Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическая философия И. Канта



2.3.1. Практическая философия в докантовской традиции

Практическая философия – совершенно обычная и самоочевидная для представителей немецкой философии отрасль философского знания, соотносимая с теоретической философией. Было время, когда термин «практическая философия» почти совсем ушел из языка философов не только у нас, но и на Западе. Однако в конце ХХ века интерес к практической философии стал явно возрастать. Это вызвано стремлением найти общее основание универсальных норм, способных объединить человечество в условиях таких противоречивых тенденций, как, с одной стороны, глобализация, которая универсализирует цивилизационные признаки стран и народов, а, с другой стороны, перманентные напряжения между странами, представителями разных культур, акцентирование различий, культивирование ксенофобии, что отодвигает мечту Канта о достижении «вечного мира» в обозримом будущем. Ввиду этого было бы уместно восстановить в общих чертах исторические перипетии «практической философии»

Истоки практической философии уходят в глубины истории европейской философской мысли, но их вряд ли следует искать ранее античного антропологизма софистов и Сократа, поскольку досократики преимущественно тяготели к космологической и онтологической проблематике и были скорее «физиологами», чем философами. В диалоге Платона «Федон» Сократ, вспоминая молодость, говорит, что в молодые годы и у него была настоящая страсть к тому виду мудрости, который называют познанием природы. Однако, желая постичь причину каждого физического явления, он вскоре признал свою полную непригодность к такого рода исследованиям.1 И не по причине изъяна в умственных способностях, а из-за невозможности применить знания о физических процессах к объяснению поступков и действий человека, ибо, по преданию, еще в ранние лета его увлек призыв дельфийского оракула «Знай себя». Путь познания себя через изучение природы не мог удовлетворить Сократа, ибо выходило так, будто не мы сами определяем наши действия, а подчинены они неким не зависящим от нас физическими процессам, и это приводило к выводу о несвободе человека, о его безответственности за последствия своих действий. Если согласиться, что Платон весьма близко к истине воспроизводит подлинные духовные искания Сократа, то именно Сократ первым артикулирует разведение видов знания, касающихся физического и человеческого.

В ряде других диалогов Платон продолжает развивать тему о различных видах знаний, опираясь на наметившееся еще при Сократе их деление. Так в диалоге «Политик» говорится, что «есть знания, вросшие в дела, и чистые знания, первые создают предметы, которые раньше не существовали». (Платон. Сочинения в 3-х томах. – Т. 3, ч. 2. - М.: Мысль, 1972. - С. 13.) И здесь же Платон добавляет: «Разделим все знания надвое и один вид назовем практическим, а другой – познавательным». В «Филебе» знания он делит на чистые и менее чистые. Чистые знания – не прикладные, не ориентированные на применение, они касаются «философствующих» людей (Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 3, ч. 1. - М.: Мысль, 1971. - С. 73.), ибо, скажем, арифметическим счетом могут заниматься все, а думать вообще о природе чисел суждено только тем, кто получает наслаждение только ради истины. В том же «Федоне» Платон устами Сократа уточняет, что познавать «чисто», т.е. без примеси чувств, значит познавать сущности вещей, и добавляет: «…Достигнуть чистого знания чего бы то ни было мы не можем иначе, как отрешившись от тела и созерцая вещи сами по себе самою по себе душой». (Платон. Сочинения в 3-х томах. Т. 2. – М.: Мысль, 1970. – С. 25.) Поскольку в последующей традиции познавательная деятельность рассматривалась как проявление способностей души, то следует также принимать во внимание учение Платона о душе и ее частях. Выделение Аристотелем познавательной и желательной частей души, конечно, носит на себе следы платоновского влияния.

Учение Аристотеля о познании и его видах связано с его метафизикой. «Частей философии, - пишет он в «Метафизике», - столько, сколько есть видовсущностей, так что одна из них необходимо должна быть первой и какая-то другая – последующей. Ибо сущее и единое непосредственно делятся на роды, а потому этим родам будут соответствовать и науки». (Аристотель. Сочинения в4-х томах.Т. 1. М.: Мысль, 1976. - С. 121.) Сущности сущего изучают умозрительные науки, делящиеся на математику, учение о природе и науку о божественном (теология). (Аристотель. Сочинения в4-х томах.Т. 1. М.: Мысль, 1976. - С. 182, 285.) Наука (episteme) характеризуется доказательностью (аподиктичностью1). Episteme в свою очередь отличается от знания, обретаемого в процессе обучения (mateton). Умозрительные (спекулятивные) науки Аристотель отделяет от науки о деятельности и от науки о творчестве. Это различие проводится им по принципу зависимости или независимости предмета изучения от человека. Так наука о природных явлениях – умозрительная, поскольку исследует предметы и явления, источник движения которых в них самих или в чем-либо ином помимо человека. Если же начало движения вещей в человеке, то оно будет предметом науки о творчестве (пойетика) или о деятельности (праксис).

Корпус этических и политических работ Аристотель посвятил человеческим действиям (praxis), поступкам (prakton [от πράττω - делать]). Эти понятия применяются только к человеку. Что же касается физического действия и движения, то Аристотель употребляет иной термин – energeia. (См.: Аристотель. Сочинения в4-х томах.Т. 1. М.: Мысль, 1976. - С. 242) В сочинениях Аристотеля в зависимости от контекста есть оттенки в словоупотреблении. Иногда praxis означает всякое человеческое действие, вплоть до мышления, иногда же – творчество. Но все же чаще praxis – не просто действие, порой спонтанное, а сознательное человеческое деяние (поступок), имеющее целью не что-либо преходящее, а благо.

Благо – одно из ключевых понятий античной классики. В диалоге «Горгий» Платон считает благом некую слаженность и упорядоченность вещей, особой для каждой вещи, но обязательно делающей каждую из них хорошей. Это же относится и к человеку: наличие блага делает его хорошим. Применительно к человеку Платон считает первым благом – быть справедливым, а вторым - становиться им, искупая возможную вину наказанием. (Платон. Сочинения в 3-х томах, Т.1 – М.: Мысль, 1968. - С. 364)

Для Аристотеля «благо» - тоже весьма важное понятие. В «Никомаховой этике» он замечает, что некоторые благом называют счастье, но счастье нельзя брать за основу понимания блага, ибо каждый понимает счастье по-своему и в таком случае сгруппировать разновидности счастья будет очень сложно. Но все же, если иметь в виду распространенные в античные времена представления об образе жизни, от которых зависит понимание счастья, то это будет – склонность к достижению удовольствий, занятие государственной деятельностью и созерцательный (философский) образ жизни. Считая, что счастье производно от блага, Аристотель делит блага на три вида: внешние, относящиеся к душе, относящиеся к телу. Подлинное счастье коррелятивно высшему благу, которое следует искать на пути определенной деятельной жизни (praktike), а эта последняя соответствует такого рода деятельности души, которая связана с представлением о добродетели. Не снижая у читателя напряжения от обилия классификаций, Аристотель делит добродетели на мыслительные (дианоэтические1) и нравственные (этические). К первым относятся мудрость, сообразительность и рассудительность (фронезис), а ко вторым – щедрость и благоразумие. Мыслительные добродетели рождаются из обучения, а нравственные из привычки (этос).

Что касается рассудительности, то она бывает двух видов: направленная на себя и направленная вовне, которую, в свою очередь, можно разделить на хозяйственную, законодательную и государственную, куда относится принятие решений и судопроизводство. Рассудительность непосредственно направлена на поступки, а для того, чтобы стать рассудительным, требуется особое знание, которое нельзя назвать научным (episteme), и это знание - знание блага. И это следует запомнить: знание касательно поступков научным быть не может, ибо только знание ради истины является таковым.

Цель того учения, которое излагается в этических сочинениях Аристотеля, - не познание (научное, именуемое episteme), а поступки. Результаты этого учения, если им овладеют люди, могут войти в совокупность причин деятельности в виде знания о благе и о том, что такое рассудительность. То есть, строго говоря, знание в практической сфере и не есть собственно философией, поскольку философия тяготеет к науке (episteme) в собственном смысле слова, где она занимается неизменными предметами, а человеческие дела конкретны и слишком изменчивы.

Многое из того, что унаследовано от Платона и Аристотеля, получило развитие в средние века. Для средневековых мыслителей долгое время был наиболее авторитетным Боэций, поскольку через него и в его интерпретации многие из них знакомились с идеями античных классиков. Боэций (480-525) делил философию на теоретическую или умозрительную (spekulativa), практическую (activa) и рациональную (rationalis), т.е. логику, а еще иначе – диалектику. Что касается логики, то Боэций предварительно излагает позиции «за» и «против» оценки ее как части философии, склоняясь, все же, к тому, что логика выполняет двойную функцию в системе философского знания, будучи и его специфической частью, и орудием познания. (См. Боэций. «Утешение философией» и другие трактаты. - М.: Наука, 1990. С. 9-11)

У Боэция деление наук связывается с решением педагогических, воспитательных задач. Его намерением (частично реализованным) было создание руководства по четырем наукам «квадривиума» («четырехпутье») – арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Если к ним еще добавить науки «тривиума» («трехпутье») - грамматика, риторика, диалектика (иначе, логика) -, то все вместе они составят так называемые «свободные искусства». Термин «искусство» по традиции, идущей от Платона, имел широкое значение, не сводимое к художественному творчеству в нынешнем понимании. Речь шла о целом комплексе знаний, подготавливающих индивида к восприятию высших интеллигибельных сущностей, позже – христианского Бога. Это как бы преддверие философии. Науки квадривиума объединяло то, что они были связаны с измерением и счетом, поэтому их еще называли «mathesis», как учение об абстрактных количествах, соотношениях, пропорциях, проявляющихся, в том числе, в языке и в движениях небесных тел. Необходимость изучения этих наук определялось не их практической полезностью, а задачей воспитания души для постижения блага в платоновском смысле.

В средние века в связи с развитием церковных школ и университетов активизируется обсуждение вопросов классификации знания. В текстах средневековых авторов можно найти много примеров довольно обстоятельных размышлений на этот счет, среди которых есть суждения и относительно практической философии. Рассмотрим для примера некоторые из них.

Так Гуго Сен-Викторский (1096-1141) в работе «Дидáскалион», сохраняя деление наук на квадривиум и тривиум и опираясь на своего предшественника по руководству сен-викторианской школой Гильйома из Шампо, утверждает, что философия как наука, занимающаяся основаниями всего человеческого и божественного и разлитая во всех человеческих действиях, должна делиться на столько разделов, сколько есть разделов вещей. (См. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). В 2 т. Т. 1. СПб.: РХГИ, 2001. C. 298-327.) Философия означает любовь к мудрости, а мудрость налагает печать разумности на наши действия. Сама же мудрость состоит из рассудительности и знания. Первая делится на теоретическую (умозрительную) и практическую (активную), она же называется также моральной мудростью или этикой. Знание Гуго называет механическим или подражательным, поскольку оно относится к человеческим творениям. В итоге своих рассуждений Гуго выделяет четыре главных вида познания, составляющих вместе философию: 1) теория, для постижения истины путем размышления; 2) практика, которая наставляет в добрых нравах; 3) механика, определяющая наши действия; 4) логика – наука о правильной речи и ведении спора. Иначе говоря, философия делится на теоретическую, практическую, механическую и логическую. Дальше теоретическую философию Гуго, опираясь на Боэция, делит на теологию, математику и физику, практику подразделяет на личную (этика), частную (экономика) и общественную (политика), замечая, что личная практика касается каждого индивида, частная – только глав семейств, а политика относится к правителям гражданских общин.

Склонный к мистике Бонавентура (1217-1274) в работе «О возвращении наук к теологии» (См. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья. В 2 т. Т. 2. СПб.: РХГИ, 2002. С. 127-132.) рассматривает познание как ступенчатое восхождение по путям озарения светом и в соответствии с этим выделяет четыре вида знания (познания): технические умения, чувственное познание, познание философское и «высший свет» – свет благодати и Священного Писания. Первый вид касается рукотворных форм, помогающих человеку преодолеть недостатки тела, и соответствует тому, что Гуго называл механической философией. Второй вид охватывает природные формы, третий – интеллектуальные истины, четвертый – истины спасения. Обратимся к третьему виду, поскольку в его характеристике могут содержаться положения, близкие к выделению практической философии. В этом виде познания Бонавентура выделяет три части: рациональную, натуральную и моральную. Они соответствуют истинам высказывания, истинам вещей и истинам нравов. Рациональная философия делится на грамматику, логику и риторику. Натуральная философия – это физика, математика, метафизика. Моральная философия делится почти по Гуго – индивидуальная, хозяйственная и политическая.

Фома Аквинский (1224-1274) в «Сумме теологии» (Часть I, 4) указывает на теоретическую и практическую философию, считая, что последняя занимается человеческими действиями.

Роджер Бэкон (1214-1292), наиболее свободный в мыслях средневековый философ, также писал о моральной философии, полагая ее целью всех прочих наук, их госпожой и царицей, ибо «только она одна учит душу добру» и «трактует о делах настоящей и будущей жизни, посредством которых человек спасается или обрекает себя на гибель». (См. Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья.) В 2 т. Т. 2. СПб.: РХГИ, 2002. С. 84.) Моральную философию Р. Бэкон делил на шесть частей: теологическая; политическая, дающая общественные законы; этическая, указывающая на красоту добродетелей и безобразие пороков; свидетельствующая учение Христа; искусство проповеди; юридическая. Мы не слишком ошибемся, если поименуем моральную философию Р. Бэкона в совокупности ряда ее частей практической философией.

Возрождение – особый период в развитии философии во многих отношениях, но меньше всего его можно назвать осознанным возрождением практической философии. Если бы мы здесь просто судили об этических и социально-политических взглядах мыслителей Возрождения, то их тексты буквально переполнены соответствующей проблематикой, однако в них не идет речь о практической философии как таковой, вопросы этики и политики не объединяются под этим именем.

Возрождение было суровым временем: бесконечные заговоры и убийства, бесчисленные примеры жесточайшего злодейства, безудержные страсти и буйство эгоизма, массовое увлечение магией и колдовством. Но с другой стороны - расцвет изящной словесности, взлет искусства и архитектуры, пробуждение интереса к естествознанию, яркие проявление человеческой индивидуальности, личной инициативы, творческих возможностей личности, обожествление человека-творца. Если отвлечься от парадоксально противоречивой общественно-политической и бытовой хроники повседневности, а ограничиться только текстами, то мы вынесем впечатление о Возрождении как о времени воспевания достоинства личности, ее чести и свободы, упоения словесным творчеством, прославления дружбы и любви к родине, возвышенного отношения к античному наследию. Авторы насыщенных моралью текстов не были официально признанными философами, они и сами дистанцировались от философов-схоластов, которые еще долго были рядом с ними и господствовали в учебных заведениях, где по-прежнему преподавались квадривиумы и тривиумы, велись богословские диспуты. Но время духовного празднества схоластов уже прошло. Правда, даже еще в начале XVII века Ф. Бэкон, обращаясь к королю, рекомендовал государям и другим высшим особам чаще посещать учебные заведения для того, чтобы решить «полезно ли сохранять чтения, диспуты и другие формы схоластических упражнений, возникшие еще в древности и сохранившиеся до нашего времени». (Бэкон Ф. Сочинения в 2-х томах. Т.1. - М.: Мысль, 1971. - С. 151)

Последовавший за эпохой Возрождения XVII век наметил новую ось, по которой вплоть до ХХ века пошло наиболее крупное деление знания – наука и философия - с нарастающей озабоченностью философии тревожным, а в XVIII даже болезненным, для нее вопросом: “Является ли, осталась ли она сама наукой?” Закрепившись в культуре в качестве важнейшего вида духовной деятельности и не претендуя больше на верховенство в науке и образовании, философия уже давно решает вопросы своего внутреннего строения без общественного резонанса. Относится это и к старому вопросу о соотношении теоретической и практической философии.

Ревностный «восстановитель наук» начала Нового времени Ф. Бэкон в своей классификации видов знания еще по-прежнему объединяет именем «философия» основной корпус наук, и, хотя он не употребляет термина «практическая философия», все же отводит место ее составляющим – этике и «гражданской науке». Однако вскоре начинается буквально возрождение указанного термина. Дж. Локк в своей основной работе «Опыт о человеческом разумении», в главе о разделении наук указывает на три возможные области познания – вещи, действия и знаки -, которым соответствуют три разряда наук – физика, практика и семиотика, последнюю, замечает он, «удачно называют логикой». Под практикой (πρακτική) Локк имеет в виду умение правильно прилагать наши силы и действия для достижения благих и полезных вещей и замечает: «Наибольшее значение в этой области имеет этика, представляющая собой попытку найти такие правила и мерила человеческих действий, которые ведут к счастью, а также [найти] способы их применения. Цель здесь - не чистое умозрение и не познание истины, но справедливость и соответствующее ей поведение.» (Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 2. - М.: Мысль, 1985. - С. 200.) В этом высказывании совершенно четко угадываются мотивы Платона и Аристотеля.

Пользуется возрожденным понятием «практическая философия» и Г. Лейбниц (См., напр., Лейбниц Г.В. Сочинения в 4-х томах. Т.1, М.: Мысль, 1983. С. 605.), употребляет его и Д. Юм. В «Трактате о человеческой природе» Юм пишет: «Философия обычно делится на умозрительную и практическую, а так как нравственность всегда подводится под последнюю рубрику, обычно считают, что она оказывает влияние на наши аффекты и действия и выходит за пределы спокойных и равнодушных суждений нашего ума.» (Юм Д. Сочинения в 2-х томах. Т.1. – М.: Мысль, 1996. - С. 498-499.) Приведенное здесь высказывание Юма замечательно не только тем, что возвращает нам временно забытое понятие практической философии, но и намекает на совершенно оригинальную позицию Юма относительно участия разума в обосновании нравственных суждений. «Правила морали не являются заключениями нашего ума». – категорически утверждает Юм, т.е. они не являются априорными. (Там же. С. 499.) С этим вряд ли согласились бы Аристотель и И. Кант, писавший о практическом применении разума, а также некоторые из современных авторов, пишущих о практическом разуме (practical reason).

В эпоху Просвещения, прославляющую всепроницающую мощь разума, практическая философия тем или иным способом обозначает свое присутствие. Так Д. Дидро замечает, что «Цель нравственной философии отыскать, в чем состоит истинное счастье.» (Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. Т.2. М.: Мысль, 1991. С. 537.) Имеется в виду, конечно, «отыскать» не в разуме, как могут некоторые подумать, а при помощи разума, ибо французские просветители стояли на позициях эмпиризма. К.А. Гельвеций, понимая под умом способность мыслить, в работе «Об уме» выделяет особую главу под наименованием «Практический ум», в которой пишет: «Общий предмет желания всех людей есть счастье; поэтому практический ум должен обладать искусством делать себя счастливым.» (Гельвеций К.А. Сочинения в 2-х томах. Т. 1.- М.: Мысль, 1973. - С. 561.) И здесь заметим, что речь идет не о «счастливом уме», а о человеке, владельце специфического ума. Однако, читая Гельвеция, не следует спешить поддаваться соблазну зачесть его «практический ум» безоговорочно на счет практической философии. Этот «ум» – не что иное, как способность приспосабливаться к обстоятельствам жизни для преуспеяния и удовлетворения эгоистического интереса. Носители такого ума часто бывают корыстными льстецами, интриганами, любят и умеют маскировать свой личный интерес под интерес ближнего. Для Гельвеция практический ум – лишь один из многих, и далеко не лучший, в его время представителей ума вообще, ведь он еще называет и такие виды ума как гений, светский ум, остроумие и др. И все же внимание, которое Гельвеций вообще уделяет морали, общественной пользе от применения ума, наряду с ослаблением внимания к метафизическим вопросам, позволяет говорить о дальнейшей дифференциации проблематики практической философии.

Говоря о Просвещении, нельзя обойти вниманием роль Х. Вольфа. Авторитет Х. Вольфа, его учеников и последователей, учитывая их влияние в университетах Германии, надолго сделал общим местом деление философии на теоретическую и практическую. Даже при создании оригинальных философских систем представители немецкой классической философии в целом старались держаться устоявшейся традиции. Нюансы не играли существенной роли. Так И. Кант вместо теоретической и практической философии иногда предпочитал говорить о теоретическом и практическом применении разума: «…В конце концов, мы имеем дело с одним и тем же разумом, который должен иметь различие лишь в применении» (Кант И. Основоположения метафизики нравов // Кант И. Сочинения в 8-ми т. Т.4, М., 1994. С. 159.) Но когда Кант хотел отмежеваться от популярной моральной философии, погруженной в эмпирию, и найти основания моральных принципов и законов, он переходил к «чистой моральной или практической философии», т.е. к сфере априорного. Тогда для него практическая философия была областью суждений не о сущем, а о должном.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.