Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Клинико – психологическая структура дефекта



Умственно отсталымназывают такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга(С.Я. Рубинштейн).

Г.Е. Сухарева сформулировала 2 основных клинико-психологических «закона» олигофрении:

I - тотальность нервно-психического недоразвития;

II - иерархичность.

I недоразвиты все нервно-психические и даже соматические функции; несформированность сенсорики и моторики, элементарных эмоций и высших психических функций (речь, мышление), недоразвита личность в целом.

II иерархичность. Более сложные – высшие функции нарушены больше, чем низшие функции (натуральные). Недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляются меньше, чем недоразвитие мышления. В конечном счете и в восприятии, памяти и внимании, эмоц. сфере и даже моторике больше страдает уровень, связанный с процессом отвлечения и обобщения.

В восприятии страдает наиболее сложный уровень, связанный с анализом и синтезом воспринимаемого. Отмечаются трудности в выделении ведущих признаков и свойств воспринимаемых предметов. Здоровый ребенок, рисуя дом, человека использует привычные схемы. Ребенок – олигофрен часто рисует головоногов (туловища нет).

Пассивное внимание более сохранно, чем активное, произвольное. Механическая память нередко бывает удовлетворительной, но всегда страдает память смысловая. Недостаточность воображения проявляется значительно больше там, где оно связано с интеллектуальной задачей. Та же закономерность характерна и для эмоц. сферы и для моторики. В речи мало отражена функция обобщения, страдает смысловая сторона.

Подход к систематике олигофрении различен в зависимости от того, рассматривается эта аномалия развития с позиции степени выраженности дефекта, этиологии и патогенеза либо качественной клинико-психологической структуры.

Первый критерий положен в основу деления олигофрении на идиотию, имбецильность и дебильность.

Идиотия- наиболее глубокая степень психического не­доразвития (IQ = 0-5), характеризуется практически пол­ным отсутствием мышления.

У таких детей, в основном, полностью отсутствуют навыки опрятности, они не способны к элементарному са­мообслуживанию. У них с трудом формируются навыки ходь­бы, в моторике преобладают стереотипные раскачивания. Речь отсутствует, ребенок издает отдельные звуки, выкри­ки, иногда произносит отдельные слова, употребляемые вне ситуации. Дети с такой степенью слабоумия, в основном, находят­ся в интернатах социального обеспечения. Существенной положительной динамики их состояния по мере взросления не отмечается, они остаются неприспособленными к само­обслуживанию.

Имбецильностьхарактеризуется меньшей степенью недо­развития психики, элементарным мышлением, наличием недоразвитой речи. Выделяются следующие степени имбецильности:

1) глубокая имбецильностъ - приближается к идиотии (IQ = 5-19), но этим больным доступно формирование навыков опрятности, Они узнают близких, реагируют на их привычные просьбы, используют отдельные слова с целью общения. Фразовая речь отсутствует;

2) резко выраженная имбецильностъ (IQ = 20-34). Дети способны к усвоению не только навыков опрятности, но и элементарному самообслуживанию. Речь бедная, однако, состоит из фраз по 2-3 слова, которые употребляются в связи с реальными повседневными ситуациями;

3) умеренная имбецильностъ (IQ = 35-49). Больной имеет фразовую речь, может узнавать и воспринимать буквы, слоги, простые слова. Возможно обучение простым трудовым навыкам. Определяется в возрасте 1-3 лет. У детей резко запаздывает формирование моторных навыков: они позже своих сверстников начинают держать голову, сидеть, ходить; долгое время отсутствуют точные движения рук: ребенок не хватает и не удерживает игрушки, ложку. Отсутствует интерес к игрушкам, поздно формируется фиксация взгляда на предметах. У детей 2-4 лет затруднено понимание обращенной к ним речи, отсутствует собственная речь. В дальнейшем обращает на себя внимание бедность игры (которая ограничивается манипуляциями с предметами), несформированность навыков опрятности и самообслуживания. При умеренной имбецильности в младшем школьном возрасте отмечается неумение правильно называть цвета, геометрические формы. Не удается обучение понятию числа, времени. При патопсихологическом обследовании имбецилов школьного возраста отмечается недоразвитие узнавания предметов по изображению. Недоступно установление связи и последовательности событий в сериях из 2-3 сюжетных картинок.

Дебильность(IQ = 50 - 69) - легкая умственная отсталость, которая характеризуется конкретностью мышления, неспособностью к творческой деятельности, примитивностью интересов и чувств. Является наиболее распространенной формой олигофрении. Мышление имеет наглядно-образный характер, доступна определенная оценка конкретной ситуации, ориентация в простых практических вопросах. Имеется фразовая речь, иногда неплохая механическая память. Дети обучаемы по адаптированным к их интеллектуальным возможностям программ специальных вспомогательных школ. В пределах этой программы они овладевают навыками чтения, письма, счета, рядом знаний об окружающем, получают посильную профессиональную ориентацию.

В своей классификации М.С. Певзнер (1959) выделила 5 основных форм олигофрении: неосложненную; с преобладанием процессов возбуждения или торможения; со снижением функций анализаторов или речевыми отклонениями; с психопадобным поведением; с выраженной лобной недостаточностью.

В клинико-патогенетической классификации Г.Е. Сухаревой выделяются неосложненные, осложненные и атипичные формы олигофрении.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.