Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основополагающие признаки и виды демократии



Ответ на вопрос «что есть демократия» не может быть достаточен без определения наиболее общих при­знаков этого явления. Иногда еще говорят о принципах демократии (виды вообще оставляют в стороне), но применение этого термина более уместно при характе­ристике работающей демократии, то есть при ответе на вопрос «как делается демократия». Некоторые исследователи, характеризуя суть демократии, не только назы­вают принципы и признаки, но и говорят об основопо­лагающем, или изначальном принципе. Первый термин принадлежит одному из основоположников теории де­мократии Ш. Л. Монтескье и обозначается как добро­детель, определяемая соблюдением законов и заботой о равенстве; второй — видному знатоку современных по­литических режимов Р. Арону, обозначаемый им как законность и соперничество в отправлении власти и чувство компромисса, не связанное напрямую с соблю­дением законов [Арон Р. Демократия и тоталитаризм. — М., 1993.—С.70].

Контекст изложения темы не предполагает освеще­ния основополагающих или изначальных принципов демократии и обычных ее признаков и принципов, показ их субординации и взаимодействия. Представляется дос­таточным перечислить признаки и дать общую их харак­теристику. Выделяются прежде всего следующие черты:

1. Институциональное выражение суверенитета, вер­ховной власти народа. Демократия означает юридическое признание того факта, что народ, а не монархия, ари­стократия, бюрократия или духовенство выступает официальным источником власти. Суверенитет народа в том и выражается, что именно ему принадлежит уч­редительная и конституционная власть в государстве, что он избирает своих представителей в органы власти, а при необходимости сменяет их. Народ имеет также право непосредственного участия в разработке и приня­тии законов посредством референдумов, а также неко­торых народных инициатив.

2. Периодическая выборность основных органов государ­ства. Правда, истории давно известна практика народ­ного избрания монархов, которые затем приобретали право на пожизненное правление и даже передачу этого права по наследству. В Древней Греции существовала так называемая «эксимнестия» — выборная монархия. Од­нако при подобных выборах правителей демократия еще отсутствовала. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются на строго определенный срок. Ротация правителей в демократическом обществе — оборотная сторона их выборности. В зависимости от по­рядка формирования (избрания) органов власти и от их строения, демократические государства делятся на пар­ламентские, президентские, смешанные (или полупре­зидентские) республики, суперпрезидентские республики, парламентские монархии и т. д. Эти институционные параметры будут рассматриваться в главе о государстве.

3. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении. Хотя степень народовластия здесь, как уже отмечалось (и об этом еще будет идти речь), довольно ограничена, это не должно подрывать доверия к названному признаку, поскольку демократия (по крайней мере представитель­ная) иначе не действует.

4. Равенство граждан на участие в управлении государ­ством. В современной сложноорганизованной политиче­ской системе этот принцип как минимум предполагает: равенство избирательных прав; свободу создания граж­данами политических партий и объединений, артикули­рующих и отстаивающих их интересы; право на получе­ние и распространение информации, и это, возможно, главное — право на участие в конкурентной борьбе за руководящие должности в государстве.

Из признака «равенство прав граждан» вытекают важнейшие характеристики демократии: равенство мо­жет быть формальным, чисто юридическим и фактиче­ским, предполагающим создание примерно одинаковых социальных возможностей для реализации людьми сво­их политических прав (материальный достаток, свобод­ное время, доступ к информации).

В зависимости от характера равенства демократия де­лится на политическую, экономическую, социальную и индустриальную. Слово democratia, появившееся в V в. До Н.э., вплоть до прошлого века было политической кон­цепцией, демократия означала политическую демокра­тию. Сейчас, однако, говорят также о демократии в не­политическом, или субполитическом смысле. Говорят о демократии индустриальной, экономической и особен­но часто — о социальной. Интересен поэтому вопрос о значении этих видов демократии и о том, как они со­относятся с политической демократией.

Идея социальной демократии лучше всего была пере­дана Токвилем и Брайсом. Первый во время посещения США в 1831 г. был поражен общественными предпо­сылками американской демократии (равенство статуса, манеры, обычаи и др.). Социальное равенство показа­лось Токвилю поразительным. Это общество не знало феодального прошлого, «дух» демократии пронизывал его. Токвиль, наблюдая демократию США, определяет ее как уравнение условий жизни или равенство людей в социальном плане. Последнее у него означает отсутст­вие наследуемого различия в общественном положении, а также доступность каждому всех видов деятельности, почестей и званий. Он противопоставлял демократию аристократии и до 1848 г. понимал демократию скорее как состояние общества, а не как политическую демо­кратию. После Токвиля идею демократии как образа жизни, как общего состояния и стиля общества опре­делил Брайс. Его интерпретация демократии в самом общем виде такова: это общество, чей характер требует от его членов признания себя социально равными.

Индустриальная демократия — термин, введенный в конце XIX в. Сиднеем и Беатрисой Уэбб. По существу это демократия в рамках индустриальных предприятий. Можно сказать, что индустриальная демократия — это адаптация греческой прямой демократии к индустри­альному обществу, в котором один член политического сообщества заменяется членом экономического сооб­щества, рабочим на рабочем месте. Наиболее показа­тельный пример индустриальной демократии — это югославский тип «самоуправления» рабочих советов.

Экономическая демократия -— многогранное и, в конце концов, уклончивое понятие. Логика, ведущая к этой конструкции, следующая: в связи с тем, что политиче­ская демократия главным образом ограничивается по­литическим и юридическим равенством, а социальная демократия отражает отношение к уравни­ванию богатства. Цель экономической демократии — перераспределение богатства и уравнивание экономиче­ских возможностей и условий. Экономическую демократию можно охарактеризовать и так: равенство контроля над экономическим производственным процессом.

Социальная, индустриальная и экономическая де­мократии, безусловно, обнажают важнейшие срезы со­циума. Последняя, например, в марксистской интер­претации даже вытесняет политическую демократию и заменяет ее. Однако в действительности все они явля­ются подчиненными демократиями. Первые два вида демократии обращаются к четко тождественным струк­турам и включают неполитическую демократию. Эти две концепции не обращаются к проблеме демократии на уровне государства, то есть как к проблеме управляемой государственной демократии. Экономическая же демо­кратия ныне — крайне неясное и чрезмерно широкое понятие. Демократия в политическом смысле — это макродемократия. Это совершенно полновластная демо­кратия. Политическая демократия — необходимое усло­вие, инструмент, какую бы демократию или демокра­тическую цель мы ни вынашивали. Хорошо эта мысль сформулирована Дж. Сартори: если господствующая политическая система не является демократической, тогда социальная демократия имеет мало смысла, инду­стриальная демократия — мало подлинности, а экономическое равенство может не отличаться от равенства между рабами. Именно поэтому демократия без опреде­лителя обозначает «политическую демократию», а де­мократия — это прежде всего политическое понятие. Именно о такой демократии и идет речь в данной главе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.