Практической философии Кант посвятил много работ. Среди них крупные - «Основоположения метафизики нравов» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1797), и более мелкие – «К вечному миру» (1795), «О мнимом праве лгать из человеколюбия» (1797), «О поговорке «Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики» (1798), «Религия в пределах только разума» (1793). Имеет отношение к практической философии и «Антропология с прагматической точки зрения» (1798), и некоторые другие работы Канта. Мы сосредоточимся на определяющих первых трех работах.
Уже в «Критике чистого разума» можно найти, особенно при обсуждении проблемы свободы, указание на теоретическое и практическое применение разума. Однако специально вопросы практической философии здесь не рассматриваются. Впервые они представлены в «Основоположениях метафизики нравов» (1785).
В «Критике чистого разума» Кант показал невозможность познания вещей самих по себе. Мы в своей познавательной способности ограничены миром явлений, хотя относительно них задействовано все наше оружие - как эмпирическое, так и рациональное познание. Последнее реализуется, в частности, в метафизике феноменов. Мир явлений (феноменов) охватывает собой природные вещи и человеческие действия, которые имеют нравственный характер. Отсюда вытекает, что система чистого разума должна включать в себя метафизику природы и метафизику нравов. Метафизике природы Кант посвятил работу «Метафизические начала естествознания» (1786).
Что касается второй метафизики, то работа под таким названием выйдет еще только через 11 лет. Но важно сразу оговорить некоторые особенности этой будущей науки. Под словом «нравы» следует понимать весь нравственный мир, внутреннее основание которого находится в разумной воле, а внешняя реализация в закономерно организованном сообществе разумных существ. Внутреннее основание нравственного мира – предмет этики (учения о добродетели), а внешняя форма нравственного мира – область права. Таким образом, задача науки о нравственном мире состоит в познании законов морали и законов права. Если эти законы выводятся не из опыта, а из разума, то наука о нравственном мире является рациональной или метафизикой. Когда мы слышим выражение «законы природы (морали) выводятся из разума», то следует помнить, что речь идет не о конкретных естественнонаучных законах какого-либо природного явления, а о задаваемых разумом принципах организации (упорядочивания) явлений, каковыми они даны нам в чувственности. Принципы эти всегда априорны, люди бессознательно пользуются ими постоянно, однако задача метафизики феноменов – установить (вывести) их, сделать явными, осознанными.
Но чем настолько принципиально отличается нравственный мир, что ему требуется особая метафизика? Наверное, тем, что для нравственного мира должен существовать особый закон и особая способность, соответствующая ему. Существует ли такой закон и в чем его сущность? Кант сразу исходит из самодостаточной очевидности, что мораль касается только разумных существ. В них разум познающий является теоретическим, а разум действующий – практическим. Значит, моральная способность может быть открыта только в практическом разуме. Существует ли она и в чем ее суть – это исследуется в критике практического разума. Итак, ход исследования Канта предполагается такой: вначале нужно установить нравственный закон как высший принцип нравственности. Это он делает в «Основоположениях метафизики нравов». В «Критике практического разума» излагается учение о нравственной способности, а в «Метафизике нравов» дается система учения о нравственности, охватывающем право и добродетель. Все эти три работы восходят к критической философии, ибо без нравственного закона и нравственной способности нет нравственной деятельности, нравственной способности не может быть без практической свободы, а без трансцендентальной свободы не может быть практической. В «Критике чистого разума» в «Трансцендентальном учении о методе» Кант говорит, что единственный путь, который остается для продуктивного применения чистого разума есть путь его практического применения (Кант И. Сочинения в 8-ми т. Т.4, М.: «Чоро», 1994. С. 582), ведь он (разум) настойчиво предлагает нам такие предметы рассмотрения как свобода воли, бессмертие души и проблема Бога. Таков предварительный пункт рассмотрения кантовской практической философии.