Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ИСТОКИ ВЗЛЁТА ФИЛОСОФИИ В ГЕРМАНИИ В XVIII В



Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

Кривуля А.М.

ИММАНУИЛ КАНТ

И

НЕМЕЦКИЙ ИДЕАЛИЗМ

 

Учебное пособие для студентов

философских факультетов

Харьков


УДК 1(075.8)

ББК 87я73

К 82

Рекомендовано учёным советом философского факультета Харьковского национального университета имени В.Н. Каразина в качестве учебного пособия. Протокол № от

Рецензенти:

Аляев Г.Е.– доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и социально-политических дисциплин Полтавского национального технического университета имени Юрия Кондратюка ;

Емельянова Н.Н.– доктор философских наук, профессор кафедры философии Донецкого национального университета.

Прокопенко В.В. –кандидат философских наук, доцентХарьковского национального университета имени В.Н. Каразина.

К 82

Кривуля А. М. Иммануил Кант и немецкий идеализм.– Х.: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2011. – 300 с.

ISBN 978+966+623+627+5

 

Пособие соответствует учебным планам профессиональной подготовки студентов философских специальностей в вузах Украины. Автор стремился по возможности адекватно воспроизвести систему взглядов ведущих представителей немецкого идеализма, избегая излишних (порой избитых) оценочных суждений и имея в виду достижение основной цели преподавателя - представить текст как учебный материал.

Пособие может служить стартовой площадкой для последующего или параллельного самостоятельного изучения объёмных и довольно сложных трудов великих мыслителей.

 

ISBN 978+966+623+627+5

© Харківський національний університет

мені В. Н. Каразіна, 2010

© Кривуля О. М., 2010

© Літвінова О. О., макет обкладинки,

2010

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ ………………………………………………………………… 5

1.ИСТОКИ ВЗЛЁТА ФИЛОСОФИИ В ГЕРМАНИИ В XVIII в. …………….. 8

1.1. Парадигмальные черты философии Нового времени………………….. 8

1.2. Кризис эмпиризма и новые задачи философии…………………………19

1.3. Общая оценка роли Канта и посткантовского идеализма в

развитии европейской философской мысли…………………………….28

2.ФИЛОСОФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА…………………………………… … 33

2.1. Становление Канта как философа. Докритический период………….... 33

2.2. Теоретическая философия или философская пропедевтика…………… 38

2.3. Практическая философия Канта ………………………………….…….. 97

2.4. Эстетика Канта и его философская антропология ……………….……..110

 

3.СТАНОВЛЕНИЕ НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛИЗМА

(ОТ КАНТА ДО ФИХТЕ)……………………………………………………..115

3.1. «Элементарная философия « К.Л. Рейнгольда……………………………115

3.2. «Умеренный пессимизм» С. Маймона ……………….………………… 118

3.3. Аргументы Я.С. Бека ………………………………………………………120

3.4. Позиция Ф.Г. Якоби ………………………………………………………....121

 

4.ФИЛОСОФИЯ И.Г. ФИХТЕ………………………………………………………122

4.1. Жизнь и основные сочинения Фихте……………………………………......122

4.2. Наукоучение (Wissenschaftslehre)……………………………………………125

4.3.Философия права и морали…………………………………………………..142

4.4. Учение о человеке, обществе и его истории………………………………..149

5. ФИЛОСОФИЯ Ф.В.Й. ШЕЛЛИНГА…………………………………................153

5.1. Жизнь и творческая эволюция Ф.В.Й. Шеллинга ………………………..153

5.2. Теория знания раннего Шеллинга …………………………………………155

5.3. Натурфилософия …………………………………………………………….159

5.4. Философия тождества……………………………………………………….164

5.5. Философия откровения……………………………………………………. 175

 

6.ФИЛОСОФИЯ Г.В.Ф. ГЕГЕЛЯ…………………………………………………180

6.1. Жизнь и сочинения Г.В.Ф. Гегеля…………………………………………..180

6.2. Феноменология духа………………………………………………………….187

6.3. Энциклопедия философских наук……………………………………………191

6.3.1. Наука логики…………………………………………………………….192

6.3.2. Философия природы…………………………………………………….215

6.3.3. Философия духа………………………………………………………….219

6.4. Немецкий идеализм во взаимной оценке его классиков……………………

6.4. Оценка Гегеля Л. Фейербахом и классиками марксизма…………………..221

6.5. Конец классической немецкой философии эпохи Нового времени

и переход к новейшей философии…………………………………………… 233

7. ПРИЛОЖЕНИЕ: Каким он был, немецкий идеализм? ……………………… 234

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Путь любительского занятия философией, на который всегда становится какая-то часть молодых людей, вряд ли скоро приведет к тем представителям философской мысли XVIII-XIX, которые составили гордость немецкого народа и обрели мировую славу. Сегодня они не в моде, а если используются отдельные положения из их произведений, то чаще всего по какому-либо случаю. Но студенты философских факультетов постигают «школу» философствования вне мод, систематически, обязательно и в строго определенное время, двигаясь от эпохи к эпохе. Ответственность того, кто организует встречу студента с философией очередной эпохи, заставляет его изложить в открытой печати учебный материал со взвешенной полнотой. Только эти соображения позволили мне преодолеть робость судить о великих философах, по поводу учений которых написаны сотни трудов не менее выдающихся мыслителей.

При подготовке книги я исходил из ряда соображений. Поскольку это не исследовательская работа, ориентированная на специалистов, то первое требование к автору учебного пособия – последовательно, с максимальной точностью, но, не впадая в излишние подробности, изложить систему взглядов ведущих представителей немецкого идеализма. Второе требование – не перебивать изложение частыми оценочными суждениями (своими или заёмными) по поводу путей решения проблем тем или иным автором, что часто отвлекает читателя-студента от достижения основной цели обучения: просто знать учебный материал. Третье требование – представить и прояснить основной понятийный аппарат, которым оперировали философы своей эпохи, дать библиографию переводов их произведений на русский и украинский языки. Кроме того, я полагал, что пособие должно выполнять свою основную задачу – быть стартовой площадкой для следующего за лекциями самостоятельного чтения объёмных и сложных трудов классиков. Хотя и говорится, что знать, это не значит узнавать и только тогда вспоминать ранее виденное или услышанное, тем не менее узнавание в текстах первоисточников того, о чем шла речь в пособии, способствует закреплению знания.

На философских факультетах отечественных вузов курс называется по традиции (идущей ещё от Ф. Энгельса1 и закрепившейся в СССР) «Немецкая классическая философия». На Западе предпочитают говорить на тему «Кант и немецкий идеализм», чему и я отдаю предпочтение. Мотивы здесь такие.

В истории новоевропейской мысли Кант явился рубежной фигурой, обозначившей возможность развития философии в том или ином направлении. Еще при жизни Кант озадачил даже сторонников устоявшегося старого деления философов на догматиков и скептиков: куда его отнести (?). Такова уж классификаторская натура человеческая, она работает и в науке – надо поставить явление в строй, где оно смотрится упорядоченно, на месте. Неплохо было бы отсортировать и взгляды ученых по определённому признаку. Оперировать блоками, классами явлений исследователю удобнее, что бы там «явление» не мнило о собственной оригинальности и уникальности. Особенно жестко пресс классификации действует по отношению к современнику, тем более, если смельчак сам себе позволяет заявить об оригинальности своей позиции в науке, а именно таков был Кант. «Стань в строй! Знай свое место! Ты один из…», - примерно так в адрес оригинала звучал бы окрик современников. Впрочем, Кант и сам пытался определить свое особое место в строю, назвавшись «трансцендентальным идеалистом». Но многие классификаторы увидели в этом одно лишь лукавство, попытку скрыть свою маргинальную позицию. Как говорил когда-то В.И. Ленин, Канта можно было критиковать и слева, и справа, тянуть от него линию в сторону материализма или идеализма. Но исторически сложилось так, что наиболее творческие интенции развились в Германии после Канта именно в системах идеализма. Желанием подчеркнуть самостоятельное место Канта в истории философии и в то же время обозначить его роль в становлении и развитии идеализма в Германии и обусловлен выбор в пользу названия «Иммануил Кант и немецкий идеализм». Избранное название также освобождает нас от традиции включать в обязательное рассмотрение материалистические взгляды Людвига Фейербаха. Фейербах присутствует здесь только как критик Гегеля.

ИСТОКИ ВЗЛЁТА ФИЛОСОФИИ В ГЕРМАНИИ В XVIII В.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.