Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Этимологическое определение демократии



Определение демократии — одновременно весьма простое и чрезвычайно сложное дело. В современном более или менее цивилизованном обществе феномен демократии как будто понятен чуть ли не каждому гра­жданину. Это и не удивительно, ибо каждый из них знает: понятие «демократия» буквально означает «власть людей», означает, что власть принадлежит народу. В то же время мало кто из граждан ощущает свою непосред­ственную причастность к реальной власти, к прини­маемым ею решениям. Как оказывается, она находится в руках незначительного меньшинства. В повседневной жизни для многих демократия — пустой звук или того хуже — средство затуманивания сознания и беззастен­чивого обмана. К тому же среди специалистов полити­ческой науки отсутствует согласованное определение демократии, что имеет как объективные, так и субъек­тивные основания.

Объективные причины состоят в том, что демокра­тия — это сложное многоплановое явление, в котором исследователи, в зависимости от мировоззренческих пристрастий и целевых установок проводимого анализа, вычленяют свое специфическое содержание. Проблема демократии, кроме того, двойственна: речь может идти о демократии идеальной (нормативной) и демократии реальной (эмпирической). Наконец, это связано с многообразием видов демократии. Кроме политической, имеются экономическая, индустриальная и социальная демократии.

Субъективная причина заключается в том, что тер­мин «демократия» сознательно искажается. Демократия одно из самых распространенных выхолощенных слов: «слово-ловушка» (Дж. Сартори), «слово-ласка» (Ф. Хайек), которое для многих утратило свой изначальный смысл. Этому явлению уделил большое внимание Дж. Сартори в названной работе, где он цитирует Оруэлла: «...в случае такого слова, как демократия, не толь­ко не существует согласованного определения, но и попытки создать таковое встречают сопротивление со всех сторон. Защитники режима любого типа заявляют, что это демократия, и они боятся, что придется прекратить использование этого слова, если оно будет свя­зано с каким-то одним значением».

Учитывая сложность явления демократии и необхо­димость максимально адекватного определения ее, нач­нем с самого простого — этимологического определе­ния феномена. Термин «демократия» возник ок.2400 лет тому назад и переводится с древнегреческого (demos — народ, cratos — власть) как «народовластие». За про­шедшее время это слово приобретало весьма разнооб­разные значения в зависимости от различных историче­ских обстоятельств и разных идеалов. Однако в нем так или иначе присутствовал смысл — власть народа. Наи­более емко этот смысл выразил американский прези­дент Линкольн. В своем Геттисбергском обращении в 1863 г. он расшифровал это понятие так: «Управление народа народом и для народа». Однако наличие ответа здесь только видимое. Сама посылка «демократия» — власть народа — с самого начала является неясной, ибо не выяснено понятие «демос» (народ). Да и формула Линкольна, при всей ее внешней привлекательности, не выдерживает строго научного анализа, поскольку не раскрывает внутренний механизм народного правления.

Даже в Древней Греции понятие «демос» не было лишено двойственности.«Демос» означал в V в.до н.э. общество, собранное в ekklesia — народное собрание. В то же время демос мог быть приравнен к народу в целом или к polloi — большинству, или к ochlos — чер­ни. Когда же демос стал переводиться как латинское populis, многозначность слова еще больше возросла. Правда, в современных итальянском, французском и немецком языках слова соответственно popolo, peuple и volk означают «органическое целое», «единую сущ­ность». В английском же языке (более распространен­ном в мире) слово people означает множественное чис­ло. Современные политологи дают, как правило, несколько интерпретаций понятия «народ», Дж. Сартори, например, шесть. Это: 1 — каждый, 2 — неопре­деленная большая часть, 3 — низший класс, 4 — неде­лимая сущность — органическое целое, 5 — большая часть, выраженная принципом абсолютного большин­ства, 6 — большая часть, выраженная принципом огра­ниченного большинства.

Дж. Сартори, на наш взгляд, вполне обоснованно отвергает не только первые четыре, но и пятую интерпретацию и пользуется при определении понятия «народ» шестой интерпретацией. При этом он исходит из того, что абсолютное большинство означает — в счет идет только большинство. Большое число рассматривае­мого населения символизирует все и обладает неограниченным (абсолютным) правом решать все в своей жизни. Принцип же ограниченного большинства озна­чает, что права какого-либо большинства не могут быть «абсолютными». Дж. Сартори характеризует демократию как систему правил большинства, ограниченную пра­вами меньшинства. Это, говорит Дж. Сартори, и явля­ется единственной характеристикой практически всех процедурных интерпретаций понятия «народ».

Из такой этимологической трактовки демократии вытекает по меньшей мере четыре вывода. Первый — недопустима фетишизация понятия «народ», демокра­тия — это отнюдь не демофилия. Создание из народа идола может идти рука об руку с презрением к факти­чески существующим людям. С этим, к слову сказать, каждый из нас встречается чаще, чем хотелось бы. Вто­рой — в демократическом обществе необходимо защи­щать права меньшинства (к чему мы вернемся ниже). Третий — выражение «власть народа» описывает начало процесса и оставляет его незавершенным. Ведь власть осуществляется над кем-то, управление предполагает не только управляющих, но и управляемых. Четвертый — характер демократии зависит от понимания народа и осуществляемого им суверенитета. Ограничение наро­да определенными классовыми или демографическими рамками даст основание характеризовать государства, подвергающие политической дискриминации определенные группы населения, как социально ограниченные демократии и отличать их от всеобщих демократий — государства с равными политическими правами для всего взрослого населения, а также от охлократий, то есть таких типов правления, которые означают власть черни и толпы (от греч. ochlos — толпа, чернь, kratos — власть). Последнее вытекает из соответствующей трак­товки народа как простого люда, неимущих слоев, чер­ни, составляющих большинство населения.

Кроме того, раскрывая этимологическое определе­ние демократии, как в известной мере условное, мы только обозначим его и оставим в стороне такое важное понятие, как измерение демократии, единицей которого в современных условиях является национальное государство. Народ в массовом обществе это не 2—5 тыс человек, которые собирались в Древней Греции в ekklesia, а многие тысячи и миллионы, так что воля каждого — это не одна двух- или пятитысячная, а одна стотысячная или миллионная, а то и десятимиллионная (что, естественно, отражается на самосознании и пове­дении людей). Кроме того, в ряде стран именно народ­ные массы сделали возможным тоталитаризм. А по мнению многих современных социопсихологов, для значительной части народа характерен «страх свободы», для многих свобода и ответственность — слишком большое бремя.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.