси­хического дизонтогенеза. Ориентация на эти факторы позволит нам оптимизировать процесс психологической коррекции и разработать соответствующие психокоррекционные технологии для каждой си­стемно-структурной модели психического дизонтогенеза.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.